5
Пение и его возможности в решении логопедических проблем ребёнка
Музыка является особой средой, в которой ребёнок раскрывает свои творческие возможности, испытывает множество положительных эмоций, проявляет желание как можно больше находиться под её влиянием.
Звуки музыки ребёнок слышит с самого раннего детства. Колыбельная песня мамы, даже просто мелодичный напев родного голоса, доставляет малышу удовольствие, успокаивает его. Ребёнок не понимает слов, но тембр голоса, мягкость подачи воспринимается соответствующим образом. Услышав же громкую и ритмичную музыку он оживляется, проявляет свою реакцию в виде двигательной активности.
Известно лечебно-оздоровительное действие пения. Свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения. Пение – это прежде всего музыка. А человеческий голосовой аппарат далеко не обычный «музыкальный инструмент»; ничто не может сравниться с ним по богатству тембра и тонкости выражения музыкальных оттенков.
Методика использования пения со специальными упражнениями А.И.Попова получила название – физвокализ, основная задача которого – коррекция процесса произношения слов и пения, ибо правильно работающий фонационный аппарат благотворно влияет на общее состояние организма человека.
Современные специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции всё больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.
На важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л.С.Выготский, А.И.Граборов, В.П.Кащенко и др.
Исследователи указывают на возможности искусства в коррекции психических процессов детей, тем самым подтверждая идею «воспитание посредством искусства», получившую распространение в начале XX века. Э.Сурно, известный работами в области эстетического воспитания, отмечает, что искусство является важным средством воспитания, влияет на нравственность ребёнка, а также формирует его мышление, воображение, эмоции и чувства.
Современные исследования в специальной психологии и педагогике подтверждают положительное влияние искусства на детей с различными отклонениями в развитии. Коррекционные возможности искусства по отношению к ребёнку с проблемами связаны прежде всего с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребёнка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. Все виды искусства, с которыми ребёнок с проблемами соприкасается в школьном возрасте, влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции.
Голос ребёнка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Дети поют с раннего детства, ведь музыка всюду их окружает. Нередко пением сопровождаются и другие виды музыкальной деятельности: танец, хоровод, игра на детских музыкальных инструментах. Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающем мире. Исполнение песни вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путём информация. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребёнка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Проводя наблюдения за детьми с логопедическими проблемами, можно увидеть, что с развитием общей музыкальности детей, имеющих речевые нарушения, появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Занятия музыкой влияют на поведение ребёнка. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку) требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Ведь исполняя песню необходимо вовремя вступить, петь в соответствии со звучащим музыкальным сопровождением. Во время музыкально-ритмической деятельности тоже необходимо слушать музыку и подчиняться её ритму и темпу. Это развивает тормозные процессы, воспитывает волю.
Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, знакомятся с их выразительным значением, учатся разбираться в структуре произведения. Ребёнок внимательно слушает музыкальное вступление к песне, старается вовремя начать её, улавливает заданный темп. Воспринимая музыку, он проникается её эмоциональной настроенностью, сравнивает сольное и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению.
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации.
Обучение пению детей с нарушениями речи строится на основе овладения вокальными (звукообразование, певческое дыхание, дикция) и хоровыми навыками (стройное, ансамблевое звучание). Певческая деятельность детей на занятиях складывается их трёх частей: упражнений на развитие голоса, разучивания и исполнения песен и импровизаций. Упражнения-распевания используются для укрепления и улучшения функционирования певческого голоса. Это попевки, построенные на звуках так называемого примарного звучания (отрезок певческого диапазона, в котором наиболее хорошо звучат певческие голоса). Тренируя детские голоса на одних и тех же звуках длительное время, педагог добивается устойчивости певческих интонаций.
Важно, чтобы дети вместе не только интонировали слаженно и точно, но и каждый в отдельности. Попевки, повторенные многократно, хорошо усваиваются, постепенно голоса приобретают напевность, подвижность. Но певческие интонации улучшаются лишь при условии координации их со слухом. Полезны упражнения для развития слуха, в которых надо различать по высоте два и даже три звука. Большинство детей со слабо развитым музыкальным слухом поют плохо не потому, что у них нет музыкального слуха, а потому, что они не умеют пользоваться своим голосовым аппаратом.
Систематическое применение пения оказывает выраженную положительную динамику показателей функции внешнего дыхания. При этом наблюдается увеличение жизненной ёмкости лёгких, резервных объёмов вдоха и выдоха, с одновременным уменьшением частоты и минутного объёма дыхания, а также снижение дыхательных энергозатрат.
Конечно, необходимо обучить детей правильной певческой позиции, не допускать форсированного звучания голоса. Дети должны понимать особенности дыхания во время пения, научиться правильно расходовать набранный воздух во время вдоха.
Ну и особенно важно развивать артикуляцию. У детей с речевыми нарушениями отмечаются вялость языка и губ, напряжённость нижней челюсти. Педагог демонстрирует правильную и неправильную работу органов артикуляции и значение их в формировании хорошего певческого звука. Помимо работы над правильными движениями и положением органов артикуляции, большое внимание уделяется выработке правильной координации движений органов артикуляции. Часто нижняя челюсть бывает зажата: ребёнок произносит текст сквозь зубы. Для того, чтобы освободить челюсть, полезно петь упражнения на слоги: «дай», «май», «най», свободно опуская челюсть.
Необходимо научить детей петь гласные, слоги и отдельные фразы разучиваемой песни. Для выработки правильного движения звука ребёнку предлагается спеть упражнение на одной ноте с чередованием гласных: «а, э, а, э, а, э», или «а, о, а, о, а, о». Затем добавлять согласные: «ма, мэ, ми, мо, му», «ба, бэ, би, бо, бу».
Упражнения органов артикуляции и постоянное наблюдение за правильностью движения губ, челюсти и языка во время пения с текстом значительно ускоряет выработку хорошего звучания голоса и помогают усвоению навыков, необходимых для художественного исполнения и развитию речи и дикции.
Наблюдая за детьми, имеющими логопедические проблемы, очевидно влияние музыки, пения, организованной музыкально-ритмической деятельности на коррекцию и развитие голосового аппарата, артикуляции, дикции.