СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педсовет. Доклад "МЕТОДОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педсовет. Доклад "МЕТОДОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

«МЕТОДОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»



Активно развивающиеся процессы модернизации образования предъявляют всё более высокие требования к профессиональным качествам современных педагогов, к уровню их теоретических знаний и практических умений. Новые социальные требования к системе образования сформулированы в КОНЦЕПЦИИ модернизации образования и звучит так:

«Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные , предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу Родины».

Возникает новое понимание основной цели образования, заключающейся для педагога в том, чтобы развить в человеке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.

Реализация данных целей требует новых педагогических технологий. По определению ЮНЕСКО , педагогическая технология- это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов с целью оптимизации форм образования. Итак, педагогическая технология – это описание и процедура реализации педагогического процесса.

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон.

Дословно «технология» - наука о мастерстве. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

История развития педагогической технологии

Впервые в двадцатые годы термин "педагогическая технология" упомянут в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский).В это же время распространилось и другое понятие – "педагогическая техника", которая в Педагогической энциклопедии тридцатых годов была определена как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. К педагогической технологии было отнесено также умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия. В сороковые – пятидесятые годы, когда началось внедрение в учебный процесс обучения технических средств, появился термин "технология образования", который в последующие годы под влиянием работ по методике применения различных ТСО модифицировался в "педагогические технологии". Именно к середине пятидесятых годов XX века исследователи относят массовую разработку и внедрение педагогических технологий и связывают это с возникновением технологического подхода к обучению в американской, а затем и в европейской школе. В середине шестидесятых годов возникло два направления: "технические средства в обучении", "технология учебного процесса". Первоначально под педагогической технологией понималась технизация учебного процесса. Первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение. К концу семидесятых годов – началу восьмидесятых вследствие развития техники и начавшейся затем за рубежом компьютеризации обучения понятия "технология обучения" и "педагогическая технология" все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом. При этом были выделены две стороны педагогической технологии: применение системного знания для решения практических задач и использование в учебном процессе технических устройств. Под давлением технологического опыта других отраслей педагогические технологии обретают новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и влиять на его эффективность. В связи с этим педагогическая технология рассматривалась как область знания, включающая методы, средства обучения и теорию их использования для достижения целей обучения. В настоящее время дается следующее определение:"Педагогическая технология" – часть педагогической науки, изучает и разрабатывает цели, содержание и методы обучения и корректирует педагогические процессы.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям:

• концептуальность;

• системность;

• управляемость;

• эффективность;

• воспроизводимость.

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:

• логикой процесса,

• взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

Исходя из вышеизложенного образовательные технологии являются составной частью современного урока.

Различают разные виды технологий: образовательная, воспитательная, информационная. Образовательная технология – это технология учебного процесса.

Характерные черты всех педагогических технологий следующие:

-последовательная ориентация на чётко определённые цели;

-чёткая этапность и последовательность педагогических действий;

-воспроизводимость педагогического процесса;

-полная управляемость педагогическим процессом;

-инвариантность основных этапов образовательного процесса;

-точное описание условий обучения;

-чёткие критерии измерения и оценки результатов;

-оперативная обратная связь;

-коррекция педагогического процесса;

-гарантированность результата.



Так как понятие «педагогические технологии» характеризуются многими признаками, то и подходы к классификации могут быть различные. Рассмотрим таблицу, где приведены различные виды используемых в педпрактике технологий.

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение


Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности

Разноуровневое обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Лекционно-семинарско- зачетная система

Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, .развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого- педагогические диагностики личности.

Информационно- коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Систему инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.



Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Основной задачей учителя становится поиск такой технологии, которая бы в наибольшей степени отвечала принципам соответствия естественным механизмам усвоения опыта обучающимся ребёнком.

Развитие личности в школе происходит на уроке, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребёнка в разные виды деятельности. Учитель обязан на уроке реализовывать следующие принципы:

-Урок- это открытие, поиск и осмысление истины. Стратегия современного урока далеко выходит за пределы простой передачи знаний. Ключевой результат урока- это развитие интеллекта и духовное обогащение каждого участника образовательного процесса.

-Урок – это часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

-Высочайшей ценностью на уроке является человек.

Гуманизация воспитания - ключевой элемент нового педагогического мышления, требующий изменения отношений в системе «учитель- ученик», установления атмосферы доверия, уважения личности ребёнка и сотрудничества с ним. Все эти принципы лежат в основе образовательных технологий, реализуемых в современной школе. Вспомним, что говорил король в сказке Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц» : «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя» Что могут означать для нас эти слова? По существу, в них заключено одно из важнейших правил успешного учения : ставь перед собой и перед тем, кого учишь, реальные цели. К сожалению, это правило мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи, можем дать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, можем показать фильм или организовать игру. Но проходит некоторое время, и в памяти детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми они должны были овладеть. Это происходи потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.

Совершенно очевидно, что ведущими должны быть технологии развивающего и личностно- ориентированного обучения.. Педагоги должны учитывать следующие факторы, влияющие на эффективность использования педтехнологий :

-конкретные педагогические и образовательные цели;

- особенности предметного содержания в целом;

-индивидуальные и личностные особенности учащихся;

-учебно-методическая и материально-техническая оснащённость образовательного процесса;

-социальные условия, в которых реализуется образовательный процесс.


Рассмотрим технологическое построение учебного процесса

В данной схеме прослеживается направленность на заведомо фиксированные цели, коррекция учебного процесса и оперативная обратная связь. Мы видим, что достижение конкретных результатов напрямую зависит от чёткости целей и адекватности выбора стратегии обучения, то есть от методов обучения.


Если принято решение войти в зону инновации, то к цели двигаться надо более сложным путем. В этом случае мы рекомендуем выработать особый план перехода от старой системы к новой. При составлении такого плана надо держать свое сознание и воображение в строгой узде и не уходить в глубокие фантазии, не преуменьшать достоинства своей старой технологии и не преувеличивать возможности новой, избранной. Попробуйте при этом руководствоваться следующими правилами.

Правило первое. Революционная смена образовательных технологий на начальном этапе внедрения приводит к неисчислимым большим и малым бедам. Смена одной технологии на другую должна предваряться солидной подготовкой не только учителя, но и учащихся.

Правило второе. И новая технология, и прежняя устаревшая имеют одну и ту же структурную педагогическую основу. Любая технология строится как классический педагогический процесс, состоящий из целей, принципов, содержания, методов, средств и форм организации обучения. Повторяем, любая. Значит, при знакомстве и выборе новинок надо прежде всего изучить, как в них представлены эти компоненты педагогического процесса и чем они отличаются от используемых.

Правило третье. Любая технология имеет свои основные и опорные формы организации обучения. Как бы они ни назывались — урок, занятие, дрейф-группа, парк, мастерская. Это все равно занятие, предназначенное для организации познавательного процесса учащихся. Выявив эту форму в инновации, надо сравнить ее с уроком. Сравнивание идет как по представленности компонентов педагогического процесса, так и по методической структуре. Ведь и новая форма тоже имеет свою методическую структуру. Следует также познакомиться с описанием психологической структуры, т.е. того, как и какие познавательные процессы развиваются, какие качества личности воспитываются, с каким напряжением идет занятие.

Правило четвертое. Любая образовательная технология эффективна только для определенной группы учащихся. Поэтому следует предварительно определить, что даст инновация конкретным, обучаемым нами детям, да и нам, как профессионалам. В чем оно улучшит наше развитие и наше образование и в чем оно бессильно. Идеальных и на все случаи жизни образовательных технологий нет.

Правило пятое. Необходима самооценка учителем своих духовно-нравственных, интеллектуальных и физических, квалификационных и социально-педагогических возможностей. Это поможет определить, необходимо ли учителю специальное переучивание или достаточно только самообразования.

Следуя этим правилам, можно убедиться в преимуществах новой технологии обучения перед прежней. Возможны варианты, когда предлагаемая технология совсем не разработана, но по разным причинам привлекает нас. Как в случае с личностно ориентированным обучением. О нем всюду пишут, его пропагандируют, руководство требует внедрения, а самой технологии просто нет, есть лишь отдельные идеи. В этом случае надо вводить только отдельные компоненты в свой традиционный урок. В конечном итоге, постепенным введением новых элементов в урок можно перевести его в разряд личностно ориентированного.

ВЫВОД

Таким образом, главное направление всех новых образовательных направлений – это формирование и развитие интеллектуальных умений учащихся, их нравственного развития, формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека. Совершенно очевидно, что новые образовательные технологии – это поиски пути получения гарантированного качественного образовательного результата.