____________Леликов Д.В.
«_____» ___________ 2024 г. «____» ___________ 2024 г.
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
-помощь (содействие) обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
- формирование у обучающихся зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
- развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;
- реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и по профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов, оказание им консультативной и методической помощи по психологическим вопросам.
В контексте обозначенных задач психолого-педагогическое сопровождение реализует основные направления:
− коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая), которая решает следующие задачи:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
организация индивидуальных и групповых занятий для обучающихся с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
− психологическое просвещение (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса), оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
№п/п | Содержание работы | Используемые методы и диагностический инструментарий | Участники образовательного процесса | Сроки | Контроль | Отметка о выполнении (сроки) |
1 | Диагностика школьной мотивации и адаптации обучающихся 1 класса и вновь прибывших в школу. | Наблюдение Анкетирование Методика Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе»; Схема экспертной оценки адаптации ребёнка к школе (для учителей и родителей) О.Л.Соколова, О.В.Сорокина, В.И.Чиркова. | 1»А»-2 «А», 3 «А»-4»А», 1»Б», класс Вновь поступившие обучающиеся. | Сентябрь – октябрь и по мере поступления | Составление аналитической справки Разработка рекомендаций | |
2 | Диагностика адаптации к обучению в классе (уровень школьной мотивации, психологический климат, самооценка, межличностные отношения, уровень агрессивности) (мониторинг) | 1. «Социометрия» авт. Морено; 2. Методика изучения учебной мотивации М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина. 3. Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» Федоренко Л.Г. .Схема экспертной оценки адаптации ребёнка к школе (для учителей и родителей) О.Л.Соколова, О.В.Сорокина, В.И.Чиркова. | 1»А»-2 «А», 3 «А»-4»А», 1»Б», класс Вновь поступившие обучающиеся | Октябрь-ноябрь Апрель | Составление аналитической справки. Разработка рекомендаций классным руководителям. Выявление детей с дезадаптацией. | |
3 | Диагностика психологического климата в школе и классе (отношения со сверстниками, с педагогами, навыки общения, отношение к школе) (мониторинг) | Наблюдение Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» Федоренко Л.Г. | 1»А»-2 «А», 3 «А»-4»А», 1»Б», класс | Декабрь Май | Составление аналитической справки | |
4 | Диагностика выявления жестокого обращения с детьми в школе, дома и на улице | Анкетирование | 1»А»-2 «А», 3 «А»-4»А», 1»Б», класс Вновь поступившие обучающиеся | Январь | Аналитическая справка. | |
5 | Диагностика риска суицидального поведения у обучающихся | Диагностика самооценки и уровня приятязаний | 1»А»-2 «А», 3 «А»-4»А», 1»Б», класс Вновь поступившие обучающиеся | Февраль | Разработка планов групповой и индивидуальной коррекционной работы | |
6 | Диагностика определения первоначальных профессиональных склонностей и профессиональной направленности обучающихся | Анкета интересов и увлечений | 1»А»-2 «А», 3 «А»-4»А», 1»Б», класс Вновь поступившие обучающиеся | Февраль | Аналитическая справка. | |
7 | Диагностика психологической атмосферы в педагогическом коллективе, эмоционального выгорания педагогов (мониторинг) | 1. Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко 2.Тест. (М.И. Станкин) Сформирован ли у Вас педагогический такт? | Педагоги, воспитатели | Март | Индивидуальная работа с педагогами | |
8 | Диагностика эмоционально-волевой и познавательной сфер обучающихся по запросу администрации школы, педагогов, родителей | В соответствии с запросом. | 1»А»-2 «А», 3 «А»-4»А», 1»Б», класс Вновь поступившие обучающиес | В течение года | Составление психологической характеристики. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса | |
9 | Мониторинг уровня агрессии у младших школьников «группы риска» | По результатам наблюдений ,,проективные методики «Несуществующее животное», «Рука», опросники для родителей М.Алворд , П.Бейкер, опросник для педагогов Г.Лаврентьева, Т.Титоренко | «группа риска» и ВШУ,ТЖС | Апрель | Разработка планов групповой и индивидуальной коррекционной работы | |
10 | Индивидуальное психологическое обследование обучающихся, вновь поступивших в школу. | В соответствии с запросом Методика ППД познавательного развития детей Е. Стребелевой. Тест Д.Векслера а адаптации М.Н.Ильиной | 1»А»-2 «А», 3 «А»-4»А», 1»Б», класс Вновь поступившие обучающиеся | В течение года | Заключение. Составление характеристики. | |
11 | Мониторинг школьной мотивации и адаптации обучающихся, вновь прибывших в школу. | Методика Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе» | Вновь прибывшие в школу. | Май | Аналитическая справка. | |
№п/п | Содержание работы | Участники образовательного процесса | Сроки | Контроль | Отметка о выполнении |
1. | Психологическое сопровождение обучающихся в рамках ФГОС НОО ООО ООО согласно плану и ттребований ФГОС О УО (ИН) Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. | 1»А»-2 «А», 3 «А»-4»А», 1»Б», класс Вновь поступившие обучающиеся | Сентябрь-май | Программа по организации психологического сопровождения обучающихся 1-4 класса с УО (ИН) в соотв. с треб ФГОС НОО ООО УО (ИН) курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов Журнал учета КРЗ | |
2. | Психологическое сопровождение обучающихся в рамках ФГОС О УО (ИН) Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. | 1»А»-2 «А», 3 «А»-4»А», 1»Б», класс Вновь поступившие обучающиеся | Сентябрь-май | Программа по организации психологического сопровождения обучающихся 1-4 класса с УО (ИН) в соотв. с треб ФГОС УО (ИН) курс «Психокоррекция» для обучающихся 1-4 классов Журнал учета КРЗ | |
3 | Разработка плана мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида. | Дети-инвалиды; находящиеся на индивидуальном надомном обучении | Сентябрь | План мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации Журнал учета КРР | |
4 | Коррекция агрессивного поведения обучающихся. | 1»А»-2 «А», 3 «А»-4»А», 1»Б», класс | В течение года | Программа коррекции агрессивных состояний По результатам диагностики Журнал учета КРР | |
5 | Занятия (групповые и индивидуальные) для обучающихся со школьной дезадаптацией. | вновь прибывшие | В течение года | По результатам диагностики Журнал учета КРР | |
6 | Занятия (групповые и индивидуальные) по обучению методам релаксации, коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы с использованием сенсорной комнаты | 1»А»-2 «А», 3 «А»-4»А», 1»Б», класс | Сентябрь - май | Программа «Волшебный мир сенсорной комнаты», курс «Психокоррекция» Журнал учета КРР | |
7 | Проведение недели «Безопасный Интернет» (совместно с социальным педагогом) | 1»А»-2 «А», 3 «А»-4»А», 1»Б», класс | Октябрь | План проведения Конспекты мероприятий | |
8 | Тренинг межличностных отношений | 1»А»-2 «А», 3 «А»-4»А», 1»Б», класс | 22 ноября | Конспект тренинга Журнал учета КРР | |
9 | Неделя правовых знаний совместно с социальным педагогом Проведение недели психологии | 1»А»-2 «А», 3 «А»-4»А», 1»Б», класс | Ноябрь | План проведения Конспекты мероприятий | |
10 | Неделя правовых знаний совместно с социальным педагогом | 1»А»-2 «А», 3 «А»-4»А», 1»Б», класс | Декабрь | План проведения недели Конспекты мероприятий | |
11 | Проведение недели «Детство без страха и жестокости» (совместно с социальным педагогом) | 1»А»-2 «А», 3 «А»-4»А», 1»Б», класс | Февраль | План проведения недели Конспекты мероприятий | |
12 | Тренинг « Мое психоэмоциональное благополучие» | Педагоги, воспитатели | Март | Конспект тренинга Журнал учета КРР | |
13 | Проведение недели психологии | | Апрель | План проведения недели Конспекты мероприятий | |
14 | Оказание психологической, методической помощи и поддержки педагогам и воспитателям. | Педагоги, воспитатели | В течение года | Консультации, рекомендации Журнал учета КРР | |
15 | Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми, обучающимися на дому (СИПР). | , 1»А» Николай К., Сергей Г, 1»Б» Глеб Г., Полина А., Саманд А. | В течение года | Программы коррекционно-развивающих занятий по сенсорному и двигательному развитию, альтернативной коммуникации, предметно-практической деятельности. | |
16 | Коррекционная и консультативная работа при исполнении обязанностей уполномоченной по правам ребенка в школе-интернате | Все участники образовательного процесса | В течение года | План работы уполномоченного по правам ребенка | |
17 | Участие в школьных мероприятиях, областных конкурсах профессионального мастерства . Психологическая подготовка обучающихся. | 1»А»-2 «А», 3 «А»-4»А», 1»Б», класс | В течение года | По мере необходимости | |
18 | Участие в работе Ресурсного центра на базе школы. | Все участники образовательного процесса | В течение года | По плану работы Ресурсного центра | |
№п/п | Содержание работы | Участники образовательного процесса | Сроки | Контроль | Отметка о выполнении |
1. | Индивидуальное консультирование обучающихся, педагогов и родителей | По запросу | В течение года | Журнал консультаций | |
2. | Индивидуальное консультирование по результатам диагностики | «Группа риска», ВШУ, ТЖС | В течение года | Журнал консультаций | |
3 | Консультации для родителей: - межличностные отношения в семье; - возрастные особенности развития детей; -родительско-детские отношения; - взаимоотношения с педагогами и воспитателями; - личностные проблемы родителей; - проблемы адаптации детей; -профессиональное самоопределение ребенка; - разрешение конфликтных ситуаций в семье; - взаимодействие с подростками; -по результатам диагностики; - поведенческие проблемы ребенка. - особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. | Родители | В течение года | Журнал консультаций | |
4. | Групповые консультации младших школьников и подростков: - Как воспитывать в себе доброе отношение к «братьям нашим меньшим» - Как уберечь себя в сети Интернет и при использовании мобильной связи - Как ты познаешь мир? -Что делать в случае жестокого обращения дома, в школе и на улице - Как сказать «нет» и отстоять свое мнение - Как изменить настроение - Вредные привычки -Мальчики и девочки: как мы растем | 1»А»-2 «А», 3 «А»-4»А», 1»Б», класс | В течение года | Журнал консультаций | |
5. | Консультации для педагогов: - по вопросу снижения уровня агрессивности младших школьников и подростков; - по вопросам взаимоотношений с обучающимися, родителями, коллегами и администрацией. - по результатам диагностики; - написание характеристик; -проблемы поведения обучающихся; - подготовка к аттестации; -неблагоприятные эмоциональные состояния; - консультации по индивидуальным психологическим особенностям вновь прибывших детей и детей «группы риска»; - личностные проблемы педагогов. -как избежать «эмоционального выгорания» | Педагоги воспитатели | В течение года | Журнал консультаций | |
6. | Консультации для обучающихся: -межличностные отношения в семье и школе; -взаимоотношения с одноклассниками, педагогами, родителями; - взаимоотношения с противоположным полом (пубертатный период); - неблагоприятное эмоциональное состояние; - предупреждение проявления девиантного поведения - способы снятия стрессовых состояний; - способы взаимодействия в конфликтной ситуации; - преодоление агрессии во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками; - по результатам изучения профессиональных предпочтений. | 1»А»-2 «А», 3 «А»-4»А», 1»Б», класс Обучающиеся состоящие на ВШУ, ТЖС в закрепленных классах | В течение года | Журнал консультаций По результатам диагностики | |
7 | Консультирование по запросу | Администрация, педагоги, родители. | В течение года | Журнал консультаций | |
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ |
№ | Содержание работы | Участники образовательного процесса | Сроки | Контроль | Отметка о выполнении |
1 | Участие в работе педагогических советов школы | Педагоги, воспитатели | По плану работы школы | Темы по плану работы школы | |
2. | Участие в работе методических объединений: ППС,учителей начальных классов учителей-предметников, воспитателей | Педагоги, воспитатели | Один раз в триместр | Темы по плану МО | |
3 | Участие в общешкольных и классных родительских собраниях. | Родители | По плану работы школы и классных руководителей | Выступление, проведение анкетирования, разработка, памяток рекомендаций | |
4. | Подготовка информации для СМИ, электронных ресурсов, школьного сайта, информационного стенда. | Педагоги Воспитатели Родители Обучающиеся | В течение года | Журнал психологического просвещения | |
5. | Подготовка печатных материалов (памятки) для родителей, педагогов, касающихся вопросов адаптации, обучения и воспитания детей | Педагоги Родители | В течение года | Подготовка памяток для родителей | |
6 | День психолога - 22 ноября ( участие в квест игре) | 1»А»-2 «А», 3 «А»-4»А», 1»Б», класс | Неделя психологии в ноябре | План занятия | |
7 | Неделя психологического здоровья | 1»А»-2 «А», 3 «А»-4»А», 1»Б», класс | апрель | План мероприятия | |
8 | Продолжить ведение сайта педагога-психолога в образовательной социальной сети | Педагог-психолог | В течение года | Платформа «Сферум» | |
№ п/п | Содержание работы | Участники образовательного процесса | Сроки | Контроль | Отметка о выполнении |
1. | Подготовка кабинета к работе в новом учебному году | Педагог-психолог | Август | Готовность кабинета | |
2. | Составление циклограммы работы педагога-психолога | Педагог-психолог | Август | Циклограмма | |
3. | Разработка программ индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий | Педагог-психолог | Август-сентябрь | Программы, расписание занятий. | |
4. | Приобретение и изготовление инструментария, пособий и дидактического материала для диагностического обследования и коррекционно-развивающих занятий | Педагог-психолог | В течение года | Пособия, инструментарий, дидактический материал | |
5 | Продолжить сбор фотоматериала в компьютерном варианте и оформление фотоальбома по психологическому сопровождению обучающихся. | Педагог-психолог | В течение года | Фотоальбом в компьютерном варианте | |
6 | Пополнение картотеки психологических игр по различным психологическим проблемам (агрессивность, тревожность, застенчивость и т.д.). | Педагог-психолог | В течение года | Картотека игр | |
7 | Повышение квалификации, участие в веб-семинарах, областном методическом объединении педагогов – психологов, семинарах и форумах | Педагог-психолог | В течение года | Интернет ресурсы | |
8 | Участие в работе школьной ППк | Педагог-психолог | По плану работы ШППк | Протоколы ШППк | |
9 | Ведение отчетной документации, обработка результатов диагностических обследований, разработка рекомендаций по результатам диагностического обследования. | Педагог-психолог | В течение года | Журналы учета работы | |
10 | Подготовка аналитического отчета (анализа работы) педагога-психолога за текущий учебный год и плана работы на следующий учебный год. | Педагог-психолог | Май,июнь | Отчёт, план | |