ПЕДСОВЕТ
Тема: «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности»
02.12.2019
Цель: вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития детской инициативы.
1. Развитие детской инициативы. – ст.воспитатель
2. Организация работы воспитателя по развитию детской инициативы в разных видах деятельности. – опыт педагогов
3. Деловая игра «Развитие детской инициативы как эффективное средство воспитания и обучения дошкольников»
4. Разное
5. Решение педсовета.
1. Способы поддержки детской инициативы
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Слайд1
Сегодня тема нашего педсовета: «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности»
Проблема формирования у детей инициативы, самостоятельности и активности была и остается самой актуальной. Это именно те качества, которые являются основой становления характера человека.
Слайд 2
Обратимся к словарям. Инициатива – почин, побуждение к началу какого-нибудь дела. Самостоятельность это – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней помощи.
Слайд 3
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. В содержательном разделе нашей Программы представлены: условия, способы, направления, целевые ориентиры поддержки детской инициативы…
Слайд 4
На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: — проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; - способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребенок способен к волевым усилиям; - пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; — способен к принятию собственных решений.
Слайд 5
Во всех выше перечисленных документах сформулированы понятия инициативность, самостоятельность и ответственность дошкольников. Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень близкие. Давайте порассуждаем, есть ли в этих понятиях разница? В чем она?
В начале презентации мы увидели как объясняет толковый словарь ИНИЦИАТИВУ, а вот Ушаков в своем толковом словаре дает понятие САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней помощи.
Слайды 6,7,8 читаются по тексту презентации
Слайд 9
Инициативный ребенок дошкольного возраста - что же все-таки это значит? Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательному общению, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением - любознательности, - пытливости ума, - изобретательностью.
Слайд 10
Не знаю, согласитесь ли вы со мной, но по-настоящему инициативный ребенок – это большая редкость! Сегодняшнему педагогу по душе тот ребенок, который склонен соглашаться с его мнением, и мы с вами не исключение, а кто всегда конкурирует, попадает в категорию «неудобного ребенка». И честь, и хвала тем педагогам, которые умеют в «неудобном ребенке» распознать личность и помогают ребёнку раскрыть своё «я», учат высказывать своё мнение, проявлять инициативу, а не действовать по указке взрослых. Вот здесь мы подошли к самому главному! В большинстве своем, все формы активности инициируются педагогом, а если и реализуются ребенком, то их результат не выступает как важное достижение дошкольника, связанное с его личностным ростом.
Слайд 11,12
А мы уже выяснили, что инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка. Как же не загубить инициативу на корню, а наоборот сделать так, чтобы инициатива помогла развитию личности, развитию культурных практик, т.е. всех видов детской деятельности и, особенно на ранних этапах развития. Инициативу надо поддерживать и стимулировать!!!!
Слайд 13,14,15
По тексту.
В данный момент основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель - «Я сам учусь, а не меня учат», следовательно, современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность и интересы ребенка.
2. Организация работы воспитателя по развитию детской инициативы в разных видах деятельности. – опыт педагогов
Обсуждение НОД открытых
3. Деловая игра «Развитие детской инициативы как эффективное средство воспитания и обучения дошкольников»
Упражнение «Педагогическая копилка»
Цель: углубление знаний о способах развития детской инициативы в разные возрастные периоды.
Комментарий ведущего: в разные возрастные периоды деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы будет разная. Необходимо разбиться на 4 группы, каждой группе будет предложен возрастной период 3 – 4 года, 4 – 5 лет, 5 – 6 лет, 6 – 8 лет (вариант: можно сделать карточки, на которых указывается возрастной период, один педагог из каждой подгруппы вытягивает карточку). Затем вам необходимо обсудить и написать, что необходимо делать педагогу для развития детской инициативы в тот или иной возрастной период. На обсуждение дается 7 – 10 минут.
Упражнение «Закончи предложение».
Цель: осознание необходимых изменений в своей профессиональной деятельности.
Ведущий и педагоги сидят в кругу. Участники выполняют следующее задание – передают друг другу мяч, заканчивая фразы:
Взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно …
Взрослые предоставляют возможность овладевать …
Взрослые предоставляют возможность для творческого …
Взрослые поощряют творческую …
Взрослые создают широкие возможности для творческого …
Взрослые предоставляют возможность детям получать информацию …
Подсказка для ведущего:
Взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно использовать нормы и правила поведения, овладевать социальными навыками;
Взрослые предоставляют возможность для творческого самовыражения;
Взрослые поощряют творческую инициативу детей;
Взрослые создают широкие возможности для творческого самовыражения детей в разных видах деятельности;
Взрослые предоставляют возможность детям получать информацию из разнообразных источников.
4.Разное
Тема следующего педсовета «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи» - февраль
К педсовету:
-провести аткетирование родителей, педагогов – декабрь, январь педагоги «Ваши ожидания от взаимодействия с семьей», анкетирования родителей «Ваши пожелания и ожидания от сотрудничества с педагогами»
-Консультация «Проектирование оптимальных форм взаимодействия ДОУ и семьи в процессе реализации ООП ДО» – февраль –воспитатель 1 Мл.гр.
-Мастер-класс «Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ» - февраль воспитатель подгот.гр
-Опыт работы «Мотивация родителей на сотрудничество с работниками ДОУ» – педагоги все
-Организация и проведение открытых просмотров НОД с применением образовательных технологий и взаимодействие с семьей - февраль
Выставки
Выставка поделок «Зимняя сказка» | декабрь |
Выставка поделок «Мастерская Деда Мороза» | декабрь |
Конкурс семейных фотогазет «Наш зимний отдых» | январь |
Выставка групповых газет «Наши отважные папы» | февраль |
Выставка военной техники и военных профессий | февраль |
5. Решение
-продолжать создавать условия по развитию детской инициативы во всех видах деятельности - постоянно- все педагоги.
-своевременно предоставлять информацию и оформлять документы - все