СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первопечатник Иван Фёдоров

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Первопечатник Иван Фёдоров»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРТСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)





Конспект урока по литературному чтению

Тема: Первопечатник Иван Фёдоров.




Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Многопрофильная школа № 17 имени маршала инженерных войск А.И.Прошлякова

ФИО учителя: Рыбакова Ольга Владимировна.

Класс: 3 «А».

Дата проведения: 08.09.2020г.

ФИО студента: Миронова Анастасия Игоревна.

ФИО методиста:

Допуск к проведению: ______________________________________

подпись методиста


«______» ____________________ 2019 г.


Подпись куратора:________________



Отметка: ____________________

Подпись:____________________







Рязань, 2020


Тема: Первопечатник Иван Фёдоров.

Класс: 3 «А»

УМК «Школа России»

Цель: продолжить знакомство обучающихся с историей возникновения книгопечатания;

Задачи:

Образовательные:

Уметь выразительно читать текст;

Уметь читать в диалоге;

Уметь отвечать на поставленные вопросы;

Уметь работать со словарем;

Знать о истории рукописных книг Древней Руси;

Знать о первопечатнике Иване Федоровиче;

Знать о том, как создавались книги в Древней Руси;

Знать как называлась первая книга, год создания первой печатной книги;

Развивающая:

Развивать интерес к чтению, к истории;

Развивать устную монологическую речь, знать значение слов посох, друкарь, напраслина.

Воспитательная:

Воспитывать чувства патриотизма;

Воспитывать уважительное отношение к книге, любовь к чтению;



Учебник и учебные пособия:

Литературное чтение. 3 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений . В 2 ч . Ч . 1 / [сост. Л. Ф. Климанова и др.] М. :Просвещение, 2013

Оборудование урока: мультимедийное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран;



















Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

  1. Мотивационный этап

Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Игоревна и сегодня, я проведу у вас урок литературного чтения.

Проверьте всё ли у вас готово к началу урока.

Отгадайте загадку:

Дружим с нею с малых лет,

Интересней друга нет.

Обо всём она расскажет,

В трудных случаях подскажет.

С нею некогда скучать,

Надо только буквы знать. (книга)

Прочитайте медленно жужжащим способом.

Книга –учитель, книга- наставница,

Книга –близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Бедным считайте такое жилище,

Где вся забота- набить бы живот,

Где калорийная вкусная пища

Пищу духовную не признаёт.

Книга- советчик, книга- разведчик,

Книга –активный борец и боец,

Книга- нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земля, наконец… В.Боков

- О чём это стихотворение?

- Какие главные мысли заключены в нём?

- Как автор называет книгу?

Приветствуют.




Проверяют готовность к уроку.








Книга























О книге

Книга – главный помощник


перечисляют















Слайд 1


  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

- О чём мы говорили на прошлом уроке?

- Почему каждая рукописная книга является настоящим произведением искусства? Найдите ответ в тексте.

- На чём ещё, кроме пергамента, писали в древности?

- Правильно, но эти материалы не подходят для изготовления книг. Из чего же делали книги в Древней Руси?

- Чем писали на таких листах?

- Почему такие книги были очень дорогие?



- Кто переписывал книги?


- Назовите наиболее известную летопись Древней Руси.

- Кем она была написана?


Постановка целей и задач.

О рукописных книгах


Она начиналась и заканчивалась рисунком.



Папирус, глиняные дощечки



Из пергамента




Гусиным пером

-уходило много сил, времени, украшали драгоценными камнями, переплёты были золотые

Монахи


Повесть временных лет



Монахом Киево-Печерского монастыря Нестором

Слайд 2,3



  1. Выявление причины затруднения

Печатные книги возникли не сразу:

Писец переписывал каждую фразу,

Глаза уставали, дрожала рука.

И так продолжалось века и века.

Без людей, без друзей, в одиночку

Он за строчкой нанизывал строчку.

Перепишет всего пару книг,

И глядишь – уже дряхлый старик.

– В старину книги писались от руки. Письменность на Руси широко распространилась после принятия христианства.


– В каком году было Крещение Руси?


– А кто создал славянскую азбуку?


– После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно. Вот Кирилл и решил создать славянскую азбуку. Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называется кириллицей в память о ее создателе.


В Древней Руси создавались летописи – записи о важнейших событиях. (Летопись – запись о событиях по годам, славянское слово «лето» соответствует нашему «год».) Писали их люди, которых называли летописцами. Около тысячи лет назад в Киевской Руси, ещё при князе Ярославе Мудром, было переведено на славянский язык много заморских книг, собрана большая библиотека. Книги живут уже несколько тысяч лет, но всегда ли они были такими, какими мы их привыкли видеть?


– Когда на Руси появилась первая печатная книга?


– Чтобы ответить на этот вопрос, сейчас мы на минуту закроем глаза и очутимся

в Москве. В центре Москвы, у стен древнего Китай-города, на высоком постаменте возвышается бронзовая фигура человека, одетого в длинный старинный кафтан. Перехваченные ремешком волосы ниспадают на плечо. Лицо его серьезно и сосредоточенно: он читает лист только что отпечатанной книги. На камне высечено имя – Иван Федоров. Кто же он такой?




















В 998 году;



Кирилл и Мефодийй;







Слайд 4

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Ребята, сегодня мы с вами прочитаем о том, как на Руси появились первые печатные книги. Кто их создал.


- Прочтём рассказ по цепочке, я начну.


- Назовите мне первых русских первопечатников. Найдите в тексте.


- При каком царе в России зародилось печатное дело?


- Найдите в тексте описание внешности царя.


- Как принял Иван Васильевич книгу?


- Найдите в тексте, сколько времени понадобилось на создание первой печатной книги?


- Как называлась первая книга?


- Прочитайте, как выглядела первая книга.


- В чём усомнился Иван Грозный, похвалив художественное оформление книги? ( в её правдивости)


- Прочитайте, что ответил на это Иван Фёдоров.


- Что изменилось в облике царя, когда он просмотрел книгу до последнего листа?


- С чем сравнил царь книгу Ивана Фёдорова?


- Подумайте, почему?








читают



Иван Фёдоров и Пётр Тимофеев



Иван Грозный



4 абзац, последнее предложение


молча и медленно перелистал



10 месяцев





«Апостол»



7 абзац



В ее правдивости





Не для того старались, государь


Посветлело лицо




с книгами иностранных мастеров


Россия долгое время отставала от иностранных держав. В других странах уже было развито книгопечатание, существовал опыт в этой области. Фёдоров напечатал первую в России книгу, сделана она была на уровне книг заграничных мастеров, и это было достижением для русского печатного дела. Рассказ об Иване Фёдорове

Слайд 5,6,7
























5. Реализация построенного проекта.

Словарная работа.


Объясните значение слов (или найдите значение в словаре):

Посох



Друкарь


Напраслина






Посох – длинная и толстая трость


Друкарь- печатник, типограф.


Напраслина- ложное обвинение.






  1. Первичное закрепление во внешней речи.

-Чтение в лицах диалога первопечатника и царя.


- Найдите в тексте слова, характеризующие Ивана Грозного


- Подберите синонимы к этим словам


Читают



непроницаемый, недоверчивый, сердитый



закрытый; недоброжелательный, недовольный; грозный

Слайд 5,6,7

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа над текстом.


- Что нового вы узнали об истории создания книг?


- Чем отличается печатная книга от рукописной?


- Почему появление первой печатной книги на Руси было великим событием?

Отвечают на вопросы












  1. Включение в систему знаний

Какие чувства испытывал Иван Фёдоров при разговоре с царём?


- Чем оно объяснялось?


С тех пор печатное дело продвинулось очень далеко. Сейчас книги печатаются миллионными тиражами, стоят намного дешевле, чем раньше. У многих дома есть своя библиотека.


- А как вы думаете, зачем нужна книга?


Правильно, книги помогают нам общаться с прошлым, они рассказывают, что произошло много лет назад. Книги помогают узнать об удивительных местах, возможно, где мы побывать не сможем, об удивительных животных. Они позволяют нам быть в курсе всего нового. И, конечно же, с помощью книг мы можем учиться, запоминать много полезной информации.

- А как нужно обращаться с книгой?


- А что делать, если вы заметили, что ваша книга «заболела»?


- Что нельзя делать с книгой? Почему?







Волнение




переживанием за развитие печатного дела в России









чтобы узнавать что-то новое

















Отвечают на вопросы

Слайд 5,6,7

  1. Рефлексия деятельности на уроке.

Проверь себя по вопросам:


Кто приказал строить государев печатный двор?


Где он был построен?


Кто создавал первую печатню?


Сколько месяцев печатали первую книгу?


Как называлась первая книга?


Как были напечатаны заглавные буквы?


Когда была напечатана первая книга?


Подведение итогов.


- О чём шла речь на уроке?


- Какие книги изготавливали в Древней Руси?


- Когда была напечатана первая русская печатная книга?


- Как она называлась?


- Сколько времени ушло на её изготовление?


- Почему её так долго печатали?


- Кто был первым печатником на Руси?


- Кто оценил первую книгу?


- Что зависело от его мнения?


- Откройте свои учебники на титульном листе. Что вы видите?


Домашнее задание.

с.8 сообщение.




1. Иван Грозный


2. Близ Кремля, в районе Китай-города.

3. Иван Фёдоров и его помощник Пётр Тимофеев.


4. 10 мес.



5. Апостол.


6. Красной краской- киноварью.


7. 1 марта 1564 г.





О печатных книгах;


Рукописные



1 марта 1564 г




Апостол


10 месяцев



Не было опыта



Иван Фёдоров



Иван Грозный


развитие всего печатного дела на Руси

название учебника, для какого он класса, какая часть, название издательства




















































Слайд 8