СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педсовет "Построение образовательного процесса ДОУ на основе духовно-нравственных ценностей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок»

Просмотр содержимого документа
«Педсовет "Построение образовательного процесса ДОУ на основе духовно-нравственных ценностей"»

Построение образовательного процесса ДОУ на основе духовно-нравственных ценностей.

Цель: Выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию дошкольников.

1.Обобщение представлений об эффективности используемых форм и методов работы педагогов по духовно- нравственному воспитанию

2.Итоги тематической проверки: «Создание мини-музеев в группах, способствующих патриотическому воспитанию детей в детском саду»

3. Представление опыта работы воспитателя «Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю родного края»

  4. Разное


«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс.

«Духовность» (филос. Словарь) рассматривается - как внутренний, индивидуальный мир личности, проявленный определёнными нравственными качествами, потребностями, устремлениями, ценностями; как способ самосовершенствования; как качество личности. Духовное воспитание в педагогике – это формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Сегодня духовное воспитание - одно из самых востребованных понятий. Лишь через овладение наукой о нравственности человек может приобрести спокойствие души.

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Исходя из Концепции на этапе дошкольного образования формируем у детей:

Представление о добре и зле,

 Трудолюбие, бережливость,

 Развитие совести,

 Национальные ценности,

 Оценка поступков,

 Ценность человеческой жизни


В условиях перехода на новые ФГОС ДО, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

• формирование начал патриотизма и гражданственности;

• формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

• уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;

формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;

• формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт) .

• воспитание уважительного отношения к труду.


Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору; - сохранение истории определяет будущее нашего народа, через народное творчество ребёнок может последовательно развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию; - актуальность изучения наследия русской народной культуры выходит далеко за рамки только культуры. Говоря об экологии природы, мы одновременно говорим и об экологии народного искусства, экологии фольклора и с полным основанием можем говорить об экологии духовности и нравственности. Наша основная задача – введение духовно – нравственных начал в основу воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, что тем самым способствует обновлению содержания, форм и методов дошкольного образования в условиях модернизации всей системы образования. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.


Формы работы с детьми:

Духовное образование (занятия, беседы, поручения).

Воспитательно–оздоровительное образование (праздники, развлечения, игры: подвижные, назидательные, ролевые, строительные, прогулки, экскурсии, походы).

Культурно–познавательное образование (организация выставок и конкурсов, экскурсии, посещение музеев, встречи с интересными людьми, целевые прогулки, концерты, просмотр передач, м/ф, фильмов, презентаций).

Нравственно–трудовое образование коллективный труд, (самообслуживающий труд, хозяйственно – бытовой труд, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).



Методы формирования нравственных представлений объединяются в три группы:


1. Методы формирования нравственного поведения - упражнения поручения требования поручения воспитывающие ситуации

2. Методы формирования нравственного сознания - объяснение внушение просьба этическая беседа

3.методы стимулирования - поощрение соревнование одобрение просьба этическая беседа пример


 Все дело в том, что воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.

Поэтому для результата ребенку важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения.


Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений:

-  к своей работе,

- к воспитанникам

- другим людям,

- к самому себе.


Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения.

Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя

Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если педагог провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов.

 

Вопрос: - Нужно ли специально создавать ситуацию, чтобы побуждать у детей чувства добра?

- Например, как вы смотрите на эту ситуацию:

"Ребята, - вдруг сказала воспитательница, - Вова потерял рукавичку.

Что теперь делать? У него же руки замерзнут. Пусть каждый по очереди даст ему свою рукавичку погреться. Кто первый?" Дружно потянулись ручонки. Всю дорогу Вова грелся теплом чужих варежек, не подозревая, что свою вовсе не потерял: она лежала в кармане воспитательницы. Вова, наконец, увидел, как добры и чутки его друзья, для которых он нередко жалел игрушку.

- Были ли подобные случаи в вашей практике? Какие?


Интеллектуально-творческая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве»

2 команды

Темы:

1 р.– декоративно-прикладное искусство

2 р - русская кухня

3 р – быт русского народа

4 р– русские народные праздники

5 р- славянская мифология (былины)


Каждая команда выбирает по очереди раздел. На обдумывание ответа

даётся не более 30 секунд

Народное декоративно – прикладное искусство

1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их

(красный, желтый, золотой)

2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала на

посиделки. Что это? (прялка

3. На Руси был распространён берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты (В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая)

4. Афанасий Никитич, отправляясь в Индию, вёз на продажу меха, железные изделия и «узорочьё». Что это такое? (браслеты, бусы – украшения)



(Афанасий Никитич- русский путешественник , купец, совершил

путешествие из Твери в Персию и Индию ( 1468-740)

5. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите её. (Богородская игрушка)


Русская кухня

1.Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)

2.Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)

3.Какое блюдо солят трижды? (пельмени: соль кладут в тесто, начинку и при варке)

4.Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)

5.На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)


Быт русского народа

1. Какая самая распространенная на Руси обувь (лапти)

2. Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в

одной из других стран мира. (Ковш)

3. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)

4. Чем определялась длина полотенец в русских семьях? (Количеством

членов семьи и достатком)

5. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство

(лучина)


Русские народные праздники

1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)

2. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших

предков? (Вокруг дуба)

3. Назовите весенние русские праздники (Благовещение, Вербное

воскресенье, Пасха)

4. Почему катание с гор в праздник Масленицы ребята соревновались,

кто прокатится дальше? Что за примета? (Кто прокатится дальше у

того лён вырастет длиннее)

5. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим

аппетитом? (масленица)

6. Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами

последнего несжатого снопа)


Славянская мифология. Русские былины.

1. Назови столицу былинной Руси (Стольный Киев-град)

2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня

Никитич, Алёша Попович)

3. К кому перешёл меч- кладенец Святогора? (к Илье Муромцу)

Кому из Русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)

( Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-

разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», В былине «Святогор и Илья

Муромец»рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая,

Святогор дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и

отдал свой меч-кладенец.)

4. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)


Чёрная шкатулка

Задание: Отгадать, какой бытовой предмет находится в чёрном ящике.

Этот предмет появился в России в 1833-37гг. Стоил он дорого и был

доступен далеко не всем. Предмет изготовлялся в соответствии с ГОСТ 1820-

2001.

Этот предмет был представлен даже на Международной выставке в Париже

и получил золотую медаль. Музеи этого предмета существуют в Швеции,

Швейцарии и Германии. Небольшой музей есть и в России – в г. Рыбинске.

Без этого предмета мы не можем обойтись и в наше время. Предмет имеет

длину 5 см. (спички)




«Отношение к детям – главный показатель компетентности педагога».

В годы детства каждый человек требует добра, участия, ласки. Если ничего этого нет, если человек вырастает в обстановке равнодушия и бессердечности - юное сердце становится равнодушным, в нем нет чуткости к добру и красоте.


- Ваше мнение по этому вопросу: пожалуйста


- Вам нравится, когда вас называют по фамилии? Хотели бы Вы, чтобы вас называли по фамилии?


- А как вы думаете, какое чувство испытывает в такой ситуации ребенок?


Трудно поверить, но обращение к детям по фамилии переводит детей в официальную тональность общения, лишает их личностной ласки и сочувствия. В итоге наши дети не получают своей порции "поглаживания", а это в дошкольном возрасте просто опасно. А как разнообразны обращения к детям.


Задание: "Как можно обращаться к детям, различать их, если у вас в группе 5 Вероник или как выходите из ситуации, если в группе несколько детей с одинаковыми именами".



«Художественное слово в воспитании нравственных чувств у детей»


Наверно, недаром в народе говорят: "Слово лечит, слово ранит". Лечить словом - это значит вовремя найти нужные слова, утешить, подбодрить словом в трудную минуту ребенка. Как это сделать? Что сказать?

Можно ли затронуть тонкие струны маленьких сердец чтением произведений, стихов?


Вопросы:


1. Какие стихи вы разучиваете с детьми? Назовите произведения на примере, которых можно воспитывать различные нравственные чувства.


2.Какие приемы помогают донести их содержание?


3.Как предостеречь детское сердце от злобы и жестокости?


 Работа с карточками.

Задание: отметьте меры воздействия педагога на предложенную ситуацию:

"Если ребенок обидел товарища ... "

кружками,  те действия, которые вы использовали;

подчеркните действия, которые не использовали, но вам понравились, вызвали интерес;-

зачеркните те действия, которые вы отрицаете.

                 Не обращать внимания.

                 Предложить дать сдачи.

                 Пригрозить: "Мы сейчас с тобой также поступим".

                 Лишить игрушек.

                 Объявить бойкот.

                 Отправить в тихий угол поостыть.

                 Осудить поступок в коллективе детей.

                 Долго объяснять поступок ребенку.

                 Добиваться извинений.

                 Сказать, например: "Что это с тобой случилось? Ты никогда ни­кого не обижал. Может, тебя злодей сегодня околдовал? Мы тебе помо­жем снова стать добрым!"

                 Заплакать вместе с обиженным.

                 Прибегнуть к помощи волшебной палочки, ключика. Прикос­нуться к плечу обидчика с волшебными словами.

                 Рассказать все пришедшим в группу взрослым, какой поступок совершил этот ребенок.

                 Отвести к заведующей.

                 Прочитать четверостишие. Какое?

                 Отправить к груше: "Грущу бить можно, а детей нет".

                  Отправить к "сердитому" зеркалу.

                 Отправить обоих в уголок примирения.

                 Выслушать объяснения обоих обидчиков.

                 Предложить родителям принять меры.

                 Посоветоваться с родителями, в чем они видят причину проступка?


ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ

Вам предлагаются педагогические ситуации (для каждой возрастной группы), которые вы должны решить


ЯСЛИ Дима и Кирилл не могут поделить игрушку, назревает драка. Каким способом можно погасить ссору по поводу игрушки в этом возрасте?

Ответ. 1. Пользуясь эмоциональностью детей, воспитатель должен выразить свое отношение к драке, объяснить, что можно делать, а что нельзя. Эта ситуация позволяет закрепить правило: « Драться и обижать других нельзя».

Учитывая неустойчивость внимания детей, их быструю переключаемость на внешние впечатления, можно погасить ссору, предложив новые действия и впечатления: «А давайте пойдем поливать цветы!». Новое занятие (да ещё вместе с воспитателем) снимает конфликт


2 МЛАДШАЯ ГР. Во время игры Таня (3,5 г.) часто жалуется на товарищей воспитателю на то, что у нее забрали игрушку, толкнули. В то же время сама ведёт себя также. Объясните причину такого поведения ребёнка и что в этой ситуации делать воспитателю?

Ответ. В этом возрасте ребёнок неосознанно обращается к воспитателю, чтобы установить правильность собственного поведения. В его сознании пока отражается только поведение товарищей, нарушающих правила. Дети этого возраста уже умеют играть вместе одной игрушкой. Для развития этого умения необходимо научить их выполнять определённые правила, например, просить игрушку у товарища, а не отбирать ее.


СРЕДНЯЯ ГР. Диалог двух девочек: «Настя, дай мне простыночку. У тебя две». – «Э, нет. Это одеяльце». Как повести себя воспитателю?

Ответ. Если отказ не вызывает отрицательной реакции и дети играют дружно, нарушать игру не следует, но если конфликт налицо - напомнить, что делиться игрушками – необходимо


СТАРШАЯ ГР. Володя любит только главные роли. Сейчас он – лётчик. Серёже тоже хочется быть лётчиком. Назревает конфликт. Как выйти из этой ситуации?

Ответ. Володе нужно дать другое задание, тоже интересное, но не главное. Например, сказать Володе: «Летчики работают через день. Сейчас ты, Володя, отдыхай, а Серёжа полетит в Москву. У тебя выходной и ты можешь помочь товарищу строить дом »

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА. В подвижной игре дошкольник нарушил правило и стал считаться выигравшим. Другой с целью стать победителем тоже нарушил правило. Почему это происходит и как на это реагировать?

Ответ. Подражая друг другу, дети часто повторяют действия товарищей как правильные, так и неправильные. Для нейтрализации негативных примеров важна поддержка воспитателя. Если дети протестуют, их следует поддержать и предложить всем вместе повторить или уточнить правила игры. Если дети соглашаются с нарушением, им следует напомнить, что нечестная игра не даёт права выигрыша. Правила служат препятствием эгоистическим побуждениям и поддерживают моральные принципы.



После нашего большого разговора о том, как помочь детям преодолеть такие порочные качества, как озлобленность, злорадство, жестокость, пришло время слову-эстафете. Это значит, вам необходимо продолжить предложение, высказать свою основную мысль.


"Я, как педагог, могу помочь преодолеть детям злорадство, жестокость, озлобленность, если ... (передается эстафетная папочка по кругу и воспитатели продолжают фразу)».


Вопросы

Какие проблемы могут возникнуть в процессе реализации задач по нравственно – духовному воспитанию детей в ДОУ?

Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению детей к русской народной культуре?

Ваше отношение к духовно - нравственному воспитанию детей

Как сохранить обычаи и традиции русского народа?

Какие формы работы по духовно – нравственному воспитанию детей в ДОУ вы можете предложить?



В заключении:


Хочется крикнуть людям:                                

Будьте щедрей на ласку,

Путь человека труден     

 Мало похож на сказку.

 В жизни без ласки – знайте,

Слезы, дожди, озноба.

Детям и взрослым – знайте,

Ласка нужна – не злоба.

Корень теряет краски,

Если напиться нечем.

Как человек без ласки

Он опускает плечи.

Как скопидом монеты       

Ласку не прячьте, люди.

Пусть она добрым светом

Вечно светить вам будет


Представьте, что в наш детский сад приехал волшебник со своим волшебным магазином. В этом магазине есть все человеческие качества, которые только можно представить. Каждому из вас можно приобрести по одному качеству, чтобы «вылепить образ высоконравственного человека»


Решение педсовета

  1. Признать работу педагогов во всех группах удовлетворительной

  2. Продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания.

  3. Выводы по тематической проверке принять к сведению. Продолжить работу педагогов по развитию духовных и нравственных ценностей детей, продолжить поиск эффективных путей взаимодействия с родителями воспитанников.

  4. Признать опыт работы по «Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю родного края» удовлетворительным. Рекомендации: представить данный материал для трансляции в педагогическом сообществе