СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перевернутое обучение как активный метод формирования самообразовательной компетенции.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема педагогического опыта: Перевернутое обучение как активный метод формирования самообразовательной компетенции.

Направление педагогического опыта: инновационные образовательные технологии.

С каждым годом появляются все новые подходы к организации учебного процесса, большинство из которых тесно связаны с развитием инновационных технологий. Учителю постоянно приходится искать новые методы и формы проведения урока, совмещать различные педагогические технологии, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, доступным,  понятным  и результативным.

Устанавливаемые федеральным государственным образовательным стандартом требования к предметным, личностным и метапредметным результатам вызывают необходимость изменения технологии организации обучения, в котором ученик становится активным участником учебной деятельности, а учитель - направляющим звеном.

 Пандемия COVID-19 и карантин в школах привели к тому, что около 1,3 млрд. школьников в разных странах мира были вынуждены учиться дистанционно или в различных гибридных и смешанных форматах.

С точки зрения образовательных технологий произошел тектонический сдвиг: форматы, которые были экзотикой, стали нормой жизни для миллионов учителей и школьников, а также их родителей. Чаще всего это были не тщательно продуманные и спланированные форматы, но стихийно возникшие формы учебной деятельности. Многие учителя вели уроки прямо из дома, ученики также учились дома.

В этой ситуации нормой образовательного процесса стало смешанное онлайн-обучение. «Смешанное обучение — это формальная образовательная программа, в которой ученик учится:

  • по крайней мере, частично через онлайн-обучение, с некоторыми элементами контроля учащихся над временем, местом, путем и/или темпом;
  • по крайней мере, частично в контролируемом традиционном формате не дома;
  • условия обучения каждого ученика в рамках курса или предмета связаны между собой для обеспечения интегрированного учебного опыта» [5].

        Одними из важнейших результатов школьного образования в соответствии с его новыми целями и задачами являются: умение выпускника объективно оценивать себя в развивающемся мире, навыки самообразования и саморегуляции, готовность к активному конструктивному взаимодействию с людьми и принятию ответственных жизненно важных решений, что делает задачу развития самообразовательной компетенции актуальной.

Просмотр содержимого документа
«Перевернутое обучение как активный метод формирования самообразовательной компетенции.»

Описание педагогического опыта

Канаевой Любови Леонидовны, учителя русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Михайловская средняя общеобразовательная школа

Бугурусланского района Оренбургской области

Тема педагогического опыта: Перевернутое обучение как активный метод формирования самообразовательной компетенции.

Направление педагогического опыта: инновационные образовательные технологии.

С каждым годом появляются все новые подходы к организации учебного процесса, большинство из которых тесно связаны с развитием инновационных технологий. Учителю постоянно приходится искать новые методы и формы проведения урока, совмещать различные педагогические технологии, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, доступным, понятным и результативным.

Устанавливаемые федеральным государственным образовательным стандартом требования к предметным, личностным и метапредметным результатам вызывают необходимость изменения технологии организации обучения, в котором ученик становится активным участником учебной деятельности, а учитель - направляющим звеном.

Пандемия COVID-19 и карантин в школах привели к тому, что около 1,3 млрд. школьников в разных странах мира были вынуждены учиться дистанционно или в различных гибридных и смешанных форматах.

С точки зрения образовательных технологий произошел тектонический сдвиг: форматы, которые были экзотикой, стали нормой жизни для миллионов учителей и школьников, а также их родителей. Чаще всего это были не тщательно продуманные и спланированные форматы, но стихийно возникшие формы учебной деятельности. Многие учителя вели уроки прямо из дома, ученики также учились дома.

В этой ситуации нормой образовательного процесса стало смешанное онлайн-обучение. «Смешанное обучение — это формальная образовательная программа, в которой ученик учится:

  • по крайней мере, частично через онлайн-обучение, с некоторыми элементами контроля учащихся над временем, местом, путем и/или темпом;

  • по крайней мере, частично в контролируемом традиционном формате не дома;

  • условия обучения каждого ученика в рамках курса или предмета связаны между собой для обеспечения интегрированного учебного опыта» [5].

Одними из важнейших результатов школьного образования в соответствии с его новыми целями и задачами являются: умение выпускника объективно оценивать себя в развивающемся мире, навыки самообразования и саморегуляции, готовность к активному конструктивному взаимодействию с людьми и принятию ответственных жизненно важных решений, что делает задачу развития самообразовательной компетенции актуальной.

Основная идея инновационного педагогического опыта заключается в применении модели перевёрнутого обучения как метода формирования самообразовательной компетенции учащихся МБОУ «Михайловская СОШ».

Методологическая основа педагогического опыта.

В практике педагогических технологий все большую популярность приобретают активные методы обучения, обеспечивающие осмысленное участие каждого ученика в учебном процессе. В отличие от традиционных методов педагогики, которые в большей степени фокусируется на передаче знаний, активные методы сосредоточены, в основном, на умении решать проблемы и на навыках совместной работы. Одним из таких подходов «новой» педагогики является перевёрнутое обучение, в котором целью образования является формирование способности к самообразовательной деятельности. Самообразовательная компетентность основывается на опыте самообразовательной деятельности. Самообразовательная компетентность, проявляется в умениях и навыках самосовершенствования, навыках самостоятельной познавательной деятельности, целью которой выступает обновление интеллектуального потенциала.

В результате анализа исследований А. В. Хуторского, Е. С. Чеботаревой, А. Д. Иванова самообразовательная компетентность была определена как личностное качество, характеризующее субъекта, способного к самостоятельной организации познавательной деятельности, направленной на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование [6].

Выделяют следующие структурные компоненты самообразовательной компетентности:

• мотивационно-смысловой;

• когнитивный;

• организационно-деятельностный;

• оценочно-рефлексивный.

Мотивационно-смысловой компонент предполагает потребность в самообразовании, определяет позитивное отношение и интерес к самообразовательной деятельности, обеспечивает наличие самомотивации. Когнитивный компонент подразумевает наличие системы знаний, умений и навыков самообразовательной деятельности, готовности и способности к непрерывному самообразованию. Организационно-деятельностный компонент представляет собой владение знаниями и умениями планировать, организовывать и регулировать самообразовательный процесс, использовать современные методы познания, применять результаты самообразовательной деятельности в конкретных ситуациях. Рефлексивный компонент заключается в способности самоанализа и самооценки готовности к самообразованию, адекватной оценке результатов своей самообразовательной деятельности.

Самообразовательная компетентность формируется на основе приобретения опыта самостоятельных проб и достижений в самообразовательной деятельности.

Следуя логике развития самообразовательной компетентности, в процессе ее формирования можно выделить следующие этапы:

1. адаптационный этап;

2. этап накопления личностного опыта в самообразовательной деятельности;

3. этап овладения самообразовательной компетенцией.

Наивысшей степенью развития самообразовательной компетентности является удовлетворение познавательных интересов в учебной деятельности, формирование устойчивой тенденции к дальнейшему развитию самостоятельности, выработка собственной системы самообразовательной деятельности и включение ее (системы) в образ жизни. Таким образом, вырабатывается критическое осмысление собственной жизненной позиции, адекватная оценка своих личностных достижений.

Проведение «перевернутых» уроков в полной мере способствует прохождению всех перечисленных этапов становления самообразовательной компетентности. Именно «перевернутые» уроки, проведенные по модели перевернутого обучения, дают возможность учителю погрузить учащихся в изучение учебного материала, вызвать желание в познании нового и стимулировать к интеллектуальной активности.

Теоретико-методические основы применения «Перевёрнутого класса» заложили американские учителя-химики Аарон Самс и Джонатан Бергманн. Идею они позаимствовали у С. Хана [7].

Аналитик страховой компании Салман Хан родился в США, хотя его отец — выходец из Бангладеш, а мать — из Индии. Все изменилось, когда Хан вызвался помочь своей племяннице с математикой. Правда, возникла сложность: Хан в тот момент находился в Бостоне, а его племянница жила в Новом Орлеане. Чтобы объяснить девочке математику, Хан сначала использовал специальный сервис, где рисовал для нее с помощью графического планшета решения задач, а позднее по совету знакомых стал использовать YouTube, размещая на сервисе мини-лекции, сопровождая их закадровым комментарием.

Аарон Самс и Джонатан Бергманн, чтобы не стоять изо дня в день у доски, объясняя новый материал, записали и выложили видеолекции и обучающие занятия для учеников старших классов в интернет. Этот формат понравился школьникам и учителям всего мира, воодушевившись примером коллег, они стали записывать свои видеолекции. Сегодня эта модель применяется во всем мире и считается одной из самых перспективных новаций в области образования.

Смешанное обучение - это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. Перевёрнутое обучение является моделью смешанного обучения, где «перевернутым» становится сам процесс обучения. Переход к модели перевёрнутого обучения является переходом от главенства учителя к главенству ученика. Простое определение данной модели можно дать так: это форма смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» обучение. Модель перевёрнутого обучения базируется на идее более эффективного использования времени в классе и индивидуализации обучения. Ученики при перевёрнутом обучении, по сравнению с традиционным классом, большее количество времени являются активными обучающимися, нежели пассивными. Они больше вовлечены в процессы более высокого когнитивного уровня, где они применяют, анализируют и используют знания, чем просто запоминают. Более того, меняется роль ученика, теперь он должен быть более самостоятелен и ответственен за своё обучение. Учитель в такой модели является организатором и драйвером работы, индивидуальным помощником каждого ученика.

Успешность образования заключается уже не в овладении определённым объемом знаний, а в расширении этих знаний и получении навыков их применения в новых ситуациях. Любой школьный урок – место, где ученики могут не только осваивать содержание предмета, но и развивать способности самостоятельно приобретать и создавать знания, управлять собой и работать в команде. Проще говоря, мир больше не поощряет людей за владение знаниями – поисковые машины знают всё – важно, как они распоряжаются этими знаниями, как ведут себя в мире и как адаптируются к нему.

Таким образом, особенно актуальным в смешанном обучении становятся умение учиться и формирование этого умения учителем. Фактически учитель готовит учащихся к реализации самонаправленного и саморегулируемого обучения и дает такую возможность в смешанном обучении, что готовит учащихся к обучению на протяжении всей жизни.

Умение учиться предполагает высокий уровень развития учебной самостоятельности, развитую саморегуляцию и личную ответственность за результаты учебной деятельности. Кроме того, передача ответственности ученику предполагает развитие учебной самостоятельности и саморегуляции и как следствие развитие умения самостоятельного целеполагания, планирования и рефлексии.

Все это приводит к реальному развитию личности ученика и дает учителю возможность творческой самореализации.

Так как перевёрнутое обучение относится к активному обучению, можно выделить три ключевых элемента — фундамент для построения продуктивного и интересного учебного процесса.

Инновационные сценарии. На уроке учащиеся должны быть активно вовлечены в учебную работу. И на уроке должно быть как можно больше возможностей для их активной познавательной работы. Именно для этого нужно разрабатывать инновационный сценарий, но не для педагога, а для учащихся. Таким сценарием является рабочий лист. Это заранее спланированная деятельность учащихся, полноценный обучающий материал для работы на занятии. Главная задача рабочего листа – обучать ученика, учить его учиться, показывать, что процесс обучения может быть увлекательным, что, если ученик приложит некоторые усилия, он испытает радость от процесса обучения, от процесса понимания и собственных успехов. Весь рабочий лист должна объединять легенда, которая отражает интересы детей, их увлечения. Исходя из этого, придумываем интересные названия номерам заданий (операция №1, шаг №1, дело№1, улика 1 и тд). Всё это способствует повышению мотивации к обучению. Рабочий лист имеет свои особенности:

  • развитие самостоятельности и возможность научить учащихся процессу учения: не каждый ребенок может и готов работать самостоятельно. Дома могут помочь родители, в школе можно списать или отсидеться. Рабочий лист – это уникальный инструмент, благодаря которому каждый ребенок вовлечен в процесс обучения;

  • возможность передать ответственность за процесс и результат обучения ребенку: на данных уроках меняется роль учителя. Мы отходим от функции «говорящей головы», передаем все лавры ребенку. Сообщаем ему при этом, что сегодня у него есть все инструменты для того, чтобы успешно разобраться с новой темой;

  • индивидуальный подход заключается в том, что каждый учащийся имеет возможность получить обратную связь не от учителя, а из рабочего листа, двигаться в собственном темпе и определять цель своей деятельности; - возможность использовать осознано цифровые девайсы;

  • учитель может уделять время учащимся, которые в этом нуждаются.

Пример рабочего листа по теме «Правописание суффиксов –ущ/-ющ, -ащ/-ящ»

Новые инструменты. Цифровые инструменты и ресурсы могут обеспечить качественное обучение способами, которые ранее были недоступны. Их можно использовать для различных учебных ситуаций и условий. Например, для создания учебных материалов для самопроверки и самостоятельного изучения, онлайн- и офлайн-обучения, можно использовать как инструмент для проведения викторин, которые проверяют понимание, а не память; использовать как инструмент формирующего оценивания. Обратная связь - важный компонент процесса обучения и учения. Однако мы знаем, что на проверку работ и предоставление обратной связи учащимся у учителя уходит достаточно большое количество времени. Цифровой учебный материал может быть создан для поддержки какой-то конкретной деятельности (например, единичное задание) или целостным и самостоятельным материалом (например, учебный объект), который не предполагает использование каких-то других дополнительных материалов.

Полезные цифровые инструменты:

  • помогают создать учебные материалы, поддерживающие процесс учения и обучения;

  • цифровые инструменты позволяют автоматизировать процесс предоставления и получения обратной связи и заметно сэкономить время проверки;

  • более того, их регулярное использование развивает у учащихся самостоятельность и чувство ответственности за свое обучение.

Примеры интерактивных заданий по теме «Глагол», «Причастие»

Система поддержки ученика. Оценивание для обучения (формирующее оценивание) и оценивание как обучение являются одними из основных инструментов формирования мотивации и развития умения учиться. Формирующее оценивание - это процесс, в ходе которого учителя используют различные инструменты и стратегии, чтобы определить, что ученики знают, обнаружить пробелы в их понимании и выбирать дальнейшие методы обучения, которые способствуют учению учащихся. Таким образом, формирующее оценивание является механизмом сбора информации об учебном процессе, которую учитель использует для того, чтобы оценить (не отметку выставить, а получить представление) важные качества учащихся и в соответствии с результатом менять методы работы под особенности учащихся. Итоговое оценивание направлено на оценку приобретенных знаний, навыков и компетенций. Если итоговое оценивание опирается на заранее выработанные критерии оценивания, у учащихся появляется инструмент, с помощью которого они могут отслеживать свое продвижение при изучении учебного материала. Комбинация формирующего, критериального итогового оценивания позволяет управлять процессом обучения и поддерживать мотивацию у учащихся в перевёрнутом обучении. «Оценивание как обучение основано на исследовании того, как происходит обучение, и характеризуется тем, что учащиеся размышляют о собственном обучении и вносят коррективы для достижения более глубокого понимания» [2]. При этом меняется роль педагога: он фокусируется на развитии навыков самооценивания, самоконтроля и критического мышления у учащихся. Так, суть образования сегодня заключается в развитии креативности, критического мышления, умения общаться и сотрудничать; в актуальности знаний, понимании и способности использовать потенциал новых технологий; и последнее, но немаловажное – в личных качествах, благодаря которым люди могут самореализоваться и работать бок о бок для устойчивого развития человечества. Актуальным становится формирование компетентности критического и креативного мышления, коммуникации и кооперации (4К) – навыков XXI века.

Пример рабочего листа с критериальным оцениванием на уроке русскогоязыка.

3. Результативные параметры.

3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.

Учебный год

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2023-2024

2024-2025



Общая успеваемость %

100%

100%

100%

100%

100%

Качественная успеваемость %

русский язык

80

84

89

90

95

Качественная успеваемость %

литература

81

83

87

95

98


Рейтинг успешности участников научных конференций.

Учебный год

Название

творческой работы

Название мероприятия, на котором представлена работа

Уровень

Результатив-ность

участия

2020-21

уч. год

Исследовательская работа «Грамматические и речевые ошибки в текстах песен современных авторов»

(Курмаева Алина)

Научно-практическая конференция исследовательских работ «Мой первый шаг в науку»

1

Диплом победителя

2021-22

уч. год

Проект «Мои ровесники в литературных произведениях»

(Салова Дарина)

Научно-практическая конференция исследовательских работ «Мой первый шаг в науку»

1

Диплом призера

2021-22

уч. год

Собираем «зеркала»! («Снежная королева», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Светлана», «Алиса в Зазеркалье», «Ночь перед Рождеством»

(Миронова Екатерина)

Научно-практическая конференция исследовательских работ «Мой первый шаг»

1

Диплом победителя

2022-23

уч. год

«Музеи, посвященные членам семьи Аксаковых»

(Долгова Ангелина)

Научно-практическая конференция исследовательских работ «Мой первый шаг в науку»

1

Диплом призера

2022-23

уч. год

Изобразительно-выразительные средства языка при создании слоганов современной телевизионной рекламы (на примере рекламных слоганов телеканала «Первый»)

(Иванова Кристина)

Региональный этап Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева

2

Диплом призера

2023-24

уч. год

Акцентологические нормы и задания по орфоэпии в ЕГЭ по русскому языку

(Киселева Дарья)

VI Всероссийская научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

3

Сертификат участника

2023-24

уч. год

Слова с цветовой семантикой в лирике С.А. Есенина (психолингвистическое исследование)

(Овчинникова Кристина)

Научно-практическая конференция исследовательских работ «Мой первый шаг в науку»

1

Диплом I степени

2024-25

уч. год

Лингвистический анализ надписей на посуде

(Долгова Ангелина)

Научно-практическая конференция исследовательских работ «Мой первый шаг в науку»

1

Диплом II степени

2024-25

уч. год

Проект «Городские вывески, или Шок – это по-нашему»

(Киселева Дарья)

Районная научно-практическая конференция

1

Диплом победителя






Участие обучающихся во внеурочной деятельности и заочных конкурсах


Учебный год

Название олимпиады, конкурса,

уровень

Участники

Победители

2022 - 2023

Всероссийский творческий конкурс поэтов-переводчиков «Волшебник слова»

1

1 чел. – диплом 1 степени

Всероссийская олимпиада по предмету русский язык. Фгостест

25

7 чел. - I место

3 чел. - II место

6 чел. - III место

Всероссийская олимпиада по предмету литература. Фгостест

5

1чел. - I место

1 чел. - II место

Всероссийская метапредметная олимпиада по русскому языку и культуре речи

13

6 чел. - III место

III Всероссийская олимпиада с международным участием по предмету русский язык. Ростконкурс

9

2 чел. - I место

1 чел. - II место

4 чел. - III место

Международная олимпиада «Школьное многоборье»

1

1 чел. - III место

Всероссийская викторина «Звуки и буквы»

11

4 чел. - II место

2 чел. - III место

2023-2024

IV Всероссийская олимпиада с международным участием по предмету русский язык. Ростконкурс

16

5 чел. - I место

3 чел. - II место

1 чел. - III место

Международная предметная олимпиада «Эверест»

20

2 чел. - II место

2 чел. - III место

Международный конкурс по русскому



языку «ЯэнциклопедиЯ»

17

3 чел. - I место



2 чел. - II место

3 чел. - III место

Всероссийская предметная олимпиада «Пятёрочка» по русскому языку и литературе

21

1 чел. - I место

3 чел. - II место

1 чел. - III место

Региональный конкурс сочинений антикоррупционной направленности

1

1 чел. - III место

Международный конкурс по основным школьным предметам (русский язык). Я юный гений

3

1 чел. - II место


Всероссийская тематическая блиц-олимпиада по русскому языку и литературе «Словесник»

11

1 чел. - II место

2 чел. - III место

Региональный фестиваль "Экология. Творчество. Дети"

3

2 чел. - III место

Муниципальный этап регионального конкурса детского творчества "Красота спасёт мир"

1

1 чел. - I место


2023-2024

Международный дистанционный конкурс «Старт»

14

2 чел. - I место

4 чел. - II место

2 чел. - III место

2024-2025

Областной творческий конкурс "Знамя Ермака"

1

1 чел. - II место


3.2. Распространение педагогического опыта.

С 2022 года в рамках работы над темой самообразования «Технология «Перевёрнутый класс» как компонент смешанного обучения» принимала активное участие в мероприятиях разного уровня:

  • в 2025 году в рамках проведения районного методического семинара провела мастер-класс по теме «Перевёрнутый класс. Инновационные сценарии»;

  • в рамках XV Областного педагогического марафона День «Мастерская профессионала» провела мастер-класс «Функциональное чтение и перевёрнутый класс»;

  • в рамках Региональной площадки методического объединения молодых педагогов провела семинар на муниципальном уровне по теме: «Ознакомление с моделью обучения «Перевёрнутый класс»;

  • на региональном уровне в процессе реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации провела мастер-классы «Разработка заданий для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе», «Педагогический детектив (Модель перевёрнутого класса)» (2024).

Результаты участия в профессиональных конкурсах:

  • стала дипломантом областного этапа Всероссийского профессионального конкурса «Учитель года России - 2024»;

  • являюсь победителем II степени областного конкурса профессионального мастерства «Лучший учитель русского языка»;

  • заняла I место во всероссийском педагогическом конкурсе «Лучший образовательный сайт 2023-2024» в номинации «Персональный сайт педагога»;

  • являюсь лауреатом Областного телекоммуникационного конкурса авторских электронных образовательных ресурсов для педагогов образовательных организаций Омской области;

  • стала лауреатом Всероссийского конкурса педагогического мастерства «RYBAKOV FOUNDATION TEACHER'S LAB» в номинации «Лучшая разработка интерактивного урока 5-9 классов».



3.3. Репрезентативность внедрения педагогического опыта.

Количественные показатели участия педагогов и учащихся в осуществлении педагогического опыта.

Обобщение опыта работы на школьном и муниципальном уровне в Бугурусланском районе способствовало увеличению количества педагогов-последователей. Так, после мастера класса по теме «Перевёрнутый класс. Инновационные сценарии» 90% присутствовавших отметили, что узнали много нового для себя, узнали о новых формах работы.


Директор: Т.В. Домнина


М.П.