Этап урока | форма работы | краткое содержание | деятельность учителя | деятельность ученика |
1.организационный этап | фронтальная работа | Организация обучающихся на основную учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку | Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют готовность к уроку. Самоорганизация обучаю щихся. |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | фронтальная работа беседа Постановка проблемного задания | Учитель предлагает учащимся послушать стихотворение и определить о чем пойдет разговор на уроке Начало века Двадцатый век своё начало Отметил бурно! Закачало Твердыни мира все В имперской их красе. Престолы треснули, Их троны пошатнулись! Казалось, вечные Устои содрогнулись… Два вектора – корысти и свободы – Определили европейскую погоду. Корысть – в захватах, поглощеньях, За счёт соседа расширениях. Свобода ж вовсе от всего: Налогов, метрополий и законов, Монархий, власти и канонов Религий, брака, чёрт чего… Свободы, равенства и братства Все требуют наперебой! Ещё всем поровну богатства, Иначе «Все на смертный бой!» И вот Европа в кумаче, Крушится старый мир вообще. Хотят сломать до основания С большим упорством и старанием. Можно ли назвать Первую мировую войну рубежом эпох, точкой отсчёта нового периода мировой истории? Почему? | Организует формулировку темы и поставленные цели урока Создание проблемной ситуации | Познавательные: осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель Познавательные УУД: выдвигают гипотезы и обосновывают их Коммуникативные УУД: высказывают свое предположение, вступают в дискуссию, отстаивают свое мнение регулятивные УУД: планируют свою деятельность на уроке |
3.актуализация знаний | Фронтальная работа «Интеллектуальная разминка».(устный опрос) парная работа решение тестов | Согласны ли вы с приведенными ниже высказываниями? Ответьте «да» или «нет» и обоснуйте свой ответ. 1.Убийство в Сараево послужило поводом к развязыванию войны. 2.1 августа 1914 г. Россия объявила войну Германии. 3. Военные действия России против Австро- Венгрии были более успешными, чем против Германии. 4. Все главные воюющие страны ставили перед собой захватнические цели. 5. В Первой мировой войне впервые было применено оружие массового поражения. 6. Воюющие страны не вели подводную войну. 7. Первая мировая война повлияла на развёртывание революционных процессов в России и в Германии. См.приложение | приведение обучаемых в активное «стартовое» состояние за счет актуализации имеющихся знаний, обмена мнениями и выработки общей позиции определение уровня подготовленности учащихся к дальнейшей работе по наращиванию знаний. Обращение к обучающимся с вопросами, на которые те должны дать краткий, конкретный ответ. Организует работу в учебных парах Проверяет знания учащихся с помощью заданий ЕГЭ | Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний Коммуникативные УУД: отвечают на вопросы учителя. воспринимают информацию на слух слушают ответы других учащихся Регулятивные УУД: дают ответы на вопросы оценивают правильность ответов Познавательные УУД: самостоятельннорешают какой ответ является правильным Регулятивные УУД: выполняют совместно задания |
5.Применение знаний и умений в новой ситуации | индивидуальная работа(по вариантам): Проблема – теоретический метод решение заданий Проблемно-поисковое изучение | Вариант№1 Задание:Германская пресса, характеризуя страны, которые участвовали в Первой мировой войне, писала о них: «представительница самого крайнего абсолютизма», «мать революции и гильотины», «самое старое на свете конституционное государство». К каким странам относятся указанные характеристики? Вариант№2 Задание:Немецкий историк Вильгельм Дайест писал: «Я считаю, что XX век начался именно в 1914 году. Эта война заложила основы современной цивилизации». Как вы понимаете смысл высказывания немецкого ученого – автора многих трудов по истории Первой мировой войны? Разрыв цивилизации. Очередная годовщина начала Первой мировой войны заставляет вновь задуматься о том, что она надвое разорвала историю человечества. Потому что после Первой мировой войны стало можно ВСЁ. После неё стало можно делать всё, что творилось на Второй мировой войне. Видеофрагмент «Первая мировая война и ее последствия для России и Европы» https://youtu.be/q163drCh6uk | Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Организует работу с видеофрагментом: обратить внимание как война повлияла на дальнейшее развитие Европы | выполняют задания, отвечают на вопросы Познавательные УУД: самостоятельно осуществляют поиск информации умение формировать свою позицию и отношение к историческому событию Коммуникативные УУД: умение работать индивидуально РегулятивныеУУД: умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей Познавательные УУД: сознавать познавательную задачу; - извлекать нужную информацию Регулятивные УУД: принимают учебную задачу |
6.рефлексия(подведение итогов урока) | Групповая работа Метод «Идейная карусель» | 1) Класс делится на микрогруппы. Каждому члену МГ (4-5 человек) раздается чистый лист бумаги, всем задается один вопрос. Без словесного обмена мнениями все члены микрогрупп записывают на своих листках ответ на заданный вопрос. 2) Листки с записями передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый член МГ должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда к каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются, не оцениваются и не отбираются. 3) Обсуждение в микрогруппах сформулированных участниками всех ответов, предложений, выделение в итоговый список наиболее важных, интересных актуальных. 4) Обмен результатами наработок МГ. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других МГ она включается в окончательный общий список. выставляет и комментирует оценки учащихся | Предлагает обсудить проблемную ситуацию, предложенную в начале урока Можно ли назвать первую мировую войну рубежом эпох, точкой отсчёта нового периода мировой истории? Почему? | Излагают суждения о последствиях Первой мировой войны и ее влиянии на европейскую цивилизацию Познавательные: строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других |
7.Домашнее задание | индивидуальная работа | форма контроля :эссе | конкретизирует домашнее задание написать эссе на одну из тем: «Самым неосмысленным безумием ХХ века была, несомненно, Первая мировая война».А.И.Солженицын «Я опустошён. Хотелось бы умереть. Это ужасно – жить среди этого безумного человечества и бессильно наблюдать раз- рушение цивилизации. Эта европейская война – самая страшная историческая катастрофа за последние столетия, это крах наших самых святых надежд на человеческое братство». Ромен Роллан | принимают учебную задачу, планируют ее выполнение Воспринимают задание, уточняют записывают домашнее задание |
Страны – участницы блоков | Цели стран-участниц |
А) | Присоединение (аннексия) Сербии; укрепление своей территориальной целостности за счет удачной войны; усиление позиций на Балканах; присоединение части украинских, польских и белорусских земель |
Б) | Усиление позиций на Балканах; устранение германского и австрийского соперничества; контроль над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы; присоединение Галиции и нижнего течения Немана |
В) | Сокрушение и раздробление Германии; захват ее промышленной базы; возвращение Эльзаса и Лотарингии; захват сфер влияния на Востоке – Сирия; захват германских колоний; усиление позиций на Балканах |
Г) | Укрепление своей территориальной целостности; восстановление позиций на Кавказе; усиление позиций на Средиземноморье |
Д) | Политическое господство на Балканах; присоединение промышленных районов Бельгии и Франции; захват английских, французских, бельгийских колоний; уничтожение могущества Англии на море; захват русских земель (прежде всего, Прибалтики и Польши), обогащение за счет контрибуций |
Е) | Уничтожение германского военно-морского флота; расширение сфер влияния на Востоке (владение Османской империей) – Месопотамия, Аравия, Палестина; присоединение германских колоний; укрепление позиций на Балканах и Юго-Восточной Европе в целом за счет раздробления Австро-Венгрии |
Ж) | Усиление влияние в Средиземном море; захват части австрийских земель; усиление позиций в Северной Африке |
Е) битва при Капоретто.
3. Установите соответствие между событиями и датами: