СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогика сотрудничества как фактор успешного обучения студента колледжа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья 

Просмотр содержимого документа
«Педагогика сотрудничества как фактор успешного обучения студента колледжа»


Буркивченко Ирина Геннадьевна,

заведующий отделением, преподаватель

Многопрофильный педагогический колледж

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Луганский государственный педагогический университет»


ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА


Проблема построения взаимоотношений педагога и учащегося была актуальной во все времена существования человечества. Учитель всегда выполнял не только функцию обучения своего ученика, но воспитания его личности. Считается неоспоримым тот факт, что помимо знаний, умений и навыков ребенку в школе еще необходимо привить трудолюбие, ответственность, положительные нравственные качества, которые необходимы для взрослой жизни в социуме после окончания учебного заведения.

В последние десятилетия ХХ века в педагогической среде стали популярными идеи педагогов-новаторов, которые выступали за обновление школьной системы обучения, предлагая сделать ее более демократичной, построенной на принципах гуманизма, что способствовало бы развитию личности ученика. Постепенно предложения ученых оформились в новое научное направление – педагогику сотрудничества, представляющую собой определенную систему методов и приемов обучения и воспитания, основанную на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию обучающегося. Автором идеи педагогики сотрудничества является советский публицист Соловейчик Симон Львович. В своих работах он рассматривал процесс обучения и воспитания как открытый диалог между педагогом и учеником.

В условиях цивилизационных вызовов, стоящих сегодня перед обществом, система образования, как и другие сферы жизнедеятельности, претерпевает ряд изменений. Рассмотрим это на примере организации образовательного процесса в Многопрофильном педагогическом колледже ФГБОУ ВО «ЛГПУ».

Прежде всего происходящие перемены затрагивают отношения педагога и учащегося. На смену субъект-объектным взаимоотношениям участников образовательного процесса приходят субъект-субъектные, когда два участника одного процесса должны действовать вместе, быть равноправными партнерами, составляя союз менее опытного с более опытным, при этом ни один из них не должен стоять над другим.

Определяющим фактором эффективности процесса педагогического взаимодействия, является, безусловно, понимание и осознание педагогом не только возрастных, психологических особенностей обучающегося, но и его индивидуальности. Следует также учитывать, что любая специальность, реализуемая в учебном заведении, также создает особую атмосферу взаимоотношений преподавателя и студента, что, в свою очередь, влияет на процесс освоения профессиональных знаний.

В этом случае педагогика сотрудничества может успешно применяться как форма организации предметных, специальных дисциплин, поскольку является наиболее благоприятным вариантом взаимоотношений, позволяющим сохранить индивидуальность обучающегося и в то же время выработать профессиональные знания и умения, освоить необходимые профессиональные компетенции.

В последнее время в систему образования на разных уровнях все больше входит такая форма взаимоотношений, как совместная проектная деятельность, примером такой деятельности в колледже является выполнение индивидуального проекта. Индивидуальный проект как один из современных способов организации учебных занятий способствует формированию качественно новой формы построения взаимоотношений педагога и обучающегося, которую можно отнести к технологии педагогики сотрудничества.

Далее рассмотрим такие целевые ориентации педагогики сотрудничества, как единство обучения и воспитания, а также гуманно-личностный подход к студенту.

Работая по целевой ориентации в виде «единства обучения и воспитания», мы приняли за основу учебно-воспитательную концепцию «Формирование конкурентно-способного специалиста». Реализация концепции сопровождалась разработкой модели конкурентоспособного выпускника. В модель включено 4 направления в обучении и воспитании, которые, на наш взгляд, способствуют успешной социализации выпускника.

С учетом данной модели в учебные планы педагогических специальностей были введены следующие дисциплины: «Психология общения», «Педагогическая психология», «Возрастная психология», «Основы педагогического мастерства», позволяющие студентам познать себя, свои возможности, сформировать Я-концепцию личности. Также был создан комплекс, который включает в себя деятельность различных спортивных секций, творческой студии, литературно-краеведческого клуба, театра мод, кружка вокально-сценического творчества, художественных коллективов вокала и танца.

Для того чтобы расширить возможности выпускников при трудоустройстве, осуществляется сотрудничество с работодателями в рамках деятельности Центра содействия трудоустройству студентов и выпускников МПК ФГБОУ ВО «ЛГПУ».

Что касается такой целевой ориентации педагогики сотрудничества, как гуманно-личностный подход к студенту, то его реализация связана с использованием преподавателями колледжа личностно-ориентированных технологий обучения, способствующих установлению оптимальных отношений преподавателя и студента. В ходе работы свою эффективность показали такие формы и методы организации взаимодействия, как: индивидуальная работа с обучающимися; информационные технологии обучения; систематический мониторинг развития индивидуальных качеств личности и профессиональной подготовки, предполагающий получение информации о продвижении каждого студента и внесение данных в портфолио обучающихся; прохождение производственной практики по месту работы или возможность предоставления прохождения по месту жительства; академический отпуск.

Педагогика сотрудничества предполагает взаимодействие участников образовательного процесса разных уровней, например, свою специфику имеет коммуникация между администрацией учебного заведения и обучающимися. Примером может служить система самоуправления, действующая в колледже: студенты активно привлекаются к управлению колледжем – они участвуют в работе совета колледжа, совета студенческого самоуправления.

С целью создания комфортной атмосферы сотрудничества, слаженной работы всего коллектива практический психолог колледжа проводит психодиагностику студенческих групп, обучает подростков навыкам психологической разгрузки, реализует тренинги уверен­ности в себе и тренинги общения.

Таким образом, комплексная работа коллектива колледжа в рамках педагогики сотрудничества способствует успешному обучению студентов, позволяет реализовать их способности и интересы, содействует профессиональному росту и последующей самореализации в выбранной сфере деятельности.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что внедрение в практику работы положений педагогики сотрудничества отвечает основным принципам реализации государственной политики в сфере образования, направленной на гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободное развитие личности и воспитание взаимоуважения.


Список литературы

  1. Ильин Г. Л. Проблемы педагогики сотрудничества // Управление ДОУ. – 2006. – № 3. – С.38-42.

  2. Копылова Н. А. Современный взгляд на педагогику сотрудничества и реализацию ее идей в практической деятельности образовательных учреждений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2007. – Т. 19. – № 45. – С. 373.

  3. Обучение в сотрудничестве // Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. – М. : Академия, 2001. – 200 с.

  4. Селевко Г. К., Тихомирова Н. К. Педагогика сотрудничества / Г. К. Селевко, Н. К. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 2008. – 126 с.