Месяц | п/п | Занятия | Содержание работы (виды деятельности детей с учетом их возрастных особенностей) | Условия для индивидуальных потребностей детей | Используемая литература |
Тема занятия | Задачи |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Сентябрь | 1 | ЧХЛ Чтение р.н.с. «Кот, петух и лиса» | Образовательная: познакомить со сказкой «Кот, петух и лиса». Развивающие:развивать уменияотвечать на вопросы по содержанию сказок; развивать слуховое восприятие; Воспитывающая: воспитывать интерес к художественной литературе. | Чтение р.н.с. Инсценирование сказки | Материалы и оборудование: р.н.с. «Кот, петух и лиса». Высокий уровень ЗУН: П.и. «Кот и мыши». Цель: развитие умения детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом. Средний уровень ЗУН: Д.и. «Угадай, кто кричит». Цель: воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Формировать умение детей определять игрушку по звукоподражанию Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Отзовись». Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.25) |
| 2 | Развитие речи Звуковая культура речи: звуки [у], [а]. Д.и. «Не ошибись» | Образовательная: упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах), активизировать в речи детей обобщающие слова. Развивающая:развивать умения внимательно слушать Воспитывающая: воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь. | Чтение сказки Артикуляционная гимнастика М.П.и. в мяч | Материалы и оборудование: сказка о «Веселом язычке», мяч Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Расскажи и покажи». Цель: развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Средний уровень ЗУН: Д.и. «Бабочка, лети!» Цель: совершенствовать умение добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Где позвонили?» Цель: развитие умения детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.27) |
| 3 | Обучение грамоте Звучащее слово | Образовательная: познакомить со звучащим словом, дать представление о многообразии слов, познакомить с термином «слово» Развивающая:развивать внимательность, сообразительность. Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого. | Артикуляционная гимнастика Игра-драматизация «Колобок» Д/и «Детский мир», «Какое слово потерялось?» Чтение стихотворения | Материалы и оборудование: стихотворение Е.Серова «Какое слово потерялось?», демонстрационный материал «Игрушки», шапочки-маски к рнс «Колобок» Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Чей пароход лучше гудит?» Цель: развитие умения добиваться умения направлять воздушную струю по середине языка. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха. Средний уровень ЗУН: Чистоговорки Цель: развивать артикуляционный аппарат детей. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Назови свое имя» Цель: закреплять правильное произношение. | Н. В. Нищева Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. (с 3 до 4 лет) – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. Доп. Подготовка к обучению грамоте. Методическое пособие. 3-е изд, испр, - М.: ТЦ Сфера, 2023. М. Д. Маханева стр18 |
| 4 | Развитие речи Д.и. «Чья вещь?» Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). | Образовательные: упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами. Развивающая:развить умения детей слушать объяснения воспитателя. Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность. | Д.и. «Чья вещь?» Рассматривание сюжетных картин Беседа по картинке | Материалы и оборудование: сюжетные картины «Не уходи от нас, котик» Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Угадай, что делают». Цель: совершенствовать умение детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания. Средний уровень ЗУН: Д.и. «Идите с нами играть». Цель: упражнять детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Солнце или дождик?» Цель: формировать умение детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.30) |
Октябрь | 1 | ЧХЛ Чтение р.н.с. «Колобок». Д.упр. «Играем в слова». | Образовательная:познакомить со сказкой. Упражнять детей в образовании слов по аналогии. Развивающие:формировать интерес к устному народному творчеству. Развивать фразовую речь в соответствии с текстом сказки. Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого | Беседа о колобке Чтение р.н.с. Рассматривание иллюстраций Д.упр. «Поиграем в слова» | Материалы и оборудование: р.н.с. «Колобок» в обр. К.Ушинского, иллюстрации к сказке Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Кто где живёт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. средний уровень ЗУН: Д.и. «Угадай, кто кричит». Цель: воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Развитие умения детей определять игрушку по звукоподражанию. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Доскажи словечко». Цель: знакомство детей с загадками - рифмами. Развивать выразительность речи, силу голоса. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.33) |
| 2 | Развитие речи Звуковая культура речи: звуки [о]. Рассматривание иллюстраций к р.н.с. «Колобок» | Образовательные:продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука [о]. Развивающая: развить умения детей слушать объяснения воспитателя. Воспитывающая: воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь | Рассказывание сказки по иллюстрациям Чтение р.н.с. Беседа по иллюстрациям | Материалы и оборудование: р.н.с.«Колобок» (в обработке К. Ушинского), иллюстрации русских художников к р.н.с. Высокий уровень ЗУН:Литературная викторина «В мире много сказок». Цель: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях. Закрепить умения детей угадывать знакомые сказки. Средний уровень ЗУН: Д.и. «Отзовись». Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.34) |
| 3 | Обучение грамоте Многообразие слов | Образовательная: продолжать знакомить с многообразием слов, подвести к тому, что слова могут обозначать не только предметы, но и их действия, качественные признаки Развивающая: развивать умения внимательно слушать. Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого. | Д/И «Зоопарк», «Опиши по внешнему виду» | Материалы и оборудование: игрушки – кошка, собака. Карточки «Животные» Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Опиши по внешнему виду» Цель: закрепление знания детей о животных. средний уровень ЗУН: Д.и. «Угадай, кто кричит». Цель: воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Развитие умения детей определять игрушку по звукоподражанию. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Назови животное» Цель: учить называть животное, опираясь на картинку. | Н. В. Нищева Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. (с 3 до 4 лет) – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. Доп. Подготовка к обучению грамоте. Методическое пособие. 3-е изд, испр, - М.: ТЦ Сфера, 2023. М. Д. Маханева стр 19 |
| 4 | ЧХЛ Чтение стихотворений об осени. Д.упр. «Что из чего получается» | Образовательная: познакомить с яркими образами животных в стихотворениях С.Я.Маршака. Развивать поэтический слух, память, внимание, восприятие, гармоничность движений под музыку; воспитывать интерес к художественной литературе и музыкальным произведениям; развитие умения ориентироваться в пространстве, реагировать на смену музыки. Развивающие: развивать воображения детей Воспитывающая: воспитывать интонационную выразительность речи. | Чтение стихотворений Д.упр. «Что из чего получается» | Материалы и оборудование: стихотворение А.Бальмонта«Осень» Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Послушай и покажи» Цель: закрепление музыкального слуха. Средний уровень ЗУН: Д.и. «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Покормим птенчиков». Цель: развивать речевой аппарат детей. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.38) |
Ноябрь | 1 | Развитие речи Звуковая культура речи: звук [и]. | Образовательная: упражнять детей в четком и правильном произношении звука [и] (изолированного, в словосочетаниях, в словах). Развивающая:развивать воображения детей. Воспитывающая: способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность. | Д.и. «Волшебный кубик», «Колокольчики поют» Чтение отрывка из стихотворения Чтение р.н.п. | Материалы и оборудование: отрывок из стихотворения К.Чуковского «Краденое солнце», р.н.п. «Ай, качи, качи, качи!», «Киска, киска, киска, брысь!» Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Угадай, кто кричит». Цель: развитие умения детей определять игрушку по звукоподражанию. Средний уровень ЗУН: Д.и. «Отзовись». Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.40) |
| 2 | Развитие речи Рассматривание сюжетной картины «Коза с козлятами». Д.и. «Кто, кто в теремочке живет?» | Образовательная:формировать умения детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Развивающая:упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных правильно и четко проговаривать слова со звуками [к], [т]. Воспитывающая:воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | Рассматривание картины Рассказ воспитателя о козе Д.и. «Теремок» П.и. «Кто в домике живет?» | Материалы и оборудование: картина «Коза с козлятами» (автор серии «Домашние животные» С.Веретинникова), макет сказочного теремка. Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Кто где живёт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Средний уровень ЗУН: Д.и. «Назови ласково». Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Низкий уровень ЗУН:Д.и. «Кто в домике живет?» Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.42) |
| 3 | ЧХЛ Чтение стихотворения из цикла С.Маршака «Детки в клетке» | Образовательная:познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С.Маршака. Развивающая:развивать воображения детей; развивать внимательность, наблюдательность, умение делать небольшие умозаключения. Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения. | Игр.сит. «Зоопарк» Чтение стихотворений | Материалы и оборудование: фигурки игрушечных животных, стихотворения С.Я.Маршака «Детки в клетке». Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Животные и их детёныши». Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. Средний уровень ЗУН: Д.и. «Один – много». Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Близко-далеко». Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.43) |
| 4 | ЧХЛ Чтение р.н.с. «Снегурушка и лиса» | Образовательная:познакомить детей с р.н.с. «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Развивающая:упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки. Воспитывающая:воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь. | Игр.упр. «Вспомни сказку с лисой» Чтение р.н.с. | Материалы и оборудование: р.н.с. «Снегурушка и лиса» (обр. М.Булатова), иллюстрации к р.н.с. «Колобок», «Кот, петух и лиса». Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Подбери мелодию животным». Цель: развитие умения подбирать на слух музыкальные инструменты. Средний уровень ЗУН: Д.и. «Медвежата мед едят». Цель: развивать артикуляционный аппарат детей. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Кто в домике живет?» Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.45) |
| 5 | Обучение грамоте Звучащее слово. Звук. | Образовательная: продалжать знакомить со звучащим словом, познакомить со звуками окпужающего мира, с понятием «звук», продолжать знакомить с многообразием слов Развивающая: развивать умения внимательно слушать. Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого. | Загадка про буратино, Д/И «Путаница» | Материалы и оборудование: кукла Буратино, клубок ниток, ширма, барабан, дудочка, лист бумаги, две чашки (одна с водой), металлофон, бубен Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Клубочек». Цель. Развивать мышление детей, развивать умение придумывать слова. Средний уровень ЗУН: Д.и. «Что звучит?» Цель: развивать слух, определять музыкальный инструмент на слух. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Кто как звучит?» Цель: развивать умение повторять звуки окружающего мира. Развивать речевое дыхание детей. | Н. В. Нищева Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. (с 3 до 4 лет) – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. Доп. Подготовка к обучению грамоте. Методическое пособие. 3-е изд, испр, - М.: ТЦ Сфера, 2023. М. Д. Маханева стр 21 |
Декабрь | 1 | ЧХЛ Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег идет». Стихотворение А.Босева «Трое» | Образовательная:познакомить детей с рассказом Л.Воронковой «Снег идет», оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А.Босева «Трое» (пер. с болг. В.Викторова). Развивающая: развивать внимательность, сообразительность, развить умения детей слушать объяснения воспитателя. Воспитывающая: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | Беседа о снегопаде Чтение рассказа Чтение стихотворения Д.и. «Доскажи словечко» | Материалы и оборудование: рассказ Л.Воронковой «Снег идет», стихотворение А.Босева «Трое» Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Кот и мыши». Цель: развитие умения детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом. Средний уровень ЗУН: Игра «Что изменилось?» Цель: Воспитание у детей умения сосредоточивать внимание. Низкий уровень ЗУН: Рассматривание серии сюжетных картинок «Времена года». Цель: закреплять знания о смене времен года. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.49) |
| 2 | Развитие речи Игра-инсценировка «У матрешки – новоселье» | Образовательная:способствовать формированию диалогической речи; учить правильно называть строительные детали и их цвета. Развивающая:развивать воображения детей, способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность. Воспитывающая: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | Д.и. «Построй домик» Игра-инсценировка «У матрешки – новоселье» | Материалы и оборудование: иллюстрация домика, набор деревянных строительных деталей, бумажные фонарики для елки. Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Кто может совершать эти действия?» Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Средний уровень ЗУН: Д.и. «Один – много». Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Близко-далеко». Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.50) |
| 3 | ЧХЛ Чтение р.н.с. «Гуси-лебеди» | Образовательная: познакомить детей со сказкой, вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку. Развивающая:развивать внимательность, наблюдательность, умение делать небольшие умозаключения. Воспитывающая:воспитывать интонационную выразительность речи. | Беседа по книжке Чтение р.н.с. П.и. «Гуси, гуси…» | Материалы и оборудование: книга с р.н.с. «Гуси-лебеди» (обр. М.Булатова) с иллюстрациями. Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Назови ласково». Цель: развивать речевой слух и речевую активность детей. Средний уровень ЗУН: Д.и. «Закончи предложение». Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Низкий уровень ЗУН:Отгадываем загадки о животных (лиса, волк, белка, медведь). Цель: развитие внимания, памяти, мышления детей. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.52) |
| 4 | Обучение грамоте Звук. | Образовательная: продолжать знакомить со звуками окружающего мира, закрепить понятие «слово», «звук» Развивающая: развивать умения внимательно слушать. Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого. | Загадка про буратино, Д/И «Узнай по голосу», «Волшебный кубик» | Материалы и оборудование: кукла Буратино, ширма, игрушки (друзья Буратино), волшебный кубик с гранями (самолет, жук, лошадь, комар, курица, гусь) Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Волшебный кубик» Цель: развивать умение детей выполнять действие и произносить звук по картинке. Воспитание устойчивости слухового внимания. Средний уровень ЗУН:М.Д.и. «Узнай по голосу» Цель: развитие слухового внимания детей. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Узнай по голосу» Цель: развивать слуховое внимание, опираясь на картинку. | Н. В. Нищева Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. (с 3 до 4 лет) – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. Доп. Подготовка к обучению грамоте. Методическое пособие. 3-е изд, испр, - М.: ТЦ Сфера, 2023. М. Д. Маханева стр 22 |
Январь | 1 | Развитие речи Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Д.и. «Ярмарка» | Образовательная:с помощью Д.и. побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками [п], [п’]. Развивающая:упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков [п], [п’]. Воспитывающая: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | Артикуляционная гимнастика Д.и. «Мышата» Д.и. «Ярмарка» Чтение стихотворения | Материалы и оборудование: стихотворение В.Орлова «Три пингвина». Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Назови как можно больше предметов». Цель: развитие речи, внимания, мышления. Средний уровень ЗУН: Д.и. «Угадай предмет по описанию». Цель: развитие умения детей воспринимать информацию на слух. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Покажи и назови». Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.57). |
| 2 | ЧХЛ Чтение р.н.с. «Лиса и заяц» | Образовательная: познакомить детей с р.н.с. о, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец). Развивающая:развивать воображения детей Воспитывающая: воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь. | Рассматривание иллюстраций Чтение р.н.с. Беседа по содержанию | Материалы и оборудование: р.н.с. «Лиса и заяц» (обраб. В. Даля), иллюстрации к р.н.с. Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Найди каждой игрушке свой домик». Цель: закрепление знания детей о жилищах животных. Средний уровень ЗУН: Д.и. «Покажи и назови». Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Покормим птенчиков». Цель: Развивать речевой аппарат детей. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.59). |
| 3 | Обучение грамоте Короткие и длинные слова | Образовательная: познакомить с протяженностью слов, закрепить представление о словах Развивающая: развивать умения внимательно слушать. Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого. | Д.и. «Волшебный кубик» Чтение загадок Игра-упражнение «Звуковые часы» Игра – в кругу с мячом, см занятие 6-7 | Материалы и оборудование: р игрушки – кот, петух, лиса Высокий уровень ЗУН: Д.и. «В кругу с мячом» Цель: учить называть слова схожие по звучанию, н-р палка-галка Средний уровень ЗУН:М.П.и. с мячом «Скажи, как тебя зовут». Цель: развитие речи детей. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Назови как можно больше предметов». Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. | Н. В. Нищева Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. (с 3 до 4 лет) – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. Доп. Подготовка к обучению грамоте. Методическое пособие. 3-е изд, испр, - М.: ТЦ Сфера, 2023. М. Д. Маханева стр 27 |
| 4 | ЧХЛ Заучивание стихотворения В.Берестова «Петушки распетушились» | Образовательная:помочь детям запомнить стихотворение, формировать умение выразительно читать его. Развивающая:развивать умения внимательно слушать Воспитывающая: воспитывать интонационную выразительность речи. | Чтение стихотворений, ранее заученных наизусть Чтение нового стихотворения Беседа по прочитанном | Материалы и оборудование: стихотворения В.Берестова «Петушки распетушились», «Котенок». Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Кто может совершать эти действия?» Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Средний уровень ЗУН: Д.и. «Один – много». Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Близко-далеко». Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.62). |
Февраль | 1 | Развитие речи Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» | Образовательная: беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понято окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления). Развивающая:развивать внимательность, сообразительность, развить умения детей слушать объяснения воспитателя. Воспитывающая: воспитывать интонационную выразительность речи | Чтение стихотворения с последующим обсуждением | Материалы и оборудование: стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Высокий уровень ЗУН: «Назови как можно больше предметов». Цель: закрепление в речи детей правильное произношение предметов. Средний уровень ЗУН: Д.и. «Хорошо – плохо». Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Близко-далеко». Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.64). |
| 2 | Обучение грамоте Каждое слово состоит из звуков | Образовательная: показать, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные, учить узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого Развивающая: развивать умения внимательно слушать. Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого. | Артикуляционная гимнастика Игра «Сердитый ворон», «Назови – что на картинке» | Материалы и оборудование: Кукла Буратино, картинки с изображением разных предметов, шапочки-маски зверей, мяч, домик, мостик Высокий уровень ЗУН: Игра «Сердитый ворон». Цель: Учить называть первый звук в слове Средний уровень ЗУН: Д.и. «Покажи и назови». Цель: закреплять правильное произношение звуков. Низкий уровень ЗУН: Д.и «Назови – что на картинке». Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. | Н. В. Нищева Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. (с 3 до 4 лет) – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. Доп. Подготовка к обучению грамоте. Методическое пособие. 3-е изд, испр, - М.: ТЦ Сфера, 2023. М. Д. Маханева стр 29 |
| 3 | ЧХЛ Чтение стихотворения И.Косякова «Все она». Д.упр. «Очень мамочку люблю, потому что...» | Образовательная: познакомить детей со стихотворением. Совершенствовать диалогическую речь малышей. Развивающие: развивать внимательность, сообразительность, развить умения детей слушать объяснения воспитателя. Воспитывающая: Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения. | Беседа о женском дне Чтение стихотворения Д.упр. «Очень мамочку люблю, потому что...» Чтение стихотворений | Материалы и оборудование: стихотворение И.Косякова «Все она», стихотворения о мамах, бабушках (стр.87) Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Кто внимательный?» Цель: упражнять детей правильно воспринимать словесную ин-струкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха. Средний уровень ЗУН: СРИ «Едем в гости к бабушке». Цель: развитие умения говорит красивые, вежливые слова. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Собираем цветочки для мамочки». Цель: закрепление умения правильно называть знакомые цветы | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.68). |
| 4 | ЧХЛ Чтение р.н.с. «У страха глаза велики» | Образовательная: напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой. Помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки. Развивающая: развить умения детей слушать объяснения воспитателя. Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения. | Д.и. «Вспомни сказку» Чтение новой р.н.с. Рассматривание иллюстраций | Материалы и оборудование: р.н.с. «У страха глаза велики» (обр. М.Серовой), иллюстрации к сказке Высокий уровень ЗУН: Литературная викторина «В мире много сказок». Цель: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях. Закрепить умения детей угадывать знакомые сказки. Средний уровень ЗУН: Д.и. «Отзовись». Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Теремок». Цель: развитие речедвигательного аппарата. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.70). |
Март | 1 | Развитие речи Рассматривание сюжетной картины «Дети играют». ЗКР [Т, П] | Образовательная: продолжать формировать умения рассматривать сюжетную картину, помогая им определять ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (характеризовать местоположение предметов). Развивающая: развивать умения ориентировать в пространстве, развивать воображения детей. Воспитывающая: воспитывать желание помочь товарищу, привитие умения выслушивать ответы детей до конца, не перебивая. | Рассматривание иллюстрации Беседа по иллюстрации Д.и. «Ну-ка, вспомни!», «Кто где стоит?» | Материалы и оборудование: иллюстрация «Дети играют в кубики», 4-5 игрушек Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Кто внимательный?» Цель: развитие умения детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Средний уровень ЗУН: Д.и. «Летает - не летает». Цель: развитие внимания, памяти, речи Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Не разбуди Катю!» Цель: развитие умения детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.71). |
| 2 | ЧХЛ Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна» Дидактическое упражнение «Когда это бывает?» | Образовательная: познакомить детей со стихотворением. Формировать умение называть признаки времен года. Развивающая: развить умения детей слушать объяснения воспитателя Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения. | Д.и. «Какая весна?» Чтение стихотворений Д.и. «Какое время года?», «Назови примету» | Материалы и оборудование: стихотворения А.Плещеева «Весна», «Осень наступила» Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Что на картинке?» Цель: развитие умения узнавать время года, уметь описывать его. Средний уровень ЗУН: Д.и. «Кто внимательный?» Цель: формирование умения детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха. Низкий уровень ЗУН: рассматривание серии сюжетных картинок на тему «Весна». Цель: закреплять признаки прихода весны. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.72). |
| 3 | Обучение грамоте Гласные звуки | Образовательная: учить узнавать звуки [а,о,у, и] в словах, познакомить со звуками [ы, э] Развивающая: развивать умения внимательно слушать. Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого. | Д.и. «Выдели звук» Чтение сказки про волка Д.и. «Эхо» | Материалы и оборудование: Куклы Пашка и Машка, мяч» Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Выдели звук» Цель: развивать умение называть и выделять гласный звук в словах Средний уровень ЗУН: Д.и. «Эхо» Цель: формирование умения детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха. Низкий уровень ЗУН: Д/И «Угадай кто кричит». Цель: учить звукоподражать животным. | Н. В. Нищева Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. (с 3 до 4 лет) – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. Доп. Подготовка к обучению грамоте. Методическое пособие. 3-е изд, испр, - М.: ТЦ Сфера, 2023. М. Д. Маханева стр 31 |
| 4 | ЧХЛ Чтение и драматизация р.н.п. «Курочка-рябушечка». Рассматривание сюжетной картины «Подрастают цыплята» | Образовательная:познакомить детей с р.н.п. «Курочка-рябушечка». Продолжать закреплять умения рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено. Развивающая:развить умения детей слушать объяснения воспитателя. Воспитательная: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения. | Беседа о курице Чтение р.н.п. Драматизация песенки Рассматривание сюжетной картины Беседа по картине | Материалы и оборудование: сюжетная картина «Дети кормят курицу с цыплятами», р.н.п. «Курочка-рябушечка». Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Подбери». Цель: развитие умения детей говорить стихотворный текст тихо. Средний уровень ЗУН: Д.и. «Будь внимателен». Цель: развитие слухового внимания детей. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Можно ездить или нет». Цель: закреплять правильное произношение звуков. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.76). |
Апрель | 1 | Развитие речи Звуковая культура речи: звук [с]. | Образовательная:отрабатывать четкое произношение звука [с]. Развивающая:упражнять детей в умении вести диалог. Воспитывающая:воспитывать интонационную выразительность речи | Артикуляционная гимнастика Чтение стихотворения Д.и. «Магазин» | Материалы и оборудование: стихотворение «Ласточка» (словенская нар. в пер. Л.Яхина). Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Кто внимательный?» Цель: развитие умения детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха. Средний уровень ЗУН: Д.и. «Подбери по цвету». Цель: формировать умения детей слитно произносить фразу из двух-трех слов. Выработка плавного речевого выдоха. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Возьми то, что назову». Цель: развитие ориентации в пространстве. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.78). |
| 2 | ЧХЛ Чтение р.н.с. «Бычок – черный бочок, белые копытца». Литературная викторина. | ЧХЛ Чтение р.н.с. «Бычок – черный бочок, белые копытца». Литературная викторина. | Образовательная:познакомить с р.н.с. Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях. Развивающая:развивать внимательность, сообразительность, развить умения детей слушать объяснения воспитателя. Воспитывающая:воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения. | Чтение р.н.с. Беседа о прочитанном Д.и. «Вспомни сказку» | Материалы и оборудование: р.н.с. «Бычок – черный бочок, белые копытца» (обр. М.Булатова), иллюстрации к ранее изученным сказкам. Высокий уровень ЗУН: Игра «Подбери правильно». Цель: развитие умения детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Средний уровень ЗУН: Д.и. «Где позвонили?» Цель: формировать умение детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания. Низкий уровень ЗУН:М.П.и. «Хлопки». Цель: закреплять слуховое внимание. |
| 3 | Обучение грамоте Гласные звуки я, е, ё, ю | Образовательная: учить дифференцировать в словах звуки [и-ы], познакомить с йотированными гласными я, е, ё, ю Развивающая:развивать внимательность, наблюдательность, умение делать небольшие умозаключения. Воспитывающая:воспитывать интонационную выразительность речи. | Артикуляционная гимнастика Чтение чистоговорок Д.и. «Эхо» | Материалы и оборудование: куклы Яша и Юля Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Выдели звук» Цель: развивать умение называть и выделять гласный звук в словах Средний уровень ЗУН: «Эхо» Цель: формирование умения детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Угадай, кто кричит». Цель: воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. | Н. В. Нищева Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. (с 3 до 4 лет) – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. Доп. Подготовка к обучению грамоте. Методическое пособие. 3-е изд, испр, - М.: ТЦ Сфера, 2023. М. Д. Маханева стр 33 |
| 4 | ЧХЛ Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения И.Белоусова «Весенняя гостья» | Образовательная: помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года; запомнить новое стихотворение. Развивающая:развивать внимательность, наблюдательность, умение делать небольшие умозаключения. Воспитывающая:воспитывать интонационную выразительность речи. | Д.упр. «Кто вспомнит?» Чтение нового стихотворения Заучивание стихотворения | Материалы и оборудование: стихотворения, которые учили в течение года, стихотворение И.Белоусова «Весенняя гостья» Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Подскажи словечко». Цель: развитие мышления, быстроты реакции. Средний уровень ЗУН:Д.и. «Кто внимательный?» Цель: развитие умения детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Чудесный мешочек». Цель: закреплять правильное произношение звуков в словах. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.83). |
Май | 1 | Развитие речи Звуковая культура речи: звук [ц]. | Образовательная: отрабатывать четкое произношение звука [ц], параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; закреплять умение изменять темп речи. Развивающая:развить умения детей слушать объяснения воспитателя. Воспитывающая: воспитывать нравственные качества малышей. | Артикуляционная гимнастика М.Д.и. «Песенка белочки» Д.и. «Белочка» Чтение стихотворения | Материалы и оборудование: стихотворение В.Берестова «Котенок» Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Найди свой след». Цель: развитие мышления, быстроты реакции. Средний уровень ЗУН: Д.и. «Подбери правильно». Цель. воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Низкий уровень ЗУН: Д.и. «Найди одинаковые картинки». Цель: закреплять правильное произношение звуков при произнесении названий предметов. | В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 (стр.84). |
| 2 | Обучение грамоте Кто у нас рычит? | Образовательная: Развивать умение выделять слова со звуками [л,ль], познакомить со звуками [ р, рь] Развивающая: развивать умения внимательно слушать. Воспитывающая: воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого. | Чтение потешек, чистоговорок Игра «Поездка на пароходе» П/И «Карась и щука» Разучивание стихотворения В. Лунина «Рыбке рак…» | Материалы и оборудование: синий и зеленый кружки на каждого ребенка, игрушка – Каркуша, картинки и предметы в названиях которых есть звук [ р, рь], рисунки (фотографии) Каркуши, Рябы Высокий уровень ЗУН: Д.и. «Поездка на пароходе» Цель: учить называть предметы, «грузить»их на пароход Средний уровень ЗУН: проговаривание потешки «Шел Егор через двор» Цель. воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Низкий уровень ЗУН: Д.и. проговаривание чистоговорок Цель: закреплять правильное произношение звуков при произнесении. | Н. В. Нищева Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. (с 3 до 4 лет) – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. Доп. Подготовка к обучению грамоте. Методическое пособие. 3-е изд, испр, - М.: ТЦ Сфера, 2023. М. Д. Маханева стр 70 |
| 3 | Повторение пройденного материала |