ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕОРИЯ Д. МАЦУМОТО В ИССЛЕДОВАНИИ
«ПСИХОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА»:
ПОЛИЛАТЕРАЛЬНОСТЬ КОНЦЕПТА «КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА»
Кострица Екатерина Игоревна
Аннотация. В статье маркированы основные культурологические тенденции при полилатеральной перцеп- ции категории культурной среды в современной научно-исследовательской мысли на базе работы Д. Мацу- мото «Психология и культура», подробно раскрывающей социо-психологические параметры обозначенного феномена.
Ключевые слова и фразы: культурная среда; этноцентризм; стереотипизация; предубеждение; иерархия культурных сред.
В современной России, также как и во всём мире, особую актуальность приобретает возвращение к во- просам нравственности, морали и культурных стереотипов, которые органично сопряжены в эстетическом окружении социальной жизни. Термин «культурная среда» характеризует комплексный конгломерат миро- вых эстетико-этических догматов. Корреляция между концептом «психология» и понятием «культура» ста- новится наиболее репрезентативной в плане детерминирования компонентов культурной среды. Именно по-этому работа прогрессивного японского психолога Д. Мацумото представляет для нас неподдельный инте- рес и ценность.
Заинтересованность в концепте «культурная среда» была ключевой даже в прошлом столетии, в то вре- мя, когда П.Н. Савицкий, один из видных апологетов антиевропейской идеи впервые оценил комплексность и неоднозначность понимания данного явления. Работа Д. Мацумото является наиболее заметным образчи- ком научно-исследовательского рассмотрения функциональности конгломерата «культурная среда» в свете инновационных тенденций в психологии.
Способность исследователя скомпоновать и усложнить структуру данного термина позволяет нам судить о перспективной оценке концепта «культурная среда». Глубокому и детальному анализу Д. Мацумото под- вергает сущность понятий: «этноцентризм», «стереотипизация», «предубеждение», где культурная среда – фактор, выражающий негативизм этноцентризма, так как отсутствует комбинаторика между идеей этноцен- тризма и категорией культурной среды. Культурную среду следует оценивать, как благоприятное условие для реализации нравственного содержания человеческой жизни, следовательно, учѐный трактует культур- ную среду как иерархию сложных компонентов.
Д. Мацумото делает прогноз на будущее, в период которого «технологический прогресс ещё теснее объ- единит многообразные культуры мира» [Мацумото, с. 126]. Учёный пропагандирует идею о тотальности глобализации, которая будет актуальна в будущем. Индивидуум у Д. Мацумото стремится постичь всю глу- бину и важность своего существования в истории. При определении понятия «культурная среда» Д. Мацу- мото выдвигает термин «этноцентризм» в качестве «нормального следствия усвоения обычаев общества и культуры в повседневной жизни» [Там же, с. 129].
Каждая культурная среда, рассматриваемая изолированно, обладает рядом особых характеристик, выде- ляющих её из ряда других сред наделяющих её такой подлинной природой, что сторонники иной культур- ной среды не всегда осознают всей глубины и важности представленных положений. Д. Мацумото пред- ставляет триединое определение базового термина «этноцентризм». Первая часть определения упомянута выше, она связана со способностью усвоения чужих обычаев и традиций. Второй аспект определения этно- центризма обозначает идею о стереотипизации культурной среды. Третья часть определения этноцентризма касается предубеждения и дискриминации.
Д. Мацумото не стремится вникнуть в скрытый смысл понятий и явлений культурной среды, он лишь пытается определить концепт «культурная среда» с позиции психолого-культурологического видения. Для этой цели он и развёртывает концепцию этноцентризма в любых, доступных для индивидуума ракурсах. Важно отметить явное сходство между этноцентризмом и стереотипизацией, где объединяющим звеном слу- жит особая форма восприятия культурной среды, включение психологических процессов. «Этноцентризм» имеет крепкую связь с понятием «культурная среда», так как в смысл «этноцентризма» включён спектр идей о межгрупповых отношениях, наблюдающихся в культурной среде.
Целесообразно в этой связи выразить рефлексию о том, что культурная среда может обладать как толе- рантной (гибкой) природой, так и конфликтной (негибкой) сущностью. В данной ситуации реализуется функция культурных фильтров, при которой происходит изоляция культурной среды от влияния других сред извне, воздействие которых может быть фатальным и корневым. Таким образом, Д. Мацумото опреде- ляет теорию культурных фильтров: «Каждый усваивает определѐнную модель поведения» [Там же, с. 196]. В процессе восприятия модели поведения индивидуум принимает определѐнный способ восприятия и ин- терпретации поведения других людей.
Социализация достигается в процессе осознания места отдельного индивидуума в качестве полноправно- го участника социума при работе социализирующих агентов. Приобщение к культуре протекает в процессе знакомства с иной культурной средой и познания всех её стереотипов, а также восприятия этих стереотипов таким образом, что некоторая их часть может быть заимствована в культурную среду – реципиент от куль- турной среды – донора. Д. Мацумото ограничивает понятие «культура», определяя её как «конгломерат ус- военных правил относительного того, как следует себя вести» [Там же, с. 205]. В пределах личности данное определение может иметь вес, но в пределах социума определение следует расширить до диапазона мораль- но-этических норм и самой нравственности.
Мы хотим заключить, что учёный выдвинул собственную иерархию культурных сред. Первая модель – макро-культурная среда, которая характеризуется присутствием идеологического сближения и определения глобализационных приоритетов. Вторая модель – средне-масштабная культурная среда подчиняется запро- сам социо-культурного единения, ассимилируясь согласно требованиям, выдвинутым в процессе индивиду- ального становления участника социума. Средне-масштабная культурная среда преобладает в большинстве социальных структур, которые гиперболизируют контекстуальные основы и постулаты межличностных взаимоотношений внутри структурного образования. Данный тип культурной среды отличается присутстви- ем толерантного отношения к морально-этическим нормам, постулатам, социо-культурным основам обще- ства. Здесь выявляется гибкий тип культурной среды, способствующий позитивному восприятию идеологи- ческих и межличностных взаимоотношений. Третья модель – микро-культурная среда связана с представле- нием особой социо-культурной обстановки внутри отдельно взятой системы: социума, группы, коллектива.
Культурные фильтры должны максимальным образом адаптироваться к культурной среде, внутрь кото- рого необходимо вникнуть. На время индивидуум-аналитик должен почувствовать себя другим человеком и оценить особенности культурной среды с точки зрения еѐ участника. Каждый аналитик должен видеть куль-турную среду предельно детально, акцентируя внимание на каждом существующем нюансе. Обывательская модель культурной среды ориентирована на актуализацию данного феномена в рамках социо- психологических параметров научного исследования и онтологического восприятия общественных взаимо- отношений и общественной организации.
Список использованной литературы и источников
Мацумото Д .Психология и культура. Этноцентризм, стереотипы и предубеждение.М.:Академия,2023, .378 с.
D.MATSUMOTO’S PERSPECTIVE THEORY IN THE RESEARCH “PSYCHOLOGY AND CULTURE”:
THE POLILATERALTREATMENTS OF THE CONCEPT “THE CULTURAL ENVIRONMENT”
Ekaterina Igorevna Kostritsa
Abstract. In the article the basic culturological tendencies are marked during polilateral perceptionof cultural environment cate- gory in modern scientific research ideas on the basis of D. Matsumoto's work ―Psychology and culture‖ revealing socio- psychological parameters of the designated phenomenon in detail.
Key words and phrases:culturalenvironment,ethnocentrism,stereotypification,bias,hierarchyofculturalenvironments.