Перспективное развитие школьного лесничества «Святобор»
«Без любви к своей профессии невозможно добиваться никаких результатов их просто не будет или они будут посредственными, - но она предполагает желание передать свои знания тем людям, которые достойны того, чтобы, будучи в этой профессии, развивать ее дальше»
В.В. Путин
Введение
В современных условиях модернизации образования значительно актуализируется необходимость подготовки обучающихся к выбору профессии и успешному вхождению в мир профессионального труда. Умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни — это качества современной личности, формирование которых требует новых форм и способов образовательной деятельности в целом и профессиональной ориентации в частности (Черникова Т.В., 2006).
В проведении ранней профориентации одной из основных проблем является отсутствие у школьников возможности «примерить» на себя ту или иную профессию, что-то реально сделать руками, погрузиться в работу.
«Нужно подумать над решением вопроса ранней профориентации» (В.В. Путин).
Условия создания системы формирования исследовательских и профориентационных компетенций
Создание школьного лесничества «Святобор» на базе МАОУ Ветлужская СОШ, обладающей необходимыми ресурсами для организации деятельности школьного лесничества, как ведущей технологии профессиональной социализации обучающихся.
Приобретение форменной одежды лесного хозяйства, которую дети с большой гордостью надевают при проведении мероприятий и экоуроков. Форменная одежда создает официальный и профессиональный образ, подчеркивает серьезность и значимость деятельности, а также увеличивает доверие ребят.
Наличие на территории Краснобаковского округа лесов общей площадью более 128000 гектар.
Наличие на территории округа учебного заведения лесной направленности – ГБПОУ НО «Краснобаковский лесной колледж» и заключение договора о сотрудничестве, прохождении опытнических работ в лесопитомнике и дендросаде.
Наличие возможностей профориентационной деятельности в условиях социального партнерства и заинтересованность руководства организаций в квалифицированных, профессиональных специалистах в лесной сфере.
Наличие в кабинете биологии МАОУ Ветлужская СОШ новейшего цифрового оборудования для проведения исследований и создание точки роста дополнительного образования «Святобор».
Создание профориентационного класса экологической направленности «Лесная школа».
Создание модели интеграции урочной и внеурочной деятельности, в которой уроки с исследовательской деятельностью перетекают во внеурочную и заканчиваются проектом или исследовательской работой. Более того – решается вопрос вовлеченности учащихся и знакомство с новыми профессиями.
Циклический подход к проведению акций и мероприятий, который очень важен для эффективной работы школьного лесничества в течение года.
Применение искусственного интеллекта. Ребята используют искусственный интеллект при акциях и чтении произведений о природе, а также составляют видео — это сочетание цифровых навыков и экологического образования, которое развивает критическое мышление, творческое выражение и исследовательские умения.
Федеральный Закон «Об образовании», стандарты определяют исследовательскую деятельность школьников как ведущую технологию обучения. В феврале 2018 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был инициирован проект «Билет в будущее», который нацелен на то, чтобы дети могли не просто узнать или увидеть профессию, а именно попробовать её и определиться со своим будущим. Любые профессии, а особенно «лесные профессии» предполагают исследовательскую деятельность. А в школе учебно-исследовательская и профориентационная деятельность чаще носит фрагментарный характер, а там, где нет системы, сложно формировать исследовательскую и профориентационную компетентность.
На занятиях школьного лесничества «Святобор» использую прием «Зацепляющий крючок», который помогает приоткрыть тайны будущего исследования. Многогранный мир природы пробуждает интерес, вызывает удивление. И это мой первый крючок. Удивить и возбудить интерес через познание природы. Однако, мы слишком часто даем детям готовую информацию, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить. Так во время экскурсии в парк, обратила внимание детей на интересные повреждения на коре деревьев. Они начали выдвигать разные гипотезы, даже самые невероятные: стреляли из дробовика, шуруповёртом или гвоздём повредили и что птицы поклевали…а может вредители? Как же в этом многообразии гипотез выбрать наиболее вероятные? С чего начать?
Любое познание начинается с вопроса. Вопрос – форма выражения проблемы. Он направляет мышление ребёнка на поиск ответа. И ребята задают много вопросов, на что отвечаю: «Не знаю. А как вы сами думаете? Давайте вместе проверим…». Отвечая на вопросы учеников вопросом, мотивирую их к дальнейшим действиям: «Может мы проверим кору других деревьев?». В результате визуального обследования были обнаружены похожие повреждения и на других деревьях, а затем и обнаружены ходы вредителя. Поработав с определителями, обратившись за консультацией к преподавателям лесного колледжа, выяснили, что это оказался березовый заболонник.
В ходе исследования были обнаружены и другие вредители, а знаний недостаточно. Таким образом были организованы занятия по вредителям леса на базе Краснобаковского лесного колледжа с преподавателем Чашиной Г.Н.
Птиц в парке, которые бы могли помочь в уничтожении вредителей, тоже мало ввиду отсутствия гнездовий. Встала следующая проблема «Как спасти парк – гордость нашего посёлка?»
Была выдвинута новая гипотеза: если привлечь насекомоядных птиц, используя биотехнические мероприятия (домики и кормушки для птиц), уменьшится количество насекомых-вредителей. Работа закипела: изучение литературы, подборка методик для определения вредителей, визуальное изучение деревьев парка, видовой состав птиц, фотосъемка, сбор материала. Освоили методики таксации и точкования. Были организованы акции по привлечению птиц весной «Не оставим без дворца, ни синицу, ни скворца!» и «Лакомства для птиц» в зимний период.
Перед детьми постоянно ставились проблемные вопросы, мотивирующие к дальнейшим действиям: почему не все берёзы повреждены короедом? Какую закономерность наблюдаем? (поражаются ослабленные грибом-трутовиком деревья)
Обычная экскурсия дала толчок к исследовательской деятельности и в дальнейшем переросла в проект по оздоровлению парка в рабочем посёлке Ветлужский, который продолжается до настоящего дня.
Исследовательская деятельность – это цепь маленьких научных открытий, предполагающая связь с учёными, специалистами – консультантами. Это мой второй крючок. Сотрудничество с преподавателями лесного колледжа, Нижегородским государственным агротехнологическим университетом, НГПУ имени К. Минина, специалистами лесного профиля очень ценно: оно помогает сделать исследование результативным и полноценным, поддерживает интерес. Здесь ещё решаются другие задачи – профилизация дальнейшего обучения детей, а также их профориентация.
Пригласив для консультации лесопатолога, выяснили, что пораженные заболонником березы обычно засыхают – спасти дерево практически невозможно. Заселенные заболонником деревья необходимо удалять для сохранения здоровых. Так мы знакомимся с новыми профессиями «лесопатолог» и «вальщик леса». Организуются творческие задания о лесных профессиях: буклеты, доклады, рисунки, презентации и т.д.
Больные деревья нужно спилить, но без разрешения поселковой администрации этого сделать нельзя. На этом этапе святоборцы обучаются общению и взаимодействию с людьми, занимающими руководящие должности от записи на приём до личной встречи. Составили обращение и рекомендации по оздоровительным мероприятиям в парке. Таким образом была организована акция по удалению больных и усохших деревьев совместно со школьным лесничеством «Святобор», волонтёрами, РДДМ, родителями и учителями.
Следующий «зацепляющий крючок» - научить ребят работать с информацией, так как для большинства ребят это проблема, которую решаю при помощи гражданской науки или как сейчас принято говорить у молодежи - научного волонтёрства. С понятием «гражданская наука» нас познакомила Киселёва Надежда Юрьевна, доцент кафедры биологии, химии, экологии и методик обучения НГПУ им. К. Минина, член Центрального Совета союза охраны птиц России (СОПР). Она провела для святоборцев вебинар «Технологии гражданской науки в исследовательской деятельности школьников и студентов», а в каникулярной экологической школе провела мастер-класс «Школьные экологические исследования: подводные камни и как их обойти». Эти занятия помогли успешно защититься в конкурсах «Подрост» и «Юный исследователь».
Понятие научное волонтерство вошло к нам не так давно, с апреля 2022 года. Но мы этой деятельностью занимаемся на протяжении 13 лет. Основным в этой работе является предоставление информации о редких видах живых организмов. Ребята, фотографируя, фиксируя различные природные объекты, становятся участниками в сборе данных или «глазами» учёных. Наши встречи с редкими организмами вошли в сборники редких видов Нижегородской области, на основании которых обновляется Красная книга нашего региона.
Большинство проектов гражданской науки связано с исследованиями в области биологии, охраны природы и экологии, что вызвано необходимостью сбора больших массивов данных. Возможности гражданской науки растут за счет усовершенствования компьютеров и смартфонов. И в этом случае смартфоны приходят на помощь: можно фотографировать, записывать звуки и фиксировать координаты событий, имея под рукой приложение, например, «iNaturalist». iNaturalist — открытая платформа для сбора данных о биоразнообразии. Создатели представляют ее как социальную сеть для научных волонтеров и учёных-биологов, которые объединяются для сбора и анализа данных о живой природе. Любой желающий может зарегистрироваться и загружать свои наблюдения, и вся собранная информация находится в открытом доступе. А значит учащиеся могут с легкостью использовать эти сведения для своих проектно-исследовательских работ. Данная платформа позволяет школьному лесничеству выявить особенности распространения и численности отдельных видов и систематических групп в определённом лесном массиве, оценить интенсивность изучения биоты конкретной территории.
Использование технологии «гражданская наука» подтолкнула нас к внедрению методов искусственного интеллекта (ИИ). И это ещё один «зацепляющий крючок». Большинство святоборцев имеют на своих смартфонах программы по определению голосов птиц (BirdNerd) и определению флоры (PictureThis), благодаря которым наши экскурсии в лес и исследования перешли в новый формат. Под влиянием птичьих «арий» родилось новое течение в современной музыке – экологический джаз (эко-джаз). Ребята не просто слушают и записывают пение птиц, но и смешивают пение птиц с другими звуками природы: звуками дождя, ветра, голосами животных. Тему индивидуального проекта по IT-технологиям «Эко-джаз или орнитотерапия» выбрала ученица 10 класса и успешно её защитила. Искусственный интеллект в лесном деле необходим в профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики, в определении и оценке количественных и качественных характеристик лесов с использованием ГИС-технологий.
На занятии "Экологическая тропа» в летнем лагере «Единство» в отряде «Святобор» и в лагере «Траектория развития» с помощью приложения PictureThis ребята научились оформлять электронный гербарий, который используется сейчас на уроках биологии. Плюс ещё в том, что дети самостоятельно добывают знания на любимом им смартфоне, запоминают на слух и внешний вид обитателей леса.
Акция по сбору шишек так же переросла в исследовательский проект «От шишки до саженца». В течение четырёх лет ребята занимались выращиванием сеянцев. Специалисты из ГАУ НО «Семёновский спецсемлесхоз» познакомили ребят с методами подготовки семян к посеву: стратификацией и скарификацией, прививке хвойных растений: ели европейской и ели голубой. Ежегодно мы посещаем этот современный селекционно-семеноводческий комплекс, включающий в себя весь цикл работ, связанных с заготовкой, хранением как улучшенных, так и нормальных семян лесных растений и выращиванием посадочного материала, в том числе и с улучшенными наследственными свойствами, позволяющий обеспечить использование высококачественного посадочного материала в лесокультурном производстве, в озеленении. Специалисты спецсемлесхоза оказывают консультации по выращиванию лесных культур посадочным материалом с закрытой корневой системой.
Циклический подход помогает перспективному развитию школьного лесничества.
1) Согласованность с биологическими процессами природы
- Весенние посадки и уход за саженцами соответствуют периоду активного роста растений.
- Летние мониторинги состояния леса — время оптимальной видимости вредителей и болезней.
- Осенние уборки и подготовка к зиме защищают молодые насаждения.
- Зимние занятия — теоретические занятия, расчёт планов, инвентаризация.
2) Постоянное развитие навыков у участников
- Повторяющиеся циклы дают возможность закреплять умения (посадка, обрезка, учёты).
- Учащиеся проходят этапы от обучения до самостоятельной практики, затем совершенствуют навыки в следующем цикле.
3) Эффективное планирование ресурсов
- Распределение рабочего времени, инвентаря и бюджета по сезонам снижает перегрузки.
- Заблаговременная подготовка акций (сбор материалов, согласование с руководством) повышает их качество.
4) Увеличение вовлечённости и мотивации
- Регулярные мероприятия формируют традиции (ежегодные акции: «День посадки», «Час зелёного класса»).
- Видимый результат на каждом этапе (посадки, отчёты, улучшение территории) мотивирует участников оставаться в проекте.
5) Контроль и улучшение качества работы
- Этап оценки после каждой акции позволяет фиксировать ошибки и вносить коррективы в план следующего цикла.
- Ведение документации и сравнительный анализ результатов по годам показывает динамику эффективности.
6) Установление связей с сообществом и партнёрами
- Постоянство акций упрощает привлечение спонсоров, волонтёров и взаимодействие с муниципальными службами.
- Сообщества привыкнут к регулярным событиям — легче организовать помощь и поддержку.
7) Образовательная и научная ценность
- Циклические наблюдения позволяют собирать данные по сезонным изменениям (фенология, численность видов, состояние почв).
- Эти данные можно использовать в школьных проектах, конкурсах и научных работах.
Рис.1 Циклический подход в перспективном развитии ШЛ «Святобор»
Циклический подход обеспечивает согласование работ с биоритмами природы, стабильное развитие навыков учащихся, эффективное использование ресурсов, повышение мотивации, улучшение качества проектов и укрепление связей с сообществом. Благодаря повторяемости мероприятий школьное лесничество становится более устойчивым, профессиональным и результативным на протяжении всего года.
Применение искусственного интеллекта
Применение ИИ при чтении произведений о природе и создании видео расширяет образовательные возможности школьного лесничества: улучшает доступ к материалам, помогает планировать и реализовывать акции, развивает навыки анализа, творчества и медиаграмотности — при соблюдении этики и контроля со стороны педагогов.
В ходе квестов ребята демонстрируют свои знания о природе и выполняют задания, работая в командах. На этапе "Лесная нейросеть" был сгенерирован портрет каждой команды. Это испытание не только проверило их умения, но и сплотило коллектив.
Рис.2 Лесная нейросеть
Школьное лесничество «Святобор» демонстрирует высокую перспективность как образовательной, так и социально‑природоохранной инициативы. Реализация проблемно‑ориентированных практик, использование приёма «зацепляющий крючок» и последовательное вовлечение учащихся в реальную исследовательскую деятельность способствуют формированию исследовательской и профориентационной компетентности. Практические проекты — мониторинг вредителей, биотехнические мероприятия по привлечению птиц, акции по установке домиков и кормушек — показали эффективность в улучшении экологического состояния парка и воспитании экологической ответственности у школьников.
Ключевыми факторами дальнейшего развития являются системность в организации учебно‑исследовательской работы, расширение сотрудничества с учебными и научными организациями, а также регулярное применение методик таксации, точкования и научной коммуникации. Интеграция лесничества в школьную образовательную программу и участие в профильных проектах и конкурсах (например, «Билет в будущее») усилит мотивацию учащихся и откроет дополнительные возможности для профориентации.
Таким образом при сохранении системного подхода и усилении межведомственного взаимодействия школьное лесничество «Святобор» способно стать образцовым центром экологического образования, научной практики и профориентации для молодёжи региона.