Перспективный план работы с родителями обучающихся 1ж класса
на I ступень обучения
Цель:
Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала.
Задачи:
1.Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
2.Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3.Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Работа с родителями
Основная задача классного руководителя — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Основные направления классного руководителя и родителей:
Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека.
Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся.
Высшая ценность- человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.
Интерес к жизни -это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности, быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы.
Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).
Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.
Познавательная сфера жизни ребенка
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:
а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;
б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных обучающихся и всего класса на родительских собраниях;
г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у обучающихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации;
- посещение на дому;
-тематические консультации;
- родительские чтения;
- проведение совместных праздников;
- общешкольные родительские собрания.
Примерная тематика проведения классных родительских собраний.
1 класс
1. О единых требованиях семьи и школы.
2. Проблема адаптации первоклассников в школе.
3. Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника.
4. Эмоции положительные и отрицательные.
2 класс
1.Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.
2.Агрессивные дети, причины и последствия детской агрессии.
3.Наказание и поощрение в семье.
4.Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…»
3 класс
1.Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.
2.Трудовое участие ребенка в жизни семьи, его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.
3.Воображение и его роль в жизни ребенка.
4.Итоги прошедшего года – музыкальный праздник «Мы и наши таланты»
4 класс
1.Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
2.Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.
3.Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.
4. Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!»
Сроки проведения | МЕРОПРИЯТИЯ | Класс |
Сентябрь (с 1 по 10) (с 10 по 20) В течение месяца | 1.Организация питания учащихся (сбор и оформление документов на питание) 2.Обеспеченность учащихся учебниками, школьной формой. 3.Родительское собрание «Особенности организации обучения в 1 классе. Режим дня. Профилактика дорожно-транспортного травматизма. ТБ, ППБ и правила поведения в школе». 4. Родительское собрание «Здоровье нашего ребёнка: советы как его сохранить» 4. Занятость учащихся во внеурочное время (работа с родителями по вовлечению учащихся в кружки, секции, ГКП, на консультации и факультативы) 5. Выбор родительских комитетов. 6. Посещение семей учащихся на дому (жилищно-бытовые условия, рабочее место учащегося, морально-психологический климат в семье) 7. Диагностика уровня толерантности в семье. 8.Организация индивидуальных занятий у логопеда. | 1-4 1-4 1 2 1-4 1-4 1-4 1-4 1 |
Октябрь (в конце 1 четверти) (по итогам четверти, постоянно в течение года) 1 раз в четверть | 1.Родительские собрания: - «Итоги 1-й четверти. Трудности адаптации первоклассников к школе» - «Итоги 1-й четверти. Первые уроки школьной отметки» - «Итоги 1-й четверти. Трудовое воспитание» - «Итоги 1-й четверти. Развитие личностных качеств ребёнка» 2.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей. 3.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся. 4.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей. 5. День открытых дверей. | 1 2 3 4 1-4 1-4 1-4 1-4 |
Ноябрь постоянно | 1.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей. 2.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся. 3.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей. 4.Встречи с группами родителей тех учащихся, чьи проблемы пребывания в школе похожи. 5. Переписка с родителями. 6.Диагностика «Здоровье сбережение детей» 7.Родительский лекторий «Меры профилактики энтеровирусных инфекций» (с приглашением мед. работника) | 1-4 1-4 1-4 1-4 1-4 1-4 |
Декабрь (в конце 2 четверти) Постоянно Систематически (в течение четырёх лет) | 1. Родительские собрания: - «Итоги 2 четверти. Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте. Как помочь ребёнку стать внимательным» - «Итоги 2 четверти. Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте. Наказание и поощрение в семье: за и против» - «Итоги 2 четверти. Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасно поведению на улицах, дорогах и в транспорте. Мой ребёнок становится трудным…» - «Итоги 2 четверти. Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте. Поговорим о дружбе» 2.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей. 3.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся. 4.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей. 5.Традиционные разговоры с родителями учащихся по телефону (особенно о достижениях) 6. Участие родителей в жизни класса (выступление на классных часах, подготовка сюрпризов, организации экскурсий, вечеров отдыха…) | 1 2 3 4 1-4 1-4 1-4 1-4 1-4 |
Январь В течение года. | 1. Индивидуальные консультации по вопросам обучения и воспитания. 2. Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся. 3. Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей. 4. Оказание материальной поддержки малообеспеченным, многодетным семьям в рамках городских акций. | 1-4 1-4 1-4 1-4 |
Февраль | 1. Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей. 2. Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся. 3. Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей. | 1-4 1-4 1-4 |
Март (в конце 3 четверти) | 1. Родительские собрания: - «Итоги 3 четверти. Наши права и обязанности» - «Итоги 3 четверти. Детская агрессия» - «Итоги 3 четверти. Искусство любить детей!» - «Итоги 3 четверти. Развитие самостоятельности у детей, важной для дальнейшего обучения школьников» 2.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей. 3.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся. 4.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей. | 1 2 3 4 1-4 |
Апрель В течение года | 1.Организация летнего отдыха учащихся (оформление документов в летние пришкольные лагеря) 2.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей. 3.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся. 4.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей. 5.Приглашение родителей в школу (по мере необходимости) | 1-4 |
Май В течение года | 1.Организация приобретения тетрадей на печатной основе на новый учебный год. 2. Родительские собрания: «Итоги года. Занятость учащихся летом. Соблюдение учащимися ТБ, ПДД, ППБ на летних каникулах». - «Перелистывая страницы учебного года…» - «Праздники и будни нашей жизни» - «Творчество и воображение ребёнка» 3.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей. 4.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся. 5.Рейды в семьи учащихся. 6.Собрание родителей будущих первоклассников. | 1-4 1-4 1 2 3 1-4 1-4 1-4 |
План совместных мероприятий
«Ученики 1 е класса +их родители=дружный класс»
№ | Дата | Мероприятия |
Сентябрь |
1 | 18-24 | Праздник «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» |
Октябрь |
2 | 16-22 | Праздник «Золотая осень» |
Ноябрь |
3 | 20-26 | т/к «Барабашка» спектакль «Золотой цыплёнок»» |
Декабрь |
4 | 1-10 | Игра «Поле чудес» |
5 | 11-17 | Праздник Дружбы |
6 | 25-30 | Новогодний праздник в Д/к Октябрь |
Январь |
7 | 1-7 | Конкурс снеговиков (во дворе школы) |
8 | 8-14 | Совместный выход на городской каток |
9 | 15-31 | т/к «Барабашка» |
Февраль |
10 | 12-18 | Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» |
Март |
11 | 12-25 | Праздник «Коса - девичья краса» |
12 | 24-1.04 | Совместный выход в кинотеатр или театр |
Апрель |
13 | 2-15 | Интеллектуальный праздник, посвященный Дню космонавтики |
14 | 16-28 | Экскурсия в краеведческий музей им.Т.Д. Шуваева |
Май |
15 | 16-28 | Экскурсия в городскую библиотеку |
16 | 28-30 | Выезд на базу отдыха. Праздник «Прощай 1 класс» |