СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перестановка слагаемых

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Перестановка слагаемых»


Методическая карта урока

Предмет: математика

Класс: 1

Программа: УМК «Школа России»

Тема урока: «Перестановка слагаемых»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока:

Посредством наблюдения вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма (результат сложения) не изменяется;

Задачи:

Предметная

- знать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется;

- уметь прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4;

- решать задачи изученных видов;

- дополнять условие задачи одним недостающим данным.


Метапредметная

        1. Познавательные УУД. Развивать умения:

- самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков;

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

- уметь сравнивать группы предметов;

- выполнять мыслительные операции анализа и синтеза;

- делать умозаключения по результатам исследования; искать разные способы решения задач;

– строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем;

– анализировать тексты простых задач с опорой на схематический рисунок.

        1. Коммуникативные УУД. Развивать умения:

- работать в команде разного наполнения (паре, целым классом);

– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

– активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

– ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;

– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

– участвовать в обсуждениях, работая в паре;

– не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;

        1. Регулятивные УУД. Развиваем умения:

- уметь осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- понимать и принимать учебную задачу;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.


Личностная

- положительно относиться к школе;

- проявлять интерес к математике;

- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;

- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы, применяемые на уроке:

  • Словесные (диалог)

  • Наглядный (презентация, флипчарт)

  • Практический

  • Проблемно-поисковый

Формы организации работы на уроке:

  • Фронтальная

  • В парах

Техническое оснащение урока:

  1. Компьютер.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Интерактивная доска.

  4. Документ-камера.

Технологии:  проблемное обучение (постановка познавательных задач), технология сотрудничества (работа в парах постоянного состава), информационно-коммуникационные технологии (флипчарт, презентация), здоровьесберегающая технология.

Оборудование: презентация, флипчарт, учебник «Математика. 1 класс (часть 2) М. И. Моро, С. И, Волкова, С. В, Степанова», тетрадь на печатной основе «Математика» (часть 2) М.И.Моро, С.И.Волкова, рабочая тетрадь, карточки для работы в парах, цветовые карточки оценки, набор геометрических фигур для работы в парах.



Технологическая карта



Этапы урока

Хронометраж

слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД


I.Организационный момент.










2 мин.

Слайд 2






-Здравствуйте,дети меня зовут Елизавета Викторовна и сегодня урок матиматики проведу у вас я.

- Кто же к нам сегодня пришёл в гости на урок? (Лунтик)


- Лунтик очень любит детей. Поэтому он здесь, чтобы лучше познакомиться с вами. Но пришёл он не один, а со своими друзьями.

Проверяют свою подготовку к уроку.

















Личностные УУД: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


II.Актуализация знаний.

10 мин











Слайд 3









Слайд 4, 5, 6






















Слайд 7





Слайд 8





Слайд 9




Слайд 10






Слайд 11







клик

  1. Логическая разминка.

- Начнём наш урок с зарядки для ума. Одному из друзей Лунтика нужна наша помощь. Отгадайте загадку и узнаете, как зовут друга Лунтика.

Ворчливый я,

Стихи пишу,

И паутины я плету.

Я Лунтика не понаслышке знаю - 

Из паутин своих всегда освобождаю.


- Паук Шнюк начал плести очень красивые паутины, но никак не может их закончить. Ведь паутина у него необычная, а с узорами. Шнюк никак не может понять, какого узора ему не хватает. Помогите пауку подобрать узор. У каждого из вас на партах лежит карточка с заданием. У каждого ряда своё задание. Работаем в паре. Найдите закономерность и нарисуйте недостающие фигуры. (Приложение 1)


- А теперь проверим, удалось ли вам подобрать узор в паутину паука Шнюка.




- Молодцы, ребята! Паук Шнюк очень благодарен вам за помощь.


2) Решение задач.

- Ещё один друг Лунтика подобрал вам задачки. Отгадайте, как зовут друга Лунтика.

В прошлом был он генерал,

И красавец и удал.

Он спасал когда-то мир.

Помнит то его мундир.


- А теперь попробуйте решить задачки генерала Шера.







3 ромашки – желтоглазки,

2 весёлых василька

Подарили бабе Капе.

Сколько же цветочков в вазе?

Два жучка бежали в домик,

Им навстречу Кузя.

Сколько будет насекомых?

Сосчитай-ка дружно!


Восемь очень спелых груш

На веточке качалось.

Вупсень съел три груши.

Сколько груш осталось?


Четыре лягушонка

Уселись на листочке.

А рядом — жаба Клава,

Устроилась на кочке.

Они сидят на месте,

Легко считать их вместе.


- Какое выражение «лишнее»?

- Почему?



- Как называются числа при сложении? ( слагаемое, слагаемое, сумма)

- Прочитайте выражения на сложение, используя слова «слагаемое, сумма».










Паук Шнюк







Работают в паре на карточках.



Проверка с помощью презентации (1 ученик из ряда выходит к доске и выбирает недостающую фигуру)










Генерал Шер 



Решают задачи, называют ответ,

1 ученик выходит к доске и записывает решение задачи выражением




3+2=5




2+1=3





8 – 3 = 5







4 + 1 = 5


8 – 3 = 5

Это выражение на вычитание, все остальные на сложение

Регулятивные УУД: Принимают и сохраняют учебную задачу; различают способ и результат действия; умеют осуществлять взаимный контроль, самоконтроль; оказывают в сотрудничестве необходимую помощь.


Коммуникативные УУД: развивают умения слушать и вступать в диалог; строят продуктивное взаимодействие.


Личностные УУД: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к саморазвитию и самооценке.


Познавательные УУД: выдвигают предположения и их обоснование, формируют логическое мышление.



III. Формулирование темы и целей урока.


5 мин








Слайд 12

















клик



клик

- Ещё один друг Лунтика пришёл вместе с ним к нам в гости. Отгадайте, кто это.

Друг я Лунтика и Кузи,

Нектар я собираю.

С цветочка на цветочек

Легко перелетаю.


- Пчелёнку надо собрать цветочный нектар в вёдра. Лунтик, как настоящий друг, решил помочь ему. Пчелёнок собрал 4 ведра нектара, а Лунтик – 3 ведра. Сколько всего вёдер нектара собрали друзья?

- На какой вопрос нам нужно ответить?




- Как узнать, сколько всего вёдер нектара собрали друзья?


- Какое слово помогло выбрать действие сложения?


- Кто пройдёт к доске и запишет решение?


- Можно ли по-другому ответить на поставленный вопрос?


- Какое же решение правильное. Кто же прав? А может, правы оба?

- Чему равна сумма 4+3?

- А сумма 3+4?

- Что общего в выражениях?




- Что изменилось?


-А можно ли так поступать в математике?

- Определите тему нашего урока.


- Какую цель для себя поставили?







Пчелёнок






Сколько всего вёдер нектара собрали друзья?


сложить


всего


4 + 3 = 7


Можно, 3 + 4 = 7





7

7

Одинаковые слагаемые, результат сложения одинаковый


слагаемые поменялись местами


Перестановка слагаемых

Узнать, можно ли переставлять местами слагаемые

Регулятивные УУД: ставят учебные цели на основе соотношения того, что знают и что ещё неизвестно, формулируют проблему с помощью учителя.


Познавательные УУД: высказывают предположения и их обоснование; формируют логическое мышление; находят несколько вариантов решения учебной задачи; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя


Коммуникативные УУД: умеют слушать, вести диалог


Личностные УУД: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к самооценке

IV. Физминутка.

1 мин.


Мы ручками похлопаем
Мы ножками потопаем.

Качаем головой.

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки опускаем

И кружимся потом.

Проговаривают, повторяют движения.

Личностные УУД: осознают важность сохранения и укрепления здоровья

V. Открытие нового знания.

11 мин









Слайд 13









клик









Клик













клик















Слайд 14 (ссылка на флипчарт)










































Слайд 15




Документ – камера


- Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?

- Отгадайте загадку:

Вот пчела, ну так пчела,

Очень добрая она.

И готовит, убирает,

Пирожками угощает.

- Все друзья Лунтика обожают пирожки бабы Капы. Но сегодня баба Капа испекла пирожные.

- Сколько пирожных с вишней?

- Сколько пирожных с клубникой?

- Сколько всего пирожных?

- Как получили число 5?

- Как это записать выражением?




- Как называется число 3 при сложении?

- Как называется число 2 при сложении?

- Как называется число 5?


- А теперь посмотрите на экран: что произошло? 



- Какие пирожные теперь стоят на первом месте?

- Сколько их?

- Какие пирожные на втором месте?

- Сколько их?

- Сколько всего пирожных?

- Как получили число 5?

- Как это записать выражением?




- Назовите 1 слагаемое в получившемся выражении.

- Назовите 2 слагаемое.

- Назовите сумму (результат сложения).

- Что произошло со слагаемыми?


- Изменился ли результат сложения после перестановки слагаемых?

- Какой можем сделать вывод? 



- Лунтик говорит мне, что провести исследование нам ещё могут помочь геометрические фигуры.

- Положите перед собой 4 красных квадрата и 2 зелёных квадрата.


Сколько всего квадратов?

- Как получили 6?

- Запишите выражение в тетради.



- Поменяйте местами красные и зелёные квадраты.



- Сколько всего квадратов?

- Изменилось ли количество квадратов?

- Как получили 6?

- Запишите выражение в тетради.

- Сравните выражения: чем они похожи?




- Чем отличаются?


- Какой вывод можем сделать?



- Проведём ещё один эксперимент: к доске выйдут 1 мальчик и 4 девочки.

- Сколько всего детей?


- Запишите выражением.



- Поменяйтесь местами. Сколько теперь детей?

- Изменилось количество детей?

- Запишите это выражением.




- Сравните выражения: чем они похожи?




- Чем отличаются?


- Какой вывод можем сделать?



- Мы с вами провели исследования и в каждый раз мы делали один и тот же вывод. Теперь нам нужно проверить, а верен ли наш вывод. А проверить нам поможет наш учебник. Давайте откроем учебник и прочитаем правило на с. 14.

- Прочитайте правило только глазками, про себя.

- Теперь прочитаем вслух хором.

- А теперь расскажите правило своему соседу по парте.

-Совпадает ли наш вывод с правилом в учебнике?

- Кто может повторить правило для всех в классе?









Баба Капа 



3

2

5

К 3 прибавили 2

3 + 2 = 5

1 ученик работает у доски, остальные в рабочих тетрадях

Первое слагаемое Второе слагаемое Значение суммы или результат сложения пирожные с вишней и клубникой поменялись местами

С клубникой

2

С вишней

3

5

К 2 прибавили 3

2 + 3 = 5

1 ученик работает у доски, остальные в рабочих тетрадях

2

3

5

Они поменялись местами

Нет


От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется



Работают с набором геометрических фигур, 1 ученик работает у доски

6

К 4 прибавили 2

Записывают выражение в рабочую тетрадь,

4 + 2 = 6

Работают с набором геометрических фигур, 1 ученик работает у доски

6

Нет

К 2 прибавили 4

2 + 4 = 6

Одни и те же слагаемые, результат сложения остаётся прежним

Слагаемые поменялись местами

От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется

Выходят 4 девочки и 1 мальчик

5

1 ученик работает у доски, остальные в рабочих тетрадях

1 + 4 = 5

5

Нет

1 ученик работает у доски, остальные в рабочих тетрадях

4 + 1 = 5

Одни и те же слагаемые, результат сложения остаётся прежним

Слагаемые поменялись местами

От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется






Читают правило, рассказывают друг другу

Да

Рассказывают правило

Регулятивные УУД: Принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.


Познавательные УУД: проводят сравнение, делают обобщение, выводы; фиксируют способ сложения чисел, используя правило перестановки слагаемых.


Коммуникативные: участвуют в групповом обсуждении проблемы; учитывают разные мнения; сотрудничают.

VI. Физминутка

1 мин


Потянулись! Потянулись!

А теперь мы все качнулись!

Потянулись все опять

И попрыгали раз пять.

Ручками похлопали.

Ножками потопали.

Покружились все на месте…

Сели тихо, дружно, вместе.


Дети выполняют движения за учителем.


Личностные УУД: осознают важность сохранения и укрепления здоровья

VII. Применение модели нового знания.

11 мин





Слайд 16

(ссылка на флипчарт)

Документ-камера

- Молодцы! Лунтик со своими друзьями очень рады за вас. А теперь посмотрим, как можно использовать новое правило. Выполним задания, которые помогут его запомнить.

1) Работа по карточке в парах.

- Соедините стрелками «одинаковые» примеры и их результат. (Приложение 2)

- А теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием.

2) Работа в ТПО, стр.8 №1


3) Работа в ТПО, стр.8 №3

- Посмотрите на задание. Что необходимо сделать?


- Внимательно рассмотрите равенства. Что в них общего?

- Какое правило вы будете использовать при выполнении этого задания?


4) Работа с задачами.

- Что такое задача?






- Что мы знаем о задаче?



Учебник, №2 стр.14.

– Прочитайте условие и вопрос первой задачи.

- О чем говорится в задаче?

- Что известно в задаче?

– Запишите решение в тетрадь  




– Назовите ответ.


- Запишите ответ в тетрадь. 


– Прочитайте вторую задачу. Чего не хватает?

- Вставьте полученный ответ в окошечко. Прочитайте новую задачу.

– Запишите решение задачи 




– Назовите ответ. 


- Запишите ответ в тетрадь







Работают самостоятельно в парах

Фронтальная проверка, 1 ученик работает у доски

Фронтальная работа с классом


Вставить пропущенные числа

Одинаковые слагаемые

От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется


Математический рассказ, в котором есть вопрос. Чтобы ответить на вопрос задачи, ее нужно решить.

Задача состоит из условия, вопроса, решения, ответа



Отвечают по содержанию задачи

Записывают решение в рабочую тетрадь, 1 ученик работает у доски

4-1=3(с)

Дима прочитал 3 страницы

Записывают ответ в тетрадь

Числовых данных

Читают задачу


Записывают решение в рабочую тетрадь, 1 ученик работает у доски

4+3=7(с)

Дима прочитал 7 страниц.

Записывают ответ в тетрадь

Регулятивные УУД: составляют последовательность действий; развивают саморегуляцию (способность к преодолению препятствий), сопоставляют свою работу с образцом, осуществляют контроль; планируют учебное сотрудничество;


Познавательные УУД: фиксируют открытый способ сложения, применяя выведенное правило; структурируют свои знания, умения.


Коммуникативные УУД: участвуют в коллективном решении проблемы; высказывают свою точку зрения; рассуждают, делают вводы и обобщения; умеют обосновывать и доказывать свою точку зрения, слушать собеседника.


Личностные УУД: осознают значимость изученного правила.




VIII. Рефлексия.

3 мин


- Выполните задание на стр. 14 «Проверь себя».


- Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.





- Наша работа над исследованием заканчивается. Проанализируйте свою работу на уроке. У каждого из вас на парте лежат кружки. Оцените свою

работу на уроке и покажите товарищу.

- справился легко


- затруднялся


- не смог справиться


Самостоятельная работа в парах

Проверка. Один ученик читает равенства. Если правильно составлено, хлопают в ладоши, если нет - молчат.




Ребята выбирают карточку и показывают, как они справлялись с заданиями.


Регулятивные УУД: выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.


Познавательные УУД: рефлексируют; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности.


Личностные УУД: на основе цветных карточек определяют самооценку; понимают причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

IX. Итог урока.

1 мин








Слайд 17


- Какое математическое правило помог нам сегодня открыть Лунтик со своими друзьями?


- Что произойдет, если поменять местами слагаемые?


- Когда применяем закон перестановки слагаемых?

- С каким настроением вы работали на уроке?

- Ребята, наш  урок  окончен.  Вы хорошо поработали, поаплодируем своим одноклассникам и себе, конечно. И скажем «спасибо» и до свидания Лунтику и его друзьям.


От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется

Результат сложения не изменится

При сложении

Личностные УУД: осознают значимость изученного правила; выражают положительное отношение к процессу познания.




































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!