Месяц | Тема | Цели | Материал. Формы работы с детьми. |
Сентябрь | Диагностика | Получить информацию об уровне интеллектуального и речевого развития каждого ребенка | Спец. материал для проведения диагностики детей 1-2 гг. обучения соответственно программе. Индивидуальная работа с детьми, создание игровых ситуаций. |
Октябрь | Овощи, фрукты | I год обучения -Развитие хватательных движений пальцев. -Развитие умения захватывать предмет одной рукой. -Осуществлять легкий массаж пальцев рук ребенка. -Развитие умения щипцового захвата мелкого предмета двумя пальцами. II год обучения -Развитие и активизация навыка захвата предметов рукой и определение его на ощупь. -Развитие умения выполнять движения, подражательные действия в соответствии с текстом. -Умение находить парные картинки зрительно-осязательным путем. | Мешочек с муляжами, пазы «Яблочко». Игры: «Чудесный мешочек». Вкладывание фигур в пазы «Яблочко». Прижимающий массаж пальцев. Доска «Сегена», мешочек с муляжами, лото. Игры: «Чудесный мешочек», «Овощное лото» Физ.минутка «Огород». |
Ноябрь | «Части тела, лица» «Семья, имена» | I год обучения -На основе углубления и расширения знаний об окружающем развивать знания детей о простейших частях тела, лица. -Осуществлять легкий массаж пальцев рук ребенка. -Учить ребенка эмоционально правильно реагировать на упражнения, проводимые педагогом (массаж, пальчиковые игры). II год обучения -Учить детей одевать куклу, называть части тела, лица (с усложнением). -Учить выполнять движения, подражат. действия в соответствии с текстом. -Развитие координации движений рук пальцев. I год обучения -Развитие хватательных движений пальцев. -Развитие умения захватывать предмет одной рукой. -Осуществлять легкий массаж пальцев рук ребенка. -Учить ребенка эмоционально правильно реагировать на упражнения, проводимые педагогом (массаж, пальчиковые игры). II год обучения -Учить выполнять пальчиковую гимнастику, учить слушать и проговаривать текст, соотносить с выполнением движений. -Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательных координаций, запоминания, внимания. -Развить умение нажима на предмет, соединять оба пальца. | Дидактическая кукла. Показ простейших частей тела, лица на дидактической кукле. Прижимающий массаж пальцев. Пальчиковая гимнастика «Ножки», выполнение массажа пальцев соответственно тексту. Игра «Одень куклу» - назвать части тела, лица при одевании куклы. Пальчиковая гимнастика «Ножки». Физ.минутка по теме «Оля весело бежит…» Емкость с фасолью, мешочек с «подарками», муляжи овощей, фруктов. Игры: «Что купила мама?» - найти овощи, фрукты в емкости с фасолью. «Для кого подарок?» - достать предметы из мешочка. Пальчиковая гимнастика «Моя семья» - с выполнением педагогом. Массаж ногтевых фаланг «Тянут, тянут бабка с дедкой». Дидактическая черепаха, прищепки, кукольная бумажная одежда. Игры: «Поможем маме развесить белье» - упражнения с прищепками. «Научим дочку застегивать платье, ботинки» - упражнение на «дидактической черепахе». Пальчиковая гимнастика «Моя семья» с самостоятельным выполнением ребенком. |
Декабрь | «Зима, зимние забавы» | I год обучения -Развитие умения щипцового захвата мелкого предмета двумя пальцами. -Развитие хватательных движений пальцев. -Осуществлять легкий массаж пальцев рук ребенка. - Учить ребенка эмоционально правильно реагировать на упражнения, проводимые педагогом (массаж, пальчиковые игры). II год обучения -Развитие временных представлений у детей, закрепление знаний о времени года. -Развитие умения различать между собой предметы зрительно-осязательным путем, умения выбрать нужный предмет. -Развивать умение «сминания» бумаги, действия по подражанию. -Учить выполнять движения, подражательного действия в соответствии с текстом. | Трафареты елки и комочки ваты. Игра «Снегопад в лесу» - на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты. Массаж подушечек пальцев. Белая бумага, грецкие орехи, каштановые плоды, шишки, мешочки. Игры: «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем между ладонями. «Новогодний подарок для белочки» - разложить по мешочкам грецкие орехи, плоды каштана, шишки. Физ.минутка «Зимняя пляска». |
| «Праздник Новый год» | I год обучения -Развитие хватательных движений пальцев. -Развитие умения захватывать предмет одной рукой. -Развивать умения действия на плоскости (фланелеграф). -Развитие глазомера. II год обучения -Продолжать развитие временных представлений у детей, закрепление знаний о времени года. -Развивать умения действовать на плоскости (фланелеграф), закреплять знания фигур. -Активизация навыков захвата мелких предметов двумя пальцами. -Продолжать развивать умения различать между собой предметы зрительно-осязательным путем. -Продолжать учить проговаривать текст в соответствии с движениями, добиваться выразительности движений. | Емкость с фасолью, фланелеграф, емкость с водой, губка, нитка, «подарки». Игры: «Найди подарки» - в емкости с фасолью. «Проведи дорожку» - на фланелеграфе выложить дорожку ниткой к елочке. Игра с водой (выжимание губки). Трафареты для елки, снеговика. Дидактичекая кукла с предметами зимней одежды. Фланелеграф, семена, грецкие орехи, плоды каштана, шишки, мешочки. Игры: «Угощение для птиц» - сортировка семян. «Новогодний подарок для белочки» - разложить по мешочкам грецкие орехи, плоды каштана, шишки. «Сложи елочку» -выкладывание на фланелеграфе елки из бархатной бумаги. «Слепи снеговика» - выложить на фланелеграфе снеговика из кружков. «Одень куклу по времени года» - одеть куклу в зимнюю одежду. Физ.минутка по теме «Зимняя пляска». |
Январь | «Домашние и дикие животные, их детеныши» | I год обучения -Развитие умения захватывать предмет одной рукой. -Учить собирать пирамидку по образцу, по подражанию. -Развивать умение нажима на предмет, слушать звуки. II год обучения - Развивать умение штриховки, глазомера, координации движений. -Развитие эмоционального отношения к игре, игрушкам. -Активизация навыков захвата мелких предметов двумя пальцами. -Продолжать развивать слуховое восприятие, звукоподражание с сопровождающими действиями. -Продолжать развивать координацию движений рук, кистей рук. | Емкость с водой, губка. Звуковая дорожка. Пирамидка «Медвежонок» из 2-3 частей. Игра «Животные хотят пить» - выжимание губки в емкость с водой. Складывание пирамидки из 2-3 частей. Звуковая дорожка (нажимание на изображение животного, слушание звуков). Зеленая бумага. Пипетки, стаканчик, ложка. Клубочки. Трафареты домашних и диких животных. Игры: «Нарви травки для зайчика» - мелко порвать зеленую бумагу. «Животные хотят пить – «мамам» наливаем воду из стакана ложкой в тарелку, «детенышам» капаем пипеткой. «Клубочки для котят» -наматывание клубков из толстых шерстяных ниток. «Обведи и раскрась» - заштриховать фигуры домашних и диких животных. Самомассаж «Дети любят всех зверей». Упражнения с мячами - ежиками. Звуковая дорожка (слушание, звукоподражание). |
Февраль | «Одежда, обувь» | I год обучения -Развивать умения элементарных навыков шнуровки, действий с застежкой «липучкой». -Продолжать развивать навыки захвата предметов, пересыпания, перетирания между ладонями. - Учить ребенка эмоционально правильно реагировать на упражнения, проводимые педагогом. II год обучения -Продолжать учить ребенка навыкам социально-бытового ориентирования через игровую деятельность. - Продолжать развивать умения нажима на предмет, прикладывать усилия при выполнении действия. -Продолжать учить проговаривать текст в соответствии с движениями, добиваться выразительности движений. -Развитие эмоционального отношения к игре, игрушкам. | Шнурочки, дидактическая игрушка-черепаха. Игра «Шнуровки» - учить вкладывать шнурок в дырочку. Упражнение на «дидактической черепахе» - застегнуть «липучку». Пуговичный массаж. Шнурочки, разноцветные пуговицы, пробки, прищепки, бумажная одежда. Игры: «Застегни одежду, обувь» - на дидактической черепахе на пуговицы, на молнии, липучки. «Шнуровки» - учить самостоятельно шнуровать предметы. «Подбери пуговицы по цвету». Упражнение с пробками – «Пробки пальчики обули». Упражнения с прищепками – развесить одежду на веревочки. |
Март | «Посуда» | I год обучения -Осуществлять легкий массаж пальцев рук ребенка. -Учить ребенка эмоционально правильно реагировать на упражнения, проводимые педагогом (массаж, пальчиковые игры) -Развитие у ребенка навыков социально-бытового ориентирования, адаптации в окружающем мире через игровую деятельность.. - II год обучения -Продолжать учить детей складывать из частей одно целое. -Продолжать развитие мелкой моторики, координации движений, добиваться выразительности действий, сопровождать движения текстом. -Развивать умение выбирать нужный предмет по признаку из предложенных. -Развитие эмоционального отношения к игре, игрушкам. . | Набор посуды – два стаканчика. Игры: «В гости к кукле» (напоить чаем, накормить супом – из чашки, тарелки). Игра с водой – нальем водичку в чашку (переливание воды из стакана в стакан). Массаж пальцев (выполнение педагогом) «Неваляшки - три подружки» Кубики с изображением посуды (из 4-х частей). Набор посуды. Муляжи овощей, фруктов, кастрюля. Игры: «Сложить кубики с изображением посуды» (из 4-х частей). «Накормим куклу – выбор предметов посуды для обеда, чаепития. «Сварим суп» -выбрать и положить из предложенных предметов (овощи фрукты, др. предметы) в кастрюлю то, из чего варят суп. Самомассаж «Неваляшки – три подружки». |
| «Игрушки» | I год обучения -Продолжать развитие умения захватывать предмет одной рукой. -Учить собирать матрешку, пирамидку по образцу, по подражанию. -Учить определять фигуры по величине зрительно-осязательным путем. -Продолжать осуществлять развитие мелкой моторики ребенка с помощью упражнений массажа. II год обучения -Продолжать учить детей собирать пирамидку, матрешку из 5 и более частей, кубики из 4 частей, развивать мыслительную деятельность детей. -Продолжать развивать координации движений детей, мелкую моторику, добиваться выразительности движений при выполнении заданий. | Пирамидка из 3-х колец. Матрешки из 2-3-х частей. Машина. Пазы «черепашки». Игры: «Собери пирамидку из 3-х колец». «Матрешки разбежались» - собрать одна в одну матрешки из 2-3 частей. «Прокати машину». Вкладывание фигур по величине в пазы. Массаж «Щелчки». Пирамидка из 5 и более колец. Матрешки из 5 и более частей. Мячики-ежики и гладкие мячи. Кубики с изображением игрушек. Мягкий конструктор «машина». Игры: «Собери пирамидку из 5 и более колец». «Матрешки разбежались» - собрать одна в одну матрешки из 5 и более частей. Упражнения с мячами-ежиками и гладкими мячами: «Я мячом круги катаю». «Собери машину» - сбор по частям мягкого конструктора. «Сложи кубики» - с изображением игрушек (4 части). |
Апрель | «Мебель» | I год обучения -Учить детей навыкам игровой деятельности с предметами. -Продолжать учить детей складывать одно целое из 2-х частей. -Продолжать осуществлять развитие мелкой моторики ребенка с помощью упражнений массажа. II год обучения - Развитие у ребенка навыков социально-бытового ориентирования, адаптации в окружающем мире через игровую деятельность. -Активизировать навыки складывания разрезных картинок из 2-4 частей и более. -Продолжать развивать координации движений детей, мелкую моторику, добиваться выразительности движений при выполнении заданий. -Развитие эмоционального отношения к игре, игрушкам. | Набор мебели для кукол. Кукла. Разрезные картинки из 2 частей. Игровая деятельность с предметами мебели «В гости к кукле». Сложить разрезные картинки из 2 частей с изображением предметов мебели. Массаж подушечек пальцев. Дидактическая игра «Моя квартира». Разрезные картинки с изображением мебели из 2-4 частей. Набор мебели для кукол, кукла. Игры: «Моя квартира» - правильная расстановка предметов мебели в комнатах. «В гости к кукле Кате» - усадить за стол, уложить на кровать, посадить на стул. Разрезные картинки с изображением предметов мебели (собрать). Физ.минутка по теме. |
| «Транспорт» | I год обучения -Учить детей навыкам игровой деятельности с предметами. -Продолжать осуществлять развитие мелкой моторики ребенка с помощью упражнений массажа. II год обучения -Продолжать развивать координации движений детей, мелкую моторику, добиваться выразительности движений при выполнении заданий. -Развитие у ребенка навыков социально-бытового ориентирования, адаптации в окружающем мире через игровую деятельность. -Активизировать умение ребенка складывать из 4 частей одно целое. -Развитие эмоционального отношения к игре, игрушкам. | Машина-игрушка, кораблик-игрушка, разрезные картинки из 2 частей. Игры: «Прокатись на машине» - прокатить машину по дорожке. «Прокатись на кораблике» - игра с водой и игрушкой-корабликом. Массаж ногтевых фаланг, массаж пальцев рук. Мягкий конструктор «машина», «кораблик». Мягкие модули. Кубики с изображением самолета, машины. Игры: «Собери машину,кораблик» - сладывание частей мягкого конструктора. «Построй машину» - собираем машину из мягких модулей. Физ.минутка со звукоподражанием и сопровождающими движениями «машина: би-би, поезд: чух-чух, самолет: р-р-р». Складывание самолета, машины из кубиков 4 частей. |
Май | «Продукты питания» | I год обучения -Продолжить учить детей складывать разрезные картинки из 2 частей. -Продолжать осуществлять развитие мелкой моторики ребенка с помощью упражнений, формировать положительное отношение к проведению пальчиковых игр. -Развитие эмоционального отношения к игре, игрушкам. II год обучения -Продолжать учить детей находить зрительно-осязательным путем нужные предметы, видеть одинаковые предметы, картинки. - Развитие у ребенка навыков социально-бытового ориентирования, адаптации в окружающем мире через игровую деятельность. -Продолжать развивать координации движений в целом. -Развитие эмоционального отношения к игре, игрушкам. | Разрезные картинки с изображением продуктов питания из 2 частей. Грецкий орех, горошек. Игра «Сложить разрезные картинки с изображением продуктов питания». Упражнения с грецким орехом. Упражнения с горошком (брать двумя пальцами горошины по одной и ладонью). Пальчиковая гимнастика «Напечем пирожки». Набор картинок и предметов с изображением продуктов питания. Лото. Игры: «Приготовь обед – выбрать из предметов, картинок те, из которых варят суп, компот, готовят котлеты и т. «Лото» по данной теме. Физ.минутка «Напечем пирожки». |
| «Профессии» | I год обучения -Развитие артикуляционного аппарата. -Развитие понимания детьми просьб-команд. -Продолжать развитие мелкой моторики, активизация полученных навыков. -Продолжать развитие эмоционального отношения к игре, игрушкам. II год обучения -Развитие у ребенка навыков социально-бытового ориентирования, адаптации в окружающем мире через игровую деятельность. -Продолжать развивать мелкую моторику, зрительно-двигательные координации рук, пальцев, выразительность движений. -Развитие эмоционального отношения к игре, игрушкам. | Кукла, трубочки с отверстиями, машина. Игры: «Повар» -подуть в трубочку на горячий суп. «Шофер» - покатай машинку взад-вперед. «Врач» - пожалеть больную куклу. «Почтовый ящик». Набор кубиков. Фасоль разного цвета, величины. Мягкий конструктор и модули. Кукла, бантик. Игры: «Почтальон» - помоги почтальону разослать правильно письма (опустить фигуры –«письма» в нужные отверстия). «Строитель» - построим дом из кубиков. «Повар» - рассортируй фасоль по цвету, величине. «Шофер» - собрать машину из мягкого конструктора и мягких модулей. «Парикмахер» - причеши волосы кукле, привяжи бантик. «Врач» - лечим дочку (работа с водой и пипеткой, накапать по несколько капель в стаканчик). |