Переход на обновленные ФГОС НОО и ООО.
Вопросы формирования и оценки функциональной грамотности.
Горелова Наталья Владимировна,
учитель английского языка, зам е ститель д и рек т ора по УВР МБОУ «ЯСШ №12»
«Не дай вам Бог жить в эп о х у пер е мен,
е сли вы не с м о ж ете в осп о ль з о в а ться ПРЕИМУЩЕСТ В А М И этих п еремен»
Ки т айс к ая нар о дная м у др о с т ь
« May you live in inte r esting time s »
Новые научные открытия
Новые технологии
Новое производство
Новое четырехмерное образование
Новая экономика
Человек Нового мира
Ф Г О С
Ф е дер а льный г о с у да р с т венный о б р а з о в а т е льный с т анд а р т - со в о к у п н о сть о б яз а тел ь ных т реб о в аний к о б ра з о в анию о п р е дел е нн о г о у р о вня и (и ли) к п р оф е с с ии, специ а льн о сти и н а п р а в л е нию п о д г от овки, утв е рж д енных ф е дер а льным о р ган о м исп о лнительной в л а сти, о с ущ е ст в ляю щ им ф у н кции по выраб о т к е г о с у дарст в енн о й п о литики и н о р м а тив н о - п р а в о в о му рег у лир о в анию в с фере об р а з о в ания.
Осн о вная з ад а ча Ф Г О С -
со з дание е дино г о обр а з о в а тельно г о
пр о с т р а н ст в а по в с ей Р о с с ии.
Ф Г О С о б е сп е чивает
пр е емс т в енн о сть обр а з о в а тельн ы х
пр о г р амм.
А кту а льный те к ст г о с у дарст в енных обра з о в а тельных с т анда рт ов м о жно п о чи т а ть на офици а льн о м с айте fgos.r u .
К акие быв а ю т Ф Г О С
На к аж д ой с т упени обра з о в ан и я — с в ои с т ан д а р т ы . Ш к о льни к ам нео б х о д и мо р у к о в о дс т в о в а ться сл е дующ и ми до к у ме н т ам и :
- Ф Г О С н а ч а льно г о обще г о образо в ания
- Ф Г О С о сновно г о обще г о образо в ания ( 5 -9 классы),
- Ф Г О С ср е д н е г о обще г о образо в ания (1 0 - 1 1 классы)
Ф Г О С
Т ри по к о ления с т анд а рт о в
Пер в ое по ко лен ие
Второе по ко лен ие
Третье по ко лен ие
Ф Г О С в т о р о г о по к о ле н ия раз р аб а т ы в а л и сь с 20 0 9 по 2 0 12 г о д. А к цент в н их сделан на р азви т ие уни в ер с а льных учебн ы х у ме н и й , т о е сть сп о собн о сти с ам о с т о я т ельно добы в а ть и н фо р м ац и ю с и сп о ль з о в ан и ем т е хн о лог и й и к о м м уни к ации с л ю дьм и . Ф о к ус см е сти л и на ли ч н о сть ребён к а. Мн о г о вн и м ания у де л ено пр о е к т н ой и вн е у р о чной де я тельн о сти. Пр е д п о ла г ае т ся, ч т о о б учающ и е ся по ф е дер а льн ы м г о с у дарст в енн ы м с т ан д а р т ам в т о р о г о по к о лен и я д о л ж ны лю б и т ь Р о д и н у , у в аж а ть за к он, быть т о лерантн ы ми и с т ремиться к з дор о в о му обра з у ж и зн и .
Пер е х о д на нов ы е обра з о в а тельные с т анда р ты т ретье г о по к о лен и я б у дет о с ущ е ст в лён в с ен т ябре 2022 г о да. Об с у ждение н овых Ф Г О С н а ч а л о сь ещё в е сной 2018, и с т е х пор прораб а ты в ае т ся и х вн е дрение.
Были приняты в 2004 г о ду и назы в а лись г о с у дарст в енными обра з о в а тельными с т анда р т ами. А ббреви а т ура Ф Г О С ещё не исп о ль з о в а лась. Основной целью С т анда р т а 2004 г о да был не ли ч н о стный, а пр е дме т ный р е з у л ь т а т , ввиду че г о С т анда р т быс т ро ус т арел. Во г ла в у с т авился набор и нфо р м аци и , о б яз а тельной для и з учения. П о дро б но описы в а л о сь с о держание обра з о в ание: темы, дида к тич е ские е дини ц ы.
Вн е дрение Ф Г О С НОО и Ф Г О С ООО с 0 1 .0 9 .2 0 22 г .
- Министерст в о м пр о с в ещения у т в ержд е ны новые ф е дер а л ь ные г о с у д а рст в енные обра з о в а те л ь н ые с т ан д а р ты (д а л е е – Ф Г О С) н а ч а л ь но г о обще г о и о сновно г о обще г о об ра з о в ания (д а л е е – НОО и ООО со о т в е т ст в енно). Обно в л ё нная р е дакция Ф Г О С с о х р аня е т принципы в ари а тивн о сти в ф о р ми р о в ании ш к о л а ми о сновных обра з о в а те л ь н ых пр о грамм н а ч а л ь но г о обще г о и о сновно г о обще г о об ра з о в ания, а т ак ж е у чё т а интер е сов и в о з м о жн о стей к ак об ра з о в а тел ь ных о р ганиз а ций, т ак и их у чени к ов. Именно с 1 с ен т ября 2 0 22 го да н а чн у т дей с т в о в а ть Ф Г О С в к а ж дой ш к о л е , а о б у чающи е ся, к от о р ые б у д у т приняты на о б у чение в первые и пятые кл а с с ы в 20 2 2 г о д у , б у д у т у чит ь ся у ж е по обн о в л е нным Ф Г О С.
Для н е со в ершенн о л е тних о б у чающи х ся, з а числ е нных на о б у чение до в с т у пления в силу нас т о ящих при к а з ов, в о з м о жно о б у чение по новым Ф Г О С с со г л а сия их р о дите л ей (за к онных пр е д с т а в ите л ей).
Н О Р М А ТИВНАЯ Б А ЗА
Ф Г О С т ретье г о по к о лен и я
- Г лав н ой зад а чей Ф Г О С т ретье г о по к о ле н ия зая в лена к онкретизац и я т ребо в аний к о б учающи м ся. Д ело в т о м, ч т о в п р е д ы дущей р е да к ц и и С т ан д а р т вкл ю ч а л т о ль к о общие ус т анов к и на ф о р м и р о в ан и е опр е де л ён н ых к о м п етен ц и й . Уче б ные уч р еж д ения с ами реш а ли, ч т о име н но и в к а к о м клас с е и з уч а ть, п о э т о му образо в а тельн ы е прог р ам м ы ра з ных ш к о л о т л и ч а л и сь, а р е з у л ь т а ты о б учен и я не б ы ли де та лиз и р о в аны. Пр е д п о лагае т ся, ч т о новые Ф Г О С опр е де л я ю т чётк и е т ребо в ания к п р е д м етн ы м р е з у л ь т а т ам п о к аж д ой учебной д и сци п лин е .
ПОЗИТИВНЫЕ МО М ЕНТ Ы :
- повыша е т ся про з р а ч н ос т ь сист е мы об ра з о в ания;
- любой р о дите л ь см о ж ет озна к о миться с до к ум е н т о м и п о ни м а ть, чему именно у ч а т в ш к о ле их ре б ен к а, а зн а чи т , повыша е т ся вер о я т нос т ь вкл ю ч е н и я в проц е сс о б раз о ван и я р о ди т еле й ;
- к а ч е с т в о о б р а з о в а н и я повы с и т ся за с чет е дин с т ва с о держ а ния;
- д о сти ж ение лич н ос т ных ре зу л ь т а т о в , к от о р ые т ак ж е де та лизиро в аны и к онкретизир о в аны в обн о в л е нн о м до к ум е нте , б у дет н а пра в л е но на р еа лиз а цию прог р аммы в о спи т ания;
- опр е де л ена с и с т е м а т ре б о в а н и й к т о м у , к ак д о л ж на р е а ли з овы в а ть с я об ра з о в а тел ь ная прог р ам м а, ч т о поз во лит со з д а ть равные в о з м о жн о сти для т о г о, ч т обы ре б я т а п о л у чили к а ч е ст в енн о е об ра з о в ание.
- а кцент сде л ан на фо р мир о в ание р о с с ийс к ой г р ажданс к ой идентичн о сти .
В н о в ом ФГОС в с е о чень п о дробно: к а к ой
миним у м знаний и у мений д о л ж ен о с в оить
у ченик. У пор сде л ан на т о, к ак ре б енок м о ж ет применять знания на пра к ти к е.
В до к у мен т ах о тм е ча е т ся , ч т о Ф Г О С о б е сп е чи в а ю т е динст в о обра з о в а тель н о г о пр о с т ранст в а Р о ссии, в ари а ти в н о сть с о держания обра з о в а тельн ы х програм м , б ла г оприятн ы е у словия в о спи т ания и о б у чения, фо р миро в ание у о б у чающи х ся к у л ь т у ры п о ль з о в ания инфо р м ационн о - к о м м у ни к ационными т е хн о логиями .
Особенность инструментария формирования функциональной грамотности в школе заключается в следующем:
- Создание ситуаций, инициирующих и мотивирующих учащихся на практическую учебную деятельность.
- Актуализация предметных знаний и жизненного опыта учащихся для решения практических, личностно значимых задач. Когда решается контекстная и ситуативная задача, ученики ощущают значимость проделанной работы, появляется желание учиться. Это является одним из важнейших аспектов при формировании функциональной грамотности.
- Приобретение опыта успешной деятельности, решения проблем, принятия решений, позитивного поведения в реальной жизни.
- Поисковую активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты.
- Учение в общении или учебное сотрудничество. Задания на работу в парах или малых группах.
- Оценочная самостоятельность школьников, самоконтроль и взаимопроверка.
Спаси б о за внимание !