Рассмотрено на заседании МО специалистов _______ Л.А.Кузьмина Протокол №____ От ___»________2021г. | Согласовано на Педагогическом совете Протокол №____ От «___»_________2021г. | Утверждаю: Директор _________ Р.Р.Гумиров Приказ №____ От ___»________2021г. |
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ужурская школа-интернат»
Перспективный план
индивидуальных
занятий учителя-дефектолога
для обучающихся 8 «г», класса
на 2021-2022 уч. год
Составила: Санарова Татьяна Николаевна
Учитель – дефектолог
I квалификационная категория
г.Ужур
Пояснительная записка.
Перспективный план составлен для учащихся 8 «Г» класса с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом F–71. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.
Целью применения данной разработки является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.
Задания, составляющие основу программы индивидуально-групповых занятий по дефектологии, вводятся в качестве отдельных упражнений на уроках и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.
При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.
Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.
Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.
Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями.
Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения.
Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.
Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.
Условия реализации программы
По результатам обследования каждому обучающемуся с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей рассчитаны часы индивидуальных занятий. Продолжительность занятия рассчитана на 20 минут (по каждому разделу).
Структура документа
Рабочая программа включает в себя следующие разделы:
Пояснительная записка.
Особенности развития ВПФ у учащихся с нарушениями интеллекта.
Диагностический раздел.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Календарно-тематический план.
Литература.
У учащихся с нарушениями интеллекта существует ряд специфических особенностей в их личности, познавательной, эмоционально-волевой сфере и поведении.
Особенности развития ВПФ у учащихся с нарушениями интеллекта
Учебная деятельность – целенаправленная активность субъекта по усвоению знаний, приобретению умений и навыков самостоятельно учиться, включая умения анализировать и планировать предстоящую работу, контролировать и оценивать ее выполнение.
Чтение. Процесс формирования навыков чтения у учащихся коррекционной школы своеобразен: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой. Слабая техника чтения, нарушению осознанности чтения.
При письме особенности усвоения грамматики и правописания заключаются в следующем: механическое заучивание определений или правил, их фрагментарное усвоение, замена сложного правила простым, смешение грамматических понятий и орфографических правил, быстрое забывание материала, неумение применять полученные знания на практике.
Овладение даже элементарными математическими понятиями требуют от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Дети с ограниченными возможностями плохо ориентируются в задаче, теряются, встречаясь с трудностями, не проверяют результаты своих действий, не соотносят их с образцами.
Нарушения деятельности анализаторов. Сенсорная сфера (ощущения, восприятия), как правило, оказывается очень нарушенной. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов.
При умственном недоразвитии оказывается дефектным восприятие: нарушение обобщенности и замедленный темп. Отмечается узость объема и трудности восприятия пространства и времени.
Восприятие неразрывно связано с мышлением. Все функции мышления недостаточно сформированы у детей с нарушениями интеллектуального развития и имеют своеобразные черты.
У детей с нарушениями интеллектуального развития страдает внимание: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость, сужение объема. Сильно страдает непроизвольное внимание. Произвольное - нецеленаправленно.
Особенности восприятия и осмысления неразрывно связаны с особенностями памяти. У детей с нарушениями интеллекта процессы запоминания, сохранения и воспроизведения имеют специфические особенности. Память у данных детей характеризуется сужением объема, замедленным темпом, недостаточной осмысленностью и последовательностью.
Речь развивается с опозданием. Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности восприятия и понимания речи. Речь бедна, маловыразительна и монотонна, нет логических ударений.
Детям, имеющим нарушения интеллектуального развития свойственно нарушение эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
Вывод: все отличительные особенности психической деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития, носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития. Хотя олигофрения рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Указанные недостатки могут быть скорректированы в процессе специальных занятий.
Диагностический раздел
При обследовании детей необходимо ознакомиться с соответствующей медицинской и педагогической документацией.
Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. В процессе диагностики следует обращать внимание на ряд общих моментов.
Понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная.
Характер деятельности при выполнении заданий. Нужно установить, выполняет ли ребенок задание с интересом или формально и обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа. Недостатки могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения. Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с нарушениями интеллекта действуют шаблонно или неадекватным образом.
Важно выявить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.
Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи.
Общая эмоциональная реакция на факт обследования. Безразличное отношение к факту обследования встречается очень часто. Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию. Подобное поведение может быть симптомом психического заболевания и должно настораживать. Такие дети должны стать объектом особого внимания.
Практический диагностический материал
Для исследования внимания.
Бланки «Корректурных проб».
Таблицы Шульте.
Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.
Для исследования восприятия.
Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.
Доски Сегена разных вариантов сложности.
Кубики Коса.
Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать
Набор предметных картинок, разрезанных на несколько частей.
Картинки для определения правой и левой сторон, понятия «верх» и «низ», «посередине».
Для исследования мышления.
Таблицы с изображением предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам.
Таблицы с заданиями на исключение понятия.
Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.
Бланки к методике «Выделение существенных признаков».
Бланки к методике «Простые аналогии», «Сложные аналогии».
Таблицы с пословицами и поговорками.
Сюжетные картинки для сравнения. Таблицы с заданиями на сравнение слов-понятий.
Набор сюжетных картинок разной степени сложности.
Таблицы с текстами разной сложности.
Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.
Таблицы с загадками.
Бланки со словами для исследования ассоциаций.
Для исследования памяти.
Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания.
Бланки к методике для запоминания 10 слов.
Картинки для запоминания слов с изображением предметов.
Бланки с текстами для воспроизведения.
Познавательные процессы. Восприятие.
Развитие восприятия различной модальности: зрительное предметное восприятие, восприятие пространства и пространственных отношений предметов, дифференцированный процесс звукоразличения, тактильное восприятие предметов – создает основу для обобщенного и дифференцированного восприятия и для формирования образов реального предметного мира, создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь.
Исследуются процессы:
Зрительно-предметного восприятия:
Узнавание предметов и изображений предметов на картинке.
Узнавание «зашумленных» предметных картинок.
Узнавание символических изображений, геометрических фигур, букв.
Узнавание цвета.
Узнавание пальцев рук.
Акустического восприятия:
Оценка ритмов.
Воспроизведение ритмов.
Узнавание шумов.
Кожно-кинестетического восприятия:
Познавательные процессы. Память.
Здесь исследуются общая и специальные виды памяти: зрительная, слухо-речевая, двигательная, зрительно-предметная память.
Познавательные процессы. Внимание.
Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания.
Речь и речевые процессы. Речь должна быть обследована тщательно. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного восприятия и восприятия образов. Речь организует все высшие психические функции (ВПФ), входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение. Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств – жестов, мимики, интонации педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи – повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам, ответы на вопросы, пересказ сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов).
Рабочая программа по развитию ВПФ на основе программного материала по учебным предметам
Цель – развитие высших психических функций (ВПФ), как важной базовой составляющей психической деятельности, на основе которой формируются такие важные учебные навыки, как, письмо, чтение и счет.
Программа включает в себя 6 разделов, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии общеучебных навыков по предметам и соответствуют элементам программного материала.
№1. Диагностика развития ВПФ. На этом этапе осуществляется обследование развития ВПФ с использованием различного диагностического инструментария. На этом этапе осуществляется знакомство с учащимися, определение основных проблем развития и путей решения этих проблем.
№2. Развитие графических навыков. Ведется работа по коррекции почерка посредством развития каллиграфических навыков и мелкой моторики. Данный модуль посвящён развитию учебных навыков через коррегирование зрительной памяти, внимания, формирование пространственных представлений и графических умений.
№3. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по грамматике. В процессе работы с программным грамматическим материалом развиваются фонематический слух, восприятие и мыслительная деятельность, память, внимание и речь. Упражнения и задания носят коррекционный характер и подобраны с учетом возрастных особенностей и уровнем развития учащихся данного класса.
№4. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по чтению и развитию речи. Обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности.
№5. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по математике. Развитие математических знаний и умений в объеме программы. Через призму математических заданий происходит развитие мыслительной деятельности и познавательной активности, внимания и самоконтроля.
№ 6. Мониторинг развития ВПФ. Проводится повторное тестирование учащихся и сравнение результатов. Определяется эффективность коррекционной работы.
Структура занятия.
1.Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой.
2. Введение в деятельность. Активизация мозговой деятельности.
3. Основная часть. Коррекционные упражнения и задания.
4. Итог. Рефлексия.
Перспективный календарно-тематический план индивидуальных занятий в 8б классе
( 2 часа в неделю)
№ | Тема | Тематическое содержание | Кол час | Дата проведения | Коррекционные цели |
№1. Диагностика развития ВПФ (с 1 по 15 сентября 2018 г.) |
№2. Развитие графических навыков (12 часов) |
1 | Рисование узоров, элементов букв и цифр | «Одновременное рисование» Проведение параллельных линий – вертикальных и наклонных. Графический диктант | 5 | | Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных учителем узоров, элементов букв и цифр. Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов. |
2 | Коррекция почерка | Работа над формой букв. Графический диктант. Рисование фигур, букв и цифр в воздухе. | 7 | | Формирование каллиграфического навыка путем написания прописных и строчных букв и соединение их в слоги. Развитие зрительной памяти и внимания посредством написания графических диктантов (точечных). |
№3. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по грамматике (25 часов) |
4 | Дифференциация букв и звуков речи | Упражнения на изменение смысла слов (пруд-прут). | 4 | | Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда букв и звуков, расположенных в определённом порядке |
5 | Дифференциация гласных и согласных | Алфавит. Упражнения с глухими и звонкими согласными. Зрительно-орфографический диктант. | 4 | | Развитие восприятия и фонематического слуха путём узнавания и выделения гласного и согласного звука |
6 | Составление словосочетаний и предложений | «Дополни предложение словами», «Закончи предложение», цепочки слов. Деформированный текст | 5 | | Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов. Текст. Отличие текста от набора предложений. |
7 | Письмо стихотворений и предложений по памяти | «Найди рифму» «Закончи стихотворение» «Строчки перепутались» | 5 | | Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством письма по памяти. |
8 | Составление предложений по сюжетной картинке. | Зрительный диктант по методике И.Т. Федоренко. Подбор подписей к сюжетным рисункам. | 4 | | Развитие объема кратковременной и оперативной памяти посредством написания зрительных диктантов |
9 | Работа с текстом. Рассказ по плану (по программе русского языка) | «Составь пункты плана по порядку» «Вставь слово в текст по смыслу» | 3 | | Развитие устной и письменной речи через умение составлять предложения из данных вразбивку слов с последующей их записью |
№4. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по чтению и развитию речи (30 часов) |
10 | Интонационные упражнения | «Послушай и воспроизведи по памяти» | 5 | | Работа над развитием правильной дикции посредством громкого четкого произношения ряда звуков, слогов, слов. Упражнения по развитию голоса. |
11 | Виды предложений | Различение предложений по интонации. Постановка соответствующего знака. | 3 | | Развитие эмоциональной сферы посредством интонирования предложения. |
12 | Наблюдения за природой родного края | Экскурсия. Наблюдения за природой. Составление рассказа по увиденному. Сюжетные картины | 5 | | Развитие устной диалогической и монологической речи через умение составлять предложения по картинкам природы посредством правильного построения ответа на вопрос учителя. |
13 | Восприятие текста на слух | Воспроизведение прочитанного. Работа над пониманием текста. | 3 | | Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение прочитанного текста. |
14 | Устное сочинение по картине | Составление вопросов по картине: «Назови краски картины» «Передний и задний план». Составь словосочетания и предложения по картине | 3 | | Развитие зрительного восприятия посредством рассматривания серии связанных единым сюжетом картинок. Развитие способности устанавливать причинно – следственные связи через рассматривание картинок и расположение их в необходимой смысловой последовательности. |
15 | Работа с текстом, стихотворением (по программе чтения) | Интонационные упражнения. Рисование по смыслу прочитанного | 3 | | Развитие выразительности чтения посредством соблюдения знаков препинания при чтении |
16 | Работа с текстом, стихотворением (по программе чтения) | «Закончи стихотворение» «Закончи загадку» (добавить последнее слово) | 3 | | Развитие восприятия и выразительности речи посредством чтения коротких стихотворений громко, тихо, шёпотом |
17 | Работа с текстом, стихотворением (по программе чтения) | Рисование по сюжету. Чтение коротких текстов. «Придумай окончание рассказа» | 3 | | Развитие переключения внимания посредством чтения короткого текста и его иллюстрирования |
18 | Составление связного рассказа по теме. | Подбор синонимов к словам. Сюжетно-ролевая игра «Главный герой» Сравнение героев. Подбор пословиц по теме. | 2 | | Развитие речи и способности выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения. Развитие памяти через воспроизведение словесного материала, услышанного на уроке. |
№5. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по математике (25 часов) |
19 | Разряды чисел. Устный счет. Сравнение чисел | Устный счет. «Лишнее число», «Лабиринт», выполнение заданий по уч. | 3 | | Развитие умения дифференцировать разряды чисел. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа |
20 | Умножение и деление чисел | Работа с таблицей умножения. ИКТ | 3 | | Развитие быстроты реакции и мыслительной деятельности через решение примеров на умножение и деление. |
21 | Решение примеров на умножение и деление | Устный счет. «Соотнеси число с картинкой» «Шифровка» | 3 | | Развитие умения дифференцировать примеры. Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры |
22 | Решение примеров в два действия | Решение примеров. «Найди закономерность» | 3 | | Развивать активность мыслительной деятельности через решение примеров в два и в три действия. |
23 | Решение примеров в три действия | «Найди дату» «математическая цепочка» | 3 | | Развивать мышление через умение применять правило о переместительном свойстве сложения на практике. |
24 | Решение задач на сложение и вычитание | Задачи на внимательность. «Математическое лото» «Составь задачу по картинке» | 3 | | Развитие воображения, мышления посредством решения простых задач на сложение и вычитание. Развитие речи, воображения, мышления через составление задач по картинке и их решение. |
25 | Решение задач с одним неизвестным | «Обратная задача» Решение задач по таблице Составление схемы по смыслу задачи. | 3 | | Развитие зрительного восприятия и мышления через заполнение пробелов в таблицах. Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя |
26 | Геометрические фигуры | Танграм. «Составь рисунок из фигур» «Сосчитай углы» «Сосчитай фигуры» Графический диктант Логический квадрат | 2 | | Увеличение объёма зрительного восприятия в процессе использования геометрических фигур способом наращивания. Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов |
27 | Занимательная математика | Занимательные задачи. Задачи-шутки. Математический квадрат Математическая викторина | 2 | | Развитие логического мышления посредством решения логических задач. Развитие логического мышления посредством решения логических примеров (математический квадрат). |
№ 6. Мониторинг развития ВПФ (с 15 по 31 мая 2019 г.) |
По итогам рабочей программы учащиеся 8 б класса возможно должны:
| Знать | Уметь | ВПФ |
| №2 | Стороны «право, лево, верх, низ, центр». | Ориентирование на листе бумаги и в пространстве. Выполнять манипуляции с мелкими предметами. Правильно писать буквы и цифры | Развитие пространственных и временных представлений, мелкой моторики и точных движений, глазомера, зрительной памяти и внимания. |
№3 | Виды предложений. | Определять границы предложения. Определять вид предложения. Проводить звуко-буквенный анализ. Составлять предложения. Соотносить картинку с названием. Писать предложения и короткие стихотворения по памяти. | Развитие восприятия и зрительной памяти. Развитие фонематического слуха. Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов, устной и письменной речи. |
№4 | Интонационные упражнения. Виды предложений. | Соблюдать интонацию и выразительность. Составлять устный рассказ по картине и по увиденному. Формулировать вопросы. Выделять главное и соблюдать причинно-следственные связи. Подбирать синонимы к словам. Сравнивать по существенным признакам. | Развитие диалогической и монологической речи, дикции; слуховой памяти и воспроизведения, внимания. Развитие мышления, умения выделять главное и сравнивать. |
№5 | Разряды чисел. Таблицу умножения и деления. Порядок действия. Геометрические фигуры. | Сравнивать. Составлять задачу по картинке и по таблице. Решать примеры с одним неизвестным. Решать примеры в 2 и 3 действия. Строить геометрические фигуры, распределять их на плоскости листа. | Развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа; воображения и зрительного восприятия. |
Литература:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Сборник 1. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 год, 231 с.
Программа «Каролина» для детей младшего школьного возраста с особыми потребностями. М. Джонсон-Мартин, М. Аттермиер.
Методика преподавания математики в коррекционной школе. М.Н. Перова.- 4-е издание – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.- 408 с.
Математика и конструирование. Пособие для учителя. А.В. Белошистая. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 511 с.
Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. А.К. Аксенов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999ю – 320 с.
Чтение и письмо. Обучение, развитие, исправление недостатков. В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1995. – 384 с.
Воспитание сенсорной культуры ребенка. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
Развитие умственных способностей младших школьников. А.З. Зак. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 320 с.
Развитие познавательной деятельности у детей. С.В. Коноваленко. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998. – 56с.