СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективный план по формированию элементарных количественных представлений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективный план по формированию ФЭКП предназначен для учителя-дефектолога, работающему с  дошкольниками  с умственной отсталостью в старшей и подготовительной группах.

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план по формированию элементарных количественных представлений.»

Перспективный план по формированию элементарных количественных представлений учителя-дефектолога Борисовой Н. Ф.

Месяц

Тема

Программное содержание

Игры

Сентябрь


Диагностика


Октябрь

«Осень»

1-2 неделя

I год обучения

-Учить находить 1,2 и много однородных предметов в окружающей обстановке.

-Учить соотносить количество 1,2 с количеством пальцев.

II год обучения

-Продолжать учить детей выделять 1,2 и много предметов из группы.

-Учить выделять два предмета из множества по словесной инструкции.

-Расширять представления детей: мало, пустой, полный.



«Один – много»



«Загадки и отгадки»




«Встаньте в круг»



Проведи «дорожку»


«Овощи, фрукты»

3-4 недели

I год обучения

-Упражнять детей в пересчете элементов множеств, воспринимаемых на ощупь (предметы): сопоставлять по количеству хлопков.

II год обучения

-Учить детей сравнивать две неравные группы предметов по количеству, устанавливая, каких предметов больше, меньше, используя приемы наложения и приложения.



«Подскажи словечко»




«Не ошибись!»



«Сосчитай и нарисуй»


«Два хлопка»

Ноябрь

«Части тела, лица»

1-2 недели













«Я и мое имя. Семья, имена»

3-4 недели

I год обучения

-Учить детей находить 1 и много предметов на себе (1 – рот, много волос и т. Д.)

-Учить показывать и, по возможности, называть единичные и парные части тела и лица (две руки, две ноги, один нос и т.п.)


II год обучения

-Учить детей выделять 1 и 2 предмета из группы по подражанию, по образцу, по слову; соотносить количество предметов с количеством пальцев.


I год обучения

-Учить выделять 2 предмета из множества по словесной инструкции.


-Учить группировать предметы по количественному признаку.


«Будь внимательным!»



«Найди круг»







«Соедини правильно»




«Найди и раскрась»





«Найди ошибку художника»


«Закрась правильно»


«Сосчитай и нарисуй»

Декабрь

«Посуда»

1-2 недели

I год обучения

-Учить детей составлять равные по количеству множества предметов, с каждым предметом одной группы соотносить только один предмет одной группы, используя приемы приложения и составления пар; понимать выражения: столько, сколько… («Поставь каждую чашку на блюдце, Сколько блюдец, столько и чашек»).

II год обучения

-Учить пересчету в пределах двух; соотносить количество предметов с количеством пальцев на руке ( сначала учить осуществлять пересчет однородных предметов, а затем – предметов, различных по назначению, цвету, размеру.



«Слушай, смотри, делай»





«Отсчитай столько же»



«Повтори ряд»






«Присядь столько раз, сколько я хлопну в ладоши»





«Отсчитай столько же»


«Зима. Праздник Новый год. Зимние забавы»

3-4 недели

I год обучения

-Учить находить 1, много и мало однородных предметов на сюжетных картинках «Зима», «Новый год». Фиксировать результаты действия в слове или использовать жесты.

II год обучения

-Учить детей преобразовывать множества путем уменьшения и увеличения их количества.


«Снежинки»


«Найди квадрат»






«Путешествие во время»


«Положи столько же»

Январь

«Одежда»

1-2 недели




















«Обувь»

3-4 недели

I год обучения

-Учить соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев, отвечать на вопрос «сколько?», называя числительное 1, 2 или показывая соответственное количество пальцев.


II год обучения

-Формировать у детей представление о том, что определенное количество предметов меняется независимо от их расположения; количество предметов не зависит от их размера; определенное количество жидких и сыпучих тел не зависит от объема сосудов.



I год обучения

-Закрепить понимание выражения «столько…», «сколько…»

II год обучения

-Учить группировать предметы по количественному признаку.



«Чудесный мешочек»




«Большой – маленький»






«Который по счету»






«Что сверху, что внизу»









«Повтори, не ошибись»




«Найди пару»


«Что изменилось



Февраль














«Домашние животные и их детеныши»

1-2 недели












«Дикие животные»

3-4 недели

I год обучения

-Учить детей составлять равные по количеству множества предметов, с каждым предметом одной группы соотносить только 1 предмет другой группы, используя приемы приложения и составления пар.

II год обучения

О сохранении количества, использовать прием приложения и счет как способы проверки.


I год обучения

-Учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами без пересчета в пределах двух (хлопнуть в ладоши столько раз, сколько зайчиков на столе. Учить ребенка непосредственно перед каждым предметом совершать только 1 хлопок.

II год обучения

-Учить детей определять количество предметов и изображений на картинках в пределах 3-х без пересчета, использовать пересчет как способ проверки.



«Цвет и форма»


«Найди, принеси и положи на стол 2 предмета»







«Сколько не хватает до 2-х (3-х)?»





«Найди пару»





«Кто когда спит»


«У кого какой длины хвост»





«Найди пропущенную цифру»


«Скажи сколько чего?»





Март

«Весна. Мамин день»

1-2 недели
















«Игрушки»

3-4 недели

I год обучения

-Закрепить умение находить заданное количество однородных предметов – 1, 2, много – в окружающей обстановке.

II год обучения

-Продолжать учить сравнивать две группы предметов по количеству без счета, используя приемы наложения и приложения их на основе пересчета; сравнивать непрерывные множества (в болшом – больше, в маленьком – меньше, в одинаковых – поровну).


I год обучения

-Учить детей выделять отдельные предметы из группы; составлять группы из одинаковых предметов (ребенок подбирает предметы, педагог сопровождает его действия словами: «Еще мячик, еще…, еще…, еще…Вот как много мячей». Выделяя тем самым каждый отдельный предмет, отмечая увеличение их количества и указывая на их множественность.


«Толстый – тонкий»


«Высоко-низко»




«Найди одинаковые по высоте»







«Загадки и отгадки»





«Слушай, смотри, делай»



«Найди и раскрась»





«Два хлопка»



«Найди, кто спрятался»






Апрель

«Мебель"

1-2 недели

I год обучения

-Соотносить количество 1, 2 и 3 с количеством пальцев. Отвечать на вопрос: сколько? Называя числительные 1, 2, и 3 или показывая соответствующее количество пальцев.

II год обучения

-Учить пересчитывать предметы в пределах 3-х; осуществлять пересчет однородных предметов, расположенных в ряд, при разном их расположении, а также предметов, различных по назначению, цвету, размеру.

«Высокий – низкий»




«Чудесный мешочек»





«Подбери геометрическую фигуру, на которую похожа мебель (стол – круг, стул – квадрат, шкаф – прямоугольник).



«Транспорт»

3-4 недели

I год обучения

-Закрепить умение выделять 2 предмета из множества по словесной инструкции.

II год обучения

-Продолжать учить сравнивать две группы предметов по количеству без счета, используя приемы приложения и наложения и на основе пересчета.


«Водители и автобусы»


«Закрась правильно»



«Гаражи и машины»

Май

«Продукты питания»

1-2 недели

I год обучения

-Учить пересчету предметов, различных по назначению, цвету, размеру в пределах 2-х; соотносить количество предметов с количеством пальцев на руке.


II год обучения

-Продолжать учить преобразовывать множества путем уменьшения и увеличения их количества.


«1 –Много»



«Проведи дорожку»





«Подскажи словечко»



«Найди соседей»


«Профессии»

3-4 недели

I год обучения

-Закрепить умение группировать предметы по количественному признаку (1 – много), 2-3 и т.п.

II год обучения

-Совершенствовать умение из неравных множеств делать равные и наоборот, используя равные способы преобразования.


«Повтори ряд»


«Найди, кто спрятался»



«Найди предмет, необходимый для работы указанной профессии».