Перспективный план НОД и
совместной деятельности педагогов и детей
в подготовительной к школе группе.
Экологическое воспитание
Сентябрь
Первая неделя
Диагностирование детей
Вторая неделя
Диагностирование детей.
Наблюдения, опыты, игры с песком.
Рассказ-беседа «Планета Земля в опасности!». Дать детям представление о том, что планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.
«Начинаем читать книгу „Экология в картинках"». Цель. Дать детям представление о том, что в книге рассказывается о доме для разных живых существ: растений, животных, людей. Сберегая их дом – условия, в которых они живут, – мы сбережем живые существа. Учить слушать чтение познавательной книги, правильно понимать ее содержание, отвечать на вопросы, опираясь на текст рассказа. Учить рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других.
Третья неделя
Цикл ежедневных наблюдений за сезонными явлениями природы, работа с календарем природы, целевые прогулки по участку детского сада.
Четвертая неделя
Беседы «Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях», «Где зимуют лягушки?». Цель. Закреплять представления детей о жизни лягушек в природе, особенностях их питания, передвижения, появления новых лягушек, образе жизни в разные сезоны. Показать приспособленность лягушек к жизни в разных температурных условиях.
Сбор камней для коллекции.
Октябрь
Первая неделя
Создание коллекции камней. Коллективное придумывание сказок. «Рисование на камнях.
Беседа «Простые и ценные камни в природе». Цель. Развивать у детей интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности. Дать представление о камнях.
Беседа «Обитатели нашего уголка природы». Цель. Уточнить виды растений, которые имеются в уголке природы. Формировать представление о том, что растения – живые существа. У них есть потребности в определенных условиях: для растений это тепло, свет, вода, питательная почва.
Беседы, рассматривание альбомов, просмотр фото и видеоматериалов «Кто живет в аквариуме?»
Вторая неделя
Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу?». Цель. Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни.
Третья неделя
Беседа о кроте. Цель. Дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни.
Четвертая неделя
Беседа «Слепые землекопы». Цель. Закреплять представления детей о кротах. Расширять знания о животных, живущих в почве, об их приспособленности к подземному образу жизни.
Беседа «Что человек делает из глины?». Познакомить детей с различными изделиями, созданными из глины (сувениры, посуда). Дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Сообщить, что глина бывает разная по цвету и качеству; из хорошей белой глины делают столовую посуду. Познакомить детей с народной глиняной игрушкой – дымковской, филимоновской.
Ноябрь
Первая неделя
Развешивание кормушек для птиц, Подкормка птиц, которая продолжается до конца марта.
Беседы с детьми об условиях жизни зимующих птиц (мало корма, короткий день, похолодание), о роли подкормки в их жизни в трудный период года.
Беседа «Сравнение рыб и лягушек». Цель. Формировать обобщенные представления: рыбы – водные обитатели; лягушка – обитатель воды и суши; рыбы и лягушки – быстроплавающие животные; вода плотнее воздуха, в ней передвигаться труднее, строение водных обитателей приспособлено к этому.
«Сравнение песка, глины и камней». Цель. Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней, учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности. Познакомить детей с песочными часами, развивать чувство времени, умение правильно называть разные явления, объяснять их.
Вторая неделя
Подкормка птиц на кормушках участка детского сада. Обсуждение с детьми вопросов организации: каким кормом подкармливать птиц, как собирать хлебные крошки и другие сухие остатки питания, как их хранить, в какое время выкладывать на кормушку.
Беседа «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения». Цель. Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. Учить, что поливать комнатные растения надо по-разному, в соответствии с их потребностями во влаге. Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на основе этого относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым.
Беседа «Где у саксаула листья?». Цель. Дать детям первоначальное представление о пустыне как большом пространстве земли, песчаном или каменистом, где летом очень жарко и сухо, так как редко идут дожди. В пустыне мало растительности, там растут только засухоустойчивые растения: дерево саксаул, колючие кустарники. Обозначить закон природы: все растения и животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. Уточнить представления детей о приспособленности знакомых им животных: белого медведя, крота, лягушки, рыб.
Третья неделя
Продолжается подкормка птиц: у детей вырабатывается привычка регулярно и организованно выкладывать корм на кормушку.
Целевая прогулка по территории детского сада «Растет ли у нас саксаул?».
Беседа «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения» (закрепление). Цель. Продолжать формировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. Продолжать учить, что поливать комнатные растения надо по-разному, в соответствии с их потребностями во влаге. Продолжать учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на основе этого относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым.
Четвертая неделя
Продолжается подкормка птиц.
Обсуждение дежурств в уголке природы. Напоминание, что внимательно осматривать надо растения. Прежде чем их поливать, необходимо убедиться, что земля сухая. В ноябре (накануне зимы) все растения уже следует поливать немного, так как они находятся в состоянии покоя. Обильный полив в это время нужен только цветущим растениям. Засухоустойчивые растения нужно поливать реже, чем все остальные.
Занятие «Беседа об осени». Программное содержание. Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года (заметно меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день, становится холоднее и др.); растения и животные приспособились к этим изменениям: лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся и замирают, перелетные птицы улетают в теплые края). Учить по значкам и рисункам календаря описывать события природы.
Декабрь
Первая неделя
Продолжается подкормка птиц на участке детского сада.
Цикл наблюдений за елью во время прогулки.
Наблюдение 1. «Чем ель не похожа на другие деревья?» (У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток иное: вверху короткие, молодые, внизу длинные, старые, широкие. На ели висят продолговатые шишки, в них семена. У дерева очень приятный еловый запах. Ель – хвойное дерево.)
Наблюдение 2. «Как различить ель, сосну и лиственницу?» ( У сосны иголки длинные, более мягкие и светлые, чем у ели. Шишки короткие, округлые, твердые. Сосна выше ели, ветви у нее наверху, ствол прямой и голый. У лиственницы иголочки мягкие, как листочки, на зиму они опадают. Ветки шишковатые, на них висят маленькие шишки с семенами.)
Наблюдение 3. «Чем ель на участке отличается от игрушечной елки?» (На улице живая ель: у нее в земле корень, который в теплое время года всасывает воду и питательные вещества из почвы. По стволу и веткам движется сок, меняются иголки – старые опадают, новые отрастают. Каждую весну и лето ель растет, становится выше, появляются новые ветки, старые становятся длиннее. Ель живая, о ней надо заботиться: стряхивать тяжелый снег с ее лап, поливать в засуху. Игрушечная елка маленькая и неживая, с ней можно играть.)
Вторая неделя
На участке продолжается зимняя подкормка птиц.
Комплексное занятие «Беседа о лесе» Уточнять и расширять представление детей о лесе. (В лесу растет много разных деревьев, кустарников, травянистых растений, лесных ягод и грибов. В лесу живут разные животные: хищные звери (волк, лиса, медведь, рысь, куница), животные, которые питаются растениями или насекомыми (лось, заяц, белка, лесная мышь, еж, лягушка, ящерица), лесные птицы (сорока, соловей, сова, синица, дятел, клест), насекомые (муравьи, жуки, гусеницы, комары). Лес – это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор. Леса бывают разные. Смешанные – в них растут лиственные и хвойные деревья. Бывают березовые, дубовые рощи, сосновый бор, тайга. Лес по-разному выглядит в разное время года. Он всегда красив, поэтому многие художники любят рисовать лес.) Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.
Продолжение цикла наблюдений за елью во время прогулки.
Наблюдение 4. «Сколько лет елке?» (Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разные стороны (новая мутовка). По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько ели лет (количество мутовок плюс один). Елочка, которой пять или семь лет, еще невысокая, ниже ребенка, которому столько же лет. Ель растет медленно, поэтому молодые елочки надо беречь.)
Наблюдение 5. «Как себя чувствует сломанная елка?» (Ель, у которой сломана верхушка, становится уродливой, но остается живой и продолжает расти. Боковые ветви превращаются в верхушку, их может быть несколько. Такая елочка не так стройна, как другие ели. Ей надо сочувствовать. Наблюдение 6. «Ель – очень красивое и полезное дерево» Ель – стройное дерево, потому что сверху вниз ее ветки увеличиваются постепенно. Особенно красиво ель выглядит зимой, когда остальные деревья голые, а она зеленая. Красиво выглядит ель и когда на ее ветках иней. Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок, двор, парк. Ель очень полезное дерево, так как издает хороший запах и очищает воздух от бактерий. Ель помогает нам быть здоровыми.)
Третья неделя
Продолжаются зимняя подкормка птиц, индивидуальная работа с дежурными в уголке природы. Ежедневные наблюдения за погодой, фиксирование ее в календаре. Рисование картины живой природы.
Наблюдение за следами на снегу на участке детского сада. Нахождение и обсуждение следов людей (детские, взрослые, мужские, женские), направление их движения, следы животных (кошек, собак, птиц, мышей), следы повозок (санок, колясок, лыж и т. д.). Обсуждение, где и на каком снегу следы заметны лучше, а где хуже.
Занятие «Через добрые дела можно стать юным экологом». Программное содержание. Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни.
Виртуальная экскурсия в зимний лес. Цель. Дать представление о лесе как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории. Показать многоярусность смешанного леса. На всех ярусах живут животные, лес – это их дом. В зимнее время на снегу можно увидеть следы их деятельности. Животные живут на том ярусе, на котором могут передвигаться, находить пищу строить убежища. Растения и животные одного леса связаны друг с другом, живут как одно сообщество. Люди, приходящие в лес, – это гости, они должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы не нарушать жизнь хозяев. Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, развивать чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.
Четвертая неделя
Продолжается зимняя подкормка птиц, работа с дежурными в уголке природы.
Проводится подготовка к празднику новогодней елки, сам праздник. Цикл наблюдений за водой, снегом.
Наблюдение 1. «Какая вода льется из крана?» (В водопроводе, который имеется во всех домах в городе, вода бывает разная: холодная, горячая. И та и другая вода чистая, прозрачная, льется, принимает форму любого сосуда. В прозрачной посуде (стакане, банке) через воду все видно.)
Наблюдение 2. «Как из снега получить воду?» (Снег – это тоже вода, только замерзшая в виде кристаллов-снежинок. Из снега можно получить воду, если его нагреть: он растает и получится вода. Согреть снег можно по-разному: подержать в горячей руке, подышать на снежинки, можно принести в группу, согреть в посуде на огне. В любом случае от нагревания снег превратится в воду.)
Январь
Первая неделя
Продолжается подкормка птиц на участке детского сада. Выкладываются разные корма: для синиц – сало, семечки; для снегирей – рябина; для воробьев, голубей – разные зерна, крошит хлеба, остатки сухой каши. Продолжается индивидуальная работа с дежурными по уголку природы – у детей вырабатывается умение осмысленно ухаживать за растениями, их учат понимать состояние живых существ, сопереживать им.
Продолжение цикла наблюдений за водой, снегом, льдом.
Наблюдение 3. «Снег – он какой?» (Снег бывает разный. Цвет снега зависит от чистоты: белый – это чистый снег; серый, бурый – очень грязный, такой бывает на проезжих дорогах; цветной – от цветного дыма из заводской трубы, это ядовитый снег. В морозную погоду снег пушистый, легкий, искрится на солнце, скрипит под ногами; в оттепель снег тяжелый, мокрый, липнет к ногам и лыжам, из него можно лепить снежки и скульптуры.) Наблюдение 4. «Можно ли пить талую воду?» (Даже самый белый, чистый снег грязнее водопроводной воды. Проводится опыт: в две белые тарелки кладут снег и наливают воду. Через два часа дети рассматривают воду в тарелках, сравнивают ее, отгадывают, в которой из них был снег (по мусору на дне). Убеждаются, что чистый снег – это грязная талая вода, непригодная для питья человеку. Талой водой хорошо поливать растения, ее можно давать животным.)
Наблюдение 5. «Если воду замораживать…» (Воду можно заморозить на улице в мороз, в холодильнике (в морозильном отделении), она превращается в лед. Он твердый, холодный, прозрачный, имеет форму сосуда; он хрупкий, как стекло, легко раскалывается от удара. Замораживая воду разной окраски в песочных формочках, можно сделать красивые цветные льдинки.)
Рассматривание глобуса и разговор о новогодних событиях в разных местах планеты. Дети показывают Северный и Южный полюсы, материки, океаны, моря. Воспитатель помогает им найти Россию, Москву, знакомые города. Показывает на глобусе, что зима сейчас в северном полушарии, а в южном полушарии в разгаре лето. Рассказывает, что Новый год встречают жители всей планеты, а вот ель и другие хвойные деревья растут не везде. Хвойных пород особенно много в России, в тайге), поэтому и сложился такой обычай – рубить елку на праздник и украшать ее. Теперь людей много, а леса стало меньше, значит, ели надо беречь.
Второй новогодний праздник на улице (на точке экологической тропы «Елочка») вокруг живой елки. Предварительно дети украшают ее цветными льдинками, самодельными игрушками. Смысл праздника – радоваться зиме, ее красоте, развлечениям, которые она несет с собой, и, конечно, прославлять красавицу елку.
Вторая неделя
Продолжается подкормка птиц. Результатом ее хорошей организации с ноября является то, что стайка воробьев, голубей и других птиц в ожидании корма держится на участке детского сада. Тем самым создаются благоприятные условия для проведения регулярных наблюдений с детьми.
Ведение календаря наблюдений за птицами.
Ежедневные наблюдения за погодой (на участке или из окна помещения) и работа с календарем.
Наблюдение 6. «Что такое пар и когда его можно увидеть?»
Наблюдение 7. «Пар не всегда можно увидеть»
Наблюдение 8. «Куда делась вода из аквариума?»
Наблюдение 9. «Когда из чашки и из тарелки с едой идет пар, а когда нет?»
Третья неделя
Наблюдение за погодой, работа с календарем. (Дети уже могут самостоятельно определить погодные явления и сказать о них. Воспитатель дает поручения: одним ребятам отметить погоду в календаре, другим их проконтролировать, третьим – изобразить картину живой природы.)
Работа со снегомером, измерение глубины снега в разных местах по мерным делениям.
Работа по наблюдению за птицами, прилетающими на кормушки.
Ведение «Календаря наблюдений за птицами».
Наблюдения за различными свойствами воды и ее агрегатными состояниями. Наблюдение 10. «Что бывает с паром при охлаждении?»
Наблюдение 11. «Снежинки очень красивы»
Наблюдение 12. «Зимние узоры на окне» (задание детям для самостоятельного наблюдения и объяснения)
Наблюдение 13. «Следы на снегу»
Занятие «Земля – живая планета» Уточнить представления детей о Солнечной системе; рассказать об уникальности Земли.
Четвертая неделя
Индивидуальная работа с дежурными в уголке природы.
Подкормка птиц. (Специальных наблюдений на участке воспитатель не организует, но поддерживает самостоятельную инициативу детей.)
Занятие «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу». «Волк и лиса – лесные хищники». Программное содержание. Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
Беседа «Сравнение белого и бурого медведей». Цель. Уточнять и расширять представление детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленность к ним. Учить сравнивать животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания; выделять наиболее характерные признаки для сравнения – устанавливать сначала различия, затем сходство.
Февраль
Наблюдения за луком – это первое (в этом году) систематическое ознакомление детей с ростом и развитием растения, его взаимосвязью с внешней средой. (Постановка несложных опытов, регулярные наблюдения один раз в неделю и зарисовки в календаре помогут закрепить понимание зависимости растущего растения от комплекса условий, в которых оно находится.)
Первая неделя
Наблюдение за луком (1). Цель. Уточнить представления детей о том, что из луковицы-репки можно вырастить зеленый лук, если создать благоприятные условия, то есть посадить в воду, поставить в теплое и светлое место. Зеленый лук полезен людям (особенно зимой и весной), так как в нем много витаминов. (Чтобы проверить, когда лук лучше растет, луковицы можно выращивать в разных условиях.)
Беседа «Цепочки в лесу». Цель. Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.
Наблюдение 1. «Как обнаружить воздух в помещении?» Показать детям, что воздух легко обнаружить, если создать его движение; его можно почувствовать кожей лица – это будет легкий ветерок.
Наблюдение 2. «Воздух есть во всех предметах». Показать детям, что воздух есть повсюду, во всех предметах и материалах, его легко обнаружить, если опускать предметы в воду.
Вторая неделя
Продолжается зимняя подкормка птиц на участке (педагог поддерживает инициативу детей, их самостоятельные наблюдения).
В уголке природы ребята-дежурные совершенствуют свои навыки по уходу за комнатными растениями.
Наблюдение за луком (2). Выявить изменения, которые произошли с луковицами за неделю, зарисовать увиденное в календаре.
Беседа «Кто главный в лесу?». Цель. Уточнить представления детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу – растения, которыми питаются различные животные. Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе: бережет от пожара, подкармливает животных зимой, спасает некоторых из них от беды
Наблюдение 3. «Воздух упругий». Познакомить детей с тем, что воздухом можно надувать разные предметы (шары, мешочки), воздух заполняет их, предметы становятся упругими, а бесформенные – приобретают форму.
Наблюдение 4. «Дуем – играем». Показать детям, что с воздухом можно по-разному играть, если научиться сильно дуть.
Третья неделя
Изготовление книжки по рассказу «Невидимые весы».
Как и в предыдущие месяцы, ежедневно ведется наблюдение за погодой, продолжается работа с календарем. (Дети уже владеют навыками наблюдения, помнят значки, ориентируются на странице календаря, поэтому воспитатель изыскивает приемы, повышающие их самостоятельность в этом процессе. Во всех случаях воспитатель (с помощью детей) контролирует выполнение заданий, в разговоре со всеми детьми уточняет результаты наблюдений, правильность заполнения календаря.)
Измерение снегомером глубины снежного покрова.
Наблюдение за луком (3). Обнаружить изменения в состоянии луковицы, рост корней и зелени; связать эти изменения с наличием нужных для роста условий (тепла, воды, света). Сравнить луковицы и обнаружить различия в их состоянии. Зарисовать результаты наблюдения в календаре.
Четвертая неделя
На участке продолжается подкормка птиц, в уголке природы – индивидуальная работа с дежурными.
Наблюдение за луком (4). Учить детей замечать изменения растущих луковиц, связывать их с факторами внешней среды; замечать различия в росте зелени у разных луковиц, устанавливать их причины.
Комплексное занятие «Пройдет зима холодная…». Программное содержание. Уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время. Показать зависимость состояния растений от внешних условий: деревья и кустарники без листьев, не растут, потому что не хватает необходимых условий (тепла, воды, света). Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям: заснеженным пейзажам, деревьям в инее, сверкающему снегу, зимним развлечениям. Рассказать, что зима своей красотой вдохновила художников писать картины, композиторов сочинять музыку, поэтов – стихи.
Наблюдение 5. «Воздух нужен для жизни». Цель. Дать детям представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхают его легкими, которые находятся внутри тела, в грудной клетке. Без воздуха человек не может жить, погибает. Для жизни ему нужен чистый, свежий воздух – в таком воздухе приятно находиться, легко дышать, играть, работать, спать. Показать отличие обычного комнатного воздуха от свежего воздуха в проветренном помещении.
Наблюдение 6. «Чем пахнет воздух?». Цель. Учить детей различать запахи, узнавать запахи знакомых предметов, наслаждаться хорошим ароматом.
Март
Первая неделя
Наблюдение за луком (5). Обнаружить дальнейшие изменения в росте луковиц, разницу в состоянии зелени, вызванную неодинаковыми условиями. Обобщить результаты опытного проращивания лука: самая хорошая зелень у той луковицы, которая имеет все необходимые условия (воду, тепло, свет).
Занятие «Подарок любимому человеку к 8 Марта». Программное содержание. Побуждать детей осмысливать свое отношение к окружающим близким людям. Учить выражать это отношение готовностью сделать приятное – изготовить подарок своими руками и преподнести его в праздничный день. Продолжать знакомить с произведениями искусства, на которых изображена природа. Показать, что художественные произведения созданы руками человека на основе впечатлений от природы, радостного переживания ее красоты. Учить осмысливать свои впечатления от природы, совершенствовать эстетическое видение ее красот; выражать свои впечатления изобразительными средствами, доводить работу до конца.
Наблюдение 7. «Есть ли в воде воздух?». Цель. Уточнить представления детей о том, что воздух есть везде, что в воде тоже есть воздух, особенно его много в чистой, свежей воде (только что налитой из-под крана).
Вторая неделя
Беседа «Что мы знаем о птицах». Цель. Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. Изготовление бумажных голубей.
Рассказ о том, что человек издавна мечтал летать как птица, поэтому изобрел много летательных аппаратов: воздушный шар, самолет, вертолет, парашют и дельтаплан.
Беседа «Сравнение домашних и диких животных». Цель. Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных – создает им все необходимые условия жизни. Показать, что домашние животные отличаются от диких – они не приспособлены самостоятельно жить в лесу. Развивать умения объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.
Третья неделя
Рассказ воспитателя о черепахах.
«Сравнение кроликов и зайцев». Цель. Уточнить представления детей о жизни зайцев в лесу, о жизни кроликов как домашних животных. Дать представление о диких кроликах, местах их обитания, образе жизни. Показать их отличие от зайцев и домашних кроликов. Уточнить признаки домашних и диких животных.
Четвертая неделя
«Когда животных в природе становится много или мало?». Цель. Уточнить представления детей о том, как создаются в природе пищевые связи растений и животных (цепочки питания). Показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки. Нарушение равновесия в цепочке чаще всего происходит от резкого изменения погоды. Иногда люди неправильно действуют и нарушают цепочки в природе.
«Олени и хищники». Цель. Уточнять и расширять представления детей о взаимосвязи обитателей леса, цепочках питания. Показать положительную роль хищника в равновесии лесного сообщества (на примере волка).
Апрель
Первая неделя
Наблюдение за мать-и-мачехой (1). Найти на участке детского сада места, где появился первоцвет мать-и-мачеха. Определить, что это солнечные – более сухие и теплые – места на газонах. Цветы мать-и-мачехи желтые, на коротких стебельках, без листьев. Вокруг желтой серединки в несколько рядов растут реснички лепестков, каждый цветок как маленькое солнышко – очень радует людей ранней весной.
Цикл наблюдений за божьей коровкой.
Наблюдение 1. «Какая божья коровка и где ее можно найти?» В апреле на солнечных местах (на ветках кустарников, на заборе, стене дома, пнях и т. д.) можно увидеть маленького жучка – божью коровку. У нее круглая выпуклая спинка яркой окраски (красная, оранжевая, желтая) с черными или белыми точками – ее легко заметить. Жучок греется на солнечных местах после зимней спячки.
Занятие «„Зеленая служба" Айболита – весенний уход за комнатными растениями». (или 3 н.) Программное содержание. Учить детей определять по внешним особенностям растений их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения; их можно узнать по внешним признакам: светлая яркая окраска листьев выдает светолюбивые растения, темная – теневыносливые; растения с тонкими мягкими листьями любят много влаги, растения с толстыми листьями и стеблями запасают ее и могут долго обходиться без воды; слабые, давно не цветущие растения нуждаются в питательной почве, их надо пересадить.
Рассказ воспитателя «Как черепахи живут в природе?» Познакомить с местом обитания и жизнью черепахи в естественных природных условиях (степях, пустынях), приспособленностью в питании, защите от врагов, перенесении жары и холода, выведении потомства.
Вторая неделя
Наблюдение за мать-и-мачехой (2). Отметить изменения в росте растения: цветов стало больше; оно выросло, стало выше. Мать-и-мачеха появилась на новых местах.
Цикл наблюдений за божьей коровкой.
Наблюдение 2. «Как ползает и летает жучок?». У божьей коровки шесть лапок, два мягких прозрачных крылышка и два твердых надкрылья. При помощи лапок она быстро бегает по листьям, коре, камням, руке. Крылья позволяют ей летать. Когда она готовится взлететь, то раскрывает надкрылья, приподнимает их, выпускает прозрачные крылышки и летит.
Наблюдение 3. «Что ест божья коровка?». Дать представление о том, что в разных местах жучок питается еще более мелкими, чем он сам, насекомыми, которые сосут из растений сосок и приносят большой вред плодовым садам и вообще многим растениям.
Чтение рассказа «Как божьи коровки помогли садовникам» из книги «Экология в картинках».
Рассказ воспитателя «Морские коровы и Красная книга». Цель. Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных; морские коровы – животные, которых больше никогда не будет на Земле. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями. Развивать воображение в изобразительной деятельности.
Беседа «Лес в жизни человека». Цель. Уточнить представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
Выполнение рекомендаций Айболита по весеннему уходу за комнатными растениями.
Посадка любого комнатного растения. (Это может быть заранее проращенный черенок с корнями или растение, требующее пересадки.)
Третья неделя
Подготовка ко Дню Земли, проведению акции «Украсим дом цветами» и праздника посвящения ребят в юные экологи. Показать детям, что люди – живые существа, им для жизни, здоровья, хорошего самочувствия нужны условия, хороший дом. Таким домом является квартира, двор возле дома, комната группы, участок детского сада, ближайший лес, в котором дети гуляют. Свой дом надо любить, заботиться о нем, следить за чистотой и красотой. Хозяевами дома являются люди: взрослые и дети, они наводят порядок, чистоту, украшают его. Понедельник. Сообщение воспитателя о том, что на этой неделе люди всего земного шара отмечают День Земли: все, кто живет на планете, должны любить ее, заботиться о ней. Планета Земля – это дом для всех людей. Но дом этот начинается с того места, где живет человек. Беседа о том, что дети – живые (как растения и животные), им нужны теплое и чистое помещение, свежий воздух, вкусная еда, красота и уют, разные предметы и игрушки, чтобы они хорошо себя чувствовали, не болели, занимались любимым делом. Такие условия есть в группе детского сада, значит, группа – это хороший дом для детей. Вторник. Целевая прогулка по участку детского сада и беседа на тему «Участок – наш дом». Делается вывод: участок должен быть зеленым, красивым, чистым и удобным. Среда. Обсуждение с детьми их предложений по улучшению двора возле дома. Подводит их к мысли: как хорошо, если около подъезда, крыльца посадить цветы. Четверг. Экологический поход (виртуальный). Цель. Показать детям пробуждающуюся природу – первоцветы, набухающие почки, цветущие деревья и кустарники, развертывающиеся листья. Связать состояние растений, их рост с нарастающими благоприятными условиями: увеличением дня (количества света), тепла, изобилием влаги; уточнить представления об охраняемых растениях. Развивать наблюдательность, интерес к различным явлениям природы, умение замечать их изменения. Развивать эстетическое восприятие природы, умение замечать красоту, наслаждаться ею, оберегать ее. Воспитывать желание практическими делами охранять и беречь лес, учить соблюдать правила поведения в лесу. Пятница. Посвящается Дню Земли. Утро: коллективный труд детей в уголке природы и группе. Общими усилиями создается чистота, красота, уют. Дети помогают оформить выставку своих работ (рисунков, поделок, книжек-самоделок). После завтрака: беседа «Земля – наш общий дом. Украсим ее цветами». После беседы организуется посадка цветочных семян на рассаду или (в зависимости от погоды и климатических условий) высадка рассады на участке детского сада. Дети могут посадить побольше семян, чтобы украсить цветами газоны не только в детском саду, но и около своего дома, подъезда.
Праздник посвящения в юные экологи
Четвертая неделя
Воспитатель и дети обсуждают прошедшую неделю, делятся впечатлениями. «Вспоминают», что не наблюдали ежедневно за погодой и не отмечали ее в календаре (то, что всегда делалось на третьей неделе). Воспитатель предлагает ребятам вспомнить день за днем погоду, отметить ее в нужных графах, нарисовать картину живой природы.
Рассказ воспитателя «Птичий город на деревьях». Дать детям представление о заповедниках как местах, где богатую природу специально охраняют. Познакомить, читая рассказ, с Астраханским заповедником. Показать, что в местах впадения Волги в море скапливается много редких, очень интересных птиц; в заповеднике их охраняют, поэтому их не становится меньше. Учить детей отражать впечатления о природе в рисунках.
Занятие «Мой родной край: заповедные места и памятники природы». Познакомить детей с одним-двумя заповедниками, памятниками природы своей местности, где расположен детский сад. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах.
Май
В этом месяце прорабатывается тема «Вода», осуществляется заключительное диагностирование детей – выявление уровня их экологической воспитанности.
Первая неделя
Индивидуальная работа с дежурными по уголку природы. Учить уделять особое внимание болеющим растениям (пересаженным, подрезанным), определять и учитывать их состояние, индивидуальные потребности.
Наблюдение за мать-и-мачехой и одуванчиком (1). Обнаружить изменения в состоянии мать-и-мачехи (появление пушков-семян, начало отрастания листьев), сравнить с появляющимися цветами одуванчика, выявить различия между растениями.
Занятие «Кому нужна вода?». Программное содержание. Уточнить представление детей о том, что вода очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Для питья человеку пригодна только чистая вода – из родника, колодца, водопровода. Самая чистая – это кипяченая вода. В морях и океанах вода горько-соленая, непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки: ее качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет и холодная и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала.) Познакомить с круговоротом воды в природе, с явлением кислого дождя, который получается от загрязненного воздуха (кислый дождь вреден всем: земле, растениям, животным и людям).
Беседа с использованием ТСО «Река, пруд, озеро». Цель. Дать детям представление о том, что река – это сообщество водных обитателей: растений и животных (рыб, раков, мелких рачков, улиток и др.), приспособившихся к жизни в воде. Рыбы и другие животные имеют гладкое, обтекаемое тело, которое помогает им легко передвигаться, хорошо плавать; они находят пищу в воде, там же растет их потомство. Водные растения могут расти только в реке (пруду), им нужно много воды. Дать представление о том, что на берегу растут растения (травы, деревья), которым требуется много влаги; живут животные, образ жизни которых тоже связан с водой (улитки, лягушки, стрекозы, комары); все они зависят друг от друга и образуют одну цепочку. Упражнять детей в соблюдении правил поведения на природе
Вторая неделя
Наблюдение за мать-и-мачехой и одуванчиком (2). Показать массовое цветение одуванчиков, красоту маленьких «солнышек» среди «моря» зеленой травы. Сравнить места цветения одуванчиков и мать-и-мачехи, установить разницу стадий в развитии растений. Рассмотреть пушистые семена мать-и-мачехи, наблюдать, как они летают от дуновения ветра.
«Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером». Цель. Уточнить представления детей: о реке как сообществе растений и животных, проживающих в ней и возле нее, сообществе, которое сложилось без помощи людей; об аквариуме как сообществе водных обитателей, которое сложилось усилиями людей.
«Море бывает в беде». Цель. Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Рассказать о том, что человек своей деятельностью загрязняет море: от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные.
Третья неделя
Ежедневное наблюдение за погодой и работа с «Календарем сезонных явлений».
Диагностирование.
Комплексное занятие «Весна». Программное содержание. Сформировать у детей обобщенное представление о весне как о времени года. Уточнить признаки весны. Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, развивать чуткость к восприятию красоты весеннего пейзажа.
Наблюдение за мать-и-мачехой и одуванчиком (3). Сравнить листья растений по форме, окраске, характеру поверхности. Показать, что листья мать-и-мачехи продолжают расти и увеличиваться. Рассмотреть их нижнюю и верхнюю поверхности, выявить различия, предложить детям объяснить название растения (мать – теплая и мягкая сторона листа, мачеха – холодная и гладкая его сторона).
Четвертая неделя
Диагностирование уровня экологической воспитанности детей, выявление степени сформированности осознанно-правильного отношения к природе.
Наблюдение за мать-и-мачехой и одуванчиком (4). Познакомить детей с тем, что оба растения – лекарственные, полезные травы.
Беседа о книге «Экология в картинках»; обо всем хорошем, что дети сделали в течение года.