СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективное планирование кружковой работы в средней группе "Люби и знай, свой край родной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работу  с детьми по приобщение детей  к истокам русской народной  культуры в кружке, начинаю со средней группы.

Учитывая индивидуальные особенности детей 4-5 лет, составила перспективный план работы кружка  для детей данного возраста. В план включила различные формы  и методы работы: занятия, беседы, игры, элементы театрализации, фольклор и продуктивную  деятельности, во время которой дети имеют возможность сделать что-то своими руками.

Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование кружковой работы в средней группе "Люби и знай, свой край родной"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯСЛИ – САД №11 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ





Принято

на заседании Педагогического совета

МБДОУ № 11 «Жемчужинка»

Протокол № ……

« ____  » августа  2018 г.

Утверждаю

Заведующий

МБДОУ № 11 «Жемчужинка»

О.А. Теленик

____________

« ______» августа 2018 г.








Перспективный план работы

кружка

«Люби и знай, свой край родной»

В средней группе №2 «Верные друзья»





Воспитатель: Харченко А.Л.










2018 – 2019 уч. г.


Пояснительная записка

Что мы Родиной зовем?
Дом, 
где мы с тобой растем
И 
березки у дороги,
По 
которым мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом,
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

1. Обоснование актуальности темы

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город.… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

2. Цель и задачи кружка

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотическое отношение и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи.

  • Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, своей малой родине – Крыму.

  • Сформировать у детей начальные представления о жизни и быте русского народа, его традициях и культуре.

  • Познакомить с народно-декоративным прикладным искусством, фольклором, произведениями русских поэтов.

  • Обогатить речь ребенка присказками пословицами, поговорками, загадками.

  • Формировать представления о России как о родной стране, о городах России, о Москве как о столице России, о республике в которой мы живем – Крыме, столице республике – городе Симферополе.

  • Воспитывать чувство патриотизма, уважения и любви к Родине, к культурному прошлому своего города и его народу.

  • • Воспитывать гражданско-патриотические чувства и нравственные нормы поведения.

  • • Прививать чувство ответственности и гордости за достижения родного края и страны.

3.Педагогические принципы.

1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в старшей и подготовительной группе, начальной школе.

6. Культуросообразность. Реализация данного принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании.

7. Вариативность и проблемность.Этот принцип предполагает использование в деятельности проблемных технологий и вариативность содержания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

4.Формы и методы занятий.

В процессе обучения используются:

Виды занятий: комплексные, тематические, сюжетные, игровые и т.д.

Формы работы: наблюдения, беседы, просмотр видеофильмов, чтение художественной литературы, экскурсии, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций, подготовки тематических выставок, целевые прогулки, чтение художественной литературы, загадывание загадок, заучивание стихов, составление рассказов, рассматривание иллюстраций; выставки рисунков, поделок из природного материала.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

- исследовательский (самостоятельная творческая работа).

5.Техническое оснащение занятий:

• дидактические и наглядные пособия;

• компьютер, мультимедийный проектор;

• методическая литература;

• репродукции картин;

• фотоальбомы «Моя семья»; «Мой город Красноперекопск»; «Мой любимый Крым»; «Моя страна»;

• художественная литература;

• пособие «Черное море в загадках и ребусах»;

• карты Крыма и России;

• символика Крыма и России.

6.Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его

достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической

значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к

прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства

ответственности, гордости, любви и патриотизма. Проявляют интерес к родному краю и отражают свои знания в детских рисунках, рассказах и стихах.

У детей появляется интерес к семейным праздникам и традициям.

Проявляют уважительное отношение к людям разных национальностей, которые здесь живут и работают.Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей становятся традиционными для практики дошкольного образования.

Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность.

Работу с детьми по приобщение детей к истокам русской народной культуры в кружке, начинаю со средней группы.

Учитывая индивидуальные особенности детей 4-5 лет, составила перспективный план работы кружка для детей данного возраста. В план включила различные формы и методы работы: занятия, беседы, игры, элементы театрализации, фольклор и продуктивную деятельности, во время которой дети имеют возможность сделать что-то своими руками.

п/п

Тема организованной деятельности

Цель деятельности

Сентябрь

1

«Кто я?»

Способствовать осознанию детей своих положительных качеств. Принятие своего имени, фамилии.

2

«Земля –наш общий дом»


Формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.

3


«Наша – Родина Россия, наш язык – русский»


Формировать представления о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.

4

«Родной очаг»

Прививать любовь к своему дому; желание поддерживать в нем порядок; помогать взрослым членам семьи, воспитывать в детях гуманные чувства по отношению ксвоим близким, своему дому, формировать эстетические представления.

Октябрь

5

«Мой город»

Познакомить детей с историей возникновения города Красноперекопск, его названия. Продолжать формировать у детей начальные представления о родном крае, достопримечательностях, названии улиц. Воспитывать любовь к родному краю.

6

«Осень в моём городе»

Развивать чувство прекрасного, умение наблюдать за изменениями погоды осенью, навыки бережного отношения к природе.

7

«Профессии горожан»

Закрепить знания достопримечательностей города Красноперекопска, название профессий, формировать у детей чувство любви к своему городу, понимание слова «Родина».

8

«История возникновения герба родного города»

Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города –гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Ноябрь

9

«Государственные символы России»

«Флаг РФ» - обрывная аппликация

Закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; президенте РФ; формировать уважительное отношение к государственным символам и лидеру государства, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране. Учить детей изображать Российский флаг нетрадиционным способом, при помощи обрывной аппликации. Воспитывать аккуратность в работе.

10

«Кто в избушке живет? »

Уголок «Русская изба»

Познакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой взрослых и детей, сравнить с настоящим временем.

11

Аппликация «Передник для куклы Евдокии»

Продолжать знакомить детей с бытом русской семьи, традициями украшения одежды. Формировать эмоциональную отзывчивость на изделия русских мастеров.

12

Развлечение «День матери –день семьи»

Продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями, традициями, праздниками.

Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье.

Декабрь

13

«Мой край – Республика Крым»

Формировать у детей представление о Крыме; воспитывать чувство любви к малой Родине.

14

«Столица Крыма - город Симферополь»

Рассказать детям о столице нашей Республики Крым – Симферополе; познакомить с главными достопримечательностями города, воспитывать чувство любви к малой Родине.

15

Посещение русской горницы в уголке «Русская изба».

Роспись тарелки красками.


Познакомить детей с русским народным искусством: хохломская и гжельская роспись.

Рассмотреть предметы, расписанные хохломой и гжелью.

Воспитывать у детей чувство прекрасного, фантазию, творческие способности.

16

Лепка из соленого теста

«Новогодние игрушки»

Дымковская игрушка «Свистунья»

Познакомить детей с изготовлением дымковской игрушкой –свистулькой (вместо глины используется соленое тесто).

Формировать эмоциональную отзывчивость на изделия русских мастеров.


Январь

17

Культурно-досуговая деятельность

Праздник «Новогодняя сказка»

Деть детям элементарные представления об обычаях, новогодних старинных традициях.

Развивать интерес к русским обычаям.

18

Устное народное творчество.

Сказка «Лиса и лапоть»


Продолжать знакомить детей с русским народным искусством: сказки.

19

«Что такое дружба»

Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение друг к другу, к педагогам, развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым.

20

«Хоровод дружбы»

Продолжать знакомить детей с традициями, обычаями, обрядами, народными играми русского, украинского и крымскотатарского народов. Обращать внимание на то, что в традициях общее, похожее, объединяющее.

Воспитывать уважение к людям не только своей национальности, но и к другим народам, населяющих Крым. Создавать атмосферу доверия, взаимоуважения.

Февраль

21

Устное народное творчество.

Занятие-игра: «Как потешим мы народ»



Продолжать знакомить детей с русским народным искусством- фольклором: небылицами, считалками, потешками, Воспитывать стремление знать и использовать в играх устное народное творчество.

22

Занятие «Времена года»

Познакомить детей с произведениями русских поэтов: времена года. Показать величие русской природы, воспитывать интерес к родной природе, любовь к русской поэзии.

23

«Богатыри земли русской»

Рассказать детям о богатырях русских: Илье Муромце, Алёши Поповиче и Добрыни Никитиче, познакомить детей и закрепить знания о малых фольклорных формах – былинах.Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

24

«Есть такая профессия – Родину защищать» (рисование)


Формировать у детей представление об армии, о родах войск; воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам. Формировать у детей навыки рисования по замыслу; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.

Март

25

«Моя мама - лучше всех»

Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им, учить отвечать на вопросы, правильно строить сложные предложения в рассказе о маме.

26

Аппликация, ручной труд

«Подарки для мам»

Продолжать знакомить детей с хохломской росписью: изготовление коробочки для хранения мелких вещей. Формирование чувства сопричастности к родной семье.

27

«Без труда – не вынешь рыбку из пруда »

Продолжать знакомить детей с русскими традициями, праздниками: Масленица.

Развивать интерес к русским обычаям.

28

«Кто в избушке живет? »

Уголок «Русская изба»

Познакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой взрослых и детей, сравнить с настоящим временем.

Апрель

29

«Отражение народных традиций в национальном костюме»

Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране.

30

«Наша добрая матрешка»

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрёшкой.

31

Русский народный фольклор(пословицы, поговорки, потешки, заклички, считалки)

Расширить представления детей о русском народном фольклоре. Помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно - речевые навыки детей при чтение.

32

«Великая Пасха»

Расширять представления о русских христианских праздниках, закреплять знания о народных традициях, воспитывать духовно-нравственные качества у детей.



Май

33

«Этих дней не смолкнет слава!»

Выставка детских рисунков ко дню Победы.

Расширять представления детей об армии; формировать у детей представление о Защитниках ВОВ; воспитывать чувство гордости за наших воинов, уважения к ветеранам фронта.

34

Игра-драматизация сказки «Теремок»

Формировать представления о народной культуре через театрализованные представления

35

«Потешные игры»

Продолжать знакомить детей с национальными играми народов Крыма.Воспитывать стремление знать и использовать в играх устное народное творчество.

36

Развлечение

«Русские посиделки»

Совместно с родителями.

Закрепить знания детей о русской народной культуре. Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье.


Используемая литература

1.Алябьева -этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера», 2004

2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007

3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. . - М.: ТЦ « Сфера»,2005

4. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6.

5. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10.

6. Л.А. Кондрыкинская. С чего начинаеися Родина: творческий дом 2003.

7. Н.Г. Зеленова, Л.Е.Осипова Мы живём в Росси// ООО Скрипторий. 2007.

8. Т.А. Бундарина. Знакомство детей с русским народным творчеством.

9. Е.Ю. Александрова, Е.П.Гордеева. Система патриотического воспитания в ДОУ.

10. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.Патриотическое воспитание детей 4-6 лет.

11. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.

12. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6.

13. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2.

14. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006.

15. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10.

16. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10.

17. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду.

18. Р.С.Буре. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду.

19. М.Ю.Новицкая. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.

20. Р. И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова. Родной край.

21. Л. А. Кондрыкинская. Дошкольникам о защитниках Отечества. 22. Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым "Крымский веночек"Составители: Л.Г. Мухоморина, Э.Ф. Кемилева, Л.М. Тригуб, Е.Ф.Феклистова.Издательство "Наша школа", 2017.

23."Ознакомление с природой в детском саду" Соломенникова О.А. Мозаика-Синтез, 2016.

24."Путешествуем по Крыму". Знакомство дошкольников с историей родного края. Составители: Э.Ф. Кемилева, Т.В. Лапшина, Л.В. Огурцова. Издательство "Учитель".