СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективный план по развитию мелкой моторики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук. В помощь педагогам, работающим с детьми с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план по развитию мелкой моторики»

Перспективный план по развитию мелкой моторики и зрительно-двигательных

координаций у детей дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии учителя-дефектолога Борисовой Н.Ф.

Месяц

Тема

Цели

Материал. Формы работы с детьми.

Сентябрь

Диагностика

Получить информацию об уровне интеллектуального и речевого развития каждого ребенка

Спец. материал для проведения диагностики детей 1-2 гг. обучения соответственно программе.

Индивидуальная работа с детьми, создание игровых ситуаций.

Октябрь

Овощи, фрукты


I год обучения

-Развитие хватательных движений пальцев.

-Развитие умения захватывать предмет одной рукой.

-Осуществлять легкий массаж пальцев рук ребенка.

-Развитие умения щипцового захвата мелкого предмета двумя пальцами.

II год обучения

-Развитие и активизация навыка захвата предметов рукой и определение его на ощупь.

-Развитие умения выполнять движения, подражательные действия в соответствии с текстом.

-Умение находить парные картинки зрительно-осязательным путем.



Мешочек с муляжами, пазы «Яблочко».

Игры:

«Чудесный мешочек».

Вкладывание фигур в пазы «Яблочко».

Прижимающий массаж пальцев.




Доска «Сегена», мешочек с муляжами, лото.

Игры:

«Чудесный мешочек»,

«Овощное лото»

Физ.минутка

«Огород».


Ноябрь

«Части тела, лица»














«Семья, имена»


I год обучения

-На основе углубления и расширения знаний об окружающем развивать знания детей о простейших частях тела, лица.

-Осуществлять легкий массаж пальцев рук ребенка.

-Учить ребенка эмоционально правильно реагировать на упражнения, проводимые педагогом (массаж, пальчиковые игры).



II год обучения

-Учить детей одевать куклу, называть части тела, лица (с усложнением).

-Учить выполнять движения, подражат. действия в соответствии с текстом.

-Развитие координации движений рук пальцев.


I год обучения

-Развитие хватательных движений пальцев.

-Развитие умения захватывать предмет одной рукой.

-Осуществлять легкий массаж пальцев рук ребенка.

-Учить ребенка эмоционально правильно реагировать на упражнения, проводимые педагогом (массаж, пальчиковые игры).








II год обучения

-Учить выполнять пальчиковую гимнастику, учить слушать и проговаривать текст, соотносить с выполнением движений.

-Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательных координаций, запоминания, внимания.

-Развить умение нажима на предмет, соединять оба пальца.



Дидактическая кукла.

Показ простейших частей тела, лица на дидактической кукле.

Прижимающий массаж пальцев.

Пальчиковая гимнастика

«Ножки», выполнение массажа пальцев соответственно тексту.



Игра «Одень куклу» - назвать части тела, лица при одевании куклы.

Пальчиковая гимнастика «Ножки».

Физ.минутка по теме «Оля весело бежит…»



Емкость с фасолью, мешочек с «подарками», муляжи овощей, фруктов.

Игры:

«Что купила мама?» - найти овощи, фрукты в емкости с фасолью.

«Для кого подарок?» - достать предметы из мешочка.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья» - с выполнением педагогом.

Массаж ногтевых фаланг «Тянут, тянут бабка с дедкой».



Дидактическая черепаха, прищепки, кукольная бумажная одежда.

Игры:

«Поможем маме развесить белье» - упражнения с прищепками.

«Научим дочку застегивать платье, ботинки» - упражнение на «дидактической черепахе».

Пальчиковая гимнастика «Моя семья» с самостоятельным выполнением ребенком.



Декабрь


«Зима, зимние забавы»





I год обучения

-Развитие умения щипцового захвата мелкого предмета двумя пальцами.

-Развитие хватательных движений пальцев.

-Осуществлять легкий массаж пальцев рук ребенка.

- Учить ребенка эмоционально правильно реагировать на упражнения, проводимые педагогом (массаж, пальчиковые игры).



II год обучения

-Развитие временных представлений у детей, закрепление знаний о времени года.

-Развитие умения различать между собой предметы зрительно-осязательным путем, умения выбрать нужный предмет.

-Развивать умение «сминания» бумаги, действия по подражанию.

-Учить выполнять движения, подражательного действия в соответствии с текстом.



Трафареты елки и комочки ваты.

Игра «Снегопад в лесу» - на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.

Массаж подушечек пальцев.






Белая бумага, грецкие орехи, каштановые плоды, шишки, мешочки.

Игры:

«Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем между ладонями.

«Новогодний подарок для белочки» - разложить по мешочкам грецкие орехи, плоды каштана, шишки.

Физ.минутка «Зимняя пляска».


«Праздник Новый год»

I год обучения

-Развитие хватательных движений пальцев.

-Развитие умения захватывать предмет одной рукой.

-Развивать умения действия на плоскости (фланелеграф).

-Развитие глазомера.






II год обучения

-Продолжать развитие временных представлений у детей, закрепление знаний о времени года.

-Развивать умения действовать на плоскости (фланелеграф), закреплять знания фигур.

-Активизация навыков захвата мелких предметов двумя пальцами.

-Продолжать развивать умения различать между собой предметы зрительно-осязательным путем.

-Продолжать учить проговаривать текст в соответствии с движениями, добиваться выразительности движений.


Емкость с фасолью, фланелеграф, емкость с водой, губка, нитка, «подарки».

Игры:

«Найди подарки» - в емкости с фасолью.

«Проведи дорожку» - на фланелеграфе выложить дорожку ниткой к елочке.

Игра с водой (выжимание губки).


Трафареты для елки, снеговика.

Дидактичекая кукла с предметами зимней одежды.

Фланелеграф, семена, грецкие орехи, плоды каштана, шишки, мешочки.

Игры:

«Угощение для птиц» - сортировка семян.

«Новогодний подарок для белочки» - разложить по мешочкам грецкие орехи, плоды каштана, шишки.

«Сложи елочку» -выкладывание на фланелеграфе елки из бархатной бумаги.

«Слепи снеговика» - выложить на фланелеграфе снеговика из кружков.

«Одень куклу по времени года» - одеть куклу в зимнюю одежду.

Физ.минутка по теме «Зимняя пляска».

Январь

«Домашние и дикие животные, их детеныши»
























I год обучения

-Развитие умения захватывать предмет одной рукой.

-Учить собирать пирамидку по образцу, по подражанию.

-Развивать умение нажима на предмет, слушать звуки.








II год обучения

- Развивать умение штриховки, глазомера, координации движений.

-Развитие эмоционального отношения к игре, игрушкам.

-Активизация навыков захвата мелких предметов двумя пальцами.

-Продолжать развивать слуховое восприятие, звукоподражание с сопровождающими действиями.

-Продолжать развивать координацию движений рук, кистей рук.















Емкость с водой, губка.

Звуковая дорожка.

Пирамидка «Медвежонок» из 2-3 частей.

Игра «Животные хотят пить» - выжимание губки в емкость с водой.

Складывание пирамидки из 2-3 частей.

Звуковая дорожка (нажимание на изображение животного, слушание звуков).



Зеленая бумага. Пипетки, стаканчик, ложка. Клубочки. Трафареты домашних и диких животных.

Игры:

«Нарви травки для зайчика» - мелко порвать зеленую бумагу.

«Животные хотят пить – «мамам» наливаем воду из стакана ложкой в тарелку, «детенышам» капаем пипеткой.

«Клубочки для котят» -наматывание клубков из толстых шерстяных ниток.

«Обведи и раскрась» - заштриховать фигуры домашних и диких животных.

Самомассаж «Дети любят всех зверей».

Упражнения с мячами - ежиками.

Звуковая дорожка (слушание, звукоподражание).

Февраль














«Одежда, обувь»












I год обучения

-Развивать умения элементарных навыков шнуровки, действий с застежкой «липучкой».

-Продолжать развивать навыки захвата предметов, пересыпания, перетирания между ладонями.

- Учить ребенка эмоционально правильно реагировать на упражнения, проводимые педагогом.



II год обучения

-Продолжать учить ребенка навыкам социально-бытового ориентирования через игровую деятельность.

- Продолжать развивать умения нажима на предмет, прикладывать усилия при выполнении действия.

-Продолжать учить проговаривать текст в соответствии с движениями, добиваться выразительности движений.

-Развитие эмоционального отношения к игре, игрушкам.



Шнурочки, дидактическая игрушка-черепаха.

Игра «Шнуровки» - учить вкладывать шнурок в дырочку.

Упражнение на «дидактической черепахе» - застегнуть «липучку».

Пуговичный массаж.




Шнурочки, разноцветные пуговицы, пробки, прищепки, бумажная одежда.

Игры:

«Застегни одежду, обувь» - на дидактической черепахе на пуговицы, на молнии, липучки.

«Шнуровки» - учить самостоятельно шнуровать предметы.

«Подбери пуговицы по цвету».

Упражнение с пробками – «Пробки пальчики обули».

Упражнения с прищепками – развесить одежду на веревочки.


Март

«Посуда»

















I год обучения

-Осуществлять легкий массаж пальцев рук ребенка.

-Учить ребенка эмоционально правильно реагировать на упражнения, проводимые педагогом (массаж, пальчиковые игры)

-Развитие у ребенка навыков социально-бытового ориентирования, адаптации в окружающем мире через игровую деятельность..

-



II год обучения

-Продолжать учить детей складывать из частей одно целое.

-Продолжать развитие мелкой моторики, координации движений, добиваться выразительности действий, сопровождать движения текстом.

-Развивать умение выбирать нужный предмет по признаку из предложенных.

-Развитие эмоционального отношения к игре, игрушкам.

.


Набор посуды – два стаканчика.

Игры:

«В гости к кукле» (напоить чаем, накормить супом – из чашки, тарелки).

Игра с водой – нальем водичку в чашку (переливание воды из стакана в стакан).

Массаж пальцев (выполнение педагогом) «Неваляшки - три подружки»



Кубики с изображением посуды (из 4-х частей). Набор посуды. Муляжи овощей, фруктов, кастрюля.

Игры:

«Сложить кубики с изображением посуды» (из 4-х частей).

«Накормим куклу – выбор предметов посуды для обеда, чаепития.

«Сварим суп» -выбрать и положить из предложенных предметов (овощи фрукты, др. предметы) в кастрюлю то, из чего варят суп.

Самомассаж «Неваляшки – три подружки».




«Игрушки»

I год обучения

-Продолжать развитие умения захватывать предмет одной рукой.

-Учить собирать матрешку, пирамидку по образцу, по подражанию.

-Учить определять фигуры по величине зрительно-осязательным путем.

-Продолжать осуществлять развитие мелкой моторики ребенка с помощью упражнений массажа.






II год обучения

-Продолжать учить детей собирать пирамидку, матрешку из 5 и более частей, кубики из 4 частей, развивать мыслительную деятельность детей.

-Продолжать развивать координации движений детей, мелкую моторику, добиваться выразительности движений при выполнении заданий.


Пирамидка из 3-х колец. Матрешки из 2-3-х частей. Машина. Пазы «черепашки».

Игры:

«Собери пирамидку из 3-х колец».

«Матрешки разбежались» - собрать одна в одну матрешки из 2-3 частей. «Прокати машину».

Вкладывание фигур по величине в пазы.

Массаж «Щелчки».



Пирамидка из 5 и более колец. Матрешки из 5 и более частей. Мячики-ежики и гладкие мячи. Кубики с изображением игрушек. Мягкий конструктор «машина».

Игры:

«Собери пирамидку из 5 и более колец».

«Матрешки разбежались» - собрать одна в одну матрешки из 5 и более частей.

Упражнения с мячами-ежиками и гладкими мячами: «Я мячом круги катаю».

«Собери машину» - сбор по частям мягкого конструктора.

«Сложи кубики» - с изображением игрушек (4 части).


Апрель


«Мебель»

I год обучения

-Учить детей навыкам игровой деятельности с предметами.

-Продолжать учить детей складывать одно целое из 2-х частей.

-Продолжать осуществлять развитие мелкой моторики ребенка с помощью упражнений массажа.




II год обучения

- Развитие у ребенка навыков социально-бытового ориентирования, адаптации в окружающем мире через игровую деятельность.

-Активизировать навыки складывания разрезных картинок из 2-4 частей и более.

-Продолжать развивать координации движений детей, мелкую моторику, добиваться выразительности движений при выполнении заданий.

-Развитие эмоционального отношения к игре, игрушкам.


Набор мебели для кукол. Кукла.

Разрезные картинки из 2 частей.

Игровая деятельность с предметами мебели «В гости к кукле».

Сложить разрезные картинки из 2 частей с изображением предметов мебели.

Массаж подушечек пальцев.



Дидактическая игра «Моя квартира».

Разрезные картинки с изображением мебели из 2-4 частей.

Набор мебели для кукол, кукла.

Игры:

«Моя квартира» - правильная расстановка предметов мебели в комнатах.

«В гости к кукле Кате» - усадить за стол, уложить на кровать, посадить на стул.

Разрезные картинки с изображением предметов мебели (собрать).

Физ.минутка по теме.


«Транспорт»

I год обучения

-Учить детей навыкам игровой деятельности с предметами.

-Продолжать осуществлять развитие мелкой моторики ребенка с помощью упражнений массажа.







II год обучения

-Продолжать развивать координации движений детей, мелкую моторику, добиваться выразительности движений при выполнении заданий.

-Развитие у ребенка навыков социально-бытового ориентирования, адаптации в окружающем мире через игровую деятельность.

-Активизировать умение ребенка складывать из 4 частей одно целое.

-Развитие эмоционального отношения к игре, игрушкам.



Машина-игрушка, кораблик-игрушка, разрезные картинки из 2 частей.

Игры:

«Прокатись на машине» - прокатить машину по дорожке.

«Прокатись на кораблике» - игра с водой и игрушкой-корабликом.

Массаж ногтевых фаланг, массаж пальцев рук.



Мягкий конструктор «машина», «кораблик».

Мягкие модули.

Кубики с изображением самолета, машины.

Игры:

«Собери машину,кораблик» - сладывание частей мягкого конструктора.

«Построй машину» - собираем машину из мягких модулей.

Физ.минутка со звукоподражанием и сопровождающими движениями «машина: би-би, поезд: чух-чух, самолет: р-р-р».

Складывание самолета, машины из кубиков 4 частей.

Май

«Продукты питания»

I год обучения

-Продолжить учить детей складывать разрезные картинки из 2 частей.

-Продолжать осуществлять развитие мелкой моторики ребенка с помощью упражнений, формировать положительное отношение к проведению пальчиковых игр.

-Развитие эмоционального отношения к игре, игрушкам.







II год обучения

-Продолжать учить детей находить зрительно-осязательным путем нужные предметы, видеть одинаковые предметы, картинки.

- Развитие у ребенка навыков социально-бытового ориентирования, адаптации в окружающем мире через игровую деятельность.

-Продолжать развивать координации движений в целом.

-Развитие эмоционального отношения к игре, игрушкам.


Разрезные картинки с изображением продуктов питания из 2 частей.

Грецкий орех, горошек.

Игра «Сложить разрезные картинки с изображением продуктов питания».

Упражнения с грецким орехом.

Упражнения с горошком (брать двумя пальцами горошины по одной и ладонью).

Пальчиковая гимнастика «Напечем пирожки».



Набор картинок и предметов с изображением продуктов питания.

Лото.

Игры:

«Приготовь обед – выбрать из предметов, картинок те, из которых варят суп, компот, готовят котлеты и т.

«Лото» по данной теме.

Физ.минутка «Напечем пирожки».


«Профессии»

I год обучения

-Развитие артикуляционного аппарата.

-Развитие понимания детьми просьб-команд.

-Продолжать развитие мелкой моторики, активизация полученных навыков.

-Продолжать развитие эмоционального отношения к игре, игрушкам.






II год обучения

-Развитие у ребенка навыков социально-бытового ориентирования, адаптации в окружающем мире через игровую деятельность.

-Продолжать развивать мелкую моторику, зрительно-двигательные координации рук, пальцев, выразительность движений.

-Развитие эмоционального отношения к игре, игрушкам.




Кукла, трубочки с отверстиями, машина.

Игры:

«Повар» -подуть в трубочку на горячий суп.

«Шофер» - покатай машинку взад-вперед.

«Врач» - пожалеть больную куклу.




«Почтовый ящик».

Набор кубиков.

Фасоль разного цвета, величины.

Мягкий конструктор и модули.

Кукла, бантик.

Игры:

«Почтальон» - помоги почтальону разослать правильно письма (опустить фигуры –«письма» в нужные отверстия).

«Строитель» - построим дом из кубиков.

«Повар» - рассортируй фасоль по цвету, величине.

«Шофер» - собрать машину из мягкого конструктора и мягких модулей.

«Парикмахер» - причеши волосы кукле, привяжи бантик.

«Врач» - лечим дочку (работа с водой и пипеткой, накапать по несколько капель в стаканчик).