Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Обь-Юганская СОШ»
План самообразования
учителя
русского языка и литературы
НРМОБУ «Обь-Юганской СОШ»
Ревиной Ирины Вениаминовны
на 2020-2025 учебные годы
2020 г.
1 | Фамилия | Ревина |
2 | Имя | Ирина |
3 | Отчество | Вениаминовна |
4 | Должность, преподаваемый предмет | Учитель русского языка и литературы |
5 | Стаж (педагогический) | 35 лет |
6 | Стаж (по специальности) | 35 лет |
7 | Образование | Усть-Каменогорский педагогический институт, квалификация – учитель русского языка и литературы, диплом № ТВ 717595, дата выдачи 28 июня 1989 г. |
8 | Курсы повышения квалификационной категории | Приложение |
9 | Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия | Первая, дата присвоения 28 ноября 2017, дата окончания срока действия 28 ноября 2022 года. |
10 | Методическая тема учителя- предметника | «Использование активных методов в обучении русскому языку и литературе как средству формирования языковой компетенции обучающихся» |
Пояснительная записка.
Воспитание нового человека, формирование его личности - краеугольный камень педагогической работы. Особая роль в процессе формирования личности отводится школе. Именно в ней закладывается фундамент, на котором строится вся человеческая жизнь. Поэтому учитель в ответе за каждого своего ученика, за то, каким он станет человеком. От духовной культуры учителя, от силы его убежденности, от его педагогического мастерства, человеческого таланта зависит то, что определяет направленность мыслей, интересов, стремлений его воспитан никое.
Обеспечение постоянного и непрерывного обучения педагогов — главная цель методической работы, осуществляемой на разных уровнях. Системообразующим элементом методической работы является самообразование учителя.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного самообразования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.
Самообразование — средство развития личности учителя, повышения его профессиональной компетентности. Таким образом, повышение квалификации характеризует стремление учителя к постоянному повышению своей профессиональной компетентности, его возможности для профессионального роста, саморазвития, самосовершенствования. Уровень самообразования непосредственно влияет на результаты педагогической деятельности в целом.
Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь готовность обучаться в течение всей жизни.
Чтобы сформировать и развивать компетенции, нужно дать их объяснение. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями.
Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Тема самообразования: «Использование активных методов в обучении русскому языку и литературе как средству формирования языковой компетенции обучающихся»
Актуальность темы
Целью школьного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а запас компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация выпускников. Задача учителя-помочь подрастающему поколению, а значит, и сам учитель должен повышать уровень профессионального мастерства.
Актуальность выбранной темы заключается для реализации ФГОС, в основу которого положен системно - деятельностный подход, ориентированный на личность обучающегося, на развитие его личностных качеств.
Цель программы: повышение собственного теоретического и научно-методического уровня по теме самообразования.
Задачи:
- изучение и анализ опыта работы по вопросам формирования речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы;
- изучение и овладение новыми технологиями по теме самообразования;
- внедрение на уроках русского языка и литературы форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи обучающихся;
- подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;
Срок реализации программы: 2020 – 2025 гг. Реализация программы самообразования запланирована мною в срок до 5 лет с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.
Источники самообразования: СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная). Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи.
На уроках русского языка и литературы предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано. Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
Формирование коммуникативных и языковых компетенций
Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме.
Компетенции | Общепредметные компетенции | Русский язык и литература |
Коммуникативная компетенция | Устный диалог | Задавание вопросов собеседнику. Конструирование ответа на вопрос. |
Диалог в письменной форме | Самопрезентация в форме резюме. |
Полилог(коллективная дискуссия) | Ролевая форма представления текста произведения. |
Языковая компетенция | Письмо | Орфографическая и пунктуационная грамотность. Составление документации. |
Речь | Орфоэпические нормы. |
Чтение | Выразительность, эмоциональность |
Методы, формы, ориентированные на развитие компетенций
№ | План мероприятий | Сроки | Отметка о выполнении |
1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка | Теоретическое изучение темы. Подписка на методическую литературу. Повышение квалификации по предмету, курсы. Участие в вебинарах и семинарах различного уровня. Изучение инновационных методов работы ведущих учителей России в области обучения и воспитания. Участие в комиссиях предметных олимпиад, научно-практических конференций, экспертной проверке ОГЭ по русскому языку. Аттестация на высшую квалификационную категорию | 2020- 2025 систематически 2022, январь. | |
2. Использование современных образовательных технологий и ИКТ области | Использование на уроках русского языка и литературы ЭОР. Проведение уроков с использованием ИКТ. Обзор в Интернете информации по русскому языку и литературе, педагогике и психологии. Работа на персональном сайте. Создание презентаций по предмету. Использование на уроках сайты: Музей-онлайн, Библиотека-онлайн, Российский учебник, Инфоурок, Урок РФ, Знанио, Мультиурок и другие. | 2020 – 2025 систематически | |
3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | Выступление перед коллегами. Проведение открытых уроков. Взаимопосещение уроков. Публикация методических разработок, статей. | 2020- 2025 систематически | |
4. Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время | Совершенствовать систему подготовки к экзаменам в форме ОГЭ. Создать условия для участия детей в дистанционных олимпиадах и конкурсах. Добиться активного и результативного участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на региональном уровне. Вовлекать больше обучающихся, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, в исследовательскую деятельность. | 2020- 2025 систематически | |
Ожидаемые результаты работы:
В результате работы по этой теме, я предполагаю формирование следующих ключевых компетенций:
Учебно-познавательные: (в сфере самостоятельной познавательной и общеучебной деятельности)
Способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки
Добывание знаний непосредственно из окружающей среды
Владение приёмами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартной ситуации;
Информационные: (навыки деятельности по отношению к информации)
Владение современными средствами информации информационными технологиями;
Умение найти, проанализировать и отобрать необходимую информацию, её преобразовать, сохранить и передать.
Коммуникативные: (способы взаимодействия с окружающими людьми)
Навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;
Умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, высказать своё мнение;
Иметь свою точку зрения, уметь грамотно отстаивать её;
Ценностно-смысловые:
Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий,
Уметь принимать решения, самоопределение ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
Форма самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей иностранного языка, а также через участие в жизни школы.
Источники самообразования:
чтение конкретных педагогических периодических изданий;
чтение методической, педагогической и предметной литературы;
обзор в Интернете информации по преподаваемым предметам, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;
посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
организация кружковой и внеклассной деятельности по предметам;
посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предметам;
общение с коллегами в школе, городе и в Интернете и т.д.
медиаинформация на различных носителях
Этапы | Содержание работы | Сроки |
Диагностический | Анализ профессиональных затруднений. Определение цели и задач темы. Составление плана работы по выбранной теме самообразования. Курсы повышения квалификации. | 2020-2021 |
Прогностический | Изучение опыта работы педагога по выбранной теме. Пополнять страничку своего сайта. Участвовать в различных педагогических конкурсах, блиц – олимпиадах, онлайн-олимпиадах. Прохождение курсов по теме самообразования. Выступление на заседании МО по теме самообразования. | 2020-2022 |
Практический | Открытые уроки на школьном уровне. Самоанализ и самооценка своих уроков. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Посещение уроков учителей школы. | 2021-2025 |
Обобщающий | Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Выступление на заседании МО по теме самообразования. Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. Консультативная помощь учителям и учащимся. Оформление результатов работы. Подтверждение высшей квалификационной категории. | 2022-2025 |