СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педсовет : «ПОВЫШЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педсовет : «ПОВЫШЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ».»

ТЕМА ПЕДСОВЕТА: «ПОВЫШЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ». Личностно-ориентированное обучение- это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребёнка, его самоценность, субъективность процесса учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учёт», а «включение» его собственно личностных функций,- писал Н.А.Алексеев. Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:- носят надпредметный, метапредметный характер;- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности;- обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания;- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащихся. Основа успешной сдачи ЕГЭФГОС Личностные результаты Метапредметные результаты Регулятивные УУДПознавательные УУДКоммуникативные УУДЦенностно-смысловые установки обучающихся,отражающие их личные позиции, социальные концепцииСпособность использования УУД в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельностьпланирования и осуществления учебной деятельности. Уравновешенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах. Умение четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремяВладение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.), способность объективно относиться к результатам своего труда Умение четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, а также логично строить текст Предметные результаты «Если литература - храм,то чтение - дорога к нему». Л.А.Ефросинина «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.» В.А.Сухомлинский МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОГРАММЫ1-4 классы «Чтение. Работа с текстом» 5 -11 классы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» «Читательская грамотность - способность обучающихся понимать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности и использовать их в различных жизненных ситуациях». УРОВНИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ. - Высокий уровень читательской грамотности говорит о том что такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. - Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту .- Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования. Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство»Это:- Пробно-поисковые ситуации;- Беседы-дискуссии;- Сам задай вопрос;- Личный пример учителя;- Приём устного словесного рисования;- Словарно-стилистическая работа;- Элементы драматизации и т.д. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ Чего мы ждем от учеников?- освоения общекультурных навыков чтения и понимания текста, воспитания интереса к чтению и книге;- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;- воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;- сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой: 1) личностные результаты – сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения;2) метапредметные результаты – умение эффективно использовать различные источники; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;3) предметные результаты - уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах и др. Группы читательских умений Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информацииИнтерпретация текстаРефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка «Читательская грамотность - способность обучающихся понимать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности и использовать их в различных жизненных ситуациях». ЗДЕСЬ ПРЕДЛАГАЮ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ:1. Приём – «Чтение с остановками».Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.2. Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.3. Приём «Работа с вопросником»применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. 4. Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.5. Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.6.Приём «Уголки»можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. 7. Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития. 8. Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).9. Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов. 1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.1. Технология критического мышления Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.2. Игровая технология В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации (программа Power Point). Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы (при необходимости!).3. Информационно-коммуникационная технология На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу. Особенностями этой технологии являются:• Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. • Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей. • Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого. • Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку. Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.4. Личностно-ориентированная технология ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ- положительная динамика техники чтения- сформированность читательской компетентности младшего школьника;- раскрытие творческих способностей детей;- повышение успеваемости и качества знаний по литературному чтению;- расширение кругозора, интеллектуального и творческого развития детей;- применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой и познавательной деятельности;- рост удовлетворенности результатами образования со стороны обучающихся и их родителей. При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность». В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» ( И.Г. Песталоцци). Спасибо за внимание!