СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для педагогов, работающих в 5-х классах. Рекомендации.

Просмотр содержимого документа
«Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема»

«Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема»

Цели:

  1. Показать психологические основания для разработки новой модели перехода из одной образовательной ступени в другую.

  2. Смягчить трудности адаптации пятиклассников в среднем звене.

  3. Устранить опасную синхронизацию двух кризисов (начало подросткового и кризис перехода в среднее звено).

Постановка проблемы: Очень часто в научной литературе проблемы и трудности пятиклассников объясняют началом подросткового кризиса. Однако в последнее время все соглашаются с тем, что образование и развитие процессы взаимосвязанные, но не тождественные.

Так, например, в школах США взрыв конфликтности и падение учебной мотивации отмечается двумя годами позднее, т. к. в среднюю школу американские дети переходят после 6 кл. и до 12 лет они находятся в младшем школьном возрасте. Но когда при переходе из начального блока в среднее звено начинаются трудности, объяснение им дается такое же: начало подросткового кризиса.

Кроме того, в широкомасштабном лонгитюдном исследовании было показано, что если школьники 12 – 13 лет не претерпевают переход на предметное обучение, если отношения «учитель-ученик» продолжают строиться по модели начальной школы, то типичные негативные явления переходного периода не наблюдаются. Такие эксперименты проводились в некоторых школах Москвы.

Т. о., совсем неочевидно, что переход с одной образовательной ступени на другую должен с необходимостью носить кризисный характер, сопровождаться резким разрывом между предыдущим и последующим образом жизни. В инновационной педагогической практике уже показано, что многих кризисных явлений перехода из начальной школы в среднее звено можно избежать, если сам переход строится как мягкий и постепенный.

Для того, чтобы показать всю серьезность данной проблемы, для стимула к дальнейшей работе, позвольте причитать вам слова Г. А. Цукерман из статьи «Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема», которая легла в основу семинара»

«Сверхзадача данной статьи – обратить внимание психолого-педагогического общества на то, что в отличие от возрастного кризиса, конструктивного даже в своих негативных проявлениях, кризис образовательный деструктивен, рукотворен (построен руками работников образования), является типичной дидактогенией, которую можно и должно устранить»!

А также слова О. А. Белобрыкиной из статьи «Проявление дезадаптации в образовательном пространстве школы: причины, типы, возможности профилактики»

«… последствия школьной дезадаптации чреваты в первую очередь для развития общества. По существу мы становимся свидетелями накопления предельной массы зачастую неуправляемых и не поддающихся никакой реабилитации дезадаптантов. Процесс идет по нарастающей, причем в геометрической прогрессии. С каждым годом резко увеличивается количество патологических форм дезадаптаций и преимущественно социально-образовательного генеза. Очевидно, что данная проблема насущна, но она не решиться сама собой»

Памятка для педагогов «Трудности пятиклассников»

Каждый человек в определенные периоды своей жизни испытывает трудности в связи с освоением нового вида деятельности, переходом к новой ситуации, переходом к новым условиям жизни. Критерием успешности адаптации к новым условиям выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья. Термин «дезадаптация» - обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим миром. Понятие «школьная дезадаптация» - более узкое и подразумевает неспособность и невозможность ребенка найти в пространстве школьного обучения своё место, чтобы он мог быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенциал и возможности для самореализации и самоактуализации.

О причинах школьной дезадаптации. Есть немало житейских обстоятельств, объясняющих возникший трудности у детей при переходе из начальной школы в среднее звено. Из начальной школы дети, где они были самыми рослыми, перемещаются в среднюю, где оказываются самыми мелкими. Ещё более резкое и неизбежное изменение шкалы оценок взрослости и самостоятельности происходит на уроке в результате смены учителей. И дело даже не в том, что нужно привыкнуть к ожиданиям, стилям, требованиям каждого учителя. А в том, что учитель начальных классов, доведя свой класс до выпуска, проработал с этими детьми 4 года, он помнит их неумелыми первоклассниками, знает, сколько трудностей преодолел каждый ученик, и отчётливо видит, как каждый ребёнок вырос и какой потенциал накопил. Выпуская класс, учитель любуется окрепшей самостоятельностью и радуется их образованности, испытывает чувство гордости за своих детей. Принимая новый класс, в средней школе, учитель-предметник приходит на урок из старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышлёнышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными.

Кроме того, учителя средней школы часто жалуются на поведение детей. Это может быть связано, опять же, с разницей в менталитете педагогов начальной и средней школы. Т. е. происходит резкое снижение уровня опеки по сравнению начальной школой. Как следствие, учащиеся начинают изучать свои новые возможности. Однако, у многих детей ещё недостаточный уровень самоконтроля поэтому, могут возникать спонтанные драки на перемене, нарушение дисциплины на уроке. Как следствие перевозбуждения на перемене, на уроке у детей может нарушаться концентрация внимания. Может появиться неряшливость, забывание что-либо сделать. У некоторых учащихся из-за этого может снижаться успеваемость по отдельным предметам.

Таким образом, основная причина трудностей в адаптации – нестыковка программ начальной и средней школы, из-за различия целей, которые они перед собой ставят. Основная задача начальной школы состоит в том, чтобы адаптировать ребёнка к новому образу жизни, где в качестве ведущей выступает учебная деятельность, и сформировать у него начальные школьные навыки – научить читать, писать, считать. А основная задача средней школы, чтобы ввести подростка в систему наук, ознакомить его с основами научных знаний.

Т. е. разница между предыдущим и последующим образом жизни оказывается очень большая.

Примерный перечень мер по снижению риска дезадаптации при переходе из начальной школы в среднее звено:

  1. Распределение нагрузки учителям в марте месяце для того, чтобы у учителей, принимающих и выпускающих классы, было достаточно времени для согласованности своих действий и требований.

2. В начале учебного года наличие у педагогов учителей визиток для лучшего запоминания детьми фамилии, имени и отчества.

3. В начале учебного года проведение игры “Путешествие по школе” для того, чтобы дети запомнили расположение кабинетов.

  1. При возникновении проблем между детьми в классе можно провести тренинги на сплочение классного коллектива.

  2. Обязательное использование принципов рационального построения урока (использование пауз, физкультминуток и т. д.)

  3. Провести родительские собрания и классные часы по теме: «Режим дня школьника, как основа здорового образа жизни».

  4. Поговорить о согласованности домашнего задания по предметам и др.


Материал подготовила педагог-психолог МОУ «СШИ № 2» Письменная О.Н.


2