СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективный план коррекционных занятий с учащимися 3-х классов смешанная дисграфия.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективный план коррекционных занятий с учащимися 3-х классов смешанная дисграфия.

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план коррекционных занятий с учащимися 3-х классов смешанная дисграфия.»

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС


При обследовании всех компонентов речевой системы детей с дисграфией (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя и связной речи), обнаруживается некоторое отставание в развитии словаря. По количеству употребляемых в активном словаре слов у третьеклассников с дисграфией преобладают имена существительные, но при этом их запас невелик. Дети не знают многих общеупотребительных слов, сме­шивают названия сходных предметов (кружка — чаш­ка, тарелка — блюдце), очень мало знают слов-назва­ний различных цветов, деревьев, одежды и предметов быта. Учащиеся младших классов не владеют некоторыми родовыми понятиями. Так, при выполнении задания назвать одним словом груп­пу однородных предметов, дети часто называют общий функциональный признак этих предметов, выражен­ный глаголом (столы, стулья, диваны — чтоб сидеть; рубашки, брюки, платья — продают, одуванчики, розы, ромашки — они растут). Часто используются слишком широкие родовые понятия (платье, пальто, юбка — вещи; яблоки, груши, сливы — еда).

В словарном запасе младших школьников с дисграфи­ей обращает на себя внимание ограниченное употребление прилагательных. Подбирая определения к предме­там, дети пользуются исключительно характеристиками по цвету (стол черный, стул желтый и т. д.). Кроме этого, ис­пользуются прилагательные, обозначающие размер (боль­шой — маленький), а из оценочных — плохой — хороший. Также беден и глагольный словарь. Сходные дей­ствия, как правило, называют одним словом (белка ходит, черепаха ходит, конь ходит). Дети редко пользуются при­ставками для обозначения оттенков действия или употребляют одну приставку (пришел в школу, подошел к другу, вошел в класс — все эти глаголы заменяются одним сло­вом — пришел).


ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ


В устной и письменной речи младших школьников рассматриваемой группы встречается много ошибок, свя­занных со словоизменением основных частей речи — так называемые аграмматизмы.

В устной речи младших школьников встречаются ошибки, связанные с недостаточным усвоением грамматического строя языка, особенно в части вариантов и исключения из правил. Так, при словоизменении имен существительных в единственном числе, дети часто не правильно употребляют падежные окончания, пользуясь только одним из нескольких вариантов (был в лесе, стоял на мосте). Часты смешения предлогов, употребляющихся с одним падежом (пришел со школы, слез из дерева) Не различают дети форм родительного и винительного падежей неодушевленных существительных (вижу мяч — не вижу мяч). Особенно много ошибок встречается при попытках образования множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. В данных случаях выбираются или наиболее употре­бительные окончания и распространяются на все слова (креслы — стулы — домы) или окончания смешиваются, в таком случае встречаются и правильные, и ошибочные формы (города — дома— торта; пара туфлей, много чулков, пара сапогов, пара носков).

Большие затруднения вызывают у детей задания на понимание логико-грамматических оборотов речи, свя­занных с падежными формами. В таких оборотах оконча­ния несут на себе смысловую нагрузку и изменение окон­чания полностью меняет смысл высказывания: «Конфету купила Ира» или «Конфета купила Иру». Детям такие предложения кажутся одинаковыми.

Наиболее стойкими аграмматизмами являются ошиб­ки согласования. Как известно, имена прилагательные, в отличие от существительных, имеющих родовую при­надлежность, изменяются по родам, и правильно упо­треблять окончания прилагательных нужно только умея определять род существительных. В норме категория рода усваивается детьми достаточно рано, к трем годам. Если же этот процесс задержался, то гораздо позже дети научатся и согласовывать другие части речи по роду, так как они не уверены в роде существительного. Дети с на­рушениями письма часто затрудняются отнести то или иное существительное к нужному роду, поэтому допуска­ют ошибки в согласовании. И даже если в устной речи таких ошибок может и не обнаружиться много (просто безударные окончания звучат примерно одинаково), то на письме ошибки в согласовании прилагательных с суще­ствительными в роде — довольно частое явление. В роде с существительными согласуются и глаголы прошедшего времени. Трудности согласования глаголов аналогичны трудностям, возникающим при согласовании прилага­тельных.


СЛОВООБРАЗОВАНИЕ


Результаты обследования словообразовательных на­выков у младших школьников с дисграфией показыва­ют, что у них недостаточно сформированы практические умения и навыки в области словообразования. У части детей к моменту обучения не угасает так называемое сло­вотворчество (неадекватное использование тех или иных морфем при образовании слов, приводящее к детским неологизмам вроде «накомпотился»), тогда как этап об­разования детских неологизмов в норме охватывает лишь дошкольное детство. Наличие словотворчества показы­вает, что дети еще не умеют правильно сочетать морфе­мы в каждом случае в соответствии с нормами языка и правилами морфемной сочетаемости. В процессе усвое­ния родного языка ребенок постепенно овладевает этими нормами и безошибочно начинает употреблять сходные суффиксы и приставки с нужными корнями к моменту поступления в школу (лесок, но мостик; пришел, но по­дошел). Дети с дисграфией и в школьном возрасте часто неуверенно пользуются словообразовательными моде­лями, допускают' ошибки при употреблении суффиксов и приставок. Особенно много ошибок обнаруживается, когда школьники выполняют задания по образованию но­вых слов. В условиях разговорно-бытовой речи не всегда можно заметить несостоятельность в данной сфере рече­вой деятельности, так как дети предпочитают пользовать­ся словами без суффиксов и приставок. Это, в свою оче­редь, ведет к обеднению словарного запаса и не помогает преодолевать аграмматизм в области словообразования, так как без практики, без упражнений речевые умения не будут совершенствоваться.

Существенные пробелы в сфере словообразования в устной речи способствуют затруднениям на письме. Не­умение образовывать новые слова, в том числе и однокоренные, не дает возможности проверять безударную гласную в корне и таким образом ведет к большому коли­честву ошибок.

Что касается темы «Однокоренные слова», то за­труднения у детей вызываются не только отставанием в области грамматических обобщений, но и недостаточ­ным овладением логическими операциями. При объединении слов в группу однокоренных надо опираться не только на внешнее сходство в буквенном составе, но, в большей степени, на сходство значений, то есть на смысл слов. Детям с дисграфией часто трудно установить смысловую связь между двумя родственными словами, если сходство значений не так явно выражено. Поэтому при попытке подбора родственных слов младшие школь­ники или совсем не выполняют задание, или подбирают слова по случайному внешнему сходству (гора -город). Но чаще всего они подменяют подбор родственных слов изменением слова по числам или падежам, называя ту или иную форму слова (гора — горы — горой).


СВЯЗНАЯ РЕЧЬ


Связная речь у детей с дисграфией страдает не в меньшей степени, чем словарь и грамматический строй. Наибольшие затруднения вызывает составление само­стоятельного рассказа, а также рассказа по картинке или серии картин. При попытке рассказать по картинке ребенок непоследовательно переходит с описания одной детали на другую, затем возвращается на предыдущую. Другой вид связной речи — пересказ текста — дается младшим школьникам лучше, особенно если у кого-ни­будь достаточно хорошо развита механическая память. Но в большинстве случаев пересказ получается непол­ным, с пропуском многих, в том числе существенных, деталей, с перестановкой частей, что говорит о недоста­точном понимании смысла услышанного. Многие дети не приступают к самостоятельному пересказу и ждут наводящих вопросов. Причем, им понадобятся не про­блемные, а подробные, воспроизводящие сюжет текста вопросы.


ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


Логопедическая программа коррекции пробелов в развитии лексико-грамматического строя речи учащихся с нарушениями письменной речи включает в себя следу­ющие разделы:

1) Словоизменение имен существительных.

2) Согласование имен прилагательных и.глаголов с именами существительными.

3) Словообразование основных частей речи.

4) Лексика и фразеология.

Весь материал распределен по учебным четвертям. В каждой четверти рассматривается один раздел програм­мы. Дидактическим сопровождением программы служат четыре тетради для логопедических занятий, по одной те­тради на четверть:

- Козырева Л. М. Путешествие в страну падежей.Ярославль, 2006.

- Козырева Л. М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Ярославль, 2006.

- Козырева Л. М. Как образуются слова. Ярославль, 2006.

- Козырева Л. М. Слова-друзья и слова-неприяте­ли. Ярославль, 2006.




















Перспективный план

коррекционных занятий с учащимися 3-х классов

смешанная дисграфия


Этапы коррекционной работы


Содержание работы


Цели


Темы занятий

Кол-во часов


Дата


1. Диагностико-подготовитель-ный


Фронтальное и индивидуальное обследование состояния письменной и устной речи:


 Исследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

 Исследование понимания речи, лексики и грамматического строя экспрессивной речи.

 Состояние связной речи.

 Исследование процесса чтения и письма.

 Исследование неречевых психических функций.

 Логопедическое заключение.





2. Коррекционный



1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи


 Развитие фонематического восприятия.

 Формирование полноценных фонетических представлений.

 Совершенствование фонематических обобщений.




1.Развитие речевого анализа и синтеза на уровне текста (предложения)

 Актуализировать знания детей о том, из чего состоит наша речь, о способах выражения мысли. Развивать умение рассуждать

Сформировать (закрепить) навык выделения предложения из речевого потока.

 Сформировать (закрепить) навык смыслового и интонационного оформления предложения в устной речи.

 Формировать (закреплять) умение определить количество предложений в тексте.

Формировать (закреплять) навык грамматического оформления предложения на письме

Формировать (закреплять) навык определения количества и последовательности слов в предложении

Речь. Предложение. Интонационное оформление предложений в устной речи



Предложение.

Развитие анализа текста из предложений.



Предложение. Слово. Дифференциация понятий «предложение», «слово».



Предложение. Слово.

Определение количества, последовательности слов в предложении



3. Развитие фонематического восприятия, представлений, дифференцировок звуков

 Сформировать (уточнить, закрепить) понятие о букве как о графическом образе звука

 Развивать (закреплять) умение различать на слух гласные и согласные фонемы

 Учить определять гласные и согласные звуки по способу образования (по положению и движению органов артикуляции). Развивать зрительное и слуховое восприятие, кинестетическую память.


Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук»-«буква».





Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.




4. Развитие речевого анализа и синтеза на уровне слога.


 Развивать слоговой анализ и синтез на материале слов различной слоговой структуры.

 Сформировать (закрепить) навык определения ударного слога в словах

 Развивать фонематическое восприятие, слоговой и фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

 Содействовать превращению неграмматического реч. действия правописания безударных гласных – в грамматико-орфографическое. Действие – знание, видение.

Слоговой анализ и синтез слов.

Слоговой состав слова.

Деление слов на слоги.

Правила переноса слов.



Ударение.

Ударный слог.

Безударные гласные

Практическое овладение навыком правописания безударных гласных



Проверочная работа



5. Развитие фонематических представлений и дифференцировок на материале твёрдых и мягких согласных звуков.



 Закреплять навык употребления гласных 2 ряда для обозначения мягкости согласных на письме.

 Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твердых и мягких согласных.

 Сформировать (закрепить) навык употребления гласных «2 ряда после твердых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах

 Закреплять навык употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных на конце и в середине слов.



Твёрдые и мягкие согласные.

Способы обозначения мягкости на письме



Буква «ь» для обозначения мягкости согласных



Разделительный мягкий знак.



Дифференциация букв «ь».

Разделительный «ь» и буква «ь» для обозначения мягкости согласного.



Проверочная работа



6.Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных звуков, шипящих и свистящих согласных звуков, аффрикат и звуков, входящих в их состав.



 Развивать фонематическую дифференциацию оппозиционных звуков.

 Закреплять понятия «звонкие», «глухие» согласные звуки.

 Формировать навык правописания звонких и глухих согласных в середине и на конце слов.

 Содействовать превращению неграмматического реч. действия правописания парных звонких и глухих согласных – в грамматико-орфографическое. Действие – знание, видение

 Развивать фонематический слух.

 Развивать фонематический анализ и синтез.

 Учить различать смешиваемые согласные на слух и на письме.

 Развивать кинестетический анализ.

 Исправлять нарушения в звукопроизношении.

 Воспитывать навык правильной, грамотной речи.

Дифференциация согласных, имеющих сходство по акустико-артикуляционным параметрам.


Парные звонкие и глухие согласные.



Свистящие и шипящие звуки.

Дифференциация звуков С-Ш.



Дифференциация звуков З-Ж.



Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж.



Аффрикаты и звуки. в ходящие в их состав.

Дифференциация звуков С-Ц.



Дифференциация звуков Ч-Ц.



Дифференциация звуков Ч-Ш.



Дифференциация звуков Ч-Щ.



Дифференциация звуков Т-Ц.



Дифференциация звуков С-Щ.



Дифференциация звуков Ч-Т.



Соноры.

Дифференциация звуков Р-Л.



Закрепление.



Проверочная работа



7. Дифференциация согласных, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве;

согласных, отличающихся количеством одинаковых элементов; согласных, имеющих оптическое сходство.

Закрепление связей между произнесение звука и его графическим изображением на письме.

 Уточнить и расширить объем зрительной памяти.

 Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.

 Развивать зрительный анализ и синтез.

 Развивать зрительно-моторные координации.

 Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.

 Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

Дифференциация букв а-о.



Дифференциация букв и-у.



Дифференциация букв и-ш.



Дифференциация букв б-д.



Дифференциация букв п-т.



Дифференциация букв л-м.



Дифференциация букв х-ж.



Дифференциация букв З-Е.



Проверочная работа.




2. Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой


Развитие функций словообразования.

Обогащение, актуализация словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к разным частям речи.









Развитие, совершенствование лексико-грамматического оформление речи.


 Формирование навыка использования различных способов словообразования.


 Формировать навык разбора слова по составу.


 Уточнять лексическое значение слов.


 Формировать умение подбирать однокоренные слова.


 Уточнять лексическое значение различных предлогов, понимать пространственное значение отдельных предлогов и правильно их употреблять в устной и письменной речи.


 Развивать пространственную ориентировку.


 Формировать (закреплять) понятия «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол».


 Развивать навык согласования слов в моделях различных синтаксических конструкции.


 Воспитывать навык правильной, грамотной речи.





Однозначные и многозначные слова.



Слова-приятели (синонимы).



Слова-неприятели (антонимы).



Корень слова. Однокоренные слова.



Сложные слова, их определение в тексте, конструирование, правописание.



Окончание. Нулевое окончание



Словообразование. Образование слов при помощи приставок.

Правописание приставок.



Предлоги.



Дифференциация приставок и предлогов.



Морфологический состав слова.



Проверочная работа.



Имя существительное.



Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа



Практическое употребление существительных разного рода



Имя прилагательное.



Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.



Глагол.



Согласование глагола с существительным в числе.



Согласование глагола с существительным в роде.



Согласование глагола с существительным во времени.



Повторение.



Проверочная работа.



3.Формирование связной речи


Развитие навыков связного высказывания



 Формировать навык программирования смысла и смысловой структуры высказывания.


 Развивать навык установления логической последовательности высказываний.


 Формировать навык отбора языковых средств для построения высказывания.

Развивать навык связного высказывания.


Развивать словесно-логическое мышление.


Развивать понимание обращённой речи, умения ориентироваться в прочитанном, определять существенные и несущественные связи в тексте, устанавливать причинно-следственные связи.

Предложение.

Смысловая и интонационная законченность предложений.



Структура предложения.



Деформированные предложения. Грамматическое оформление предложений.



Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.



Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста.



Восстановление деформированного текста.



Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов.



Текст-повествование.



Текст-описание.



Текст-рассуждение.



Проверочная работа



3 Оценочный

Фронтальное обследование

 Проведение итоговых проверочных работ.

 Оценка динамики работы с учащимися.

 Количественный и качественный анализ ошибок.

 Подведение итогов работы за год

Итоговая проверочная работа