План-конспект занятия
Персональные данные и личная информация. Защита персональных данных в сети Интернет.
Тема занятия: Защита персональных данных и личной информации в сети Интернет»
Целевая аудитория: школьники в возрасте от 12 до 14 лет.
Цель занятия: ознакомление учащихся с понятием "персональные данные", формирование теоретических знаний и практических навыков безопасного поведения в сети Интернет.
Задачи занятия:
образовательные: формирование устойчивых знаний по теме «персональные данные».
развивающие: развитие коммуникационной компетенции, навыков индивидуальной практической деятельности.
воспитательные: формирование ответственного отношения к персональным данным и личной информации.
Тип занятия: изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний.
Форма деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесно-визуальный.
Оборудование: проектор, проекционный экран, персональный компьютер.
План проведения урока:
1. Показ видеоурока (диск с видеозаписью прилагается) для учащихся, в котором говорится, что такое персональные данные, какие бывают персональные данные, правила защиты персональных данных, какие последствия могут возникнуть, если не соблюдать правила их защиты – 10 минут.
2. Практическая часть, которая включает в себя разбор ситуаций по вопросам защиты персональных данных и пути их решения: - 5 минут.
Пример 1:
Добрый день! Меня зовут Марина, мне 14 лет. Недавно кто-то взломал мой аккаунт в «ВКонтакте» и стал размещать на моей стене неприличные изображения. А еще оскорблять от моего имени друзей в комментах и в личке. Обо всем я узнала от подруги, так как на даче, где я была, не было интернета. Я восстановила доступ к аккаунту и поменяла пароль, но было уже поздно. Многие удалили меня из друзей и добавили в «черный список», а кое-кто даже перестал со мной разговаривать. Я несколько лет вела эту страницу, у меня была почти тысяча подписчиков, а теперь все пропало. Подскажите, как мне поступить? Как вернуть доверие подписчиков?
Ответ на пример 1:
В данном случае мы имеем дело со взломом аккаунта школьницы с целью нанесения вреда её репутации. В этой ситуации можно порекомендовать следующие действия:
- Сменить пароли к аккаунтам на других онлайн-ресурсах.
- Удалить все неприятные сообщения со своей страницы.
- Извиниться перед читателями написав пост.
- Постараться лично поговорить с самыми близкими друзьями и объяснить им ситуацию.
Чтобы избежать подобной проблемы, следует предпринять следующие шаги:
Использовать сложные пароли и двухэтапную систему
Аутентификации.
Установить антивирусные программы на все устройства, с
которых осуществляется выход в интернет.
Соблюдать правила предосторожности при входе в аккаунт
с чужого компьютера.
Соблюдать правила поведения при столкновении с поддельными страницами.
Пример 2:
Здравствуйте! Меня зовут Настя, мне 15 лет. Недавно я познакомилась с парнем в социальной сети. Он был знакомым моей подруги и показался мне интересным. Мы стали общаться, оказалось, что у нас много общего. Мы рассказывали друг другу о себе, о том, где учимся, путешествуем. Вообще-то я скрытная, и профиль у меня только для друзей, но с ним я, кажется, позволила себе лишнего. Однажды он предложил встретиться. Я немного испугалась и отказала ему. Он сказал, что знает, где я учусь и где живу, обещал подстеречь по дороге из школы домой. Я не знаю, правда это, или он меня просто запугивает. Мне действительно страшно. Теперь одна, без подруги, я в школу не хожу. Подскажите, как мне быть?
Ответ на пример 2:
В этой ситуации можно порекомендовать следующие действия:
- Внимательно перечитать историю переписки и понять, какая персональная информация могла попасть к шантажисту.
- Внимательно изучить общие контакты и понять, какую информацию о шантажист мог узнать косвенно.
- Рассказать или показать историю переписки взрослым (родителям, учителям), чтобы они могли предпринять действия по защите школьницы, вплоть до обращения в правоохранительные органы.
- В случае если шантажист снова выйдет на связь, сообщить ему обо всех предпринятых действиях и добавить его в «чёрный список».
Чтобы избежать подобной проблемы, следует предпринять следующие шаги:
С большой осторожностью добавлять незнакомцев в друзья и вступать с ними в переписку, даже если они являются друзьями друзей.
Не сообщать личную информацию незнакомцам. Даже если она кажется безобидной, она может быть легко использована против жертвы.
Пример 3:
Доброго времени суток! Я Артем, учусь в 9-м классе. Однажды на уроке информатики я зашел в свой аккаунт в социальной сети и забыл выйти. Через неделю один из моих одноклассников создал паблик, в которой он выкладывает скриншоты моей личной переписки с друзьями и гадкие комментарии к ним. Там нет ничего такого, но это все равно неприятно. Надо мной все смеются. Я и раньше не был самым популярным в классе, а теперь стал настоящим изгоем. Что мне делать? Можно ли удалить этот паблик? Как наказать одноклассника?
Ответ на пример 3:
В данном случае мы имеем дело с кибербуллингом — травлей, организованной с помощью электронных средств связи.
В этой ситуации школьнику можно порекомендовать следующие действия:
•Сменить пароль от аккаунта и временно закрыть его.
•Написать в службу поддержки социальной сети письмо с просьбой удалить паблик, приложив скриншоты из самого паблика и из личной переписки, подтвердив тем самым неправомерное использование личных данных одноклассником.
•Если ситуация повторится, и после удаления будет создан новый паблик, написать в службу поддержки социальной сети письмо с просьбой удалить аккаунт пользователя, нарушившего правила пользования ресурсом.
•Рассказать о ситуации взрослым (родителям или учителям) и попросить их вмешаться в ситуацию в школе.
3. После разбора ситуаций учащимся предлагается пройти с помощью интерактивной доски тест, размещённый в сети «Интернет» по адресу: http://персональныеданные.дети/zadaniya/personalnye_dannye/ , а в случае отсутствия соответствующего оборудования раздать один тест на парту – 5 минут.
Ответ на тест
1) – 4
2) – 2
3) – 2
4) – 2
5) – 2
6) – 2,3
7) – 1
8) – 1,4
4. Подведение итогов: Опрос учащихся, что нового они узнали после урока, остались ли вопросы после прослушанного материала, понравился ли урок? – 5 минут.