СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективный план работы по самообразованию 2022г

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план работы по самообразованию 2022г»







МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №5 «Соловушка»» г.Курчатов Курской области.







ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

в подготовительной группе  

«Финансовая грамотность у детей старшего дошкольного возраста»

2022-2023г



                                                                                           

                                                                                         





Подготовила: Мезенцева Е.Г










2022г



Пояснительная записка

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста -это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной, социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни .Дети так или иначе включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Именно в дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и эффективным средством формирования финансовой культуры детей является игровая деятельность, которая способствует расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, закреплению и обогащению знаний о финансовой сфере деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков. Кроме задач общей целевой направленности, игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности в будущий мир финансов.

Внедрение финансовой грамотности в воспитании у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

     Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Поэтому цель данной программы – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.




Задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)


Формы работы: деловые, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора, экскурсии, а также использование , ИКТ.
























Тематический план

Тема занятия

Цель

Сентябрь

1

Что такое экономика?

Познакомить детей с понятием экономика, определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности. 

2

Что такое деньги?

Что мы знаем о деньгах?

Дать расширенное понятие о деньгах

Формирование представлений о том, где могут храниться деньги.
Познакомить детей с историей возникновения денег.
Формировать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости.
Воспитывать устойчивость интереса к математическим знаниям и умениям.

3

Хоть семи нам ещё нет, формируем мы бюджет

Продолжать вводить детей в мир экономических отношений. Закрепить с детьми понятие доход, расход, бюджет. Заложить основы планирования семейного бюджета. Закрепить известные детям математические понятия.

Октябрь

1

Беседа «Денежные единицы разных стран»

Формирование представлений о валюте, как денежной единице разных стран.

Познакомить воспитанников с денежными единицами разных стран. Закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

2

Беседа «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Раскрыть сущность понятия        «деньги», «монета», «банкнота»,

«пластиковая карта», наличные и безналичные деньги, закреплять знания детей  о внешнем виде современных денег.

3

«Деньги всякие нужны»

Продолжать знакомить детей с понятием «деньги», «монета», «банкнота». Научить детей понимать назначение денег их необходимость в жизни человека

4

Игра «Путешествие по сказкам»

Формировать начальные представления о финансовой грамотности,  рациональное использование бюджета.

Формировать умение правильно распределять свой бюджет.

Развивать экономическое мышление и математические способности.

Ноябрь

1

Командная игра

«Рекламный бизнес»






Сюжетно -ролевая игра

«Торговый центр»

Познакомить с понятием «реклама», дать представление для чего нужна реклама, о ее назначении, научить детей правильно воспринимать рекламу. Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области              финансовой    грамотности через игровые средства обучения.

Пополнить словарный запас, учить играть используя финансовые термины в игре

2

Просмотр мультфильма «Муха цокотуха»



Д/и «Хочу и надо»

  1. Систематизировать знания детей о разнообразии товаров.

  2. Познакомить с многообразием потребностей и ограниченными возможностями.

Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

3

Практическая работа «Лепбук по финансовой грамотности »

Показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем - потом тратим».

4

Почему взрослые работают?

Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения           разнообразных потребностей человека и источником дохода.

Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность».

Продолжать формировать элементарные представления   о   различных профессиях, специальностях.

Декабрь

1

Проект «Дети и деньги»

Систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей  с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». Воспитывать бережное отношение к деньгам

2

Игра«Юные финансисты»

Повторить понятие «потребности человека»;

Закреплять названия основных потребностей и что к ним относится.  Уточнить от чего зависят потребности человека.

Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

3

«Бартер»

Раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег,  на основе сказочных персонажей.

Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах.

4

Учимся занимать и отдавать долги

Закрепить понятия «долг», «одалживать», «занимать». Формировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения. Воспитание ответственности, бережного отношения и уважения ко всем видам собственности, семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам.

Январь

2

Чтение рассказа В. Осеевой «Долг»

Познакомить детей с элементарными экономическими 

понятиями: долг, должник, через рассказ В. Осеевой «Долг».

Формировать экономические понятия детей посредствам рассказа.

Учить видеть в рассказе простейшие экономические понятия.

3

«Семейный бюджет и расходы семьи»

Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные  источники (заработная плата, стипендия, пенсия),  расход (обязательный и необязательный).

Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет. Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

4

«Экономия тепла, света, воды»

Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и  применению этих знаний на практике. Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и  упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла. Показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов. Воспитывать уважительное отношение к дарам природы.

Февраль

1

«Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Заложить основы экономических навыков и привычек в быту у детей с помощью игровых ситуаций, обсуждения литературных произведений. Показать на примерах игровых средств, как можно развивать такие качества как экономность и бережливость.  Воспитывать у детей навыки и привычки культурного и рационального поведения в быту,  приучать детей бережно расходовать материалы;

2

Игра «Сделал дело – гуляй смело»

Закреплять понятия «бюджет», «доходы – расходы», «экономия», «хочу – надо», «зарплата», «торговля», «банк» и др., - закреплять пословицы и поговорки о труде и деньгах, - учить детей отгадывать сказки по описанию, - повышать мотивацию детей к труду.

3

«Наше богатство»

Расширять знания детей о понятиях «бедность», «богатство», учить различать ценности, которые нельзя купить за деньги, формировать систему ценностей, в которой на первое место ставятся отношения людей, трудолюбие, а не стремление к богатству.

4

Викторина по сказкам «О какой сказке идет речь?»

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, активизация имеющихся у детей знаний финансовой грамотности. Познакомить детей с различными видами интеллектуальных вопросов.  Учить детей разгадывать логические задачи. Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления. Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев.

Март

1

Игра «Решение простейших арифметических задач»

Закреплять знания дошкольников считать российские рубли и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность.  Развитие познавательного потенциала у дошкольников,  закрепление первичных математических представлений, развитие логического мышления.

2

«Стоимость и цена товара. Из чего складывается стоимость»

Сформировать представление у детей о том, как формируется стоимость товара: вложение средств, затраты труда, качество, спрос и предложение.

3

Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста

квест - игра «Путешествие в страну финансов»


Формировать у детей нравственные качества, доброжелательность, щедрость, умение оценивать свои поступки и других.  

4


Работа с родителями

«Создаем свою копилку»

Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях. Воспитывать уважение к любой работе.

Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления.

Апрель

3

«Нарисуй дизайн платежной карты и банкомата»

Способствовать проявлению творчества дошкольников

4

Просмотр мультфильма

«Как сорока карту потеряла!»

Разъяснить о важности соблюдение безопасности при пользовании банковской картой.

Май

1

«Что такое экономия коммунальных услуг»

Формировать у детей дошкольного возраста понимание целесообразности бережливости различных ресурсов

2

«История о рублике»

(просмотр и обсуждение

видео – ролика)

Выявить уровень экономического занятие мышления у детей.

3

Дидактические игры