СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективное планирование область "Развитие речи" для детей в возрасте от 3 до 4 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективное планирование включает в себя область "Развитие речи", куда входит обучение грамоте, чтение художественной литературы, развитие речи. Разработано на учебный год для детей второй младшей группы по

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 

Н. В. Нищева Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. (с 3 до 4 лет) – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

 Доп. Подготовка к обучению грамоте. Методическое пособие. 3-е изд, испр, - М.: ТЦ Сфера, 2023. М. Д.

Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование область "Развитие речи" для детей в возрасте от 3 до 4 лет»



Месяц



п/п

Занятия

Содержание работы

(виды деятельности детей с учетом их возрастных особенностей)


Условия для индивидуальных потребностей детей


Используемая литература


Тема занятия

Задачи

1

2

3

4

5

6

7

Сентябрь





1

ЧХЛ

Чтение р.н.с. «Кот, петух и лиса»


Образовательная: познакомить со сказкой «Кот, петух и лиса».

Развивающие:развивать уменияотвечать на вопросы по содержанию

сказок; развивать слуховое восприятие;

Воспитывающая:

воспитывать интерес к художественной литературе.

Чтение р.н.с.

Инсценирование сказки

Материалы и оборудование: р.н.с. «Кот, петух и лиса».

Высокий уровень ЗУН: П.и. «Кот и мыши». Цель: развитие умения детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Средний уровень ЗУН: Д.и. «Угадай, кто кричит». Цель: воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Формировать умение детей определять игрушку по звукоподра­жанию

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Отзовись». Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.25)


2

Развитие речи

Звуковая культура речи: звуки [у], [а].

Д.и. «Не ошибись»


Образовательная: упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах), активизировать в речи детей обобщающие слова.

Развивающая:развивать умения внимательно слушать

Воспитывающая:

воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

М.П.и. в мяч


Материалы и оборудование: сказка о «Веселом язычке», мяч

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Расскажи и покажи». Цель: развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить зву­ки по подражанию.

Средний уровень ЗУН: Д.и. «Бабочка, лети!» Цель: совершенствовать умение добиваться длительного, непрерывного ротового вы­доха.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Где позвонили?» Цель: развитие умения детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.27)


3

Обучение грамоте

Звучащее слово

Образовательная: познакомить со звучащим словом, дать представление о многообразии слов, познакомить с термином «слово»

Развивающая:развивать внимательность, сообразительность.

Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого.

Артикуляционная гимнастика

Игра-драматизация «Колобок»

Д/и «Детский мир», «Какое слово потерялось?»

Чтение стихотворения


Материалы и оборудование: стихотворение Е.Серова «Какое слово потерялось?», демонстрационный материал «Игрушки», шапочки-маски к рнс «Колобок»

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Чей пароход лучше гудит?»

Цель: развитие умения добиваться умения направлять воздушную струю по середине языка. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.

Средний уровень ЗУН: Чистоговорки Цель: развивать артикуляционный аппарат детей.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Назови свое имя» Цель: закреплять правильное произношение.

Н. В. Нищева Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. (с 3 до 4 лет) – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

Доп. Подготовка к обучению грамоте. Методическое пособие. 3-е изд, испр, - М.: ТЦ Сфера, 2023. М. Д. Маханева стр18


4

Развитие речи

Д.и. «Чья вещь?» Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога).


Образовательные: упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами.

Развивающая:развить умения детей слушать объяснения воспитателя.

Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность.

Д.и. «Чья вещь?»

Рассматривание сюжетных картин

Беседа по картинке


Материалы и оборудование: сюжетные картины «Не уходи от нас, котик»

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Угадай, что делают». Цель: совершенствовать умение детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Средний уровень ЗУН: Д.и. «Идите с нами играть». Цель: упражнять детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Солнце или дождик?»

Цель: формировать умение детей выполнять действия согласно различно­му звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.30)

Октябрь

1

ЧХЛ

Чтение р.н.с. «Колобок».

Д.упр. «Играем в слова».

Образовательная:познакомить со сказкой. Упражнять детей в образовании слов по аналогии.

Развивающие:формировать интерес к устному народному творчеству. Развивать фразовую речь в соответствии с текстом сказки.

Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого

Беседа о колобке

Чтение р.н.с. Рассматривание иллюстраций

Д.упр. «Поиграем в слова»


Материалы и оборудование: р.н.с. «Колобок» в обр. К.Ушинского, иллюстрации к сказке

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Кто где живёт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых.
средний уровень ЗУН: Д.и. «Угадай, кто кричит». Цель: воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Развитие умения детей определять игрушку по звукоподра­жанию.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Доскажи словечко». Цель: знакомство детей с загадками - рифмами. Развивать выразительность речи, силу голоса.

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.33)


2

Развитие речи

Звуковая культура речи: звуки [о]. Рассматривание иллюстраций к р.н.с. «Колобок»


Образовательные:продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука [о].

Развивающая: развить умения детей слушать объяснения воспитателя.

Воспитывающая: воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь

Рассказывание сказки по иллюстрациям

Чтение р.н.с.

Беседа по иллюстрациям


Материалы и оборудование: р.н.с.«Колобок» (в обработке К. Ушинского), иллюстрации русских художников к р.н.с.

Высокий уровень ЗУН:Литературная викторина «В мире много сказок». Цель: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях. Закрепить умения детей угадывать знакомые сказки.

Средний уровень ЗУН: Д.и. «Отзовись». Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.34)


3

Обучение грамоте

Многообразие слов

Образовательная: продолжать знакомить с многообразием слов, подвести к тому, что слова могут обозначать не только предметы, но и их действия, качественные признаки

Развивающая: развивать умения внимательно слушать.

Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого.

Д/И «Зоопарк», «Опиши по внешнему виду»


Материалы и оборудование: игрушки – кошка, собака. Карточки «Животные»

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Опиши по внешнему виду» Цель: закрепление знания детей о животных.
средний уровень ЗУН: Д.и. «Угадай, кто кричит». Цель: воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Развитие умения детей определять игрушку по звукоподра­жанию.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Назови животное» Цель: учить называть животное, опираясь на картинку.

Н. В. Нищева Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. (с 3 до 4 лет) – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

Доп. Подготовка к обучению грамоте. Методическое пособие. 3-е изд, испр, - М.: ТЦ Сфера, 2023. М. Д. Маханева стр 19


4

ЧХЛ

Чтение стихотворений об осени.

Д.упр. «Что из чего получается»


Образовательная: познакомить с яркими образами животных в стихотворениях С.Я.Маршака. Развивать поэтический слух, память, внимание, восприятие, гармоничность

движений под музыку; воспитывать интерес к художественной литературе и музыкальным произведениям; развитие умения ориентироваться в пространстве, реагировать на смену музыки.

Развивающие: развивать воображения детей

Воспитывающая: воспитывать интонационную выразительность речи.

Чтение стихотворений

Д.упр. «Что из чего получается»


Материалы и оборудование: стихотворение А.Бальмонта«Осень»

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Послушай и покажи» Цель: закрепление музыкального слуха.

Средний уровень ЗУН: Д.и. «Кто как разговаривает?» Цель:  расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Покормим птенчиков». Цель: развивать речевой аппарат детей.


В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.38)

Ноябрь

1

Развитие речи

Звуковая культура речи: звук [и].

Образовательная: упражнять детей в четком и правильном произношении звука [и] (изолированного, в словосочетаниях, в словах).

Развивающая:развивать воображения детей.

Воспитывающая: способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность.

Д.и. «Волшебный кубик», «Колокольчики поют»

Чтение отрывка из стихотворения

Чтение р.н.п.


Материалы и оборудование: отрывок из стихотворения К.Чуковского «Краденое солнце», р.н.п. «Ай, качи, качи, качи!», «Киска, киска, киска, брысь!»

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Угадай, кто кричит». Цель: развитие умения детей определять игрушку по звукоподра­жанию.

Средний уровень ЗУН: Д.и. «Отзовись». Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Кто как разговаривает?» Цель:  расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.40)


2

Развитие речи

Рассматривание сюжетной картины «Коза с козлятами».

Д.и. «Кто, кто в теремочке живет?»

Образовательная:формировать умения детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения.

Развивающая:упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных правильно и четко проговаривать слова со звуками [к], [т].

Воспитывающая:воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Рассматривание картины

Рассказ воспитателя о козе

Д.и. «Теремок»

П.и. «Кто в домике живет?»



Материалы и оборудование: картина «Коза с козлятами» (автор серии «Домашние животные» С.Веретинникова), макет сказочного теремка.

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Кто где живёт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых.

Средний уровень ЗУН: Д.и. «Назови ласково». Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Низкий уровень ЗУН:Д.и. «Кто в домике живет?» Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.42)


3

ЧХЛ

Чтение стихотворения из цикла С.Маршака «Детки в клетке»


Образовательная:познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С.Маршака.

Развивающая:развивать воображения детей; развивать внимательность, наблюдательность, умение делать небольшие умозаключения.

Воспитывающая:

воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения.

Игр.сит. «Зоопарк»

Чтение стихотворений




Материалы и оборудование: фигурки игрушечных животных, стихотворения С.Я.Маршака «Детки в клетке».

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Животные и их детёныши». Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Средний уровень ЗУН: Д.и. «Один – много». Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Близко-далеко». Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.



В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.43)


4

ЧХЛ

Чтение р.н.с. «Снегурушка и лиса»


Образовательная:познакомить детей с р.н.с. «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок).

Развивающая:упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки.

Воспитывающая:воспитывать  нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.

Игр.упр. «Вспомни сказку с лисой»

Чтение р.н.с.


Материалы и оборудование: р.н.с. «Снегурушка и лиса» (обр. М.Булатова), иллюстрации к р.н.с. «Колобок», «Кот, петух и лиса».

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Подбери мелодию животным». Цель: развитие умения подбирать на слух музыкальные инструменты.

Средний уровень ЗУН: Д.и. «Медвежата мед едят». Цель: развивать артикуляционный аппарат детей.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Кто в домике живет?» Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.45)


5

Обучение грамоте

Звучащее слово. Звук.


Образовательная: продалжать знакомить со звучащим словом, познакомить со звуками окпужающего мира, с понятием «звук», продолжать знакомить с многообразием слов

Развивающая: развивать умения внимательно слушать.

Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого.

Загадка про буратино,

Д/И «Путаница»


Материалы и оборудование: кукла Буратино, клубок ниток, ширма, барабан, дудочка, лист бумаги, две чашки (одна с водой), металлофон, бубен

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Клубочек». Цель. Развивать мышление детей, развивать умение придумывать слова.

Средний уровень ЗУН: Д.и. «Что звучит?» Цель:  развивать слух, определять музыкальный инструмент на слух.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Кто как звучит?» Цель: развивать умение повторять звуки окружающего мира. Развивать речевое дыхание детей.

Н. В. Нищева Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. (с 3 до 4 лет) – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

Доп. Подготовка к обучению грамоте. Методическое пособие. 3-е изд, испр, - М.: ТЦ Сфера, 2023. М. Д. Маханева стр 21

Декабрь

1

ЧХЛ

Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег идет».

Стихотворение

А.Босева «Трое»


Образовательная:познакомить детей с рассказом Л.Воронковой «Снег идет», оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А.Босева «Трое» (пер. с болг. В.Викторова).

Развивающая: развивать внимательность, сообразительность, развить умения детей слушать объяснения воспитателя.

Воспитывающая: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Беседа о снегопаде

Чтение рассказа

Чтение стихотворения

Д.и. «Доскажи словечко»


Материалы и оборудование: рассказ Л.Воронковой «Снег идет», стихотворение А.Босева «Трое»

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Кот и мыши». Цель: развитие умения детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Средний уровень ЗУН: Игра «Что изменилось?» Цель: Воспитание у детей умения сосредоточивать внимание.

Низкий уровень ЗУН: Рассматривание серии сюжетных картинок «Времена года». Цель: закреплять знания о смене времен года.

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.49)


2

Развитие речи

Игра-инсценировка «У матрешки – новоселье»


Образовательная:способствовать формированию диалогической речи; учить правильно называть строительные детали и их цвета.

Развивающая:развивать воображения детей, способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность.

Воспитывающая: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Д.и. «Построй домик»

Игра-инсценировка «У матрешки – новоселье»


Материалы и оборудование: иллюстрация домика, набор деревянных строительных деталей, бумажные фонарики для елки.

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Средний уровень ЗУН: Д.и. «Один – много». Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Близко-далеко». Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.50)


3

ЧХЛ

Чтение р.н.с. «Гуси-лебеди»

Образовательная: познакомить детей со сказкой, вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку.

Развивающая:развивать внимательность, наблюдательность, умение делать небольшие умозаключения.

Воспитывающая:воспитывать интонационную выразительность речи.

Беседа по книжке

Чтение р.н.с.

П.и. «Гуси, гуси…»





Материалы и оборудование: книга с р.н.с. «Гуси-лебеди» (обр. М.Булатова) с иллюстрациями.

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Назови ласково». Цель: развивать речевой слух и речевую активность детей.

Средний уровень ЗУН: Д.и. «Закончи предложение». Цель:  расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Низкий уровень ЗУН:Отгадываем загадки о животных (лиса, волк, белка, медведь). Цель: развитие внимания, памяти, мышления детей.

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.52)


4

Обучение грамоте

Звук.


Образовательная: продолжать знакомить со звуками окружающего мира, закрепить понятие «слово», «звук»

Развивающая: развивать умения внимательно слушать.

Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого.


Загадка про буратино, Д/И «Узнай по голосу», «Волшебный кубик»



Материалы и оборудование: кукла Буратино, ширма, игрушки (друзья Буратино), волшебный кубик с гранями (самолет, жук, лошадь, комар, курица, гусь)

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Волшебный кубик» Цель: развивать умение детей выполнять действие и произносить звук по картинке. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Средний уровень ЗУН:М.Д.и. «Узнай по голосу» Цель: развитие слухового внимания детей.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Узнай по голосу» Цель: развивать слуховое внимание, опираясь на картинку.

Н. В. Нищева Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. (с 3 до 4 лет) – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

Доп. Подготовка к обучению грамоте. Методическое пособие. 3-е изд, испр, - М.: ТЦ Сфера, 2023. М. Д. Маханева стр 22

Январь

1

Развитие речи

Звуковая культура речи: звуки [п], [п’].

Д.и. «Ярмарка»


Образовательная:с помощью Д.и. побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками [п], [п’].

Развивающая:упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков [п], [п’].

Воспитывающая: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.


Артикуляционная гимнастика

Д.и. «Мышата»

Д.и. «Ярмарка»

Чтение стихотворения




Материалы и оборудование: стихотворение В.Орлова «Три пингвина».

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Назови как можно больше предметов». Цель: развитие речи, внимания, мышления.

Средний уровень ЗУН: Д.и. «Угадай предмет по описанию». Цель: развитие умения детей воспринимать информацию на слух.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Покажи и назови». Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.57).


2

ЧХЛ

Чтение р.н.с. «Лиса и заяц»


Образовательная: познакомить детей с р.н.с. о, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец).

Развивающая:развивать воображения детей

Воспитывающая: воспитывать  нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.


Рассматривание иллюстраций

Чтение р.н.с.

Беседа по содержанию




Материалы и оборудование: р.н.с. «Лиса и заяц» (обраб. В. Даля), иллюстрации к р.н.с.

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Найди каждой игрушке свой домик». Цель: закрепление знания детей о жилищах животных.

Средний уровень ЗУН: Д.и. «Покажи и назови». Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Покормим птенчиков». Цель: Развивать речевой аппарат детей.

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.59).


3

Обучение грамоте

Короткие и длинные слова

Образовательная: познакомить с протяженностью слов, закрепить представление о словах

Развивающая: развивать умения внимательно слушать.

Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого.


Д.и. «Волшебный кубик»

Чтение загадок

Игра-упражнение «Звуковые часы»

Игра – в кругу с мячом, см занятие 6-7


Материалы и оборудование: р игрушки – кот, петух, лиса

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «В кругу с мячом» Цель: учить называть слова схожие по звучанию, н-р палка-галка

Средний уровень ЗУН:М.П.и. с мячом «Скажи, как тебя зовут». Цель: развитие речи детей.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Назови как можно больше предметов». Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Н. В. Нищева Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. (с 3 до 4 лет) – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

Доп. Подготовка к обучению грамоте. Методическое пособие. 3-е изд, испр, - М.: ТЦ Сфера, 2023. М. Д. Маханева стр 27


4

ЧХЛ

Заучивание стихотворения В.Берестова «Петушки распетушились»


Образовательная:помочь детям запомнить стихотворение, формировать умение выразительно читать его.

Развивающая:развивать умения внимательно слушать

Воспитывающая: воспитывать интонационную выразительность речи.



Чтение стихотворений, ранее заученных наизусть

Чтение нового стихотворения

Беседа по прочитанном

Материалы и оборудование: стихотворения В.Берестова «Петушки распетушились», «Котенок».

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Кто может совершать эти действия?» Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Средний уровень ЗУН: Д.и. «Один – много». Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Близко-далеко». Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.62).

Февраль

1

Развитие речи

Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»

Образовательная: беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понято окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления).

Развивающая:развивать внимательность, сообразительность, развить умения детей слушать объяснения воспитателя.

Воспитывающая: воспитывать интонационную выразительность речи

Чтение стихотворения с последующим обсуждением


Материалы и оборудование: стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

Высокий уровень ЗУН: «Назови как можно больше предметов». Цель: закрепление в речи детей правильное произношение предметов.

Средний уровень ЗУН: Д.и. «Хорошо – плохо». Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Близко-далеко». Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.64).


2

Обучение грамоте

Каждое слово состоит из звуков

Образовательная: показать, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные, учить узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого

Развивающая: развивать умения внимательно слушать.

Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого.


Артикуляционная гимнастика

Игра «Сердитый ворон», «Назови – что на картинке»


Материалы и оборудование: Кукла Буратино, картинки с изображением разных предметов, шапочки-маски зверей, мяч, домик, мостик

Высокий уровень ЗУН: Игра «Сердитый ворон». Цель: Учить называть первый звук в слове

Средний уровень ЗУН: Д.и. «Покажи и назови». Цель: закреплять правильное произношение звуков.

Низкий уровень ЗУН: Д.и «Назови – что на картинке». Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Н. В. Нищева Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. (с 3 до 4 лет) – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

Доп. Подготовка к обучению грамоте. Методическое пособие. 3-е изд, испр, - М.: ТЦ Сфера, 2023. М. Д. Маханева стр 29


3

ЧХЛ

Чтение стихотворения И.Косякова «Все она».

Д.упр. «Очень мамочку люблю, потому что...»


Образовательная: познакомить детей со стихотворением. Совершенствовать диалогическую речь малышей.

Развивающие: развивать внимательность, сообразительность, развить умения детей слушать объяснения воспитателя.

Воспитывающая: Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения.

Беседа о женском дне

Чтение стихотворения

Д.упр. «Очень мамочку люблю, потому что...»

Чтение стихотворений

Материалы и оборудование: стихотворение И.Косякова «Все она», стихотворения о мамах, бабушках (стр.87)

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Кто внимательный?» Цель: упражнять детей правильно воспринимать словесную ин-струкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.

Средний уровень ЗУН: СРИ «Едем в гости к бабушке». Цель: развитие умения говорит красивые, вежливые слова.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Собираем цветочки для мамочки». Цель: закрепление умения правильно называть знакомые цветы

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.68).


4

ЧХЛ

Чтение р.н.с. «У страха глаза велики»

Образовательная: напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой. Помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки.

Развивающая: развить умения детей слушать объяснения воспитателя.

Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения.

Д.и. «Вспомни сказку»

Чтение новой р.н.с.

Рассматривание иллюстраций

Материалы и оборудование: р.н.с. «У страха глаза велики» (обр. М.Серовой), иллюстрации к сказке

Высокий уровень ЗУН: Литературная викторина «В мире много сказок».

Цель: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях. Закрепить умения детей угадывать знакомые сказки.

Средний уровень ЗУН: Д.и. «Отзовись». Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Теремок». Цель: развитие речедвигательного аппарата.

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.70).

Март

1

Развитие речи

Рассматривание сюжетной картины «Дети играют».

ЗКР [Т, П]

Образовательная: продолжать формировать умения рассматривать сюжетную картину, помогая им определять ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (характеризовать местоположение предметов).

Развивающая: развивать умения ориентировать в пространстве, развивать воображения детей.

Воспитывающая: воспитывать желание помочь товарищу, привитие умения выслушивать ответы детей до конца, не перебивая.

Рассматривание иллюстрации

Беседа по иллюстрации

Д.и. «Ну-ка, вспомни!», «Кто где стоит?»

Материалы и оборудование: иллюстрация «Дети играют в кубики», 4-5 игрушек

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Кто внимательный?» Цель: развитие умения детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Средний уровень ЗУН:

Д.и. «Летает - не летает». Цель: развитие внимания, памяти, речи

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Не разбуди Катю!» Цель: развитие умения детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.71).


2

ЧХЛ

Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна»

Дидактическое упражнение «Когда это бывает?»

Образовательная: познакомить детей со стихотворением. Формировать умение называть признаки времен года.

Развивающая: развить умения детей слушать объяснения воспитателя

Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения.

Д.и. «Какая весна?»

Чтение стихотворений

Д.и. «Какое время года?», «Назови примету»

Материалы и оборудование: стихотворения А.Плещеева «Весна», «Осень наступила»

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Что на картинке?» Цель: развитие умения узнавать время года, уметь описывать его.

Средний уровень ЗУН: Д.и. «Кто внимательный?» Цель: формирование умения детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.

Низкий уровень ЗУН: рассматривание серии сюжетных картинок на тему «Весна». Цель: закреплять признаки прихода весны.

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.72).


3

Обучение грамоте

Гласные звуки

Образовательная: учить узнавать звуки [а,о,у, и] в словах, познакомить со звуками [ы, э]

Развивающая: развивать умения внимательно слушать.

Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого.


Д.и. «Выдели звук»

Чтение сказки про волка

Д.и. «Эхо»



Материалы и оборудование: Куклы Пашка и Машка, мяч»

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Выдели звук» Цель: развивать умение называть и выделять гласный звук в словах

Средний уровень ЗУН: Д.и. «Эхо» Цель: формирование умения детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.

Низкий уровень ЗУН: Д/И «Угадай кто кричит». Цель: учить звукоподражать животным.

Н. В. Нищева Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. (с 3 до 4 лет) – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

Доп. Подготовка к обучению грамоте. Методическое пособие. 3-е изд, испр, - М.: ТЦ Сфера, 2023. М. Д. Маханева стр 31


4

ЧХЛ

Чтение и драматизация р.н.п. «Курочка-рябушечка». Рассматривание сюжетной картины «Подрастают цыплята»


Образовательная:познакомить детей с р.н.п. «Курочка-рябушечка». Продолжать закреплять умения рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено.

Развивающая:развить умения детей слушать объяснения воспитателя.

Воспитательная: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения.

Беседа о курице

Чтение р.н.п.

Драматизация песенки

Рассматривание сюжетной картины

Беседа по картине


Материалы и оборудование: сюжетная картина «Дети кормят курицу с цыплятами», р.н.п. «Курочка-рябушечка».

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Подбери». Цель: развитие умения детей говорить стихотворный текст тихо.

Средний уровень ЗУН: Д.и. «Будь внимателен». Цель: развитие слухового внимания детей.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Можно ездить или нет». Цель: закреплять правильное произношение звуков.

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.76).


Апрель

1

Развитие речи

Звуковая культура речи: звук [с].


Образовательная:отрабатывать четкое произношение звука [с].

Развивающая:упражнять детей в умении вести диалог.

Воспитывающая:воспитывать интонационную выразительность речи



Артикуляционная гимнастика

Чтение стихотворения

Д.и. «Магазин»




Материалы и оборудование: стихотворение «Ласточка» (словенская нар. в пер. Л.Яхина).

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Кто внимательный?» Цель: развитие умения детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.

Средний уровень ЗУН: Д.и. «Подбери по цвету». Цель: формировать умения детей слитно произносить фразу из двух-трех слов. Выработка плавного речевого выдоха.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Возьми то, что назову». Цель: развитие ориентации в пространстве.

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.78).



2

ЧХЛ

Чтение р.н.с. «Бычок – черный бочок, белые копытца». Литературная викторина.

ЧХЛ

Чтение р.н.с. «Бычок – черный бочок, белые копытца». Литературная викторина.

Образовательная:познакомить с р.н.с. Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях.

Развивающая:развивать внимательность, сообразительность, развить умения детей слушать объяснения воспитателя.

Воспитывающая:воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения.


Чтение р.н.с.

Беседа о прочитанном

Д.и. «Вспомни сказку»


Материалы и оборудование: р.н.с. «Бычок – черный бочок, белые копытца» (обр. М.Булатова), иллюстрации к ранее изученным сказкам.

Высокий уровень ЗУН: Игра «Подбери правильно». Цель: развитие умения детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Средний уровень ЗУН: Д.и. «Где позвонили?» Цель: формировать умение детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Низкий уровень ЗУН:М.П.и. «Хлопки». Цель: закреплять слуховое внимание.


3

Обучение грамоте

Гласные звуки я, е, ё, ю

Образовательная: учить дифференцировать в словах звуки [и-ы], познакомить с йотированными гласными я, е, ё, ю

Развивающая:развивать внимательность, наблюдательность, умение делать небольшие умозаключения.

Воспитывающая:воспитывать интонационную выразительность речи.


Артикуляционная гимнастика

Чтение чистоговорок

Д.и. «Эхо»


Материалы и оборудование: куклы Яша и Юля

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Выдели звук» Цель: развивать умение называть и выделять гласный звук в словах

Средний уровень ЗУН: «Эхо» Цель: формирование умения детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Угадай, кто кричит». Цель: воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание.

Н. В. Нищева Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. (с 3 до 4 лет) – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

Доп. Подготовка к обучению грамоте. Методическое пособие. 3-е изд, испр, - М.: ТЦ Сфера, 2023. М. Д. Маханева стр 33


4

ЧХЛ

Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения И.Белоусова

«Весенняя гостья»

Образовательная: помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года; запомнить новое стихотворение.

Развивающая:развивать внимательность, наблюдательность, умение делать небольшие умозаключения.

Воспитывающая:воспитывать интонационную выразительность речи.


Д.упр. «Кто вспомнит?»

Чтение нового стихотворения

Заучивание стихотворения


Материалы и оборудование: стихотворения, которые учили в течение года, стихотворение И.Белоусова «Весенняя гостья»

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Подскажи словечко». Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Средний уровень ЗУН:Д.и. «Кто внимательный?» Цель: развитие умения детей правильно воспринимать словесную ин­струкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Чудесный мешочек». Цель: закреплять правильное произношение звуков в словах.

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.83).



Май

1

Развитие речи

Звуковая культура речи: звук [ц].


Образовательная: отрабатывать четкое произношение звука [ц], параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; закреплять умение изменять темп речи.

Развивающая:развить умения детей слушать объяснения воспитателя.

Воспитывающая: воспитывать  нравственные качества малышей.



Артикуляционная гимнастика

М.Д.и. «Песенка белочки»

Д.и. «Белочка»

Чтение стихотворения













Материалы и оборудование: стихотворение В.Берестова «Котенок»

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Найди свой след». Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Средний уровень ЗУН: Д.и. «Подбери правильно». Цель. воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Найди одинаковые картинки». Цель: закреплять правильное произношение звуков при произнесении названий предметов.

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2020 (стр.84).












2

Обучение грамоте

Кто у нас рычит?

Образовательная:

Развивать умение выделять слова со звуками [л,ль], познакомить со звуками [ р, рь]

Развивающая: развивать умения внимательно слушать.

Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого.


Чтение потешек, чистоговорок

Игра «Поездка на пароходе»

П/И «Карась и щука»

Разучивание стихотворения В. Лунина «Рыбке рак…»

Материалы и оборудование: синий и зеленый кружки на каждого ребенка, игрушка – Каркуша, картинки и предметы в названиях которых есть звук [ р, рь], рисунки (фотографии) Каркуши, Рябы

Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Поездка на пароходе»

Цель: учить называть предметы, «грузить»их на пароход

Средний уровень ЗУН: проговаривание потешки «Шел Егор через двор» Цель. воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание.

Низкий уровень ЗУН: Д.и. проговаривание чистоговорок Цель: закреплять правильное произношение звуков при произнесении.

Н. В. Нищева Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. (с 3 до 4 лет) – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

Доп. Подготовка к обучению грамоте. Методическое пособие. 3-е изд, испр, - М.: ТЦ Сфера, 2023. М. Д. Маханева стр 70



3

Повторение пройденного материала