| Буркивченко Ирина Геннадьевна, заведующий отделением, преподаватель Многопрофильный педагогический колледж Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Луганский государственный педагогический университет» |
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА
Проблема построения взаимоотношений педагога и учащегося была актуальной во все времена существования человечества. Учитель всегда выполнял не только функцию обучения своего ученика, но воспитания его личности. Считается неоспоримым тот факт, что помимо знаний, умений и навыков ребенку в школе еще необходимо привить трудолюбие, ответственность, положительные нравственные качества, которые необходимы для взрослой жизни в социуме после окончания учебного заведения.
В последние десятилетия ХХ века в педагогической среде стали популярными идеи педагогов-новаторов, которые выступали за обновление школьной системы обучения, предлагая сделать ее более демократичной, построенной на принципах гуманизма, что способствовало бы развитию личности ученика. Постепенно предложения ученых оформились в новое научное направление – педагогику сотрудничества, представляющую собой определенную систему методов и приемов обучения и воспитания, основанную на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию обучающегося. Автором идеи педагогики сотрудничества является советский публицист Соловейчик Симон Львович. В своих работах он рассматривал процесс обучения и воспитания как открытый диалог между педагогом и учеником.
В условиях цивилизационных вызовов, стоящих сегодня перед обществом, система образования, как и другие сферы жизнедеятельности, претерпевает ряд изменений. Рассмотрим это на примере организации образовательного процесса в Многопрофильном педагогическом колледже ФГБОУ ВО «ЛГПУ».
Прежде всего происходящие перемены затрагивают отношения педагога и учащегося. На смену субъект-объектным взаимоотношениям участников образовательного процесса приходят субъект-субъектные, когда два участника одного процесса должны действовать вместе, быть равноправными партнерами, составляя союз менее опытного с более опытным, при этом ни один из них не должен стоять над другим.
Определяющим фактором эффективности процесса педагогического взаимодействия, является, безусловно, понимание и осознание педагогом не только возрастных, психологических особенностей обучающегося, но и его индивидуальности. Следует также учитывать, что любая специальность, реализуемая в учебном заведении, также создает особую атмосферу взаимоотношений преподавателя и студента, что, в свою очередь, влияет на процесс освоения профессиональных знаний.
В этом случае педагогика сотрудничества может успешно применяться как форма организации предметных, специальных дисциплин, поскольку является наиболее благоприятным вариантом взаимоотношений, позволяющим сохранить индивидуальность обучающегося и в то же время выработать профессиональные знания и умения, освоить необходимые профессиональные компетенции.
В последнее время в систему образования на разных уровнях все больше входит такая форма взаимоотношений, как совместная проектная деятельность, примером такой деятельности в колледже является выполнение индивидуального проекта. Индивидуальный проект как один из современных способов организации учебных занятий способствует формированию качественно новой формы построения взаимоотношений педагога и обучающегося, которую можно отнести к технологии педагогики сотрудничества.
Далее рассмотрим такие целевые ориентации педагогики сотрудничества, как единство обучения и воспитания, а также гуманно-личностный подход к студенту.
Работая по целевой ориентации в виде «единства обучения и воспитания», мы приняли за основу учебно-воспитательную концепцию «Формирование конкурентно-способного специалиста». Реализация концепции сопровождалась разработкой модели конкурентоспособного выпускника. В модель включено 4 направления в обучении и воспитании, которые, на наш взгляд, способствуют успешной социализации выпускника.
С учетом данной модели в учебные планы педагогических специальностей были введены следующие дисциплины: «Психология общения», «Педагогическая психология», «Возрастная психология», «Основы педагогического мастерства», позволяющие студентам познать себя, свои возможности, сформировать Я-концепцию личности. Также был создан комплекс, который включает в себя деятельность различных спортивных секций, творческой студии, литературно-краеведческого клуба, театра мод, кружка вокально-сценического творчества, художественных коллективов вокала и танца.
Для того чтобы расширить возможности выпускников при трудоустройстве, осуществляется сотрудничество с работодателями в рамках деятельности Центра содействия трудоустройству студентов и выпускников МПК ФГБОУ ВО «ЛГПУ».
Что касается такой целевой ориентации педагогики сотрудничества, как гуманно-личностный подход к студенту, то его реализация связана с использованием преподавателями колледжа личностно-ориентированных технологий обучения, способствующих установлению оптимальных отношений преподавателя и студента. В ходе работы свою эффективность показали такие формы и методы организации взаимодействия, как: индивидуальная работа с обучающимися; информационные технологии обучения; систематический мониторинг развития индивидуальных качеств личности и профессиональной подготовки, предполагающий получение информации о продвижении каждого студента и внесение данных в портфолио обучающихся; прохождение производственной практики по месту работы или возможность предоставления прохождения по месту жительства; академический отпуск.
Педагогика сотрудничества предполагает взаимодействие участников образовательного процесса разных уровней, например, свою специфику имеет коммуникация между администрацией учебного заведения и обучающимися. Примером может служить система самоуправления, действующая в колледже: студенты активно привлекаются к управлению колледжем – они участвуют в работе совета колледжа, совета студенческого самоуправления.
С целью создания комфортной атмосферы сотрудничества, слаженной работы всего коллектива практический психолог колледжа проводит психодиагностику студенческих групп, обучает подростков навыкам психологической разгрузки, реализует тренинги уверенности в себе и тренинги общения.
Таким образом, комплексная работа коллектива колледжа в рамках педагогики сотрудничества способствует успешному обучению студентов, позволяет реализовать их способности и интересы, содействует профессиональному росту и последующей самореализации в выбранной сфере деятельности.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что внедрение в практику работы положений педагогики сотрудничества отвечает основным принципам реализации государственной политики в сфере образования, направленной на гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободное развитие личности и воспитание взаимоуважения.
Список литературы
Ильин Г. Л. Проблемы педагогики сотрудничества // Управление ДОУ. – 2006. – № 3. – С.38-42.
Копылова Н. А. Современный взгляд на педагогику сотрудничества и реализацию ее идей в практической деятельности образовательных учреждений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2007. – Т. 19. – № 45. – С. 373.
Обучение в сотрудничестве // Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. – М. : Академия, 2001. – 200 с.
Селевко Г. К., Тихомирова Н. К. Педагогика сотрудничества / Г. К. Селевко, Н. К. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 2008. – 126 с.