«Развитие математических способностей через игровую деятельность детей 6 - 7 лет»
Месяц | Тема. Цель. | Содержание |
Сентябрь. | Диагностика, мониторинг Цель: получение объективной информации об уровне и динамике сформированности предпосылок универсальных учебных действий у воспитанников подготовительной группы. | Диагностические карты |
| Размер, цвет, форма Цель: Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. | Игра: «Подбери по цвету», «Соедини правильно», «Нарисуй, что бывает такой формы», «Найди недостающее звено». |
| Формирование представлений о символическом изображении предметов. Цель: Развитие речи, включение в активный словарь терминов: «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». | Игра: «Шарфики для друзей», «Постройся по росту» «Строим забор» (высокий, низкий) из строительного материала. |
| Счёт, порядковые числительные до 20 Цель: выявить представления детей о порядковых числительных. Развивать активность у детей. Закрепить умение детей аккуратно отрывать маленькие кусочки бумаги, развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление. | Игра «Считай дальше», «Найди пропущенное число». Декоративная аппликация: Изготовление образов цифр способом обрывания бумаги (цветная бумага, клей). |
Октябрь. | Пространственные представления. Цель: развивать представления: «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи. | Игра: «Скажи, где спряталась матрёшка?», «Найди предмет по плану». Работа в тетради в клетку (математический диктант). |
| Ориентировка во времени. Цель: расширять представление о частях суток, о последовательности дней недели. | Игра: «Когда это бывает?», «Что мы делаем», «Дни недели». Загадывание загадок о частях суток. |
| Счет до 20 Цель: формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 20. | Игра: «Выложи как я», «Отсчитай на ощупь». «Учись считать». |
| Ориентировка в пространстве. Цель: совершенствовать умение у дошкольников понимать схему, чертёж, план, карту. | Игра «Найди предмет по плану», «Найди выход из лабиринта». Работа в тетрадях в клетку (умение ориентироваться на листе бумаги). |
Ноябрь. | Знаки (плюс, минус, равно) Цель: Навыки написания, умение записывать решение задач, загадок. | Загадывание загадок о знаках. Работа в тетрадях (умение записывать решение задач). Игровое упражнение «Составь задачу по картинке». |
| Развитие внимания, воображения. Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику. | Игра «Выложи силуэт по образцу», «Сравни картинки», «Что изменилось?» |
| Четырехугольники. Цель: Умение называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. | Игра: «Измени фигуру» (счетные палочки), «Четвертая – лишняя» |
| КВН. Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа из единиц. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания. | Развлечение-соревнование «КВН». Использование игровых упражнений на доске, логические задачи. |
Декабрь. | Объём. Цель: Сформировать представление об объёме (вместимости). Закрепить счётные умения в прямом и обратном порядке, взаимосвязи целого и частей, знания предыдущих и последующих чисел. | Проведение опытов: сравнение сосудов по объёму с помощью переливания. Игра: «Назови соседей». |
| «Путешествие в математическое королевство». Цель: Закреплять представления об объёме, закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей, представления о разностном сравнении чисел на предметной основе, счётные умения в пределах 8. Развивать графические умения. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. Закрепить представления о составе числа 20. | Выполнение заданий со счётными палочками, работа в тетради, логические задания, зрительный диктант, поиск приза по схеме. |
| Счет. Цель: Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи. | Заучивание пословиц. Игра: «Сосчитай и напиши», «Кто больше», «Отгадай и запиши». |
| Задачи на смекалку. Цель: Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность. | Игра: «Исправь ошибку», загадки, стихи, считалки. |
Январь. | Математическая Олимпиада. Цель: Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; измерения сыпучих тел (мука, сахар), закрепить понятие десяток. Создать у детей радостное настроение. | Разгадывание лабиринтов, решение задач, пословицы, поговорки в которых про числа, игра «Загадки и отгадки». |
| Пирамида, цилиндр. Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. | Графический диктант: «Котёнок», игра: «Преврати геометрические фигуры в предметы»» |
| Зрительно – мыслительный анализ. Цель: учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». | Игра: «Кто внимательный», «Что мы делаем» |
Февраль. | Способы измерения. Цель: Закрепить приём сравнения фигур с помощью линейки. Закрепить порядковый и количественный счёт, предыдущие и последующие числа, смысл сложения и вычитания, умение переходить от действий с предметами к действиям с числами. Воспитывать у детей умение работать в командах и самостоятельно. | Игра: «Завяжем кукле бантик», «Измерь и сравни», слуховой диктант, работа в тетради, решение загадок-задач. |
| Вес. Цель: Формировать представление об измерении массы предметов с помощью весов. Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании. | Проведение опытов по взвешиванию различных предметов. Игра «Математические весы» |
| Игры – путешествие во времени. Цель: Расширять представления о частях суток, днях недели. | Загадки о днях недели, о временах года. Игра: «Что сначала, что потом». |
| Учимся определять время по часам. (1 часть) Цель: Учить детей ориентироваться во времени. Познакомить с минутной и секундной стрелками. | Игра: «Части суток», «Который час». |
Март. | Учимся определять время по часам. (2 часть) Цель: Закрепить навык ориентировки во времени. | Д/И «Когда это бывает», «Наоборот». Изготовление часов со стрелками из бумаги. |
| Классификация. (1 часть) Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей. | Игра: «Сколько всего», «Составь целое по частям», «Фигуры плоскостные и объемные». |
| Классификация. (2 часть) Цель: Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, трём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Развитие внимания, мышления, воображения. | Игры: «Каких фигур недостаёт?», «Фигуры плоскостные и объемные». |
Апрель. | Формирование навыков сложения и вычитания. (1 часть) Цель: Закрепление состава числа первого десятка Развитие логического мышления, речи, внимания. | Игры: «Диспетчер и контролер», «Распредели числа в домики», «Угадай-ка». |
| Формирование навыков сложения и вычитания. (2 часть) Цель: Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. | Игра: «Бегущие цифры», «Отгадай число» |
| Математическая викторина. Цель: Закрепление пройденного материала. Развитие внимания, наблюдательности. | Игра: «Цепочка», «Найди недостающее число», решение задач, работа в тетрадях, ребусы. |
| Символы. Цель: Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер). Закрепить умение ориентироваться в числовом ряду. | Игра: «Найди по форме», «Собери коврик по цвету». |
Май. | Игра– путешествие «Я великий математик» Цель: Закрепление знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев. Закреплять умение составлять число из единиц в пределах 20. | Игра: «Что сначала, что потом», «Составим число», «12 месяцев», загадки о месяцах. |
| Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия по математическим островам. Цель: - Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; - Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур; - Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания; Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта; - Закрепить умения отгадывать математическую загадку; - Закреплять умения правильно пользоваться знаками , = | Разгадывание загадок, повторение игр, ребусы, лабиринты, работа со счётными палочками, графические диктанты. |