Перечень основных рекомендаций для педагогов ДОО(У) по работе с детьми с расстройством аутистического спектра.
1. Занятия проводятся индивидуально ежедневно, если к моменту проведения занятия не наблюдаются симптомы патологических состояний;
- каждое занятие направлено на решение центральной задачи коррекцию нарушения познавательной деятельности и сопутствующих отклонений посредством вариативного усвоения программного материала;
- на каждом занятии происходит неукоснительное соблюдение требований охранного режима:
- строгий регламент времени, не допущение психического переутомления, истощения, утомления зрения, слуха, оптимальное чередование труда и отдыха, разнообразие видов деятельности, дружелюбие и терпимость педагога к промахам и затруднениям детей, оказание им необходимой помощи;
- при выборе методов и приемов обучения и воспитания учитываются особенности развития детей ОВЗ с расстройством аутистического спектра.
2. При проведении коррекционно-развивающего занятия педагог определяет его продолжительность в зависимости от насыщенности, целей занятия и индивидуально-типологических особенностей ребенка.
3. Особенно важное значение в воспитании детей с расстройствами аутистического спектра имеет организация их целенаправленного поведения. Этой цели служит четкий распорядок дня, формирование стереотипного поведения в определенных ситуациях.
4. Все режимные моменты проводятся строго в одно и тоже время. Это позволяет стабилизировать насыщенность пребывания ребенка в детском саду. Стабильность особенно нравится детям с аутистическим расстройством. Одно занятие сменяет другое. День ото дня все повторяется, закрепляется и повторяется вновь. При этом есть доля разнообразия.
5. Предметно - развивающая среда для детей с расстройством аутистического спектра представляет собой совокупность природных и социально-культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального и перспективного развития ребенка, учитывающую индивидуально-типологические особенности детей, направленную на становление детской деятельности, способствующую формированию «картины мира» и обогащению житейского и элементарного научного опыта детей.
6. Пространство, где проводится коррекционная работа с детьми с расстройством аутистического спектра организовать таким образом, чтобы ребенок мог достаточно свободно перемещаться, располагаться для игр с игрушками, отдыхать. Оно пригодно для деятельности детей и взрослых, для проведения индивидуальных и комплексных занятий по различным направлениям. Созданная такая предметно-пространственная среда в игровой комнате помогает ребенку чувствовать себя комфортно, а также располагает ребенка, как к занятиям вместе с другими детьми, так и к индивидуальному взаимодействию с взрослым. С этой целью все полки в шкафах доступны. Именно на них располагается сменный дидактический материал по всем изучаемым лексическим темам, игрушки и пособия по сенсомоторному и речевому развитию, конструированию, развитию речи и элементарных математических представлений и др.
7. Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
8. Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
9. Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
10. В предметно-развивающую среду включать наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки по темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал.
11. Активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Педагоги систематически оказывают родителям помощь в повышении родительской компетентности, руководят самообразованием родителей, развивают у них стремление к самосовершенствованию, помогают в создании благоприятных и комфортных условий для развития ребенка с расстройством аутистического спектра в семье, постоянно работают над единством педагогических требований в семье и детском саду.
7. Педагог должен вести тетрадь для домашних заданий, где даёт задания родителям по текущим темам и методические рекомендации по проведению игр индивидуально для данного воспитанника.
Эффективная коррекционно-развивающая работа ДОУ возможна только благодаря интеграции усилий педагогов детского сада и семей воспитанников с расстройством аутистического спектра.