СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первичная обработка древесины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме: "Технология обработки древесины".

Просмотр содержимого документа
«Первичная обработка древесины»

Тема урока: Первичная обработка древесины.

Цели занятия.

Образовательные: - получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме: Технология обработки древесины;

  • формировать у обучающихся начальные трудовые знания и умения, развить их техническое мышление и творческие способности, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.

  • Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы,

  • активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь.

  • Развитие умения правильно выбрать заготовку, способствовать развитию навыков работы измерительным и чертёжным инструментами, прострогать базовую кромку и разметить заготовку по чертежу.

  • Воспитательные: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач;

  • Методы проведения занятия: Беседа, рассказ, показ слайдов презентации «Строгание древесины», демонстрация технологических приёмов строгания, самостоятельная работа.

Задачи урока:

● продолжить формирование основных технологических понятий; ● выделить свойства и средства обработки древесины; ● научить технологическим приёмам строгания древесины; ● продолжить формирования навыков самоконтроля технологических операций – разметка, строгание, отделка; ● соблюдение правил безопасности труда при выполнении технологических операций при строгании и пилении.

Предполагаемый результат:

Учащиеся должны: Знать: 1.Разметку и проведение линий; 2. Устройство стругов (шерхебеля, рубанка) и их назначение; 3. Приёмы строгания древесины; 4. Механические свойства древесины; 5. Зачистка поверхности деталей. Снятие заусенцев; 6. Правила безопасности при строгании. Уметь: 1. Читать чертёж. 2. Производить разметку в соответствии с чертежом. 3. Настраивать рубанок. 3. Строгать пласть и кромки заготовки. 4. Проводить контроль качества строгания.

План урока.

1. Организационный момент. 2. Повторение ранее изученного материала 3. Изучение нового материала: используя компьютерный проект, учащиеся должны научиться анализировать и оценивать различные конструкции, выбирать и обосновывать использование способа членения данного изделия и т.д. 4. Упражнение в наладке рубанка. 5. Выполнение практического задания по изготовлению ручки для слесарного молотка. 6.Контроль качества выполненной работы. 7. Подведение итогов занятия, выставление оценок.

Литература для учителя: 1. Программа «Технология. Трудовое обучение. 5 – 11». 2. И.А.Карабанов «Технология обработки древесины 5-9» . - М., Просвещение, 2002.

Ход урока:


  1. Организационная часть (3 мин)

1.1 Приветствие учащихся и проверка посещаемости

Вопрос

Ответ 1

Ответ 2

Ответ 3

1

Как называется

этот элемент доски?

кромка

торец

пласть

2

Природный рисунок древесины.

текстура

ядро

сердцевинные

лучи

3

Изображение изделия, выполненное

с помощью чертёжных инструментов по определенным правилам

эскиз

чертёж

технический

рисунок

4

Пилы с такой формой зубьев предназначены для:

поперечного

пиления

смешанного

пиления

продольного

пиления

5

К хвойным породам древесины относятся:

сосна, пихта, дуб

сосна, осина, берёза

сосна, кедр, ель

2.1.Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.

3.1 Назначение дежурных.

Объявление темы урока: Разметка и строгание древесины.

    1. (ученикам записать дату и тему урока в тетрадь).

    2. Объявление цели урока: Научиться выполнять разметку заготовок, освоить приемы строгания и способы контроля выполняемой работы.

2. Повторение пройденного материала (7 мин)

Для контроля знаний учащихся используем тестовые карточки-задания.

Тестовая проверочная работа.

вариант №1


вариант №2


Вопрос

Ответ 1

Ответ 2

Ответ 3

1

Как называется

этот элемент доски?

кромка

торец

пласть

2

Природный рисунок древесины.

сердцевинные

лучи

текстура

ядро

3

Наглядное объёмное изображение изделия, выполненное от руки с указанием размеров и материала.

эскиз

чертёж

технический

рисунок

4

Пилы с такой формой зубьев предназначены для:

поперечного

пиления

смешанного

пиления

продольного

пиления

5

К лиственным породам древесины относятся:

берёза, пихта, дуб

дуб, осина, берёза

берёза, кедр, ель




3. Объяснение нового материала.


Строгание древесины – одна из основных технологических операций обработки заготовки до нужного размера и создания на ней ровных и гладких поверхностей.

Строгание осуществляют с помощью различных стругов (строгальных инструментов). Среди стругов наиболее распространены шерхебе­ли, рубанки и фуганки

Этими инструментами с дере­вянных заготовок сострагивают стружки. Устройство стругов одинаково. Они отличаются друг от друга только размерами и формой режущей кромки ножа-железки.

Режущая кромка у ножа шерхебеля дугообразная, выпуклая, а у рубанка и фуганка — прямолинейная.

Шерхебелем выполняют первичное, более грубое строгание поверхностей, а рубанком — окончательное, чистовое. «Шерхебель» — слово немецкого происхождения, что означает «струг для грубого срезания».

Рубанок состоит из колодки, ножа, клина, ручки. Предназначен рубанок для сострагивания тонких стружек и получения гладких поверхностей на древесине, а также состра­гивания заготовки в нужный размер.

Колодки стругов могут быть деревянными, металлическими или комбинированными.

Фуганки намного длиннее рубанков. Ими удобно получать ровные, плоские поверхности.


Режущая часть всех столярных инструментов имеет форму клина. Например, нож рубанка в своей режущей части затачива­ется в виде острого клина. Две поверхности клина - передняя и задняя пересекаясь, образуют острую режущую кромку. Эта режущая кромка разрезает волокна древесины, а передняя поверхность ножа отгибает срезанный слой в стружки.





Наладка рубанка: а - проверка выпуска ножа, б— регулировка выпуска ножа, в — разборка с помощью удара, г — вытаскивание и установка ножа на основание (постель), д —приемы закрепления ножа, е — выпуск ножа ударом но колодке, ж— выпуск ударом по ножу, з — выправление перекоса ножа, и — закрепление ножа




Перед строганием следует проверить, правильно ли налажен инструмент. У правильно установленного ножа лезвие расположе­но над подошвой колодки без перекосов и выступает на 1...3 мм у шерхебеля или на 0,1 ...0,3 мм у рубанка.





Рабочая поза (стойка) и приемы строгания заготовки рубанком


Положение рук при строгании рубанком. Упор для закрепления заготовки на верстаке.

Обрабатываемую деталь крепят на верстаке, зажимая или заклинивая между упором и клином так, чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой — за колодку или ручку с передней стороны.

Рубанок устанавливают на обрабатываемую деталь лезвием вниз и проталкивают вперед. В начале строгания осуществляют нажим на переднюю часть рубанка, а в конце — на заднюю, чтобы обрабатываемая поверхность получалась плоской.

При возвратном движении рубанка его поднимают над поверхностью. Так, совершая движение вперед и назад, постепенно сострагивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой.

Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то деталь следует строгать с другой стороны.

Хват рубанка и распределение усилий при строгании: а — рубанком, б— фуганком:  1 — нажим на рубанок в начале, 2— в середине, 3  — в конце строгания

Рубанок надо держать крепко, чтобы руки не соскользнули с него и не ударились об острые боковые ребра заготовок. При этом возможны ушибы и порезы рук. Упоры заготовки не должны выступать выше обрабатываемой поверхности.

Строгание концов детали вдоль волокон
а - правильно; б - неправильно;


Контроль качества строгания осуществляется с помощью линейки или угольника на просвет: а — угольником по длине бруска, б — угольником торца, в — линейкой, г — парными линейками или брусками, д — на глаз



Правила техники безопасности при строгании.


1. Надежно закреплять заготовку на верстаке.

2. Работать рубанком с хорошо заточенным ножом.

3. Не проверять руками остроту лезвия и качество обработки поверхности.

4. Очищать строгальные инструменты от стружки только при помощи деревянного клина.

5. Инструменты для строгания класть на верстак только на бок лезвиями ножа от себя.


3.4. Закрепление нового материала.

Вопросы к группе:

1. Что такое строгание древесины?

2.Какие инструменты применяют при строгании?

3.Какие меры безопасности следует соблюдать при строгании?


4. Практическая работа – изготовление ручки для слесарного молотка

Демонстрация приёмов разметки, крепления заготовок и приёмов работы рубанком.




Текущий инструктаж учащихся - в процессе целевых обходов.

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.

Третий обход: проверить правильность размеров и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приемку и оценку работ.


5. Заключительный инструктаж – 5 минут

5.1 Уборка рабочих мест.

6. Подведение итогов занятия – 10 минут


6.1. Подведение итогов работы по определению возможности экономии материала.

6.2. Анализ характерных ошибок и их причин.

6.3. Сообщение оценки работы учащихся.