СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективное планирование образовательной деятельности по сенсорному развитию детей младшей группы через дидактические игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование образовательной деятельности по сенсорному развитию детей младшей группы через дидактические игры»

отдел образования администрации Петровского района города донецка

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«ясли-сад комбинированного типа № 345 города Донецка»











ДОКЛАД

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ





Подготовил:

воспитатель

МДОУ «ясли-сад № 345 г. Донецка»

ДРевина С.П.







2021 г.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Современные государственные стандарты и уровень информации требуют все больше внимания уделять интеллектуальному развитию ребенка и формированию познавательных действий. Процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, речи). Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе в дошкольном учреждении.

В процессе сенсорного развития у детей развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка.

Основным методом сенсорного развития можно назвать дидактические игры.

Дидактические игры - это учебные занятия, проводимые в форме игр, позволяющие развивать логические навыки ребенка, разрабатывать моторику, аналитические способности. Благодаря таким играм дети постепенно, в форме игр изучают сенсорные эталоны, развивается мелкая моторика, логические навыки и аналитические способности.

Существует множество дидактических игр, и разделить их можно по зонам воздействия:

 для развития речи ребенка

 для развития слуха

 для развития вкуса

 для развития мелкой моторики

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании ребенка значительна. Увлеченный игрой, он с удовольствием выполняет все просьбы и условия игры, обучение происходит легко и в веселой форме. Благодаря этим играм дети начинают грамотно выстраивать свою речь, она становится более образной. Для нормального, адекватного возрасту, умственного развития, малышу необходимо полноценно изучить свойства и характер окружающих его предметов, уметь описать их и обозначить различия. Начинать заниматься с ребенком необходимо с самого раннего детства, но именно дошкольный возраст позволяет закрепить и систематизировать существующие у малыша навыки, развить их и усовершенствовать. На первых этапах сенсорного воспитания дети знакомятся с сенсорными эталонами, изучают их. Затем, когда они путем обследования получают намного больше информации об устройстве мира, они начинают использовать имеющиеся знания для выявления новых качеств предметов и явлений. Познание мира происходит в процессе игры, ребенок с любопытством воспринимает процесс обучения, он вовлечен в процесс.


ПЛАНИРОВАНИЕ

При планировании учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Комплексно-тематический принцип способствует дошкольного учреждения подачи информации оптимальным способом.

Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода - интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период - 2-3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития.

В программе «Растим личность» дано комплексно-тематическое планирование для каждой возрастной группы. Дошкольное учреждение может по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период и пр.


Задачи сенсорного воспитания решаются в той или иной мере на занятиях всех видов: музыкальных, физкультурных, по ИЗОдеятельности, развитию речи и др. Однако в этих случаях задачи сенсорного воспитания не являются доминирующими. Для упорядочения опыта детей проводятся занятия с преобладанием сенсорных зада.

Базовый вид деятельности

Периодичность

  • Двигательная деятельность в помещении

2

  • Двигательная деятельность на прогулке

1

  • Музыкальная деятельность

2

  • Познавательно-математическая деятельность

-

  • Развитие речи

1

  • Восприятие художественной литературы и фолькльора

-

  • Изобразительная деятельность (рисование, лепка, апликация)

2

  • Дидактические игры по сенсорному воспитанию

1

  • Познавательно исследовательская деятельность (ознакомление с природой/окружающим миром)

1

Всего

10 занятий


Этапы подготовки и проведения планирования

1 этап Аналитический  

Изучение литературы, анкетирование, беседа. Получение информации об уровне развития детей по сенсорному развитию.   Изучение материально-технической базы.

2 этап Организационный  

Планирование, прогнозирование работы. Составление перспективных планов работы с детьми, родителями, дошкольного учреждения по познавательной деятельности. Наличие перспективных планов: досугов и развлечений, консультаций для родителей и педагогов. Разработка содержания занятий, развлечений, досугов. Конспекты занятий, развлечений и досугов с использованием игровых пособий. Подбор литературы, дидактического материала, игр, упражнений. Наличие различных средств, необходимых для приобщения детей к театрализованной деятельности. Обогащение предметной развивающей среды. Подбор и изготовление различного вида игр (настольных, дидактических). Наличие различного вида дидактических игр  

3 этап Практический  

Формирование у детей и родителей интереса и желания стать активными участниками познавательной деятельности. Проведение досугов, бесед, практических занятий, индивидуальной работы с детьми и родителями. Активное участие детей и родителей в познавательной деятельности детей. Просвещение родителей и педагогов в вопросах сенсорного развития детей и привлечение их к совместным мероприятиям. Проведение консультаций с родителями и педагогами по вопросам сенсорного развития детей по средствам дидактических игр. Активное участие детей и родителей в реализации работы по данному направлению.  

4 этап Итоговый  

Обобщение опыта и определение результата. Беседы, наблюдения, самоанализ, мониторинг познавательного развития детей. Выявление «+», и «-» в своей работе.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Работа с детьми:

1. Непосредственная образовательная деятельность.

2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».

3. Дидактические игры с малышами:

ДЛЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ (цвет, форма, величина)

Цвет (на первом этапе знакомство детей с четырьмя контрастными цветами: красный, синий, желтый и зеленый. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики). Проводятся с детьми следующие дидактические игры: «Спрячь мышку», «Птичка в клетке», «Найди такой же по цвету и по форме», «Подбери по цвету», «Воздушные шары».

на втором этапе – подбор игрушек, природного материала к слову,

обозначающему цвет предмета (4-6 цветов). Дети играют и выполняют следующие задания: «Лото 8 цветов», «Повтори по образцу», «Умная ёлочка», «Сравни и подбери».

Форма

Для формирования представлений о форме предметов детей учат различать предметы с помощью операции сравнения (например: побуждают детей подыскивать сравнение: «На что похож мячик по форме?» Произносят фразу: «Мячик по форме круглый, такой же круглый как апельсин»). Далее предлагают детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. Осуществляют такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте.

Величина

Для правильного определения величины у детей формируются следующие представления:

-подбор одинаковых величин по образцу;

-различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;

-закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький», «короткий», «длинный», «узкий», «широкий».

ДЛЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.

ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

  • Для развития тактильных ощущений используют такие игры как «Платочек для куклы», «Твёрдый-мягкий», «Тактильный ящик» и т.д.

ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).

  • Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.

  • Мозаика: настольная и напольная.

  • Настольные дидактические игры.

Самостоятельные игры малышей.

Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Работа с родителями:

  • Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».

  • Беседы о роли развивающих игр для малышей.

  • Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.


Прогнозируемые результаты:

Работая над формированием сенсорных эталонов у детей раннего возраста, достигаются определенные результаты:

Ребенок называет цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина, пластмасса); сравнивает знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирает предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группирует их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).

Умеет называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.

Знаком со всеми основными разновидностями свойств: 

цвет – красный, синий, желтый, зеленый,  

форма – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; 

величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине; 

звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости; 

элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же; 

Вырос уровень знаний и у родителей по сенсорному развитию;

ВЫВОД

Эффективными организационно-педагогическими условиями процесса сенсорного развития детей раннего возраста являются:

  1. Компетентность педагогов

  2. Подбор комплекса дидактических игр, соответствующих по цели сенсорному развитию детей раннего возраста, с постепенным переходом от простого к сложному;

  3. Обогащение окружающей среды ребенка разнообразными пособиями, стимулирующими самостоятельное применение полученных сенсорных навыков.


Приложение

Дидактические игры, уточняющие представления детей о предметах и их качествах (цвет, форма, размер, количество, расположение в пространстве).


«Зажги фонарик!»

Дидактическая задача — упражнять детей в различении цвета предмета по названию; приучать к выполнению игрового действия в соответствии с содержанием и правилами игры.

В разных местах групповой комнаты разложены цветные фонарики (основные цвета). Их можно сделать со старшими дошкольниками по типу ёлочных фонариков. Воспитатель говорит детям о том, что они будут играть в игру «Зажги фонарик!». Показывая фонарик, предлагает поискать такие же и в комнате. Каждый должен найти один фонарик и, подойдя к воспитателю, сказать, какого он цвета. Это первое правило игры.

Когда фонарики собраны, воспитатель вводит новое правило. «Когда я попрошу зажечь фонарики красного цвета, те, у кого красные фонарики, высоко поднимут их, будто бы зажгут. А мы все будем смотреть на красные фонарики. Когда я попрошу зажечь синие фонарики, зажгут их те, у кого фонарики синего цвета. Так постепенно зажгутся фонарики всех цветов». Перед окончанием игры воспитатель задаёт вопрос: «А если я попрошу всех детей зажечь фонарики, что надо сделать?» Обычно все дети поднимают свои фонарики. «Вот сколько красивых цветных фонариков!», – говорит воспитатель, обобщая разные цвета одним словом — цветные.

«А где вы видели цветные фонарики?» — этот вопрос побуждает детей припомнить. Обычно они отвечают: «На ёлке». Так устанавливается связь с жизненными впечатлениями.

В данной игре одновременно могут участвовать все дети.


«Катание шаров к флажку»

Дидактическая задача — закрепление названия цвета на основе сравнения цвета флажка и шаров.

Педагог раздаёт детям цветные шары, ставит на ковёр флажок на подставке и предлагает подкатить» к нему шарики такого же цвета. Вводя всё новые флажки, воспитатель последовательно называет их цвет. «У кого синие шарики?» Дети подкатывают шарики, и на ковре образуются яркие цветовые группы. Педагог подходит с детьми к каждой группе шариков, спрашивает, какого они цвета, даёт им полюбоваться яркостью цвета, сочетаниями цветов.


«Кто скорее соберёт игрушки»

Игра сходна с предыдущей, но в игре «Катание шаров к флажку» были два предмета одинакового цвета — пары и флажки, и на основе цвета устанавливалось их сходство. В игре «Кто скорее соберёт игрушки» предметы разного содержания подбираются по одному признаку — цвету.

Педагог ставит на стол перед каждым ребёнком цветные подносики, корзиночки или расстилает цветные бумажные коврики красного, жёлтого, синего, зелёного, оранжевого цветов и предлагает собрать на них игрушки такого же цвета.


«Подбери кружочки похожего цвета»

Дидактическая задача — учить детей различать цветовые оттенки.

Детям даются кружки основных цветов: красного, синего, жёлтого, зелёного и четырёх-пяти оттенков каждого из них. Задача заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки.

После выполнения дети один раз меняются основными кружками и вновь подбирают к ним кружки, окрашенные в дополнительные цвета. Так игра повторяется несколько раз. Для закрепления умения различать оттенки цвета воспитателю следует называть их. Например: красный, светлее, ещё светлее, самый светлый; или: синий, светлее, ещё светлее — голубой.

С помощью этой игры к концу года в словарь детей могут быть введены термины: светло-красный, тёмно-синий и т.д. Если своевременно и на основе конкретного восприятия не дать точное название, дети будут говорить «немножко красный», «немножко жёлтый» и т.п.

«Одень красиво кукол»

Дидактическая задача — упражнение детей в назывании предмета, его цвета; развитие речи и упражнение в употреблении разных грамматических формах.

Педагог развешивает или раскладывает одежду кукол (платья, переднички, платочки, шапочки, сумочки) так, чтобы хорошо было видно, и обращается к детям: «Вот сколько красивых платьев, передничков, платочков — всё это для наших кукол! Давайте оденем их, чтобы они были нарядные!»

Перед детьми на столике или на ковре 2—3 куклы. Обращаясь к малышам, воспитатель спрашивает: «Какого цвета платье выберем для куклы Оли?»

После общего вопроса задаётся вопрос отдельным детям. «Наташа, ты какого цвета платье хочешь для куклы? А ты, Нина?» И т.д. При активном участии детей выбирается платье для каждой куклы. Педагог сравнивает платья кукол и обращает внимание на то, какие они красивые.

Потом так же подбираются переднички. Но педагог ставит уже другой вопрос: «Какого цвета передничек подойдёт к синему платью Оли? К красному платью Тани?» Платья, переднички, туфли и т.д. надевают на кукол сами дети; воспитатель следит, чтобы каждый принял в этом какое-то участие: оказал помощь другому, принес вещь, застегнул пуговицы и т.д.


«Прокатывание шара в воротца»

Дидактическая задача — обратить внимание на форму шара, его движение, расположение в пространстве (далеко, близко, около, рядом), учить умению сочетать зрительный контроль с движением.

Педагог даёт детям воротца и по три шара каждому. Они устанавливают воротца с помощью воспитателя и по очереди начинают прокатывать шары. Если первый шар прошёл в воротца, ребёнок имеет право на второй ход, а в случае удачного второго попадания — и на третий. Если же шар не пройдёт в ворота, очередь переходит к следующему игроку.

Педагог обращает внимание детей на то, что одни шары прокатились далеко, другие — близко, около стульчика, и т.д.

Шар должен двигаться в определённом направлении, чтобы пройти в воротца. Воротца должны быть достаточно большими — 20—25 см шириной, 15—20 см высотой, ярко окрашенными, чтобы хорошо выделялись на тёмном фоне ковра, однако не следует их делать многоцветными, так как излишняя пестрота утомляет зрение, рассеивает внимание. Воротца должны быть достаточно устойчивы, чтобы от удара шара они не падали и ребёнку не приходилось поправлять их.

Очень хорошо на воротца повесить небольшой звоночек. Если ребёнок правильно прокатил шар, звоночек зазвенит. Таким образом он помогает контролировать правильность действия.

При участии в игре всей группы педагог устанавливает несколько воротцев и вместе с тем упражняет детей в умении подождать своей очереди, следить за действиями другого, радоваться успеху товарища.

«Передача мяча»

Дидактическая задача — упражнение в координации движений, согласовании их друг с другом. В этой игре дети имеют возможность не только зрительно, но и тактильно воспринять форму шара.

Дети стоят или садятся в кружок (малышей лучше усадить на стулья) и передают по кругу два шара — один навстречу другому. При их встрече говорят: «Встретились». Те, у кого очутились шары, ударяют ими один о другой и говорят: «Стукнулись». После этого они бегут с шарами по кругу в противоположном направлении под слова, которые произносят все дети: «Побежали, побежали, побежали...» — и, встретившись, останавливаются и говорят: «Встретились». Затем педагог передаёт шары другим детям по кругу. Игра может проводиться в комнате или на участке (летом).

«Большой - маленький»

Педагог расставляет на столе вкладные яйца, коробочки, бочонки, мисочки, отличающиеся друг от друга не только цветом, но и размером. По предложению педагога одни дети отбирают одинаковые по величине мисочки, другие — бочонки, третьи — яйца и т.д.

Затем педагог обращает их внимание на разную величину игрушек и предлагает поставить на середину стола самый большой бочонок, потом самый маленький. Дети сравнивают их и говорят: «Этот бочонок большой, а этот — маленький». В целях закрепления этих представлений к большому и маленькому бочонкам дети подбирают пары.


«Спрячь шарик в ладошках»

В этой игре дети убеждаются в том, что предметы имеют разную величину.

Педагог кладёт на стол два шара одинакового цвета, но разного размера. Затем подзывает кого-либо из детей, предлагает взять маленький шарик и спрятать в ладошках. Привлекая внимание остальных, воспитатель предлагает посмотреть, не виден ли шарик сквозь пальцы. Это и является завязкой игры. «Хорошо Миша спрятал шарик, совсем не видно. А теперь, Саша, спрячь этот шар», — говорит воспитатель, подавая большой шар. Мальчик раскрывает ладошки, пытается пальчиками охватить шар. Большой шар при всех усилиях не помещается в ладошках. Педагог просит других детей проверить, спрятался ли шар. Вес участники игры тщательно проверяют и весело отвечают: «А вот тут видно, видно!» «Это большой шар, — говорит воспитатель, — а это маленький».

Затем педагог предлагает кому-нибудь закрыть глаза, протянуть соединённые вместе ладони. В ладони он кладёт шар и просит ребёнка сказать, большой он или маленький. В последующем используются более сложные приёмы, например: протянуть руки за спину и угадать, какой шар лежит в ладонях.

Повторяя эту игру несколько раз, педагог фиксирует внимание детей на величине и учит «смотреть руками». Зрительно-тактильное восприятие закрепляется словами «шар большой», «шар маленький». Очень важно при этом дать не только обозначение качества, но и его степень: «Этот шар больше, этот меньше».

Педагог, оставив на столе два шара — большой и маленький, два других (таких же) по очереди кладёт в мешочек так, чтобы дети не видели, и предлагает, засунув руку в мешочек, сказать, какой шар лежит в мешочке — большой или маленький.

«Что больше?»

Расставив на столике бочонки по убывающей или возрастающей величине, педагог учит детей сравнивать их и отмечать убывающую или возрастающую величину: «Большой бочонок, поменьше, ещё меньше, маленький» и т.д. «Маленький грибок, побольше грибок, большой гриб» и т.д.

«Соберём из колец башенку»

Педагог раздаёт детям башенки и говорит: «Покажите мне, у кого какая башенка». Интерес педагога к игрушке удерживает детей от того, чтобы сразу же начать снимать кольца. Такой приём позволяет задержать внимание, сосредоточить его на цвете и форме башенки. «У Наташи красная башенка, и какая правильная!» — говорит воспитатель и проводит руками по башенке сверху вниз. Это побуждает каждого ребёнка показать свою башенку. «А у тебя, Миша, какого цвета башенка? Потрогай руками, она ровная, как у Наташи?»

Так, непринужденно беседуя с детьми, педагог учит их видеть форму башенки. Затем предлагает разобрать её, давая им возможность действовать и несколько ослабить произвольное внимание. После того как дети разберут башенку, педагог вновь привлекает их внимание: «Как много колечек у Саши и у Серёжи».

«А теперь возьмите самое большое колечко и наденьте на палочку. Посмотрите внимательно, поищите самое большое колечко», — продолжает педагог, повторяя указания и давая детям возможность проверять свои намерения. Так, напоминая детям, что надо выбирать всегда самое большое колечко из оставшихся, воспитатель учит их собирать башенку по порядку. По окончании им предлагается исправить ошибки, помочь друг другу.

«Сделаем столбики»

Дидактическая задача данной игры та же, что и предыдущей, но внимание детей направляется на усвоение слов «толстый», «тонкий», которые обозначают новое качество предмета.

Педагог раздаёт детям по одному стержню и по одному колечку от башенки. Потом ставит перед ними корзиночки с предварительно снятыми колечками и предлагает отобрать и надеть на стержень кольца одного размера.

Подбирая кольца, дети сравнивают их по величине, помогают друг другу, меняются ими.

Надев на стержень кольца одинаковой величины, каждый неожиданно получает цветной столбик, т.е. фигуру, не похожую на башенку. Педагог располагает столбики последовательно — от тонкого до самого толстого. «Это толстый столбик, это тоньше, а этот ещё тоньше и, наконец, самый тонкий», Смешав их, педагог предлагает кому-либо из детей вновь поставить столбики по порядку убывающей или возрастающей толщины.

«Собери игрушки»

В корзиночке или на подносе даются части разборных игрушек (бочонки, яйца, матрёшки). Детям предлагается собрать их, т.е. составить их из половинок, и вложить одна в другую.

Педагог обращает внимание на размер половинок, учит сравнивать, предлагает примерить одну половинку к другой и помогает закрыть.


Игры с тестом

Рецепт теста для лепки

Два стакана муки, один стакан мелкой соли, один стакан воды, 0,5 пакета пищевого красителя (он продаётся в наборах для окрашивания пасхальных яиц), две столовые ложки растительного масла.

Тесто должно быть гладким, приятным на ощупь, послушным. Хранить его лучше в полиэтиленовом пакете в холодильнике. Так оно сохраняет свои свойства довольно долго – больше месяца. С помощью красителей можно получить тесто розового, желтого, синего цвета.


«Шлёпаем ладошками». Выложите тёплое тесто на разделочную доску или поднос, цвета теста и подноса не должны сливаться (лучше, если это будут контрастные цвета, например: поднос синий, а тесто розовое). Разомните тесто, пошлёпайте по нему рукой. Попросите малыша сделать то же, аккуратно, взяв за локоток, подведите его ручку к тесту. Сопровождайте свои и его действия стихами: «Шлёп-шлёп, шлёп-шлёп; ты, ладошечка! Шлёп-шлёп, шлёп-шлёп, моя крошечка!». Если вы заметили, что интерес к игре ослабел, уберите тесто.


«Достаём предметы из теста». Спрячьте в тесто несколько каштанов, шариков или кубиков, так, чтобы края спрятанных предметов были видны. Спросите: «Что тут спрятали? Давай посмотрим!» Аккуратно, с интересом начните доставать предметы, освобождая их из теста.

Называйте тот предмет, который достали вы, а потом тот, который нашёл малыш. Можно спрятать однородные предметы: только каштаны или только шарики. Пусть ребёнок достаёт предметы, а вы говорите: «Один каштан, ещё один каштан».

Покажите, как складывать их в банку или на блюдце. Когда все каштаны будут найдены, скажите: «Много каштанов».


«Оладушки». Возьмите половину теста и разделите его на четыре-шесть кусочков. Скатайте из них шарики (колобки) и положите их перед малышом в один ряд. Рядом посадите куклу. Шлёпните ладонью по одному из шариков – он расплющится. Скажите: «Был колобок, а теперь получился оладушек. Сделай такой же оладушек сам, мы его отдадим куколке. Ешь, куколка, вкусный оладушек». Сначала можно расплющить шарики, хлопая по ним ладошкой. Более сложное задание для ребёнка около 2 лет: взять шарик в руки, размять его пальчиками, превращая в оладушек. Действия малыша сопровождаются чтением стихов.

Ой, ладушки-ладушки,

Испечём оладушки!

На окно поставим,

Остывать заставим.

А остынут – поедим

И воробушкам дадим.

Воробушки сели,

Оладушки съели,

Оладушки съели.

Шу-у-у-! ... и улетели!


«Делаем блины». Скатайте четвёртую часть теста в шар. Скажите: «Шар. Он круглый». Шлёпайте ладонями по тесту, придавливая и расплющивая его. «Посмотри, получается блинчик». Пусть малыш повторяет ваши движения. В этой игре ему придётся сильнее ударять по шару из теста. Прочитайте приговорку.

Стала Варя (имя ребёнка)

Гостей угощать:

И Ивану блин,

И Степану блин,

Да Андрею блин,

Да Матвею блин.

А Митрошечке –

Мятный пряничек!

Можно сделать блины из теста разного цвета, а потом сложить их стопкой.


«Оторвём кусок теста». Сделайте из половины-четверти всего теста валик (колбаску). Держите валик, а малыш отрывает от него кусочки и складывает их в определённое место (например, на тарелку). Скажите: «У меня был большой кусок теста, а ты (имя ребёнка) отрываешь маленькие кусочки». Соберите и скатайте все куски в один и скажите: «Мы собрали все маленькие кусочки. Помяли, помяли их – получился большой кусок»

«Дорожка». Распределите тесто по тарелке, подносу. Теперь на нём можно делать аппликацию из различных материалов: каштанов, морских ракушек, больших пуговиц и т.д. Скажите: «Давай сделаем дорожку!» и начните выкладывать дорожку из одного какого-нибудь материала, например, каштанов, а ребёнок пусть продолжает её. Возьмите любую игрушку (кошечку, собачку, ёжика) и покажите, как она идёт по дорожке: «Топ-топ». Пусть малыш сам покажет, как по дорожке ходит его любимая игрушка.

«Отпечаток рук». Тесто разомните и распределите на две тарелки: на одной оставьте свой отпечаток руки, на другой – помогите малышу оставить отпечаток его ручки. Спросите: «Где след от твоей руки? А где от маминой? У мамы большая рука, а у тебя маленькая».

Живопись с помощью пальцев.

Такой вид живописи очень благотворно влияет на психику ребёнка, так как успокаивает и расслабляет. Рисующий может сделать пробные рисунки, и от него не требуют большого мастерства. Кроме того, краски растекаются и переливаются, как эмоции. С помощью красок ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это также позволит вам отследить внутреннее состояние ребёнка. Живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребёнка: гнев, обиду, боль, радость. И это прекрасно видно в работах. Также у детей существует сенсорный голод, голод к прикосновениям, так как именно кинестетический опыт является ведущим в этом возрасте. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включиться ребёнку в процесс творчества, подключает внутренние резервы организма.

«Что ты достал?»

Дидактическая задача — научить ребёнка видеть предмет и его качества; развивать словарь и связную речь.

Педагог приносит мешочек с игрушками, высыпает его содержимое на стол, предлагает посмотреть и складывает обратно в мешочек. «Я буду приглашать вас по очереди, — говорит педагог, — и каждый будет доставать игрушку и рассказывать о ней: как она называется, какого цвета, как с ней можно играть». Затем рассказывает о какой-нибудь игрушке, например: «Это мячик, красного цвета, его можно покатать, бросить и поймать, ударить мячом о пол».

Педагог задаёт детям вопросы и вовлекает их в разговор. Ребёнок, вынувший петушка, показывает его детям, а воспитатель просит их всех громко и весело сказать «ку-ка-ре-ку!». Кукле дети подбирают имя. Каждый ребёнок, вынув игрушку из мешочка и поговорив о ней, берёт её себе, но не выходит из игры, а участвует в ней, наблюдая, какие игрушки вынут другие, прислушивается к разговору, принимает в нем участие. Нужно обеспечить такое количество игрушек, чтобы досталось каждому ребёнку. Игру следует вести в живом, весёлом темпе. Вопросы педагога не должны носить характер выспрашивания, утомительный для детей.

«Узнай, что в мешочке»

Игра по дидактической задаче аналогична предыдущей.

Дети сидят полукругом перед столом. Педагог просит кого-либо из них отвернуться или закрыть глаза и кладёт в мешочек игрушку или знакомый предмет. Играющие видят, что положил педагог, но должны молчать. Они «загадывают загадку» товарищу. Педагог, обращаясь к водящему, говорит: «Узнай, что в мешочке, и расскажи нам». Ребёнок опускает руку в мешочек и, ощупав игрушку, называет её. Если игрушка названа правильно, берёт её себе. Другим детям по очереди загадываются аналогичные загадки.

«Найди в мешочке одинаковое»

Дидактическая задача — развитие осязания и тактильно-мышечного чувства.

В мешочек кладутся мелкие парные предметы или игрушки (шарики, уточки, куколки, мисочки, катушки, ключи и т.д.). Педагог предлагает ребёнку опустить обе ручки в мешочек, ощупать игрушки и найти одинаковые.

Обычно детей затрудняет выбор первой игрушки, что может вызвать утомительное ожидание у других детей. Педагог, чтобы избежать этого, сразу же советует взять в одну руку игрушку и держать её, а другой искать ей пару. После того, как игрушки вынуты, воспитатель предлагает посчитать их: «Одна собачка, ещё одна — сколько всего собачек?» И т.д.


«Покажи, о чем я скажу»

Дидактическая задача — научить детей слово соотносить с предметом, по названию находить предмет.

На столе раскладываются игрушки и предметы с ясно выраженными признаками: красная чашечка с цветочком, белая кошка с чёрными пятнами и т.д. Педагог говорит: «Принеси красную чашку». Ребёнок приносит предмет и показывает его, а все играющие следят, правильно ли он выполнил поручение. Затем педагог спрашивает: «Что это? Какого цвета?» Ребёнок отвечает, подражая образцу описания, данному воспитателем.

«Найди такую игрушку, какую я попрошу»

Дидактическая задача — приучение детей находить предмет по слову педагога, запомнив поручение, уметь отвлечься от других игрушек, удержаться от желания взять их.

Педагог показывает детям парные игрушки, отличающиеся лишь отдельными признаками.

Например: собачка белая и собачка чёрная; мишка большой и мишка маленький и т.д. Педагог спрашивает название игрушек, предлагает хорошенько рассмотреть их и запомнить. «А теперь, — говорит он, — попрошу всех отвернуться или спрятаться за ширмочку». Тем временем педагог раскладывает игрушки в разных местах и каждому из детей даёт поручение: одному найти и принести собачку белую, другому — куклу с бантом, третьему — маленького мишку и т.д.

Каждый ребёнок выполняет своё поручение, руководствуясь не образцом, а словесными указаниями воспитателя. Когда дети приносят игрушки, педагог просит сказать, кто какую принёс игрушку: чёрную собачку, куклу с красным бантиком и т.д.

В игре слово связывается с действием, а выполнение поручения сопровождается словесным отчётом, что упражняет детей в связной речи.

«Где шарик?»

В данной игре педагог учит детей видеть разное положение предметов в пространстве.

Между двумя половинками шара зажимается лента, он подвешивается на крючок (перекладину) выше роста детей. Педагог предлагает качнуть шарик и незаметно для них поднимает его выше. Дети тянутся руками и недоумевают, почему нельзя его достать. «Теперь шар высоко, его не достать, а сейчас будет низко и его можно качнуть», — весело говорит педагог. Но как только дети начинают качать, взрослый вновь поднимает его и спрашивает: «Где же шарик, почему вы с ним не играете?»

«Его не достать, он там», — обычно отвечают дети. И воспитатель уточняет ответ: «Шар вверху, высоко, а сейчас будет внизу, низко».

«Что изменилось?»

Эта игра также служит развитию у детей ориентировки в пространстве и овладению словами, обозначающими пространственное расположение предметов. На столике расставляются в известном порядке башенки, матрёшки, раскладываются кольца и т.д.

Например: башенки жёлтого цвета располагаются по углам стола, а зелёного — в центре. Педагог предлагает детям запомнить расположение предметов. Один из играющих выходит, в это время расположение башенок изменяется: например, в углах стола ставятся зелёные башенки, а в центре — жёлтые и т.д. Педагог зовёт водящего, предлагает внимательно посмотреть на игрушки и спрашивает: «Что изменилось?» Ребёнок показывает, где стояла игрушка раньше, а воспитатель определяет словами перемещение башенок, подчеркивая: «Жёлтая башенка стояла в уголке, а теперь она в центре стола».

Постепенно отдельные дети учатся обозначать словами местоположение предметов. Эта игра развивает умение на практике различать середину, стороны, верхний и нижний углы (определение по слову правой и левой сторон им трудно).


«Узнай, кто в домике живёт»

Учить детей иметь представления о голосах животных.

Педагог делит детей на группы, каждая группа изображает какое-либо знакомое животное. Дети садятся на стульчики, из которых составлен кружок — «домик». Один ребёнок подходит к домику, стучит палочкой и спрашивает: «Кто в домике живёт?» Дети, сидящие в домике, отвечают звуками, характерными для того или иного животного: квакают, как лягушки, гогочут, как гуси, и т.д. Спрашивающий должен угадать, кто живёт в домике.



«Что и где слышно?»

Дети образуют кружок или стоят спиной к педагогу. Педагог звонит в колокольчик и спрашивает: «Где звенит колокольчик?»

Дети указывают направление. Педагог называет его словами: «Колокольчик звенит справа». Затем меняет источник и направление звука и снова спрашивает: «В какой стороне играл рожок? В какой стороне били в барабан?» и т.д.

«Магазин игрушек»

Педагог вместе с детьми устраивает «магазин». На верхнюю доступную детям полку этажерки, шкафа ставят игрушки — матрёшки, бочонки и др., на среднюю — куклы и мишки, на столик в корзиночку кладут мячи. Воспитатель размещает «товар», а дети, подавая, называют его. Затем выбирается продавец. Дети-покупатели приходят в магазин. Первым делает покупку воспитатель. «Дайте мне, пожалуйста, маленькую куклу в красном платье». Продавец находит названную игрушку и подаёт её покупателю. По этому образцу дальше играют дети.

«У кого такая же?»

Педагог раздаёт детям по три предметные картинки, другой комплект картинок оставляет у себя. Показывая детям картинку, спрашивает: «У кого такая же?» Дети подбирают парные картинки. Вариант этой игры заключается в том, что педагог не показывает картинку, а лишь называет то, что на ней изображено, проверяя у детей связь образа со словом.

«Разбери перепутанные варежки»

В данной игре дети учатся внимательно рассматривать предметы и находить в них сходство и различие. Дети садятся за стол. Им дают 2—3 картинки, на которых нарисованы варежки с разными узорами. Нужно подобрать пары по узорам или другим украшениям (полосочки, цветочки, мишки, кружочки и т.д.).

Каждый ребёнок просит у своего соседа справа карточку и сравнивает её с теми, которые лежат перед ним. Если у него оказывается пара, он её откладывает. Если пары нет, картинки остаются у него. Следующий ход делает тот, кто сидит с левой стороны. И так по кругу. Заканчивает тот, у кого не останется ни одной непарной картинки.

Педагог проверяет правильность подбора пар.