МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Первоначальный этап работы над вокальным произведением
с учащимися «Озорного квартета»
(рук.Яцкова Л.В.)
2019г.
Тема : Первоначальный этап работы над вокальным произведением.
Форма проведения: коллективная (квартет)-
«Озорной квартет» (учащиеся Рубан Т.; Урянская Д.; Шилина К.; Шматова З.)
Цель занятия: развитие чувства ансамбля, чистоты интонации, пение квартетом и в унисон.
Задачи :
Образовательные :
-обучение пению в унисон, добиваясь чистого интонирования.
- обучение пению в ансамбле, дуэтом, квартетом.
-обучение вокально-техническим приемам.
-овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания.
Коррекционно-развивающие :
- развитие навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»; работа над дыханием как важнейшим фактором выразительного исполнения).
-развитие артикуляционного аппарата (активизация артикуляционного аппарата; дикционная четкость произношения согласных; формирование единой манеры пения гласных).
-развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма.
-развитие навыка анализа словесного текста и его содержания.
-формирование навыков концентрации внимания, слуха, мышления, памяти, контроля эмоций.
Воспитательные :
-воспитание любви к пению.
- воспитание навыков организации и самоорганизации, самоконтроля. воспитание целеустремленности, упорства в достижении поставленных целей.
-привитие эстетического вкуса.
Методы обучения:
-наглядный (слуховой и зрительный);
-словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
-индуктивный;
-дедуктивный;
-проблемно – поисковый;
-объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом преподавателя и воспроизведение услышанного обучающимися).
Методические приёмы:
-творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
-применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием обучающихся, групповой индивидуальный опрос;
-побуждение к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
-сопоставление произведений, различных по характеру;
-вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
-представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
-задержка звучания на отдельных звуках с целью выстраивания унисона;
-образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением;
-юмор, одобрение, поощрение успехов обучающихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность обучающихся.
Психологические условия :
-психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное
удовлетворение
-личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
-учёт индивидуальных особенностей;
дифференцированный подход.
Предполагаемый результат:
использование вокальных упражнений будет способствовать освоению предметного материала и выработке навыков одноголосного пения, т.е. в унисон, а так же пению дуэтом,квартетом.
Л
юбое, красиво звучащее музыкальное произведение, не может не вызвать отклика в душах слушающих его. Проникновенно, продуманно и прочувствованно исполненное вокальное произведение, заключает в себе ещё большую силу воздействия на человека, пробуждая эмоциональные переживания и яркие впечатления посредством не только музыки, но и слова.
О предварительной работе при этом никто и не задумается, т. к. она и не видна в случае профессиональной подготовки исполнителя.
А умению работать над вокальным произведением, доводить его исполнение до готовности и концертного уровня, обучают уже с младшего возраста в детских музыкальных школах на отделениях сольного пения. На уроках вокала учащиеся приобретают необходимые вокально-технические навыки, развивают творческое воображение, воспитывают у себя эстетическое мышление, пополняют кругозор и, обучаясь в процессе работы над произведением пониманию замысла авторов музыки и словесного текста и умению доносить до слушателя задуманное композитором и поэтом, проявляют через исполнение своё личное отношение к этому.
Работу над вокальным произведением можно условно разделить на несколько этапов:
- знакомство с произведением и его авторами;
- разбор и разучивание вокальной партии (определение тональности, размера, сольфеджирование, работа над чистотой интонации, над сложными мелодическими оборотами и интервалами, над точностью ритмического рисунка), пение со словами;
- работа над звуковедением, дикцией и артикуляцией;
- определение формы произведения, определение смысловой и динамической кульминаций;
- работа над фразировкой, динамическими оттенками, темпом, агогикой;
- работа над ансамблем вокальной партии и сопровождения;
- достижение художественно-образного сценического исполнения.
I. Знакомство с произведением и его авторами.
Первоначально, педагог, открывая ноты вокального произведения, выбранного для учащегося, озвучивает название произведения, имена авторов (композитора и поэта), мотивирует интерес учащегося к данному произведению, указывая на новизну материала и уровень его сложности.
При этом педагог стимулирует желание учащегося к работе над этим произведением, говоря о том, что именно этому ученику доступно исполнение такого вокального произведения, о том, что по вокальным данным, умениям и навыкам, именно этому учащемуся по силам справиться с исполнением такого сложного, но замечательного произведения.
Участникам квартета дается домашнее задание - найти сведения об авторах вокального произведения, ознакомиться с ними и изложить на последующем уроке всю найденную информацию (годы жизни, биографические справки, творческое наследие).
Педагог направляет действия ученика, указывая пути поиска, и предлагает воспользоваться Интернетом, посетить библиотеку: прослушать другие произведения композитора, прочесть другие стихотворения автора поэтического текста (желательно, чтобы педагог имел заранее подготовленные списки произведений композитора и поэта, наиболее доступные для восприятия детьми, и предложил их учащемуся для ознакомления).
Учащиеся получают такое домашнее задание с целью активизации его поисковой деятельности, направленное на лучшее освоение нового материала и развития самостоятельного умения пополнять собственные знания.
II. Разбор и разучивание вокальной партии.
Вместе с учащимися квартета прочитывается весь поэтический текст вокального произведения и проводится разбор содержания, характеризуется настроение, выявляются идея и смысл, заложенные поэтом в тексте, поясняются непонятные слова и выражения. Учащиеся своими словами пересказывают содержание, после чего произведение становится для них более понятным и близким по ощущениям.
Далее учащимся предлагается разбор вокальной партии по нотам.
Определяется тональность, озвучиваются знаки при ключе и размер. После настройки в тональности и просчитывания «пустого такта» следует пропевание мелодии нотами, т. е. сольфеджирование. Важно останавливать внимание учащихся на интервалах, длительностях, ритмическом рисунке, встречных знаках, что поспособствует легче освоить нотный текст и облегчит дальнейшую домашнюю работу. Лучше всего петь, не опираясь на поддержку инструмента, а интонировать по слуху, лишь периодически проверяя чистоту интонации на инструменте. Такой подход содействует овладению навыком сольфеджирования, развитию вокального слуха и, как следствие, приобретению ещё одного важного для вокалиста навыка чистого интонирования.
Когда первичное пение по нотам, которое в умеренном темпе с остановками для уточнений и прорабатывания всех встреченных в мелодии сложных мест завершено, учащиеся с педагогом вместе пропевают вокальную партию ещё несколько раз, до тех пор, пока у них не появится уверенность при интонировании и не возникнет чувство освоенности мелодической линии. При выполнении домашнего задания они закрепят пение вокальной партии нотами и обретут свободу интонации.
Следующий момент - пение со словами. Здесь также, останавливаясь на фразах и предложениях, работая по нескольким тактам, определяются и прорабатываются точные распевы на слогах, форшлаги и мелизмы, если таковые встречаются, просматриваются и выполняются штрихи legato, non legato, staccato, акценты, ферматы, указанные композитором.
Далее учащиеся поют вместе с педагогом всю вокальную партию произведения со словами сначала по частям, а затем от начала до конца, добиваясь правильности и чистоты исполнения мелодии и словесного текста.
Затем, желательно спеть произведение с сопровождением. Это даст учащимся ощутить и лучше понять целостный образ произведения и его красоту.
III. Работа над звуковедением, дикцией, артикуляцией.
Далее начинается более кропотливая работа над звуковедением, дикцией и артикуляцией.
Упражнение «Шепотом» - выразительно произносить текст.
Тс, тише, слушайте ребята,
Жил великан один когда – то,
Во сне вздохнул он, что есть сил,
И мышь живую проглотил
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.
Как известно, поются гласные звуки, а согласные произносятся коротко и чётко. Важным здесь является правильное оформление гласных, чему и уделяется много внимания и времени при работе над дикцией и артикуляцией.
Очень часто учащиеся склонны к скандированию, вследствие чего теряется связность, певучесть и целостность мелодии. Один из наиболее результативный приём работы над звуковедением – это приём «выравнивание гласных».
Выравнивание гласных – это пение вокальной партии произведения только на гласных звуках, исключая произношение согласных (по фразам, по предложениям и полностью).
К примеру, первая фраза песни Ю.Чичкова «Родная песенка»:
«Льет-ся со-лны-шко ве-се-ло-е зо-ло-ты-ми ру-чей-ка-ми» петь гласными «Е-Я-О-Ы-О-Е-Е-О-Е—О-О-Ы-И-У-Е-А-И», думая о согласных в этих словах, но, не произнося их (согласные произносятся мысленно).
Петь легато в нужном ритме и темпе. Петь со стремлением к кульминации в этой фразе, т.е. к началу слова «солнышко» и «ручейками». К слогу «со» и «ка» точнее к гласным «о» и «а», выполнить крещендо.
Концентрировать внимание на плавном «перетекании» звука от одной гласной к последующей.
Следить за правильным певческим дыханием, за свободой голосового аппарата, за высокой певческой позицией и за направлением звука в резонаторы.
Такая работа, когда, сосредотачиваясь не на словах, а именно на голосе и звуке, позволяет учащемуся добиться кантилены, плавно текущего звука (на протяжении целой фразы, предложения, периода), хорошей артикуляции, правильного оформления гласных. Определение кульминаций внутри фраз и стремление к ним (что требует выполнения динамических оттенков) при пении приёмом выравнивания гласных, ведёт к лучшему результату достижения красивого, правильного звуковедения с динамичным развитием мелодии.
Когда мелодический отрезок уже отработан данным способом, нужно спеть его с включением согласных, т.е. со словами, указав учащимся на то, что петь надо, так же как и при выравнивании, сохранив оформление гласных звуков, их связность и динамику, а согласные при этом обязательно произносить коротко и отчётливо.
Работа над дикцией и артикуляцией ведётся на протяжении всех этапов работы с вокальным произведением.
IV. Определение формы произведения, кульминации.
Это важный этап в работе , поскольку любое музыкальное произведение становится ярким, образным, понятным и интересным для восприятия, когда оно не монотонно, а по динамическим оттенкам и имеет своё динамичное развитие от вступления до кульминации.
После определения динамической кульминации надо найти смысловую или, по-другому, логическую кульминацию, которая заключена в поэтическом тексте. Чаще всего кульминации совпадают.
Но не всегда смысловая кульминация совпадает с динамической. Поэтому, требуется внимательно продумать, где находится самое значимое место в произведении, и каким образом можно его показать.
Возможно, в зависимости от художественного образа и идеи всего произведения, от указаний композитора, кульминационный момент нужно будет исполнять ярким динамическим оттенком f, (ff) или p, (pp). А возможно этого надо будет добиваться за счёт замедления или ускорения.
При работе с учащимися над вокальным произведением нужно научить их пониманию значимости кульминаций и добиваться их исполнения.
Чувствуя форму и зная кульминационные места произведения, учащиеся будут осознанно работать над своим исполнением .
Вся дальнейшая работа над вокальным произведением должна быть направлена на усовершенствование вокально-технических навыков, на отшлифовку исполнительских умений, на развитие творческих способностей, на приобретение вокального мастерства учащихся.
Список литературы
1. А.Г. Менабени «Методика обучения сольному пению» М.: Просвещение, 1987
2. Н.М. Малышева "О пении". М.: "Сов. Композитор", 1988
3. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/)
4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики - М., 1970;
5. Малышева Н.М. О пении - М., «Композитор», 1992;
6. Морозов В.П. Тайны вокальной речи - М.,1967;
7. Стулова Г.П. Хоровой класс – М., «Просвещение», 1987.
10