СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первая моя метод. тема

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая тема: Технология проектного обучения на уроках химии, биологии, ОБЖ

Просмотр содержимого документа
«Первая моя метод. тема»



















Методическая тема:

Технология проектного обучения на уроках химии, биологии, ОБЖ









Учитель: Обрывалина О. А.









2014-2015 уч. год

Тема моей методической работы «Технология проектного обучения на уроках химии, биологии, ОБЖ»

Работа находится на этапе разработки, то есть, на этапе сбора и изучения необходимой методической литературы, планирования и разработки уроков биологии, химии, ОБЖ с использованием технологии проектного обучения ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Тема данной работы была выбрана неслучайно, наряду с такими технологиями, как обучение в сотрудничестве, дискуссии, ролевые игры проблемной направленности, «Портфель ученика» технология проектов наиболее полно отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, базирующегося на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике. По самой своей сути технология проектов предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентацию на личность ученика, его потребности и возможности, основывается на принципах сотрудничества и включения учащихся в активные виды деятельности.

На современном этапе развития методики отечественными и зарубежными исследователями показаны возможности и преимущества данного метода в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания (М.Ю.Бухаркина, В.В.Копылова, А.П.Кузнецова, О.М.Моисеева, Е.С.Полат, Т.Е.Сахарова, С.Хайнс, Д.Фрайд-Бут и др.); исследованы возможности использования метода проектов в обучении информатике (С.И.Горлицкая, Н.Ю.Пахомова); создания новых курсов с введением учебных проектов в образовательный процесс высшей школы (И.Ю.Соловьева); использования потенциала метода проектов в обучении иностранным языкам (Е.С.Полат, М.Ю Бухаркина, В.В.Копылова), подготовки учителей к руководству проектной деятельностью учащихся (Т.Ю.Тамбовкина, Т.Е.Бацаева, А.В.Курова); использования технологии проектов в реализации национально-регионального компонента содержания обучения биологии и химии.

Практически все перечисленные исследования, в основном, касались вузовского образования или старшего этапа обучения в школе. Вместе с тем, технология проектов может и должен использоваться на разных ступенях и этапах обучения. Разумеется, эффективность использования данной технологии во многом зависит от детальной, технологической его проработки для определенного этапа обучения, исследования целого комплекса задач, связанных со спецификой предметной области, уровнем обученности, стандартом обучение биологии и химии. Однако технология использования метода проектов в обучении биологии и химии учащихся на среднем этапе общеобразовательной школы до сих пор не разработана. Этим обусловлен выбор темы настоящего исследования. В этом и актуальность методической работы, ибо эффективность использования того или иного метода в учебно-воспитательном процессом напрямую зависит от грамотного, т.е. методически обоснованного его использования.

Цель технологии проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;


2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;


3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;


4. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);


5. развивают системное мышление.


Исходные теоретические позиции проектного обучения:

• в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;


• образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;


• индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;


• комплексный подход а разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;


• глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.


На данном этапе работы над методической темой мною были собрана и проанализирована следующая литература:

- Даниленкова Г.Г. Педагогическое проектирование учебного процесса / Г.Г. Даниленкова // Сб. научи, ст. / Калинингр. ун-т. - 2008.

- Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе. – М., 2003

- Евлахов В.М. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009

- Инновационные педагогические технологии в образовательной области биологии, химии: анализ опыта работы преподавателей биологии, химии/ под общ. ред. В.Г.Пичененко. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011.

- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – Санкт-Петербург: Кадро, 2004

- Лаврентьева, Н.Б. Технология учебного проектирования: информационная карта / Н.Б. Лаврентьева, Т.С. Федорова. – Барнаул: Изд-во АГУ, 2004

- Левитас, Г.Г. Образовательная технология и целеполагание / Г.Г. Левитас // Завуч.-№1

- Левчук, Л.В. Проектное обучение и российская школа / Л.В. Левчук, В.А. Жинжило // Директор школы. Лучшие страницы педагогической прессы. — 2001.-№6

- Неудахина, Н.А. Современные образовательные технологии: модульный курс: учебное пособие / Н.А. Неудахина, Т.С. Федорова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009

- Питт, Дж. Метод проектов в преподавании технологии в средних школах Англии // Метод проектов в технологическом образовании школьников: материалы Международного семинара. — 14-16 мая 2001 г. СПб, 2001

- Прокопьева, Н.И. Профессионально-педагогическая подготовка студентов в процессе проектного обучения: дис. канд. пед. наук / Н.И. Прокопьева. Новосибирск, 2005

- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004.

- Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова // М.: Просвещение, 2010.

- Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. – 2008













ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Конспект урока по биологии в 11 классе


Обобщающий урок по теме: «Основы экологии»


Тип урока – урок комплексного применения ЗУН учащимися.


Дидактическая цель: создать условия для анализа и комплексной оценки экологического состояния среды в данной местности.


Цели по содержанию:


Образовательная: проверить степень сформированности знаний о строении экосистем, круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах, а также формировать у учащихся умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.


Развивающая: продолжить развивать умения объяснять влияние экологических факторов на организмы, взаимосвязи организма и окружающей среды, причины нарушений развития организмов, необходимости сохранения многообразия видов; выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде.


Воспитательная: воспитывать позитивное, целостное отношения к живой природе, соблюдать правила поведения в окружающей среде.


Методы: поисковый, исследовательский, проблемный, репродуктивный.


Обучение навыкам учебного труда: сравнивать, обобщать, делать выводы, самоконтроль.


Форма организации учебной деятельности: групповая.


Средство обучения: литература (см. приложение 1).


Данное учебное занятие проведено в X! классе. По программе на изучение этой темы выделяется 15 часов. Предварительно получив задание создать творческий проект по теме: «Проведение экологической экспертизы экосистемы нашей местности ». Учащиеся разбились на группы по интересам 4 – 6 человек в каждой, получили задание с учетом способностей и возможностей. Был назначен ответственный, который координировал и направлял работу всей группы.


Самостоятельную творческую работу над проектом одиннадцатиклассники выполняли, в течение четырех недель, отчет приурочили к заключительному уроку по теме: «Основы экологии».


Работа над проектом позволяет учащимся объединиться по интересам, обеспечить им разнообразие ролевой деятельности, равноправие и свободу выражения идей.


ХОД УРОКА


Урок проходит в форме конференции, на который осуществляется презентация творческих проектов.


1.Организационный момент.


2.Сообщение темы и цели урока.


- Сегодня вашему вниманию мы предлагаем тему, которая для вас не является совершенно новой: «Основы экологии».


- Что изучает экология и зачем необходимо знать ее основы каждому человеку?


(Учащиеся формулируют цель урока).


3.Изучение новой темы.


1)Вступительное слово ведущего (член научного общества Поспелова Оксана) XX век породил экологические проблемы и тревоги. Надежды на разумное их разрешение в век XX1.


Определяющие черты развития экосоциальных связей человечества в будущем -реальная угроза всеобщего экологического кризиса и реальная надежда на его предотвращение, благодаря широкому природоохранному движению и всеобщему экологическому образованию.


Два главных процесса определяют историю развития связей человечества:


-возрастающая эмансипация человека от среды обитания;


-нарастающая его энерговооруженность, движущая за собой беспрецедентное усиление давления одного вида на среду своего обитания, на биосферу Земли.


Человечество развивается с ускорением. Появившись около 50 тыс. лет назад, Человек разумный, образно говоря, мчится все стремительнее. Вот он ворвался в XX1 век и бежит неведомыми дорогами третьего тысячелетия. Вопрос вопросов: как долго?


2) Просмотр фрагментарного видеофильма по основным экологическим проблемам.

3) Презентация творческих проектов,

4) Заключительное слово ведущего.


С возникновением человека разумного экологические связи человечества качественно изменились. Около 50 тыс. лет они развиваются как экосоциальные. При этом их социальный компонент, особенно в крупных городах, сегодня все более отчетливо доминирует над экологическим.


Тенденция роста крупных городов и негативные последствия этого процесса прогнозируются на будущее. Поэтому, прежде всего, необходимо снижение всех видов загрязнения городской среды и совершенствование системы жизнеобеспечения населения.


Банальная истина, что все люди, включая жителей самых больших городов, не могут нормально существовать без удовлетворения полного спектра биологических потребностей, настоятельно требует сохранять и восстанавливать их экологические связи. Особенно важны в этом плане расширение возможностей пребывания горожан в природных экосистемах и экологизация городской среды.


4. Итог урока.


-Почему формирование экологического сознания имеет первостепенное значение для развития современного человеческого общества?


- Почему наше общество можно отнести к «обществу одноразового потребления»?


- Как вы считаете, сможет ли человечество преодолеть экологический кризис?


5.Рефлексия.

- Что вы узнали нового на уроке?

- Чему научились, изучая основы экологии?

- Где можно применить полученные вами знания, умения и навыки?


Конспект урока ОБЖ

Тема: Здоровый образ жизни как общественная ценность.

Цель: Формирование здорового образа жизни как необходимой ценности.

Оборудование:

- раздаточный материал,

- тематические плакаты,

- доска,

- мел.

- проектор

- презентации

I.Актуализация урока.

Учитель тему урока не называет и говорит о том, что сегодня “Урок желаний”. Ученики из анкеты, которая лежит на парте, должны выбрать четыре желания, которые, по их мнению, являются ценными на сегодняшний день и расположить их в убывающем порядке.

Цель анкетирования: Выявить приоритет жизненных ценностей у обучаемых.

АНКЕТА

№ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

1 ДЕНЬГИ

2 ОБРАЗОВАНИЕ

3 ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМАЯ РАБОТА (ДОЛЖНОСТЬ)

4 СЕМЬЯ

5 КАРЬЕРА

6 ЗДОРОВЬЕ

7 НЕДВИЖИМОСТЬ

8 ПРЕСТИЖНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

9 ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА

10 СЧАСТЬЕ

Опрос учащихся: какие жизненные ценности выбрали и в какой последовательности расположили. Беседа с учащими.

Учитель. В мире существует более 1000 неизлечимых заболеваний. Некоторые заболевания редкие и встречаются единичный случай, на 10000-20000 тыс. человек, некоторые встречаются чаще в виде инфекционных заболеваний, например: СПИД, лихорадка Эбола и т.д.

Если человек отдал приоритет деньгам, недвижимости, но он неизлечимо болен (парализован), сможет ли он воспользоваться своим богатством, и насладиться жизнью? Учитель. Человек имеет великолепное образование, высокооплачиваемою работу или должность, но он болеет 300 дней в году. Кому нужен такой специалист? Некоторые из вас на первое место выбрали семью, но представьте, что в семье тяжело больной человек, за которым необходим ежеминутный, ежечасный уход. Счастлив ли данный человек, данная семья?

Вопрос к учащимся: Что нужно из жизненных ценностей поставить на первое место?

II. Вопрос к учащимся: определите тему сегодняшнего урока?

Работа по теме: “Здоровый образ жизни”

1) Вступительная беседа: Что такое здоровье.

- Определение понятия здоровье человека.

Учитель: В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – “это состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов”. Вопрос к учащимся: Какова цель здорового образа жизни?

2) Практическое упражнение Цель: дать возможность учащимся поразмыслить над жизненными целями и необходимостью вести здоровый образ жизни.

- 17-18 лет- жизненная цель?

- 23-24 года - жизненная цель?

- 26-27 лет - жизненная цель?

- 30-37 лет - жизненная цель?

- 50-55 лет - жизненная цель?

Вопрос к учащимся: что будет с человеком, если он на определенном жизненном отрезке (например, в 23-24 года), пристрастился к алкоголю. Каковы дальнейшие жизненные последствия.

- Обсуждение предлагаемой ситуации.

Вопрос к учащимся: по каким критериям можно определить, что нация в данном государстве здорова.

- наличие необходимого количества спортивных площадок, бассейнов, спортивных залов;

- спортивные праздники;

- воскресный и вечерний отдых связан со спортивными увлечениями;

- большое количество традиций в обществе по здоровому образу жизни;

- продолжительность жизни населения.

Учитель: главным критерием здоровья нации является - продолжительность жизни населения. Если в государстве преобладает смертность над рождаемостью, то говорят о том, что нация вымирает, а вместе с нацией “умирает” государство. Рассмотрим продолжительность жизни населения отображенную на плакате.

ЕВРОПА - 74.9 лет.

США - 75.0 лет.

КАНАДА - 76.0 лет.

РОССИЯ - 57.7 лет (мужчины).

ЯПОНИЯ - 87.5 лет.

ИСЛАНДИЯ - 80.0 лет.

Национальный центр статистики США опубликовал причины, которые уменьшают продолжительность жизни населения: заболевания сердечно - сосудистой системы – 17.5 лет жизни, раковые заболевания - 2.5 года, отсутствие здорового образа жизни – 22.5 года.

III. Закрепление изученного материала.

Интеллектуальная игра “Депутаты государственной думы”

Организационный момент. Учитель делит класс на три группы.

Цель игры: дать возможность учащимся поразмыслить над вопросом о повышении продолжительности жизни в России и научить предпринимать конкретные шаги по реализации намеченного плана. Учитель. Вы депутаты Государственной Думы. Перед вами встала острая проблема увеличить продолжительность жизни в России. У вас в руках мощные рычаги законодательной власти и практически отсутствуют финансовые ограничения. Первая группа депутатов разрабатывает и внедряет мероприятия и законы по пропаганде здорового образа жизни, вторая группа депутатов - внедрением ЗОЖ в учебные образовательные учреждения, третья группа внедрение ЗОЖ в промышленные и торговые предприятия. Группа готовит лидера для защиты проекта.

Выступление лидеров групп. Обсуждение выступление лидеров групп.

Таким образом, данный урок позволяет с использованием проектной технологии позволяет развить у учащихся самостоятельность, самокритичность, также развивает коммуникативные способности, уровень знаний увеличивается, интерес к предмету значительно возрастает.

Таким образом, на формирующем этапе нами были разработаны и апробированы ряд уроков с использованием технологии проектов.