СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В помощь учителям-логопедам коррекционной школы.
Программа коррекционного «Логопедические занятия»(1-4 классы)
1.Пояснительная записка.
Программа разработана с целью коррекции речи учащихся с умственной отсталостью. Её создание вызвано отсутствием программ логопедической коррекции данной категории учащихся, необходимостью систематизации основных направлений коррекционно – развивающей работы по логопедии.
Учащиеся с интеллектуальными нарушениями отличаются низким уровнем познавательной активности, сниженной способностью к приему и переработке полученной информации, недостаточной сформированностью операций анализа синтеза, сравнения. У учащихся значительно страдает речь как пассивная, так и активная: трудности произношения звуков, проблемы с пониманием инструкции, с пересказом содержания прочитанного или услышанного. Есть учащиеся, владеющие навыками письменной речи, но допускающие множество «странных» ошибок в письме и при чтении, имеются неговорящие учащиеся. Основная проблема данной категории учащихся - системное недоразвитие речи.
Им характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- нарушение чтения (выраженная дислексия);
- нарушение письма (дисграфия).
Все это приводит к затруднению, а иногда и к невозможности интеграции и социальной адаптации учащихся.
Цель программы: стимулирование речевой и мыслительной деятельности учащихся с умственной отсталостью, развитие коммуникативной функции речи.
Задачи:
Уточнить артикуляцию имеющихся звуков. Исправить дефектное
произношение звуков. При отсутствии звуков - вызывать их.
Развивать фонематическое восприятие.
Проводить работу по анализу и синтезу звукового состава речи:
1.Пояснительная записка.
Программа разработана с целью коррекции речи учащихся с умственной отсталостью. Её создание вызвано отсутствием программ логопедической коррекции данной категории учащихся, необходимостью систематизации основных направлений коррекционно – развивающей работы по логопедии.
Учащиеся с интеллектуальными нарушениями отличаются низким уровнем познавательной активности, сниженной способностью к приему и переработке полученной информации, недостаточной сформированностью операций анализа синтеза, сравнения. У учащихся значительно страдает речь как пассивная, так и активная: трудности произношения звуков, проблемы с пониманием инструкции, с пересказом содержания прочитанного или услышанного. Есть учащиеся, владеющие навыками письменной речи, но допускающие множество «странных» ошибок в письме и при чтении, имеются неговорящие учащиеся. Основная проблема данной категории учащихся - системное недоразвитие речи.
Им характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- нарушение чтения (выраженная дислексия);
- нарушение письма (дисграфия).
Все это приводит к затруднению, а иногда и к невозможности интеграции и социальной адаптации учащихся.
Цель программы: стимулирование речевой и мыслительной деятельности учащихся с умственной отсталостью, развитие коммуникативной функции речи.
Задачи:
Уточнить артикуляцию имеющихся звуков. Исправить дефектное
произношение звуков. При отсутствии звуков - вызывать их.
Развивать фонематическое восприятие.
Проводить работу по анализу и синтезу звукового состава речи:
выделение звука из состава слова;
членение слов на слоги, а слоги - на звуки;
объединение звуков в слова;
членение предложений на слова.
Обогащать, расширять и уточнять словарный запас детей.
Формировать связную грамматически правильную речь:
работать над структурой фразы, ее оформлением и распространением до сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
употреблять простые и сложные предлоги;
учить диалогической речи.
Развивать артикуляционный аппарат, мелкую и
общую моторику через специальные игры, упражнения, занятия.
Развивать психические процессы (внимание, память, воображение и т. д.).
Воспитывать личностные качества учащегося: трудолюбие, усидчивость,
аккуратность, самостоятельность, доброжелательность, самоконтроль и др.
Обучать основам грамоты.
2.Общая характеристика программы.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), АООП учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ Воротынская средняя школа.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
В процессе реализации рабочей программы применяются следующие технологии:
- технология коррекционно-развивающего обучения;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология продуктивного чтения;
технология формирования учебной самооценки;
- технология формирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Основными формами организации образовательной деятельности являются групповые и индивидуальные занятия.
Формы и методы работы.
Методы | Приемы |
Наглядный |
|
Словесный |
|
Практический |
|
Игровой |
|
Репродуктив ный |
|
В структуру занятия входит:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Система оценки достижений учащихся
Предлагается учащимся в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка, например такого содержания:
Я научился выделять из слова гласные звуки
0 5
Я старался
0 5
Ученик ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, насколько он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания. Ученик начинает реально прогнозировать оценку за выполнение задания.
«Лесенка успеха».
|
| 1 |
| 2 |
|
3 |
|
|
3.Планируемые результаты освоения курса.
К концу I этапа реализации программы учащиеся должны уметь:
анализировать слова по звуковому составу;
чисто произносить все звуки речи;
различать ударные и безударные гласные, парные согласные, твердые и мягкие, Р-Л, согласные сходные по акустическим и оптическим признакам;
делить слова на слоги, пользоваться переносом;
выделять предложения из текста;
определять количество звуков в слове, место звука, пользуясь числовым рядом;
ориентироваться в пространстве и времени;
составлять короткий рассказ по плану;
восстанавливать нарушенный порядок слов в предложениях;
сравнивать, классифицировать, обобщать.
Учащиеся должны знать:
артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы алфавита.
признаки гласных и согласных звуков;
правило написания предложения;
правила переноса слов;
обобщающие понятия и словарь по основным изученным лексическим темам;
правила правописания гласных после шипящих.
4.Описание места курса в учебном плане
Программа реализуется за счет часов внеурочной деятельности. Количество логопедических занятий составляет 3 часа в неделю. В 1 классе - 99 занятий, в 2-4-х классах-по 102 занятия в год.
5.Требования к результатам освоения учащимися курса
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий.
- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
- Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
- Адекватно воспринимать оценку учителя-логопеда.
Метапредметные результаты
Регулятивные БУД:
- Принимать учебную задачу занятия;
- Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя-логопеда.
- Ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.
- Оценивать свою работу.
Познавательные БУД:
- Классифицировать предметы по группам.
- Называть группу предметов одним словом.
Коммуникативные БУД:
- Отвечать на вопросы учителя-логопеда.
- Осваивать, воспроизводить и применять правила работы в группе.
- Воспроизводить и применять правила работы в парах.
- Работать в паре: анализировать работу товарища и оценивать её по критериям, данным учителем-логопедом.
Предметные результаты
Учащийся научится:
- ориентироваться в тетради;
- правильно располагать тетрадь на рабочем месте;
- воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма;
- обводить предметы по контуру;
- находить элементы букв в контурах предметных картинок;
- обводить элементы букв, штриховать;
- чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец;
- находить недостающие детали в изображённых предметах и воссоздавать рисунок по заданному образцу;
- находить на рисунке предметы, названия которых соответствуют заданным схемам, обосновывать свой выбор.
Учащийся в совместной деятельностью с учителем-логопедом имеет возможность научиться:
- составлять предложения с опорой на заданную схему;
- составлять предложения к иллюстрациям;
- соотносить предметную картинку и схему слова;
- воспроизводить сказку по серии сюжетных картинок;
- инсценировать сказку.
6. Содержание программы
1класс.
Развитие общей и речевой моторики. Развитие ритма и речевого дыхания. Закрепление правильного дыхания в процессе речи. Работа над силой голоса. Развитие мелкой моторики. Знакомство с органами артикуляции. Профиль. Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия звуков окружающей действительности и звуков речи. Узнавание и вычленение звуков гласных и согласных в разных позициях в слове. Определение места звука в слове (начало, конец, середина). Формирование артикуляционной базы речи. Постановка нарушенных звуков. Автоматизация поставленных звуков. Уточнение произношения всех остальных звуков речи. Формирование пространственных и временных представлений. Дифференциация звуков и букв: гласных – согласных, твердых – мягких, звонких – глухих. Работа над слоговой структурой слова. Дифференциация акустически и оптически сходных звуков и букв. Знакомство с предложением, словом, слогом, звуком, буквой. Работа со схемами предложений, слогов, слов. Работа над графическими изображениями печатных, прописных и строчных букв. Употребление предлогов В, НА. Накопление словаря (по программе развития речи в классе). Индивидуальная работа (по необходимости)
Вся коррекционно-логопедическая работа на этом этапе строится с учетом прохождения букв в 1 классе и лексического материала по предмету «Развитие речи».
В конце учебного года проводится проверка эффективности коррекционно-логопедической работы (проверка техники чтения и письма).
2 -3 классы.
Дальнейшая работа по развитию ручной моторики, речевого дыхания и голоса, артикуляции, слухового восприятия и внимания к звуковой стороне речи. Продолжение работы по постановке и автоматизации нарушенных звуков. Уточнение пространственных и временных представлений, определение последовательности в пространстве. Узнавание и вычленение гласных и согласных звуков в разных позициях в слове. Анализ слов с опорой на цифровой ряд.
Гласные звуки и буквы, сходство и различие. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда и буквой Ь. Слогообразующая роль гласных. Ударение. Работа со схемами слов, над слоговой структурой слова.
Дифференциация парных согласных, твердых и мягких, Р-Л. Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Дифференциация свистящих – шипящих, аффрикат. Дифференциация оптически сходных букв. Словообразование. Практическое знакомство с существительными, употребленными в разных падежах. Подбор к предмету действий и признаков. Многозначность слов, антонимы, сравнение предметов и признаков (простые случаи).
Формирование простого предложения.
Построение, составление из слов, изменяя слова по смыслу; дополнение предложений; ответы на вопросы, пользуясь словами вопроса. Накопление словаря слов, по темам, изучаемым в классе. Развитие связной речи (восстановление несложного деформированного текста; последовательное расположение предложений по смыслу; коллективное составление коротких рассказов по картинкам, опорным словам с последующей записью под руководством логопеда).
4 класс.
Гласные 1 и 2 ряда, сходство и различие, дифференциация. Различение гласных, сходных по акустическим и оптическим признакам. Ударение, безударные гласные. Морфологический состав слова. Корень, окончание. Суффиксальный и префиксальный способы образование слов. Безударные гласные в корне. Предлоги. Различение приставок и предлогов. Парные согласные, оглушение согласных. Оптически сходные согласные. Дифференциация свистящих и шипящих, аффрикат. Формирование навыков анализа и синтеза (схемы слов, место звука, преобразование слов добавлением слогов, убавлением, заменой букв). Обогащение и уточнение словаря за счет: сравнения предметов, классификации, установления элементарных зависимостей, расширение круга имен собственных, образование родственных слов. Переносное значение слов. Синонимы, антонимы, многозначность слов. Практическое усвоение частей речи и их основных грамматических признаков, образование одной части речи от другой.
Работа над предложением. Членение речи на предложения. Составление и распространение предложений. Установление связи между словами в предложении по вопросам, установление нарушенного порядка слов в предложении.
Связная речь. Описание предметов, явлений природы с использованием слов, изученных на занятиях. Составление небольшого рассказа по картине, по серии картин, по материалам наблюдений. Восстановление несложного текста по вопросам, деформированный текст. Выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий. Разнообразные задания по формированию правильного, осознанного и выразительного чтения. Диалоговая речь.
7.Тематическое планирование
1 класс
№ | Тема урока
| Кол-во часов | Планируемые результаты освоения материала |
1 | 2 | 3 | 4 |
| I четверть
| 24 |
|
| Обследование | 2 | Знать обобщающие слова, времена года, дни недели, счет. Уметь правильно произносить звуки; правильно проговаривать слова |
| Логопедическое обследование | 1 |
|
| Логопедическое обследование | 1 |
|
| Звуки речи | 20 |
|
| Звуки и буквы. | 3 | Уметь различать звуки и буквы, снимать повышенное мышечное напряжение |
| Речь устная и письменная | 3 |
|
| Уточнение произношения гласных звуков [а],[у], [о] | 3 | Знать произношение звуков а, о, у. Уметь выделять звуки из разрезной азбуки, правильно писать и произносить гласные звуки |
| Уточнение и автоматизация произношения звука [м] | 2 | Уметь выделять звук из разрезной азбуки и характеризовать звук [м], правильно писать и произносить звук м |
| Автоматизация звука [ы, и]. Дифференциация и-ы | 3 | Уметь дифференцировать, правильно писать и произносить звуки [ы, и] в слогах, словах; различать гласные звуки и-ы устно и на письме |
| Постановка звука с. Автоматизация звука [ с] в слогах, словах, предложениях | 3 | Уметь давать артикуляционную характеристику звука с; выделять звук из разрезной азбуки, правильно писать и произносить звук с |
| Автоматизация звука [з] в слогах, словах, предложениях | 3 | Уметь выделять звук из разрезной азбуки, в слогах, словах, предложениях; правильно писать и произносить звук з |
| Закрепление | 2 |
|
| Повторение | 1 | Знать изученные буквы и звуки. Уметь применять изученные буквы на практике. |
| II четверть | 24 |
|
| Дифференциация и автоматизация согласных звуков | 20 |
|
| Дифференциация з-с в связной речи | 4 | Уметь дифференцировать звуки [з-с] в связной речи, выделять на слух, правильно их писать |
| Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях | 4 | Уметь четко произносить звук ш в слогах, словах, предложениях |
| Автоматизация звука [ш] в связной речи | 4 | Уметь четко произносить звук [ш] в связной речи; |
| Дифференциация с-ш в слогах, словах, предложениях | 4 | Уметь дифференцировать звуки [с-ш] в слогах, словах, предложениях, выделять на слух, правильно их писать |
| Дифференциация з-ш в слогах, словах, предложениях | 4 | Уметь дифференцировать звуки [з-ш] в слогах, словах, предложениях; снимать повышенное мышечное напряжение |
| Закрепление | 4 | Знать изученные буквы и звуки. Уметь придумывать слова на данный звук. |
| III четверть | 30 |
|
| Постановка звуков ц, ч, щ | 25 |
|
| Постановка звука ц | 2 | Знать артикуляцию звука ц. Уметь писать и различать звук ц в слогах, в словах |
| Автоматизация ц в слогах, словах, предложениях | 3 | Уметь четко произносить звук [ц] в слогах, словах, предложениях |
| Автоматизация звука [ц] в связной речи | 4 | Уметь четко произносить звук [ц] в связной речи |
| Дифференциация ц-с в слогах, словах, предложениях | 2 | Уметь выделять в словах звуки [с], [ц] и дифференцировать звуки [с-ц] в слогах, словах, предложениях |
| Дифференциация ц-т` в слогах, словах, предложениях | 2 | Уметь выделять в словах звуки [ц], [ть]; дифференцировать в слогах, словах, предложениях |
| Постановка звука [ч] | 2 | Знать артикуляцию звука ч. Уметь писать и различать звук ц в слогах, в словах |
| Автоматизация [ч] в слогах, словах, предложениях | 4 | Уметь правильно произносить звук ч в слогах, словах, предложениях |
| Постановка звука [щ] | 2 | Знать артикуляцию звука ч. Уметь писать и различать звук ц в слогах, в словах |
| Автоматизация [щ] в слогах, словах, предложениях | 4 |
|
| Закрепление | 5 | Знать изученные буквы и звуки. Уметь четко произносить изученные звуки. Уметь определять место звука в слове. Уметь придумывать слова на данный звук. |
| IV четверть | 18 |
|
| Обследование | 2 |
|
| Дифференциация согласных звуков | 9 |
|
| Автоматизация шипящих согласных звуков в слогах, словах, предложениях | 3 | Уметь правильно произносить звук [ч] в слогах, словах, предложениях |
| Дифференциация ч-т` в слогах, словах, предложениях | 2 | Уметь выделять и дифференцировать в слогах, словах, предложениях звуки [ч], [ть] |
| Дифференциация ч-с в слогах, словах, предложениях | 2 | Уметь выделять и дифференцировать в слогах, словах, предложениях звуки [ч], [с] |
| Дифференциация ч-ц в слогах, словах, предложениях | 2 | Уметь выделять и дифференцировать в слогах, словах, предложениях звуки [ч], [ц] |
| Слова, обозначающие предмет, действие предмета, признаки предметов | 2 |
|
| Слова, обозначающие предмет, действие предмета, признаки предметов |
| Уметь найти слова, обозначающие предмет, действие предмета и признаки предметов |
| Закрепление | 5 | Знать изученные буквы и звуки. Уметь четко произносить изученные звуки. Уметь определять место звука в слове. Уметь придумывать слова на данный звук. |
2 класс
№ | Тема урока
| Кол-во часов | Планируемые результаты освоения материала |
1 | 2 | 3 | 4 |
| I четверть
| 24
|
|
| Обследование | 2 | Знать обобщающие слова, времена года, дни недели, счет. Уметь правильно произносить звуки; правильно проговаривать слова |
1. | Обследование нарушений речи учащихся | 1 |
|
2. | Обследование нарушений речи учащихся | 1 |
|
| Звуки речи. Строение и функции речевого аппарата | 3
|
|
| Звуки речи и буквы. Строение и функции речевого аппарата | 3 | Знать строение и функции речевого аппарата. Уметь различать звуки и буквы |
| Гласные звуки и буквы: а, о, у, э, ы, и | 9 |
|
| Гласный звук и буква а, о, у. Выделение в словах | 3 | Уметь четко произносить гласные звуки и выделять их в словах, читать слоги и слова, придумывать слова с заданным звуком. |
| Звук и буква э, ы, и. Выделение в словах | 3 | Уметь четко произносить гласные звуки и выделять их в словах, читать слоги и слова, придумывать слова с заданным звуком. |
| Дифференциация и-ы | 3 | Уметь дифференцировать гласные звуки [и-ы] устно и на письме |
| Согласные звуки. | 3
|
|
| Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные | 3 | Уметь различать согласные звуки, звонкие и глухие согласные |
| Развитие связной речи | 3 | Определение границы предложения в тексте. Работа по сюжетным картинкам. Составление предложений из данных слов. Увеличение количество слов в предложении. |
| Закрепление | 4 | Уметь различать согласные и гласные звуки и буквы, правильно писать слова под диктовку, придумывать слова с заданным звуком. |
| II четверть | 24 |
|
| Согласные звуки. | 3
|
|
| Согласные звуки. Сонорные согласные. | 3 | Уметь дифференцировать и произносить сонорные звуки, придумывать слова с заданным звуком. |
| Парные согласные звуки | 12 |
|
| Парные согласные звуки: б-п, п-т | 3 | Знать парные согласные звуки. Уметь различать парные согласные звуки [ б-п, п-т] в слогах, словах и фразах, делать звукобуквенный анализ |
| Парные согласные звуки: г-к | 3 | Знать парные согласные звуки. Уметь различать парные согласные звуки [ г-к, к-х] в слогах, словах и фразах, делать звукобуквенный анализ |
| Парные согласные звуки: д-т, т-к | 3 | Знать парные согласные звуки. Уметь различать парные согласные звуки [ д-т, т-к] в слогах, словах и фразах, делать звукобуквенный анализ |
| Парные согласные звуки: ж-ш, з-с | 3 | Знать парные согласные звуки. Уметь различать парные согласные звуки [ ж-ш, з-с] в слогах, словах и фразах, делать звукобуквенный анализ |
| Развитие связной речи | 5 | Определение границы предложения в тексте. Работа по сюжетным картинкам. Составление предложений из данных слов. Увеличение количество слов в предложении. |
| Закрепление | 4 | Уметь различать согласные и гласные звуки и буквы, придумывать слова с заданным звуком, составлять предложения. |
| III четверть | 33 |
|
| Дифференциация и выделение в словах согласных звуков | 7 |
|
| Дифференциация и выделение в словах: з-ж | 3 | Уметь дифференцировать согласные звуки [з-ж] и выделять в словах, придумать слова и определить место звука в словах |
| Дифференциация и выделение в словах: л-р | 3 | Знать механизм образования звуков [ р, л] Уметь давать сравнительную характеристику звуков; дифференцировать и выделять в словах согласные звуки [л-р]
|
| Звук и буква й.
| 1
| Знать механизм образования звука [й]. Уметь выделять звук [й] из состава слогов, слов, предложений; писать слова под диктовку и придумать слова |
| Словарная работа | 2 |
|
| Словарная работа | 2 | Уметь применять полученные знания на практике |
| Гласные йотированные звуки | 9 |
|
| Гласные йотированные: а) уточнение произношения гласных [йа ] – я в начале слова и после гласных | 3 | Знать механизм образования йотированных гласных. Уметь выделять йотированный гласный звук [йа] из состава слогов, слов и предложений; анализировать слова с йотированными гласными, записать слова после их анализа |
| Гласные йотированные: б) [йу ] – ю в начале слова и после гласных | 3 | Знать механизм образования йотированных гласных. Уметь выделять йотированный гласный звук [йу] из состава слогов, слов и предложений; анализировать слова с йотированными гласными, записать слова после их анализа |
22. | Гласные йотированные: в) [йэ ] – е в начале слова и после гласных г) [ йо] –ё в начале слова и после гласных | 2
| Знать механизм образования йотированных гласных. Уметь выделять йотированный гласный звук [йэ] , [йо] из состава слогов, слов и предложений; анализировать слова с йотированными гласными, записать слова после их анализа |
| Развитие связной речи | 5 | Определение границы предложения в тексте. Работа по сюжетным картинкам. Составление предложений из данных слов. Увеличение количество слов в предложении. |
| Ударение в слове. Схемы слоговой структуры слов | 3 | Формирование понятия ударение. Изучение правила. Выполнение заданий на индивидуальных карточках. |
| Безударные гласные | 3 | Формирование понятия безударные гласные. Изучение правила. Выполнение заданий на индивидуальных карточках. |
| Закрепление | 4 | Уметь дифференцировать йотированные гласные звуки устно и на письме |
| IV четверть | 18 |
|
| Обследование | 2 |
|
| Дифференциация э-е | 3 | Уметь дифференцировать гласные звуки [э-йэ] в слогах, словах, предложениях; придумать и правильно писать слова под диктовку |
| Уточнение произношения ц, ч, щ | 2 | Знать сравнительную характеристику звуков. Уметь правильно произносить звуки [ц, ч, щ] в слогах, словах и предложениях. |
| Дифференциация с-ч | 2 | Уметь дифференцировать согласные звуки с-ч в слогах, словах, предложениях |
| Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство | 6 |
|
| Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство: п-т | 2 | Уметь дифференцировать буквы п-т, имеющие кинетическое сходство в слогах, словах, предложениях |
| Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство: б-д, в-д | 2 | Уметь дифференцировать буквы б-д в-д, имеющие кинетическое сходство в слогах, словах и в предложениях |
| Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство: о-у | 2 | Уметь дифференцировать гласные звуки [о-у], имеющие кинетическое сходство в слогах, словах, предложениях |
| Закрепление | 3 | Уметь различать согласные и гласные звуки и буквы, придумывать слова с заданным звуком, составлять предложения. Уметь дифференцировать йотированные гласные звуки устно и на письме. Уметь дифференцировать звуки, имеющие кинетическое сходство в слогах, словах, предложениях |
3 класс
№ | Тема урока
| Кол-во часов | Планируемые результаты освоения материала |
1 | 2 |
| 4 |
| I четверть | 24 |
|
| Обследование | 2 | Знать обобщающие слова, времена года, дни недели, счет. Уметь правильно произносить звуки; правильно проговаривать слова |
1. | Обследование нарушений речи учащихся | 1 |
|
2. | Обследование нарушений речи учащихся | 1 |
|
| Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы | 4 |
|
5. | Звуки и буквы. | 1 | Знать понятие звук и буква. Уметь определить места звука в слове, последовательности звуков |
6. | Звуки и буквы. Гласные и согласные | 1 | Уметь различать гласные и согласные звуки устно и на письме |
7. | Гласные звуки и буквы | 1 | Уметь выделять гласные звуки в словах, предложениях; составлять графические схемы слогов и слов |
8. | Согласные звуки и буквы | 1 | Уметь выделять согласные звуки в словах, предложениях; составлять графические схемы слогов и слов |
| Дифференциация простых и йотированных гласных | 10 |
|
9. | Дифференциация простых и йотированных гласных: а-я | 2 | Знать механизм образования йотированных гласных. Уметь дифференцировать йотированные гласные звуки [а-йа] в устной и письменной речи; составлять устный рассказ по вопросам и опорным словам на тему «Осень», делать звукослоговой анализ |
10. | Дифференциация простых и йотированных гласных: о-е | 2 | Знать механизм образования йотированных гласных. Уметь дифференцировать йотированные гласные звуки [о-йэ] в устной и письменной речи; составлять устный рассказ по вопросам и опорным словам на тему «Осень», делать звукослоговой анализ |
11. | Дифференциация простых и йотированных гласных: у-ю | 2 | Знать механизм образования йотированных гласных. Уметь дифференцировать йотированные гласные звуки [у-йу]в устной и письменной речи; составлять устный рассказ по вопросам и опорным словам на тему «Моя семья» |
12. | Дифференциация простых и йотированных гласных: э-е | 2 | Знать механизм образования йотированных гласных. Уметь дифференцировать йотированные гласные звуки [э-йэ] в устной и письменной речи; составлять устный рассказ по вопросам и опорным словам на тему «Любимый предмет» |
13. | Дифференциация гласных: ы-и | 2 | Знать механизм образования йотированных гласных. Уметь дифференцировать йотированные гласные звуки [ы-и] в устной и письменной речи; составлять устный рассказ по вопросам и опорным словам на тему «Мама» |
| Твердые и мягкие согласные | 3 |
|
15. | Твердые и мягкие согласные | 3 | Уметь дифференцировать твердые и мягкие согласные в письменной и устной речи, выделять количества звуков и букв в слове |
| Развитие связной речи | 3 | Определение границы предложения в тексте. Работа по сюжетным картинкам. Составление предложений из данных слов. Увеличение количество слов в предложении. |
| Закрепление | 2 | Уметь различать согласные и гласные звуки и буквы, придумывать слова с заданным звуком, составлять предложения. Уметь дифференцировать йотированные гласные звуки устно и на письме. |
| II четверть | 24 |
|
| Обозначение мягкости согласных перед гласными 2 ряда и мягким знаком | 4 |
|
18. | Согласные перед гласными е, ё, ю, я | 1 | Уметь обозначать твердость и мягкость согласных звуков перед гласными е, ё, ю, я |
19. | Согласные перед гласными е, ё, ю, я | 1 | Уметь определять твердость и мягкость согласных звуков в слове; анализировать и исправлять ошибочный текст |
20. | Обозначение мягкости согласных мягким знаком | 2 | Знать правила употребления мягкого знака. Уметь соотносить произношение слова и его написание, различать звуки по признаку твердости-мягкости |
| Разделительный ь | 2 |
|
21. | Разделительный ь | 2 | Знать правила употребления мягкого знака. Уметь соотносить произношение и написание разделительного мягкого знака |
| Звонкие и глухие согласные. Парные звонкие и глухие согласные | 14 |
|
22. | Звонкие и глухие согласные | 2 | Уметь различать согласные звуки по признаку звонкости-глухости с опорой на на тактильно-вибрационный и акустический контроль |
23. | Парные звонкие и глухие согласные: б-п | 2 | Знать механизм образования парных согласных звуков в сравнительном плане. Уметь давать характеристики согласных звуков [б-п] и дифференцировать эти звуки в слогах, словах, предложениях, связных текстах, правильно писать слова и предложения под диктовку |
24. | Парные звонкие и глухие согласные: в-ф | 2 | Знать механизм образования парных согласных звуков в сравнительном плане. Уметь давать характеристики согласных звуков [в-ф] и дифференцировать эти звуки в слогах, словах, предложениях, связных текстах, правильно писать слова и предложения под диктовку |
25. | Парные звонкие и глухие согласные: г-к | 2 | Знать механизм образования парных согласных звуков в сравнительном плане. Уметь давать характеристики согласных звуков [г-к] и дифференцировать эти звуки в слогах, словах, предложениях, связных текстах, правильно писать слова и предложения под диктовку |
26. | Парные звонкие и глухие согласные: д-т | 2 | Знать механизм образования парных согласных звуков в сравнительном плане. Уметь давать характеристики согласных звуков [д-т] и дифференцировать эти звуки в слогах, словах, предложениях, связных текстах, правильно писать слова и предложения под диктовку |
27. | Парные звонкие и глухие согласные: ж-ш | 2 | Знать механизм образования парных согласных звуков в сравнительном плане. Уметь давать характеристики согласных звуков [ж-ш] и дифференцировать эти звуки в слогах, словах, предложениях, связных текстах; правильно писать слова и предложения под диктовку |
28. | Парные звонкие и глухие согласные: з-с | 2 | Знать механизм образования парных согласных звуков в сравнительном плане. Уметь давать характеристики согласных звуков [з-с] и дифференцировать эти звуки в слогах, словах, предложениях, связных текстах, правильно писать слова и предложения под диктовку |
| Ударение в слове. Схемы слоговой структуры слов | 1 | Формирование понятия ударение. Изучение правила. Выполнение заданий на индивидуальных карточках. |
| Повторение и проверка знаний. | 3 |
|
| III четверть | 33 |
|
| Дифференциация согласных звуков | 3 |
|
32. | Дифференциация с-ш | 1 | Уметь правильно произносить и различать звуки [с-ш] в слогах, словах, фразах, определять место звука в словах |
33. | Дифференциация з-ж | 1 | Уметь правильно произносить и различать звуки [з-ж] в слогах, словах, фразах; делать звукослоговой анализ |
34. | Дифференциация з-ж | 1 | Уметь дифференцировать звуки [з-ж] в слогах, словах, предложениях; правильно писать слова и предложения |
| Автоматизация ц. Дифференциация согласных звуков | 6 |
|
35. | Автоматизация ц. | 2 | Уметь правильно и четко произносить аффрикат ц, придумать слова на букву ц |
37. | Дифференциация ц-т | 2 | Уметь правильно и четко произносить и различать звуки [ ц-т] в слогах, словах, фразах; придумать слова на данную букву |
38. | Дифференциация ц-с | 2 | Уметь правильно и четко произносить и различать звуки [ц-с] в слогах, словах, фразах; правильно писать слова и предложения под диктовку |
| Автоматизация ч. Дифференциация согласных звуков | 8 |
|
| Автоматизация ч. | 2 | Уметь правильно и четко произносить аффрикат ц, придумать слова на букву ч |
| Дифференциация ч-с ` | 2 | Уметь правильно и четко произносить и различать звуки [ч-с`] в слогах, словах, фразах |
| Дифференциация ч-т ` | 2 | Уметь дифференцировать согласные звуки [ч-т`] в слогах, словах, предложениях устно и на письме |
| Дифференциация ч-ц | 2 | Уметь дифференцировать согласные звуки [ч-ц] в слогах, словах, фразах; делать звукобуквенный анализ, определять позицию данного звука в слове |
| Автоматизация щ. Дифференциация согласных звуков | 6 |
|
| Автоматизация щ. | 2 | Уметь правильно и четко произносить аффрикат [щ] в слогах, словах, фразах; придумать слова |
| Дифференциация щ` -с`, | 2 | Уметь различать звуки [щ` -с`] в устной и письменной речи |
| Дифференциация щ-ш | 2 | Уметь различать звуки [ щ-ш] в устной и письменной речи |
| Развитие связной речи | 7 | Определение границы предложения в тексте. Работа по сюжетным картинкам. Составление предложений из данных слов. Увеличение количество слов в предложении. |
| Закрепление | 3 | Уметь различать шипящие согласные звуки и буквы, придумывать слова с заданным звуком, составлять предложения. Уметь дифференцировать изученные согласные звуки устно и на письме. |
| IV четверть | 18 |
|
| Обследование | 2 |
|
| Дифференциация согласных звуков | 4 |
|
| Дифференциация ч-щ
| 1 | Уметь различать звуки [ч, щ, ц] в устной и письменной речи, определять места звуков в слове, составлять схемы слов и предложений |
| Дифференциация ц-ч-щ | 1 | Уметь дифференцировать согласные звуки [ц- ч-щ] в слогах, словах, предложениях; определять позицию звуков в словах |
| Дифференциация р-л | 1 | Уметь давать сравнительную характеристику звукам [р-л]; дифференцировать звуки [р-л] в слогах, словах, предложениях |
| Дифференциация р` -л` | 1 | Уметь дифференцировать звуки[ р`-л`] в слогах, словах, предложениях; |
| Предлоги | 2 |
|
| Предлоги | 1 | Знать понятие предлога и предлогов. Уметь применять предлоги в устной и письменной речи, составлять предложения с предлогами |
| Предлоги | 1 | Уметь дифференцировать предлоги, правильно писать слова и предложения, находить предлоги |
| Анализ и синтез слов | 2 |
|
| Анализ слов | 1 | Уметь выполнять звукобуквенный анализ слов |
| Синтез слов | 1 | Уметь выполнять звукобуквенный синтез слов |
| Развитие связной речи | 2 | Определение границы предложения в тексте. Работа по сюжетным картинкам. Составление предложений из данных слов. Увеличение количество слов в предложении. |
| Закрепление | 6 | Уметь различать согласные и гласные звуки и буквы, придумывать слова с заданным звуком, составлять предложения. Уметь составлять рассказ по сюжетным картинкам. Уметь дифференцировать гласные и согласные звуки устно и на письме. Уметь дифференцировать звуки, имеющие кинетическое сходство в словах, предложениях. |
4 класс
№ | Тема урока
| Кол-во часов | Планируемые результаты освоения материала |
1 | 2 | 3 | 4 |
| I четверть | 24 |
|
| Обследование | 1 | Знать обобщающие слова, времена года, дни недели, счет. Уметь правильно произносить звуки; правильно проговаривать слова, составлять предложения. |
1.
| Логопедическое обследование | 1 |
|
| Гласные первого и второго ряда | 2 |
|
5. | Гласные звуки и буквы I ряда | 1 | Уметь дифференцировать гласные звуки 1 ряда устно и на письме |
6. | Гласные звуки и буквы II ряда | 1 | Уметь дифференцировать гласные звуки 2 ряда устно и на письме |
| Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласных II ряда и мягкого знака | 4 |
|
8. | Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласных II ряда | 2 | Уметь различать согласные звуки по признаку твердости-мягкости, правильно обозначать мягкость согласных при помощи гласных 2 ряда |
9. | Обозначение мягкости согласных на письме при помощи ь | 2 | Уметь обозначать мягкости согласных при помощи мягкого знака, правильно писать слова и предложения под диктовку |
| Разделительный мягкий и твердые знаки | 4 |
|
10. | Разделительный ь | 2 | Уметь соотносить произношение и написание разделительного мягкого знака, работать со схемами предложений |
11. | Разделительный ъ | 2 | Знать правила написания разделительного твердого знака. Уметь соотносить произношение и написание разделительного мягкого знака, работать со схемами предложений |
| Автоматизация согласных звуков с, р | 4 |
|
12. | Автоматизация звука [с] в словах, [р] - в слогах, словах | 1 | Уметь правильно и четко произносить звук с - в словах, р- в слогах, словах; правильно писать слова, определять позицию звуков в словах |
13. | Автоматизация с в предложениях, р- в словах | 1 | Уметь правильно и четко произносить звук [с] в предложениях, [р]- в словах |
14. | Автоматизация с в связной речи, р- в словах | 1 | Уметь правильно и четко произносить звук [с] в связной речи, [р]- в словах |
15. | Автоматизация р в словах, предложениях ш- в слогах, словах, предложениях | 1 | Уметь правильно и четко произносить звук [р] в словах, [ш] – в слогах, словах |
| Развитие связной речи | 7 | Определение границы предложения в тексте. Работа по сюжетным картинкам. Составление предложений из данных слов. Увеличение количество слов в предложении. |
16 | Закрепление | 3 | Уметь обозначать твердость и мягкость согласных звуков. Уметь составлять рассказ по сюжетным картинкам. Уметь дифференцировать гласные и согласные звуки устно и на письме. Уметь дифференцировать звуки, имеющие кинетическое сходство в словах, предложениях. |
| II четверть | 24 |
|
| Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (парные согласные): | 12 |
|
| Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (парные согласные): А). б-п | 2 | Знать понятие о механизме образования парных согласных в сравнительном плане. Уметь дифференцировать звонкие-глухие согласные звуки [ б-п] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи |
| Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (парные согласные): Б). в-ф | 2 | Знать понятие о механизме образования парных согласных в сравнительном плане. Уметь дифференцировать звонкие-глухие согласные звуки [в-ф] в слогах, словах, предложениях |
| Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (парные согласные): В). г-к | 2 | Знать понятие о механизме образования парных согласных в сравнительном плане. Уметь дифференцировать звонкие-глухие согласные звуки [г-к] в слогах, словах, предложениях устно и на письме |
| Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (парные согласные): Г). д-т | 2 | Знать понятие о механизме образования парных согласных звуков [д-т] в сравнительном плане. Уметь дифференцировать звонкие-глухие согласные в слогах, словах, предложениях устно и на письме |
| Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (парные согласные): Е). ж-ш | 2 | Знать понятие о механизме образования парных согласных звуков[ ж-ш] в сравнительном плане. Уметь дифференцировать звонкие-глухие согласные в слогах, словах, предложениях устно и на письме |
| Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (парные согласные): Ж). з-с | 2 | Уметь правильно узнавать на слух звуков [з-с], сходных по артикуляции; дифференцировать звонкие-глухие согласные в слогах, словах, предложениях устно и на письме |
| Оглушение звонких согласных | 6 |
|
| Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (продолжение-оппозиционные звуки): с-ш | 2 | Уметь правильно узнавать на слух звуки, сходныепо артикуляции; дифференцировать звонкие-глухие согласные в слогах, словах, предложениях устно и на письме |
| Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (парные согласные): з-ж | 2 | Уметь дифференцировать звонкие-глухие согласные звуки з-ж в слогах, словах, предложениях устно и на письме |
| Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (парные согласные): С-ш-з-ж | 2 | Уметь дифференцировать звонкие-глухие согласные звуки[ с-ш-з-ж] в слогах, словах, предложениях устно и на письме |
| Развитие связной речи | 4 | Определение границы предложения в тексте. Работа по сюжетным картинкам. Составление предложений из данных слов. Увеличение количество слов в предложении. Составление рассказа по сюжетным картинкам. |
| Закрепление | 2 | Уметь составлять рассказ по сюжетным картинкам. Уметь дифференцировать звонкие-глухие согласные звуки устно и на письме. |
| III четверть | 33 |
|
| Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (парные согласные) | 4 |
|
| Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (парные согласные): Г-к-х | 2 | Уметь дифференцировать согласные звуки [г-к-х] в слогах, словах, предложениях; дать сравнительный анализ |
| Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (парные согласные): р-л | 2 | Уметь дифференцировать согласные звуки [р-л] в слогах, словах, предложениях устно и на письме; дать сравнительный анализ и выделять общие закономерности |
| Дифференциация гласных и согласных звуков | 26 |
|
| Дифференциация о-у в словах, ш-с в словах, предложениях | 2 | Уметь дифференцировать звуки [ о-у, ш-с] в словах, предложениях |
| Дифференциация о-у, ш-с в связных текстах | 2 | Уметь дифференцировать звуки [о-у, ш-с] в связных текстах |
| Дифференциация з-ж, т-д в словах | 2 | Уметь дифференцировать звуки [з-ж, т-д] в словах и предложениях; найти общие закономерности |
| Дифференциация з-ж, т-д в предложениях, в связных текстах | 2 | Уметь дифференцировать звуки [з-ж, т-д] в предложениях, связных текстах;
|
| Дифференциация д-т, к-г в слогах, словах, предложениях | 2 | Уметь дифференцировать звуки [ д-т, к-г] в слогах, словах, предложениях |
| Дифференциация д-т, к-г в связных текстах | 2 | Уметь дифференцировать звуки [д-т, к-г] в связных текстах |
| Дифференциация к-г-х в предложениях | 2 | Уметь дифференцировать звуки [к-г-х] в предложениях; давать сравнительный анализ звукам |
| Повторение | 2 | Уметь применять полученные знания на практике, правильно писать слова и предложения, определять звонкие и глухие согласные звуки |
| Дифференциация в-ф, с-ц в словах, предложениях | 2 | Уметь дифференцировать звуки [ в-ф, с-ц] в словах, предложениях и в текстах |
| Дифференциация в-ф, с-ц в текстах | 2 | Уметь дифференцировать звуки [в-ф, с-ц] в текстах |
| Дифференциация ч-т`, л-р в слогах, словах, предложениях | 2 | Уметь дифференцировать звуки [ч-т`, л-р] в слогах, словах, предложениях; дать сравнительный анализ |
| Дифференциация звуков ч-ш, автоматизация щ в слогах, словах, предложениях | 2 | Уметь дифференцировать звуки [ч-ш], автоматизировать щ в слогах, словах, предложениях |
| Дифференциация ч-с, щ-с в слогах, словах, предложениях, связных текстах | 2 | Уметь дифференцировать звуки [ч-с, щ-с] в слогах, словах, предложениях, в связных текстах |
| Развитие связной речи | 3 | Определение границы предложения в тексте. Работа по сюжетным картинкам. Составление предложений из данных слов. Увеличение количество слов в предложении. Составление рассказа по сюжетным картинкам. |
| IV четверть | 18 |
|
| Обследование | 1 |
|
| Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (продолжение-оппозиционные звуки) | 4
|
|
| Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (продолжение-оппозиционные звуки): с-ц | 1 | Уметь правильно узнавать на слух звуки, сходные по артикуляции; различать звуки с-ц в слогах, словах, предложениях устно и на письме |
| Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (продолжение-оппозиционные звуки): ч-т` | 1 | Уметь правильно узнавать на слух звуки, сходные по артикуляции; различать звуки ч-т` в слогах, словах, предложениях устно и на письме` |
| Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (продолжение-оппозиционные звуки): В). ч-щ | 1 | Уметь правильно узнавать на слух звуки, сходные по артикуляции; давать сравнительную характеристику звукам, различать звуки ч-щ в слогах, словах, предложениях устно и на письме |
| Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (продолжение-оппозиционные звуки): Г). ц-ч | 1 | Уметь правильно узнавать на слух звуки [ц-ч], сходные по артикуляции; давать сравнительную характеристику звукам, писать слова и предложения под диктовку |
| Предложение. Согласование в числе | 6 |
|
| Работа над предложением. Составление простых распространенных предложений | 3 | Знать, что такое предложение, виды предложений. Уметь составить простые распространенные предложения |
| Согласование в числе | 3 | Уметь задавать вопрос от главного слова в словосочетании к зависимому слову |
| Развитие связной речи | 5 | Определение границы предложения в тексте. Работа по сюжетным картинкам. Составление предложений из данных слов. Увеличение количество слов в предложении. Составление рассказа по сюжетным картинкам. |
| Закрепление | 2 | Уметь:
сравнивать, классифицировать, обобщать. |
8.Материально-техническое и информационное обеспечение.
В логопедическом кабинете имеются:
- парты
- стулья
- письменный стол (для учителя);
- доска классная;
Мультимедиа оборудование:
-компьютер
-интерактивная доска
Демонстрационные материалы:
- плакат «Алфавит»
Материал для работы над звуковой культурой речи
1. Набор пособий для работы над речевым дыханием:
- оборудование для проведения дидактических игр;
- мыльные пузыри;
- картинки-символы для выработки фонационного выдоха.
2. Пособия для работы над ритмической стороной речи.
3. Пособия для работы над просодикой.
4. Пособия для формирования фонематического слуха.
- звучащие игрушки
- картинки-символы звуков (демонстрационный и раздаточный материал)
Материал для работы над звукопроизношением
Альбомы для автоматизации нарушенных звуков.
Комплексы артикуляционной гимнастики.
Демонстрационные фото артикуляционных упражнений.
Картинки-символы артикуляционных упражнений.
Картинный и речевой материал для работы над звуко-слоговой структурой и звуконаполняемостью.
Игра «Договори словечко».
Пособия по автоматизации звуков.
Материал для работы над внеречевыми процессами
1. Игры и игрушки для развития мелкой моторики
2. Набор пальчиковых игр
3. Игры и игрушки для развития внимания, памяти, мышления, сенсорики
Материал для работы над словарем
Демонстрационные игрушки
Демонстрационные (предметные и сюжетные) картинки по лексическим темам.
3. Игры для закрепления обобщающих понятий («Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Подбери картинку»).
Материал для закрепления антонимов (существительные, прилагательные, наречия, глаголы).
Материал для понимания многозначности существительных.
Материал для закрепления навыков словообразования
Материал для работы над лексико-грамматическим строем речи
Материал для усвоения категории числа («Один - много»)
Материал для усвоения категории рода («Какая? Какой? Какое?»).
Материал для согласования числительных с существительными
Карточки картинки с заданиями:
-подбор слов антонимов и синонимов;
-образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Материал для формирования связной речи
1. Детская литература.
2. Стихи, сказки, загадки, пословицы.
3. Сюжетные картинки.
4. Серии сюжетных картин.
5. Опорные картинки для составления сюжетных рассказов.
6. Сюжетные картинки с проблемным сюжетом.
8. Сюжетные картинки для работы над пониманием текста.
9. Схемы для составления описательных рассказов.
10. Опорные картинки для составления рассказов о временах года.
Материал для коррекции письма и чтения
1. Альбом по теме: « Словообразование», « Предлоги».
2. Веера: « Гласные и согласные», «Звонкие и глухие согласные».
3. Ефименкова Л.Н. «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха», часть1,часть 2.
4. Индивидуальные карточки и упражнения по темам:
Родственные слова
Антонимы.
Предлоги
Многозначность существительных
Сложные слова
Предложение
Звуки и буквы
Тексты для чтения
5. Демонстрационный и индивидуальный раздаточный материал для усвоения звуко-слогового анализа.
6. Демонстрационный материал для работы над предложением.
7. Пособия для работы над понятиями «Слог» и «Ударение».
Материал для комплексного обследования
1. Материал для обследования интеллекта:
- счетный материал;
- разрезные картинки;
- картинки-шутки (что неправильно);
- классификация (по цвету, форме, общей принадлежности к одной категории предметов).
2. Материал для обследования речи:
- Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда»;
- Смирнова И.А. «Логопедический альбом для обследования письменной речи»
- Смирнова И.А. «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения»;
- Смирнова И.А. «Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической стороны речи».
9. Литература
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М.: Владос, 2002. - 154с.
Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение,1988. - 124с.
Воронкова В.В., Перова М.Н. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. - М.: Владос, 2001.
Ефименкова J1.H. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. -М.: Просвещение, 1992. -76с.
Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. - Ярославль: Академия развития, 2006.
Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - М.: Просвещение, 1997.
Кобзарева Л.К., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. - Воронеж: Творческий центр «Учитель»,