МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯСЛИ – САД №11 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Принято на заседании Педагогического совета МБДОУ № 11 «Жемчужинка» Протокол № …… « ____ » августа 2018 г. | Утверждаю Заведующий МБДОУ № 11 «Жемчужинка» О.А. Теленик ____________ « ______» августа 2018 г. |
Перспективный план работы
кружка
«Люби и знай, свой край родной»
В средней группе №2 «Верные друзья»
Воспитатель: Харченко А.Л.
2018 – 2019 уч. г.
Пояснительная записка
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которым мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом,
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
1. Обоснование актуальности темы
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город.… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
2. Цель и задачи кружка
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотическое отношение и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи.
Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, своей малой родине – Крыму.
Сформировать у детей начальные представления о жизни и быте русского народа, его традициях и культуре.
Познакомить с народно-декоративным прикладным искусством, фольклором, произведениями русских поэтов.
Обогатить речь ребенка присказками пословицами, поговорками, загадками.
Формировать представления о России как о родной стране, о городах России, о Москве как о столице России, о республике в которой мы живем – Крыме, столице республике – городе Симферополе.
Воспитывать чувство патриотизма, уважения и любви к Родине, к культурному прошлому своего города и его народу.
• Воспитывать гражданско-патриотические чувства и нравственные нормы поведения.
• Прививать чувство ответственности и гордости за достижения родного края и страны.
3.Педагогические принципы.
1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в старшей и подготовительной группе, начальной школе.
6. Культуросообразность. Реализация данного принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании.
7. Вариативность и проблемность.Этот принцип предполагает использование в деятельности проблемных технологий и вариативность содержания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
4.Формы и методы занятий.
В процессе обучения используются:
Виды занятий: комплексные, тематические, сюжетные, игровые и т.д.
Формы работы: наблюдения, беседы, просмотр видеофильмов, чтение художественной литературы, экскурсии, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций, подготовки тематических выставок, целевые прогулки, чтение художественной литературы, загадывание загадок, заучивание стихов, составление рассказов, рассматривание иллюстраций; выставки рисунков, поделок из природного материала.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
- исследовательский (самостоятельная творческая работа).
5.Техническое оснащение занятий:
• дидактические и наглядные пособия;
• компьютер, мультимедийный проектор;
• методическая литература;
• репродукции картин;
• фотоальбомы «Моя семья»; «Мой город Красноперекопск»; «Мой любимый Крым»; «Моя страна»;
• художественная литература;
• пособие «Черное море в загадках и ребусах»;
• карты Крыма и России;
• символика Крыма и России.
6.Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его
достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической
значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к
прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства
ответственности, гордости, любви и патриотизма. Проявляют интерес к родному краю и отражают свои знания в детских рисунках, рассказах и стихах.
У детей появляется интерес к семейным праздникам и традициям.
Проявляют уважительное отношение к людям разных национальностей, которые здесь живут и работают.Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей становятся традиционными для практики дошкольного образования.
Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность.
Работу с детьми по приобщение детей к истокам русской народной культуры в кружке, начинаю со средней группы.
Учитывая индивидуальные особенности детей 4-5 лет, составила перспективный план работы кружка для детей данного возраста. В план включила различные формы и методы работы: занятия, беседы, игры, элементы театрализации, фольклор и продуктивную деятельности, во время которой дети имеют возможность сделать что-то своими руками.
№ п/п | Тема организованной деятельности | Цель деятельности |
Сентябрь |
1 | «Кто я?» | Способствовать осознанию детей своих положительных качеств. Принятие своего имени, фамилии. |
2 | «Земля –наш общий дом» | Формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего. |
3 | «Наша – Родина Россия, наш язык – русский» | Формировать представления о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну. |
4 | «Родной очаг» | Прививать любовь к своему дому; желание поддерживать в нем порядок; помогать взрослым членам семьи, воспитывать в детях гуманные чувства по отношению ксвоим близким, своему дому, формировать эстетические представления. |
Октябрь |
5 | «Мой город» | Познакомить детей с историей возникновения города Красноперекопск, его названия. Продолжать формировать у детей начальные представления о родном крае, достопримечательностях, названии улиц. Воспитывать любовь к родному краю. |
6 | «Осень в моём городе» | Развивать чувство прекрасного, умение наблюдать за изменениями погоды осенью, навыки бережного отношения к природе. |
7 | «Профессии горожан» | Закрепить знания достопримечательностей города Красноперекопска, название профессий, формировать у детей чувство любви к своему городу, понимание слова «Родина». |
8 | «История возникновения герба родного города» | Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города –гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства. |
Ноябрь |
9 | «Государственные символы России» «Флаг РФ» - обрывная аппликация | Закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; президенте РФ; формировать уважительное отношение к государственным символам и лидеру государства, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране. Учить детей изображать Российский флаг нетрадиционным способом, при помощи обрывной аппликации. Воспитывать аккуратность в работе. |
10 | «Кто в избушке живет? » Уголок «Русская изба» | Познакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой взрослых и детей, сравнить с настоящим временем. |
11 | Аппликация «Передник для куклы Евдокии» | Продолжать знакомить детей с бытом русской семьи, традициями украшения одежды. Формировать эмоциональную отзывчивость на изделия русских мастеров. |
12 | Развлечение «День матери –день семьи» | Продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями, традициями, праздниками. Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье. |
Декабрь |
13 | «Мой край – Республика Крым» | Формировать у детей представление о Крыме; воспитывать чувство любви к малой Родине. |
14 | «Столица Крыма - город Симферополь» | Рассказать детям о столице нашей Республики Крым – Симферополе; познакомить с главными достопримечательностями города, воспитывать чувство любви к малой Родине. |
15 | Посещение русской горницы в уголке «Русская изба». Роспись тарелки красками. | Познакомить детей с русским народным искусством: хохломская и гжельская роспись. Рассмотреть предметы, расписанные хохломой и гжелью. Воспитывать у детей чувство прекрасного, фантазию, творческие способности. |
16 | Лепка из соленого теста «Новогодние игрушки» Дымковская игрушка «Свистунья» | Познакомить детей с изготовлением дымковской игрушкой –свистулькой (вместо глины используется соленое тесто). Формировать эмоциональную отзывчивость на изделия русских мастеров. |
| Январь |
17 | Культурно-досуговая деятельность Праздник «Новогодняя сказка» | Деть детям элементарные представления об обычаях, новогодних старинных традициях. Развивать интерес к русским обычаям. |
18 | Устное народное творчество. Сказка «Лиса и лапоть» | Продолжать знакомить детей с русским народным искусством: сказки. |
19 | «Что такое дружба» | Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение друг к другу, к педагогам, развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым. |
20 | «Хоровод дружбы» | Продолжать знакомить детей с традициями, обычаями, обрядами, народными играми русского, украинского и крымскотатарского народов. Обращать внимание на то, что в традициях общее, похожее, объединяющее. Воспитывать уважение к людям не только своей национальности, но и к другим народам, населяющих Крым. Создавать атмосферу доверия, взаимоуважения. |
Февраль |
21 | Устное народное творчество. Занятие-игра: «Как потешим мы народ» | Продолжать знакомить детей с русским народным искусством- фольклором: небылицами, считалками, потешками, Воспитывать стремление знать и использовать в играх устное народное творчество. |
22 | Занятие «Времена года» | Познакомить детей с произведениями русских поэтов: времена года. Показать величие русской природы, воспитывать интерес к родной природе, любовь к русской поэзии. |
23 | «Богатыри земли русской» | Рассказать детям о богатырях русских: Илье Муромце, Алёши Поповиче и Добрыни Никитиче, познакомить детей и закрепить знания о малых фольклорных формах – былинах.Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. |
24 | «Есть такая профессия – Родину защищать» (рисование) | Формировать у детей представление об армии, о родах войск; воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам. Формировать у детей навыки рисования по замыслу; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину. |
Март |
25 | «Моя мама - лучше всех» | Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им, учить отвечать на вопросы, правильно строить сложные предложения в рассказе о маме. |
26 | Аппликация, ручной труд «Подарки для мам» | Продолжать знакомить детей с хохломской росписью: изготовление коробочки для хранения мелких вещей. Формирование чувства сопричастности к родной семье. |
27 | «Без труда – не вынешь рыбку из пруда » | Продолжать знакомить детей с русскими традициями, праздниками: Масленица. Развивать интерес к русским обычаям. |
28 | «Кто в избушке живет? » Уголок «Русская изба» | Познакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой взрослых и детей, сравнить с настоящим временем. |
Апрель |
29 | «Отражение народных традиций в национальном костюме» | Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране. |
30 | «Наша добрая матрешка» | Воспитывать интерес к народному быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрёшкой. |
31 | Русский народный фольклор(пословицы, поговорки, потешки, заклички, считалки) | Расширить представления детей о русском народном фольклоре. Помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно - речевые навыки детей при чтение. |
32 | «Великая Пасха» | Расширять представления о русских христианских праздниках, закреплять знания о народных традициях, воспитывать духовно-нравственные качества у детей. |
Май |
33 | «Этих дней не смолкнет слава!» Выставка детских рисунков ко дню Победы. | Расширять представления детей об армии; формировать у детей представление о Защитниках ВОВ; воспитывать чувство гордости за наших воинов, уважения к ветеранам фронта. |
34 | Игра-драматизация сказки «Теремок» | Формировать представления о народной культуре через театрализованные представления |
35 | «Потешные игры» | Продолжать знакомить детей с национальными играми народов Крыма.Воспитывать стремление знать и использовать в играх устное народное творчество. |
36 | Развлечение «Русские посиделки» Совместно с родителями. | Закрепить знания детей о русской народной культуре. Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье. |
Используемая литература
1.Алябьева -этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера», 2004
2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007
3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. . - М.: ТЦ « Сфера»,2005
4. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6.
5. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10.
6. Л.А. Кондрыкинская. С чего начинаеися Родина: творческий дом 2003.
7. Н.Г. Зеленова, Л.Е.Осипова Мы живём в Росси// ООО Скрипторий. 2007.
8. Т.А. Бундарина. Знакомство детей с русским народным творчеством.
9. Е.Ю. Александрова, Е.П.Гордеева. Система патриотического воспитания в ДОУ.
10. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.Патриотическое воспитание детей 4-6 лет.
11. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
12. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6.
13. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2.
14. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006.
15. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10.
16. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10.
17. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду.
18. Р.С.Буре. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду.
19. М.Ю.Новицкая. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.
20. Р. И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова. Родной край.
21. Л. А. Кондрыкинская. Дошкольникам о защитниках Отечества. 22. Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым "Крымский веночек"Составители: Л.Г. Мухоморина, Э.Ф. Кемилева, Л.М. Тригуб, Е.Ф.Феклистова.Издательство "Наша школа", 2017.
23."Ознакомление с природой в детском саду" Соломенникова О.А. Мозаика-Синтез, 2016.
24."Путешествуем по Крыму". Знакомство дошкольников с историей родного края. Составители: Э.Ф. Кемилева, Т.В. Лапшина, Л.В. Огурцова. Издательство "Учитель".