Просмотр содержимого документа
«Практическая работа на тему: "Перевод чисел из q-ичной в десятичную систему счисления"»
Практическая работа
Перевод чисел из q-ичной в десятичную системы счисления
Цель: научиться выполнять перевод из q-ичной в десятичную системы счисления.
Оборудование, программное обеспечение: ПК, ОС Windows.
Теоретические сведения
Перевод числа, записанного в системе счисления с основанием q, в десятичную систему счисления основан на использовании развернутой формы записи чисел.
Для перевода числа Aq в десятичную систему счисления достаточно:
1) записать развернутую форму числа Aq;
2) представить все числа, фигурирующие в развернутой форме, в десятичной системе счисления;
3) вычислить значение полученного выражения по правилам десятичной арифметики.
Пример 1. Переведем числа
,
,
в десятичную систему счисления.
Решение
Перевод в десятичную систему счисления целых двоичных чисел будет значительно проще, если вспомнить и использовать уже знакомую вам таблицу степеней двойки:
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 1 | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 | 64 | 128 | 256 | 512 | 1024 |
Пример 2. Переведем число
в десятичную систему счисления.
Решение
Пример 3. Десятичное число 57 в некоторой системе счисления записывается как 212. Определим основание этой системы счисления.
Решение
Запишем условие задачи иначе: 212q = 5710 ,
.
Решим уравнение:
Это квадратное уравнение, его корни
,
Так как основание системы счисления должно быть натуральным числом, то
.
Содержание работы
Задание 1. Рассмотреть примеры, приведенные в практической работе.
Задание 2. Выполнить задания. Решение и ответ записать в тетрадь. Вариант спросите у преподавателя.
Вариант 1
1. Переведите числа в десятичную систему счисления.
а) 1110001112;
б) 1001100101,10012;
в) 335,78;
г) 14C,A16.
2. Найдите основание системы счисления, если известно 4510 = 21х .
Вариант 2
1. Переведите числа в десятичную систему счисления.
а) 11000100102;
б) 1111000001,012;
в) 416,18;
г) 215,716.
2. Найдите основание системы счисления, если известно 10110 = 32х .
Задание 3. Сделать вывод о проделанной практической работе.
2