СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в средней дошкольной группе 4 - 5 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование по экологическому воспитанию в средней дошкольной группе 4 - 5 лет»








другие особенности объектов природы, учит по-разному, образно обозначать эти особенности, сравнивать явления, подбирать эпитеты, синонимы.

В систему работы с детьми средней группы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями: дети их слушают и инсценируют; разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем упрощенными способами создают иллюстрации к

ним. Особое место здесь отводится работе с произведениями Е. И. Чарушина. Большой любитель и знаток природы, писатель и художник одновременно, он создал много простых и ясных образов, сюжетов. Слушание и обыгрывание его рассказов, сказок, рассматривание авторских иллюстраций, а затем собственная изобразительная деятельность детей поможет ввести их в мир «отраженной природы», мир искусства.

Важная роль в предлагаемой методике отводится сказкам. У детей 4—5 лет еще преобладают сказочно-игрушечные представления о животных, природе. Не уводя дошкольников от сказки и не снижая ее благотворного влияния на личность ребенка, но

сопоставляя ее образы с реальными предметами, объектами природы, воспитатель помогает детям обрести реалистические представления об окружающем мире. Освещены такие методические вопросы, как познание детьми ряда функций человеческого организма; значение чистоты, красоты, порядка в окружающей среде для здоровья всех живущих; ознакомление с использованием некоторых природных материалов в хозяйственной деятельности человека.

Последовательная реализация настоящей методики требует от воспитателя вдумчивого и творческого отношения к предлагаемому материалу с учетом уровня развития детей, а также природных особенностей своей местности. Работу по настоящему пособию целесообразно вести, используя на занятиях экологическую тетрадь для дошкольников, содержащую занимательные задания, которые позволят детям легко усвоить учебный материал.

1См.: Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2010.
С. Н. Николаева. «Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с
детьми 4-5 лет»\

Месяц

Тема

Сентябрь

1. Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?»

2. Наблюдение «Все цветы разные»

3. Наблюдение «Красивые цветы можно поставить в вазу»

4. «Как ухаживать за букетом?

Октябрь

1. Образовательная ситуация: «Фрукты и овощи»

2. Образовательная ситуация: «Вершки и корешки»

3. Образовательная ситуация: «Что растѐт в лесу?»

4. Чтение стихов, рассказов про лес

Ноябрь

1. Образовательная ситуация: «Кто живет в лесу?»

2. Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с

коровой, козой, свиньей)

3. Чтение стихов про домашних животных

4. Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с

лошадью и овцой)

Декабрь

1. Наблюдение «Как узнать ель?»

2. Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с

кошкой и собакой)

3. Коллективное изготовление альбома «Елочка»

4. Наблюдение «Поможем нашей елочке». Чтение стихов про елку

Январь

1. Наблюдение «Делаем цветные льдинки. Как лед превращается в воду»

2. Наблюдение «Что находится в шишках ели?»

Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы (знакомство с

птичьим двором)»

3. Наблюдение «Какие птицы прилетают на участок? Как птицы

кормятся на кормушке?»

4. Наблюдение «Птичьи следы на снегу. Как снег превращается в воду»

5.Образовательная ситуация «Кому нужна вода?»

Февраль

1. Образовательная ситуация: «Путешествие по зимнему лесу»

2. Образовательная ситуация «Айболит в гостях у детей»

3. Образовательная ситуация «Посещение зоопарка» (знакомство с

животными тропических и южных стран)

4. Коллективное изготовление коллажа «Животные тропических и

южных стран»


Март

1. Образовательная ситуация «Рисуем подарок к 8 Марта»

2. Образовательная ситуация «Где обедал воробей?»

3. Беседа: «Март – первый месяц весны»

4. Образовательная ситуация «Советы Айболита»

Апрель

1. Наблюдение «В каких местах растет мать – и – мачеха? Мать -

мачеха – что это за цветы?»

2. Наблюдение «Кто прилетает и садится на цветы?»

3. Досуг «День Земли»

4. Образовательная ситуация «Весна в лесу»

Май

1. Образовательная ситуация «Рисуем животных, создаем книгу по

мотивам рассказов Е.И. Чарушина»

2. Тематическая прогулка к реке «Иня» (с привлечением

Родителей)







Система работы с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
по экологическому воспитанию

месяц

неделя

Тема

Вид деятельности

Программное содержание

Сентябрь

1


Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?»


Уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского сада растут цветы (цветущие травянистые растения), разные по окраске, названиям, но все красивые; на них приятно смотреть, рядом с ними приятно находиться

2

Наблюдение «Все цветы разные»


Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках:

окраске цветов, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут.


3

Наблюдение «Красивые цветы можно поставить в вазу»


Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, желание сохранить ее; доброе отношение к людям и желание делать им приятное; учить украшать помещение цветами.



4

Наблюдение «Как ухаживать за букетом»


Воспитывать у детей желание и умение продлевать красоту срезанных цветов

Октябрь

1

«Фрукты и овощи»


Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способности; формировать умение объединять плоды по сходному признаку.


2

«Вершки и корешки»


Расширять представления детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять в наклеивании готовых

форм; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей.


3

«Что растет в лесу?»


Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники.


ноябрь

1

«Кто живет в лесу?»


Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида.


2

«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с коровой, козой и свиньей)


Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать.



3

«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с лошадью и овцой)


Закрепить у детей представления об известных им домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой, лошадью; развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию

декабрь

1

«Как узнать ель?»


Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному двум характерным признакам; показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу становятся все длиннее и длиннее).


2

«В гостях у курочки Рябы»

(знакомство с кошкой и собакой)


Уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них – кормит, ухаживает, ласкает).


3

Коллективное изготовление альбома «Елочка»

«Поможем нашей елочке»


Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней

можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей.

Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование; дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток.


январь

1

«Делаем цветные льдинки»

«Как лед превращается в воду»

Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее добавить краску, что из воды можно делать украшения на елку, что вода легко проливается, но и легко впитывается. Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду, цветной лед становится цветной водой.

2

«Что находится в шишках ели»


Познакомить детей со строением шишки, с семенами ели; показать

особенности шишки: пахнет смолой, на дереве (в холоде) висит в

закрытом виде, в тепле (в помещении) раскрывает чешуйки, из-под

которых выпадают семена.


3

«В гостях у курочки Рябы»(знакомство с птичьим двором)

Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей)

4

«Кому нужна вода»

Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении, в большом городе вода приходит в дом по трубам водопровода, ее берут из реки, в сельской местности воду берут из колодца, чистую воду надо экономить – зря не лить, закрывать кран, чтобы она не текла напрасно).

февраль

1

«Путешествие в зимнем лесу»


Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды,

короткий день – мало света, потому что рано темнеет); развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия).


2

«Айболит в гостях у детей»


Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах,

шиповнике, зеленом луке; уточнить представления об известных им фруктах (названия, цвет, форма, вкус); дать новые знания о том, как писать письмо, как оформлять конверт; учить сажать лук.

3

«Посещение зоопарка»

(знакомство с животными тропических и южных стран)


Формировать представления о диких экзотических животных: льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; развивать игровые умения (поддерживать воображаемую

ситуацию, исполнять роль, совершая ролевые действия и произнося ролевые слова).

Коллективное изготовление коллажа «Животные тропических и южных стран»

март

1

«Рисуем подарок к 8 Марта»


Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому человеку, с радостью дарить его; расширять представления о Е.И. Чарушине (не только писатель, но и художник, который часто рисовал любимых животных); учить обводить контур трафарета, закрашивать красками методом тычка.

2

«Где обедал воробей?»


Познакомить детей с произведением С. Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка (названия, внешний облик, повадки); развивать игровые умения.

3

«Март – первый месяц весны»


Воспитатель сообщает детям, что сейчас идет март – первый месяц весны. Обращает их внимание на то, что солнце яркое, стало греть сильнее, небо голубое, снег потемнел, покрылся плотной коркой, с крыш капель и свисают сосульки. Дети самостоятельно ищут

признаки ветра, определяют его силу. Воспитатель ходит с ними по участку и измеряет снегомером глубину снега. Отмечает, что толщина покрова стала меньше и сверху лежит плотная серая корка. Привлекает внимание детей к их одежде – некоторые ребята сменили

зимние шубы на куртки, комбинезоны.

4

«Советы Айболита»


Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью, формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища (зеленый лук) и солнце, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия: вода, свет, тепло; во время роста растение меняется (появляются и становятся все длиннее корни и листья), комнатные растения тоже живые, весной они начинают расти, поэтому их надо больше поливать, подкармливать удобрениями или пересаживать в новую землю; учить моделировать неделю (познакомить с «полоской времени»)

апрель

1

«Мать-и-мачеха – что это за цветы? В каких местах растет мать-и-мачеха?»


Учить детей находить, узнавать мать-и-мачеху, радоваться этому раннему весеннему цветку, определять его особенности: невысокий стебель покрыт чешуйками, цветок желтый, круглый, похож на крохотную корзинку, листьев нет. Обратить внимание детей на то, что весенние цветы появляются прежде всего в солнечных местах, на которых снег от солнечного тепла уже растаял (образовалась вода) и земля прогрелась.

2

«Кто прилетает и садится на цветы?»


Продолжать развивать у детей наблюдательность – умение замечать, что растения стали крупнее, появилось больше цветов на каждом кустике, что на них садятся насекомые.

Во время наблюдения воспитатель поясняет: весенние цветы нужны насекомым – мухам, пчелам, шмелям и др. – они пьют сок цветов, кормятся на цветах.

3

«Весна в лесу»


формировать реалистические представления о жизни лесных животных (от спячки просыпается еж, из берлоги выходит бурый медведь, заяц и белка линяют – меняют шерсть (заяц становится серым, а белка - рыжей); все звери выводят потомство (зайчат, бельчат, медвежат, волчат, лисят), птицы поют, строят гнезда; в весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью); учить поддерживать воображаемую ситуацию.


май

1

«Рисуем животных, создаем книгу по мотивам рассказов

Е.И. Чарушина»


Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно красиво отображать в рисунках; уточнить представления о Е. И. Чарушине как писателе и художнике; воспитывать желание участвовать в общем деле – создании интересной книги о природе.

2

Тематическая прогулка

к реке «Иня» (с привлечением родителей)

Познакомить детей с рекой и ее обитателями: утками, рыбами,

лягушками и водными насекомыми; показать, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды; воспитывать эмоциональный отклик на красоту природ (весенний пейзаж, разнообразие цветущих растений, летающие насекомые); знакомить с правилами поведения возле реки (нельзя шуметь, чтобы не спугнуть рыб и птиц, сорить, близко подходить к воде).

3

«Наблюдения»


4

«Диагностические наблюдения»