№ п/п учебных занятий | Наименование разделов, наименование тем по учебной программе, наименование тем отдельных учебных занятий | Кол-во учебных часов | Тип учебного занятия | Учебно-методические материалы, средства обучения | Домашнее задание | Примечание |
| I полугодие | 34 | | | | |
1 | 1.Введение. Разнообразие живых организмов на Земле. Общие свойства живых организмов | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | Биология: учебное пособие для 10 класса; под редакцией Л.Д.Лисова. Мн.: Народная асвета».2014 c. 5-7 | |
2 . Химические компоненты живых организмов 8 |
2 | Содержание химических элементов в организме. Неорганические вещества клетки | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица химических элементов | §1, §2,стр. 11-17 | |
3 | Белки. Аминокислоты. Структура белков. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Табл. « Строение аминокислот» Табл. «Уровни организации белков» | §3 | |
4 | Белки. Многообразие и свойства белков. Функции белков. Лабораторная работа №1 «Выявление активности каталазы» | 1 | Закрепления знаний и выработка умений по их применению | Табл. «Уровни организации белков» Оборудование для проведения лаб. работы Видео «Функции белков» | §4 | |
5 | Углеводы. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Табл. «Строение углеводов» | §5 | |
6 | Липиды | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Строение и функции липидов» | §6 | |
7 | Нуклеиновые кислоты. АТФ. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Табл. «Строение ДНК» | §7, § 8 | |
8 | Практическая работа № 1 Решение задач по теме «Химические компоненты живых организмов» | 1 | Закрепления знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки | Повторить § 1-9 | |
9 | Обобщение и систематизация знаний по главе «Химические компоненты живых организмов» | 1 | обобщения и систематизации знаний | Задания для тематического контроля знаний | | |
3. Клетка - структурная и функциональная 12 единица живых организмов |
10 | Клеточная теория. Общий план строения клетки. Цитоплазматическая мембрана. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Табл. «Строение клетки растительной и животной» | §10, §11, стр. §11, 53-56, §12 | |
11 | Гиалоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица «Строение животной клетки по данным электронного микроскопа» | §12§12§ § 13, 14 | |
12 | Эндоплазматическая сеть. Лизосомы. Вакуоли. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица «Строение клетки растительной .и животной» | § 15,16 | |
13 | Митохондрии и пластиды. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица. « Строение хлоропластов», « Строение митохондрий» | §17 | |
14 | Ядро, строение и функции. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Строение и функции ядра» | §18 | |
15 | Особенности строения клеток про- и эукариот. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица «Строение клетки растительной и животной», «Строение клетки сине-зеленых водорослей и бактерий» | §19, 20 | |
16 | Лабораторная работа №2 «Сравнение строения растительной и животной клеток» | 1 | Закрепления знаний и выработка умений по их применению | Оборудование для проведения лабораторной работы | | |
17 | Клеточный цикл. Митоз. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица «Фазы митоза» | §21,22 | |
18 | Лабораторная работа № 3 « Митоз в клетках корешка лука» | 1 | Закрепления знаний и выработка умений по их применению | Оборудование для проведения лабораторной работы | | |
19 | Практическая работа №2 Решение задач по теме «Репликация ДНК» | 1 | Закрепления знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки для выполнения П. Р. №2 Решение задач по теме «Репликация ДНК» | | |
20 | Мейоз. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица « Митоз и мейоз» « Репликация ДНК» | § 23 | |
21 | Практическая работа №3 Решение задач по теме «Деление и плоидность клеток» | 1 | Закрепления знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки для выполнения П. Р. №3 Решение задач по теме «Деление и плоидность клеток» | Повторить §10-23 | |
4. Обмен веществ и превращение энергии 6 в организме |
22 | Общая характеристика обмена веществ и преобразования энергии | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | §24 | |
-23 | Клеточное дыхание. Представление о брожении. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица « Энергетический обмен» | §25, 26 | |
24 | Фотосинтез | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация Таблица « Фотосинтез» « Строение митохондрий», | §27 | |
25 | Хранение наследственной информации | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица «Генетический код» | §28 | |
26 | Хранение наследственной информации | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица «Биосинтез белка», | §29 | |
27 | Практическая работа № 4 Решение задач по теме « Энергетический и пластический обмен» | 1 | практического применения знаний и умений | Инструкционные карточки для выполнения П. Р. №4 Решение задач по теме «Энергетический и пластический обмен» | | |
28 | Обязательная контрольная работа № 1 по темам «Химические компоненты живых организмов», «Клетка - структурная и функциональная единица живых организмов», «Обмен веществ и превращение энергии в организм» | 1 | Итоговое | Задания для обязательной контрольной работы № 1 | | |
5. Размножение и индивидуальное развитие 6 организмов |
29 | Анализ ОКР №1. Размножение организмов. Бесполое размножение и его формы | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Формы бесполого размножения» | §34 | |
30 | Половое размножение. Строение половых клеток | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица «Образование половых клеток» | §35 | |
31 | Осеменение и оплодотворение. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица «Оплодотворение у животных», « Двойное оплодотворение у растений» | §36 | |
32 | Онтогенез. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица «Индивидуальное развитие хордовых» | §37 | |
33 | Постэмбриональное развитие животных | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | § 38 | |
34 | Понятие о жизненном цикле. Онтогенез человека. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Видео «Развитие человека до рождения и после» | § 39 | |
| Всего за I полугодие | 34 | | | | |
6. Наследственность и изменчивость 14 Организмов |
35 | Закономерности наследственности, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | таблица « Моногибридное скрещивание», презентация «Предмет генетики» | §40, стр.164-168 | |
36 | Статистический характер законов наследственности при моногибридном скрещивании. Взаимодействие аллельных генов. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Законы Г. Менделя» | §41, стр.168-173 § 42 | |
37 | Отработка способов действий при решении задач по теме «Моногибридное скрещивание» | 1 | Комплексное применение ЗУНов | карточки с задачами | задачи 5,6 на стр.173 | |
38 | Практическая работа №5 Решение задач по теме « Моногибридное скрещивание» | 1 | Закрепление знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки для выполнения П. Р. №5 | | |
39 | Дигибридное скрещивание. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Дигибридное скрещивание» | §43, задача 4, 5, стр. 180 | |
40 | Отработка способов действий при решении задач по теме «Дигибридное скрещивание» | 1 | Комплексное применение ЗУНов | карточки с задачами | задача 6 на стр.181 | |
41 | Практическая работа №6 Решение задач по теме «Дигибридное скрещивание» | 1 | Закрепление знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки для выполнения П. Р. №6 | | |
42 | Хромосомная теория наследственности. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | §44 стр.181-187, задачи 6, 7 на стр.186-187 | |
43 | Генетика пола | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица « Определение пола у дрозофилы» | §45 | |
44 | Практическая работа №7 Решение задач по теме «Наследование признаков, сцепленных с полом» | 1 | Закрепление знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки для выполнения П. Р. №7 | | |
45 | Изменчивость организмов. Формы изменчивости: ненаследственная и наследственная. Модификационная изменчивость. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица « Модификационная изменчивость» | § 46,стр.194-198 | |
46 | Лабораторная работа №4 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и вариационной кривой» | 1 | практического применения знаний и умений | Инструкционные карточки для выполнения Л. Р. №4 | | |
47 | Генотипическая изменчивость и ее виды. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица « Мутационная изменчивость» | §47, стр.198-203 | |
48 | Особенности наследственности и изменчивости у человека. Наследственные болезни человека. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Генетика человека» | §48, стр.203-209 §49, стр.209-213 | |
7. Селекция и биотехнология 4 |
49 | Селекция растений, животных и микроорганизмов. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация | §50 | |
50 | Методы и достижения современной селекции. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Методы селекции растений и животных» Табл. «Полиплоидия» « Отдаленная гибридизация». Коллекция «Полиплоидные формы» | §51 | |
51 | Биотехнология | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Биотехнология» | §52 | |
52 | Успехи и достижения генной инженерии | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | §53, повторить § 34-52 | |
53 | Обязательная контрольная работа № 2 по темам «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Наследственность и изменчивость организмов», «Селекция и биотехнология» | 1 | Итоговое | Задания для обязательной контрольной работы № 2 | | |
8. Организм и среда 10 |
54 | Анализ ОКР №2. Уровни организации жизни. Экология как наука. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | Биология: учебное пособие для 11 класса; под редакцией С.С. Маглыш. Мн.: Народная асвета».2016 §1 | |
55 | Экологические факторы. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Организм и среда. Экологические факторы» | §2 | |
56 | Закономерности действия факторов среды на организм. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | §3 | |
57 | Взаимодействие экологических факторов. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Видео «Экологическая ниша взаимодействия факторов среды» | §4 | |
58 | Свет в жизни организмов. Температура как экологический фактор. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Свет» | §5 §6; подготовить сообщения по темам «Гигрофиты», «Ксерофиты», «Мезофиты» | |
1-59 | Влажность как экологический фактор. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Видео «Абиотические факторы: влажность» | §7 | |
60 | Практическая работа № 8 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» | 1 | Закрепление знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки для выполнения П. Р. №8 | Подготовить сообщения по темам «Планктон», «Нектон», «Бентос» | |
61 | Понятие о среде обитания и условиях существования организмов. Водная среда. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Водные сообщества» | §8 | |
62 | Наземно-воздушная и почвенная среды обитания. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Наземно-воздушная среда обитания» | §9; подготовить сообщение по теме «Паразитизм» | |
63 | Живой организм как среда обитания. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Видео «Паразиты в организме человека» | §10 | |
9. Вид и популяция 4 |
64 | Вид – биологическая система. Критерии вида. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Видео «Критерии вида» | §11 | |
65 | Лабораторная работа№5 « Морфологический и генетический критерии вида» | 1 | Закрепление знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки для выполнения Л. Р. №5 | | |
66 | Популяция – единица вида. Характеристика популяции. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | §12 | |
67 | Динамика численности популяции и ее регуляция. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Динамика популяции» | §14 | |
10. Экосистемы 11 |
68 | Экосистема как единство биотопа и биоценоза. Связи организмов в биоценозах. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | таблица «Биоценоз дубравы» | §15 | |
69 | Видовая и пространственная структура биоценоза | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Биоценозы» | §16,17; подготовить сообщения по темам «Продуценты», «Консументы», «Редуценты | |
70 | Экосистема. Структура экосистемы. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица «Биоценоз дубравы» | §18 | |
71 | Цепи и сети питания. Экологические пирамиды | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Биоценоз. Цепи питания» | §19 | |
72 | Практическая работа №9 Решение задач по теме «Цепи и сети питания» | 1 | Закрепление знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки для выполнения П. Р. №9 | | |
73 | Практическая работа №10 Решение задач по теме «Экологические пирамиды, правило 10 %» | 1 | Закрепление знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки для выполнения П. Р. №10 | Подготовить сообщения по темам «Конкуренция», «Хищничество», «Симбиоз» | |
74 | Продуктивность экосистем. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | §20,21 | |
75 | Практическая работа № 11 Решение задач по теме «Балансовое равенство» | 1 | Закрепление знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки для выполнения П. Р. №11 | | |
76 | Взаимоотношения организмов в экосистемах. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | §21 | |
77 | Динамика экосистем. Понятие экологической сукцессии. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Экологические сукцессии» | §22 | |
78 | Агроэкосистемы. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Агроценоз» | §23, повторить §1—15, 17—23 | |