Описание педагогического опыта
Канаевой Любови Леонидовны, учителя русского языка и литературы
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Михайловская средняя общеобразовательная школа
Бугурусланского района Оренбургской области
Тема педагогического опыта: Перевернутое обучение как активный метод формирования самообразовательной компетенции.
Направление педагогического опыта: инновационные образовательные технологии.
С каждым годом появляются все новые подходы к организации учебного процесса, большинство из которых тесно связаны с развитием инновационных технологий. Учителю постоянно приходится искать новые методы и формы проведения урока, совмещать различные педагогические технологии, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, доступным, понятным и результативным.
Устанавливаемые федеральным государственным образовательным стандартом требования к предметным, личностным и метапредметным результатам вызывают необходимость изменения технологии организации обучения, в котором ученик становится активным участником учебной деятельности, а учитель - направляющим звеном.
Пандемия COVID-19 и карантин в школах привели к тому, что около 1,3 млрд. школьников в разных странах мира были вынуждены учиться дистанционно или в различных гибридных и смешанных форматах.
С точки зрения образовательных технологий произошел тектонический сдвиг: форматы, которые были экзотикой, стали нормой жизни для миллионов учителей и школьников, а также их родителей. Чаще всего это были не тщательно продуманные и спланированные форматы, но стихийно возникшие формы учебной деятельности. Многие учителя вели уроки прямо из дома, ученики также учились дома.
В этой ситуации нормой образовательного процесса стало смешанное онлайн-обучение. «Смешанное обучение — это формальная образовательная программа, в которой ученик учится:
по крайней мере, частично через онлайн-обучение, с некоторыми элементами контроля учащихся над временем, местом, путем и/или темпом;
по крайней мере, частично в контролируемом традиционном формате не дома;
условия обучения каждого ученика в рамках курса или предмета связаны между собой для обеспечения интегрированного учебного опыта» [5].
Одними из важнейших результатов школьного образования в соответствии с его новыми целями и задачами являются: умение выпускника объективно оценивать себя в развивающемся мире, навыки самообразования и саморегуляции, готовность к активному конструктивному взаимодействию с людьми и принятию ответственных жизненно важных решений, что делает задачу развития самообразовательной компетенции актуальной.
Основная идея инновационного педагогического опыта заключается в применении модели перевёрнутого обучения как метода формирования самообразовательной компетенции учащихся МБОУ «Михайловская СОШ».
Методологическая основа педагогического опыта.
В практике педагогических технологий все большую популярность приобретают активные методы обучения, обеспечивающие осмысленное участие каждого ученика в учебном процессе. В отличие от традиционных методов педагогики, которые в большей степени фокусируется на передаче знаний, активные методы сосредоточены, в основном, на умении решать проблемы и на навыках совместной работы. Одним из таких подходов «новой» педагогики является перевёрнутое обучение, в котором целью образования является формирование способности к самообразовательной деятельности. Самообразовательная компетентность основывается на опыте самообразовательной деятельности. Самообразовательная компетентность, проявляется в умениях и навыках самосовершенствования, навыках самостоятельной познавательной деятельности, целью которой выступает обновление интеллектуального потенциала.
В результате анализа исследований А. В. Хуторского, Е. С. Чеботаревой, А. Д. Иванова самообразовательная компетентность была определена как личностное качество, характеризующее субъекта, способного к самостоятельной организации познавательной деятельности, направленной на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование [6].
Выделяют следующие структурные компоненты самообразовательной компетентности:
• мотивационно-смысловой;
• когнитивный;
• организационно-деятельностный;
• оценочно-рефлексивный.
Мотивационно-смысловой компонент предполагает потребность в самообразовании, определяет позитивное отношение и интерес к самообразовательной деятельности, обеспечивает наличие самомотивации. Когнитивный компонент подразумевает наличие системы знаний, умений и навыков самообразовательной деятельности, готовности и способности к непрерывному самообразованию. Организационно-деятельностный компонент представляет собой владение знаниями и умениями планировать, организовывать и регулировать самообразовательный процесс, использовать современные методы познания, применять результаты самообразовательной деятельности в конкретных ситуациях. Рефлексивный компонент заключается в способности самоанализа и самооценки готовности к самообразованию, адекватной оценке результатов своей самообразовательной деятельности.
Самообразовательная компетентность формируется на основе приобретения опыта самостоятельных проб и достижений в самообразовательной деятельности.
Следуя логике развития самообразовательной компетентности, в процессе ее формирования можно выделить следующие этапы:
1. адаптационный этап;
2. этап накопления личностного опыта в самообразовательной деятельности;
3. этап овладения самообразовательной компетенцией.
Наивысшей степенью развития самообразовательной компетентности является удовлетворение познавательных интересов в учебной деятельности, формирование устойчивой тенденции к дальнейшему развитию самостоятельности, выработка собственной системы самообразовательной деятельности и включение ее (системы) в образ жизни. Таким образом, вырабатывается критическое осмысление собственной жизненной позиции, адекватная оценка своих личностных достижений.
Проведение «перевернутых» уроков в полной мере способствует прохождению всех перечисленных этапов становления самообразовательной компетентности. Именно «перевернутые» уроки, проведенные по модели перевернутого обучения, дают возможность учителю погрузить учащихся в изучение учебного материала, вызвать желание в познании нового и стимулировать к интеллектуальной активности.
Теоретико-методические основы применения «Перевёрнутого класса» заложили американские учителя-химики Аарон Самс и Джонатан Бергманн. Идею они позаимствовали у С. Хана [7].
Аналитик страховой компании Салман Хан родился в США, хотя его отец — выходец из Бангладеш, а мать — из Индии. Все изменилось, когда Хан вызвался помочь своей племяннице с математикой. Правда, возникла сложность: Хан в тот момент находился в Бостоне, а его племянница жила в Новом Орлеане. Чтобы объяснить девочке математику, Хан сначала использовал специальный сервис, где рисовал для нее с помощью графического планшета решения задач, а позднее по совету знакомых стал использовать YouTube, размещая на сервисе мини-лекции, сопровождая их закадровым комментарием.
Аарон Самс и Джонатан Бергманн, чтобы не стоять изо дня в день у доски, объясняя новый материал, записали и выложили видеолекции и обучающие занятия для учеников старших классов в интернет. Этот формат понравился школьникам и учителям всего мира, воодушевившись примером коллег, они стали записывать свои видеолекции. Сегодня эта модель применяется во всем мире и считается одной из самых перспективных новаций в области образования.
Смешанное обучение - это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. Перевёрнутое обучение является моделью смешанного обучения, где «перевернутым» становится сам процесс обучения. Переход к модели перевёрнутого обучения является переходом от главенства учителя к главенству ученика. Простое определение данной модели можно дать так: это форма смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» обучение. Модель перевёрнутого обучения базируется на идее более эффективного использования времени в классе и индивидуализации обучения. Ученики при перевёрнутом обучении, по сравнению с традиционным классом, большее количество времени являются активными обучающимися, нежели пассивными. Они больше вовлечены в процессы более высокого когнитивного уровня, где они применяют, анализируют и используют знания, чем просто запоминают. Более того, меняется роль ученика, теперь он должен быть более самостоятелен и ответственен за своё обучение. Учитель в такой модели является организатором и драйвером работы, индивидуальным помощником каждого ученика.
Успешность образования заключается уже не в овладении определённым объемом знаний, а в расширении этих знаний и получении навыков их применения в новых ситуациях. Любой школьный урок – место, где ученики могут не только осваивать содержание предмета, но и развивать способности самостоятельно приобретать и создавать знания, управлять собой и работать в команде. Проще говоря, мир больше не поощряет людей за владение знаниями – поисковые машины знают всё – важно, как они распоряжаются этими знаниями, как ведут себя в мире и как адаптируются к нему.
Таким образом, особенно актуальным в смешанном обучении становятся умение учиться и формирование этого умения учителем. Фактически учитель готовит учащихся к реализации самонаправленного и саморегулируемого обучения и дает такую возможность в смешанном обучении, что готовит учащихся к обучению на протяжении всей жизни.
Умение учиться предполагает высокий уровень развития учебной самостоятельности, развитую саморегуляцию и личную ответственность за результаты учебной деятельности. Кроме того, передача ответственности ученику предполагает развитие учебной самостоятельности и саморегуляции и как следствие развитие умения самостоятельного целеполагания, планирования и рефлексии.
Все это приводит к реальному развитию личности ученика и дает учителю возможность творческой самореализации.
Так как перевёрнутое обучение относится к активному обучению, можно выделить три ключевых элемента — фундамент для построения продуктивного и интересного учебного процесса.
Инновационные сценарии. На уроке учащиеся должны быть активно вовлечены в учебную работу. И на уроке должно быть как можно больше возможностей для их активной познавательной работы. Именно для этого нужно разрабатывать инновационный сценарий, но не для педагога, а для учащихся. Таким сценарием является рабочий лист. Это заранее спланированная деятельность учащихся, полноценный обучающий материал для работы на занятии. Главная задача рабочего листа – обучать ученика, учить его учиться, показывать, что процесс обучения может быть увлекательным, что, если ученик приложит некоторые усилия, он испытает радость от процесса обучения, от процесса понимания и собственных успехов. Весь рабочий лист должна объединять легенда, которая отражает интересы детей, их увлечения. Исходя из этого, придумываем интересные названия номерам заданий (операция №1, шаг №1, дело№1, улика 1 и тд). Всё это способствует повышению мотивации к обучению. Рабочий лист имеет свои особенности:
развитие самостоятельности и возможность научить учащихся процессу учения: не каждый ребенок может и готов работать самостоятельно. Дома могут помочь родители, в школе можно списать или отсидеться. Рабочий лист – это уникальный инструмент, благодаря которому каждый ребенок вовлечен в процесс обучения;
возможность передать ответственность за процесс и результат обучения ребенку: на данных уроках меняется роль учителя. Мы отходим от функции «говорящей головы», передаем все лавры ребенку. Сообщаем ему при этом, что сегодня у него есть все инструменты для того, чтобы успешно разобраться с новой темой;
индивидуальный подход заключается в том, что каждый учащийся имеет возможность получить обратную связь не от учителя, а из рабочего листа, двигаться в собственном темпе и определять цель своей деятельности; - возможность использовать осознано цифровые девайсы;
учитель может уделять время учащимся, которые в этом нуждаются.
Пример рабочего листа по теме «Правописание суффиксов –ущ/-ющ, -ащ/-ящ»
Новые инструменты. Цифровые инструменты и ресурсы могут обеспечить качественное обучение способами, которые ранее были недоступны. Их можно использовать для различных учебных ситуаций и условий. Например, для создания учебных материалов для самопроверки и самостоятельного изучения, онлайн- и офлайн-обучения, можно использовать как инструмент для проведения викторин, которые проверяют понимание, а не память; использовать как инструмент формирующего оценивания. Обратная связь - важный компонент процесса обучения и учения. Однако мы знаем, что на проверку работ и предоставление обратной связи учащимся у учителя уходит достаточно большое количество времени. Цифровой учебный материал может быть создан для поддержки какой-то конкретной деятельности (например, единичное задание) или целостным и самостоятельным материалом (например, учебный объект), который не предполагает использование каких-то других дополнительных материалов.
Полезные цифровые инструменты:
помогают создать учебные материалы, поддерживающие процесс учения и обучения;
цифровые инструменты позволяют автоматизировать процесс предоставления и получения обратной связи и заметно сэкономить время проверки;
более того, их регулярное использование развивает у учащихся самостоятельность и чувство ответственности за свое обучение.
Примеры интерактивных заданий по теме «Глагол», «Причастие»
Система поддержки ученика. Оценивание для обучения (формирующее оценивание) и оценивание как обучение являются одними из основных инструментов формирования мотивации и развития умения учиться. Формирующее оценивание - это процесс, в ходе которого учителя используют различные инструменты и стратегии, чтобы определить, что ученики знают, обнаружить пробелы в их понимании и выбирать дальнейшие методы обучения, которые способствуют учению учащихся. Таким образом, формирующее оценивание является механизмом сбора информации об учебном процессе, которую учитель использует для того, чтобы оценить (не отметку выставить, а получить представление) важные качества учащихся и в соответствии с результатом менять методы работы под особенности учащихся. Итоговое оценивание направлено на оценку приобретенных знаний, навыков и компетенций. Если итоговое оценивание опирается на заранее выработанные критерии оценивания, у учащихся появляется инструмент, с помощью которого они могут отслеживать свое продвижение при изучении учебного материала. Комбинация формирующего, критериального итогового оценивания позволяет управлять процессом обучения и поддерживать мотивацию у учащихся в перевёрнутом обучении. «Оценивание как обучение основано на исследовании того, как происходит обучение, и характеризуется тем, что учащиеся размышляют о собственном обучении и вносят коррективы для достижения более глубокого понимания» [2]. При этом меняется роль педагога: он фокусируется на развитии навыков самооценивания, самоконтроля и критического мышления у учащихся. Так, суть образования сегодня заключается в развитии креативности, критического мышления, умения общаться и сотрудничать; в актуальности знаний, понимании и способности использовать потенциал новых технологий; и последнее, но немаловажное – в личных качествах, благодаря которым люди могут самореализоваться и работать бок о бок для устойчивого развития человечества. Актуальным становится формирование компетентности критического и креативного мышления, коммуникации и кооперации (4К) – навыков XXI века.
Пример рабочего листа с критериальным оцениванием на уроке русскогоязыка.
3. Результативные параметры.
3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.
Учебный год | 2020-2021 | 2021-2022 | 2022-2023 | 2023-2024 | 2024-2025 |
| |
Общая успеваемость % | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Качественная успеваемость % русский язык | 80 | 84 | 89 | 90 | 95 |
Качественная успеваемость % литература | 81 | 83 | 87 | 95 | 98 |
Рейтинг успешности участников научных конференций.
Учебный год | Название творческой работы | Название мероприятия, на котором представлена работа | Уровень | Результатив-ность участия |
2020-21 уч. год | Исследовательская работа «Грамматические и речевые ошибки в текстах песен современных авторов» (Курмаева Алина) | Научно-практическая конференция исследовательских работ «Мой первый шаг в науку» | 1 | Диплом победителя |
2021-22 уч. год | Проект «Мои ровесники в литературных произведениях» (Салова Дарина) | Научно-практическая конференция исследовательских работ «Мой первый шаг в науку» | 1 | Диплом призера |
2021-22 уч. год | Собираем «зеркала»! («Снежная королева», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Светлана», «Алиса в Зазеркалье», «Ночь перед Рождеством» (Миронова Екатерина) | Научно-практическая конференция исследовательских работ «Мой первый шаг» | 1 | Диплом победителя |
2022-23 уч. год | «Музеи, посвященные членам семьи Аксаковых» (Долгова Ангелина) | Научно-практическая конференция исследовательских работ «Мой первый шаг в науку» | 1 | Диплом призера |
2022-23 уч. год | Изобразительно-выразительные средства языка при создании слоганов современной телевизионной рекламы (на примере рекламных слоганов телеканала «Первый») (Иванова Кристина) | Региональный этап Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева | 2 | Диплом призера |
2023-24 уч. год | Акцентологические нормы и задания по орфоэпии в ЕГЭ по русскому языку (Киселева Дарья) | VI Всероссийская научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» | 3 | Сертификат участника |
2023-24 уч. год | Слова с цветовой семантикой в лирике С.А. Есенина (психолингвистическое исследование) (Овчинникова Кристина) | Научно-практическая конференция исследовательских работ «Мой первый шаг в науку» | 1 | Диплом I степени |
2024-25 уч. год | Лингвистический анализ надписей на посуде (Долгова Ангелина) | Научно-практическая конференция исследовательских работ «Мой первый шаг в науку» | 1 | Диплом II степени |
2024-25 уч. год | Проект «Городские вывески, или Шок – это по-нашему» (Киселева Дарья) | Районная научно-практическая конференция | 1 | Диплом победителя |
Участие обучающихся во внеурочной деятельности и заочных конкурсах
Учебный год | Название олимпиады, конкурса, уровень | Участники | Победители |
2022 - 2023 | Всероссийский творческий конкурс поэтов-переводчиков «Волшебник слова» | 1 | 1 чел. – диплом 1 степени |
Всероссийская олимпиада по предмету русский язык. Фгостест | 25 | 7 чел. - I место 3 чел. - II место 6 чел. - III место |
Всероссийская олимпиада по предмету литература. Фгостест | 5 | 1чел. - I место 1 чел. - II место |
Всероссийская метапредметная олимпиада по русскому языку и культуре речи | 13 | 6 чел. - III место |
III Всероссийская олимпиада с международным участием по предмету русский язык. Ростконкурс | 9 | 2 чел. - I место 1 чел. - II место 4 чел. - III место |
Международная олимпиада «Школьное многоборье» | 1 | 1 чел. - III место |
Всероссийская викторина «Звуки и буквы» | 11 | 4 чел. - II место 2 чел. - III место |
2023-2024 | IV Всероссийская олимпиада с международным участием по предмету русский язык. Ростконкурс | 16 | 5 чел. - I место 3 чел. - II место 1 чел. - III место |
Международная предметная олимпиада «Эверест» | 20 | 2 чел. - II место 2 чел. - III место |
Международный конкурс по русскому языку «ЯэнциклопедиЯ» | 17 | 3 чел. - I место 2 чел. - II место 3 чел. - III место |
Всероссийская предметная олимпиада «Пятёрочка» по русскому языку и литературе | 21 | 1 чел. - I место 3 чел. - II место 1 чел. - III место |
Региональный конкурс сочинений антикоррупционной направленности | 1 | 1 чел. - III место |
Международный конкурс по основным школьным предметам (русский язык). Я юный гений | 3 | 1 чел. - II место |
Всероссийская тематическая блиц-олимпиада по русскому языку и литературе «Словесник» | 11 | 1 чел. - II место 2 чел. - III место |
Региональный фестиваль "Экология. Творчество. Дети" | 3 | 2 чел. - III место |
Муниципальный этап регионального конкурса детского творчества "Красота спасёт мир" | 1 | 1 чел. - I место |
2023-2024 | Международный дистанционный конкурс «Старт» | 14 | 2 чел. - I место 4 чел. - II место 2 чел. - III место |
2024-2025 | Областной творческий конкурс "Знамя Ермака" | 1 | 1 чел. - II место |
3.2. Распространение педагогического опыта.
С 2022 года в рамках работы над темой самообразования «Технология «Перевёрнутый класс» как компонент смешанного обучения» принимала активное участие в мероприятиях разного уровня:
в 2025 году в рамках проведения районного методического семинара провела мастер-класс по теме «Перевёрнутый класс. Инновационные сценарии»;
в рамках XV Областного педагогического марафона День «Мастерская профессионала» провела мастер-класс «Функциональное чтение и перевёрнутый класс»;
в рамках Региональной площадки методического объединения молодых педагогов провела семинар на муниципальном уровне по теме: «Ознакомление с моделью обучения «Перевёрнутый класс»;
на региональном уровне в процессе реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации провела мастер-классы «Разработка заданий для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе», «Педагогический детектив (Модель перевёрнутого класса)» (2024).
Результаты участия в профессиональных конкурсах:
стала дипломантом областного этапа Всероссийского профессионального конкурса «Учитель года России - 2024»;
являюсь победителем II степени областного конкурса профессионального мастерства «Лучший учитель русского языка»;
заняла I место во всероссийском педагогическом конкурсе «Лучший образовательный сайт 2023-2024» в номинации «Персональный сайт педагога»;
являюсь лауреатом Областного телекоммуникационного конкурса авторских электронных образовательных ресурсов для педагогов образовательных организаций Омской области;
стала лауреатом Всероссийского конкурса педагогического мастерства «RYBAKOV FOUNDATION TEACHER'S LAB» в номинации «Лучшая разработка интерактивного урока 5-9 классов».
3.3. Репрезентативность внедрения педагогического опыта.
Количественные показатели участия педагогов и учащихся в осуществлении педагогического опыта.
Обобщение опыта работы на школьном и муниципальном уровне в Бугурусланском районе способствовало увеличению количества педагогов-последователей. Так, после мастера класса по теме «Перевёрнутый класс. Инновационные сценарии» 90% присутствовавших отметили, что узнали много нового для себя, узнали о новых формах работы.
Директор: Т.В. Домнина
М.П.