СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первые этапы исторического развития человечества. Первобытные общины на территории Кыргызстана (10-класс, История Кыргызстана)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Первые этапы исторического развития человечества. Первобытные общины на территории Кыргызстана (10-класс, История Кыргызстана)»

Первые этапы исторического развития человечества. Первобытные общины на территории Кыргызстана.

Первые этапы исторического развития человечества. Первобытные общины на территории Кыргызстана.

План История - как наука История Кыргызстана - составная часть всемирной истории Эпос «Манас» – неиссякаемый источник истории Кыргызстана

План

  • История - как наука
  • История Кыргызстана - составная часть всемирной истории
  • Эпос «Манас» – неиссякаемый источник истории Кыргызстана
1. История - как наука  «Отец истории» – Геродот  (484-425 гг. до н.э.)

1. История - как наука

  • «Отец истории» – Геродот (484-425 гг. до н.э.)
История (рассказ о прошлом) Процесс развития природы и общества Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всех его конкретности и многообразии «История- свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины» ЦИЦЕРОН «В истории черпаем мы мудрость…» Ф.БЭКОН «Для чего нужна история?- Для человеческого самопознания» Р.ДЖ. КОЛЛИНГВУД

История (рассказ о прошлом)

Процесс развития природы и общества

Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всех его конкретности и многообразии

  • «История- свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины» ЦИЦЕРОН
  • «В истории черпаем мы мудрость…» Ф.БЭКОН
  • «Для чего нужна история?- Для человеческого самопознания» Р.ДЖ. КОЛЛИНГВУД
Объект и предмет истории Объект истории – прошлое человечества Предмет истории - это: - общество, т.к. история это социальная наука (наука об обществе); - общество прошлого – история исследует социальную реальность, переставшую или перестающую быть настоящим; - общество во всем его многообразии, т.к. история ищет не только повторение, типичность в прошедших эпохах, но и уникальность, единичность, неповторимость; - человек в прошлом, т.к. история - это наука о человеке.

Объект и предмет истории

Объект истории – прошлое человечества

Предмет истории - это:

- общество, т.к. история это социальная наука (наука об обществе);

- общество прошлого – история исследует социальную реальность, переставшую или перестающую быть настоящим;

- общество во всем его многообразии, т.к. история ищет не только повторение, типичность в прошедших эпохах, но и уникальность, единичность, неповторимость;

- человек в прошлом, т.к. история - это наука о человеке.

Определение исторического процесса Исторический процесс это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей Исторический процесс универсален, он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений

Определение исторического процесса

Исторический процесс

это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей

Исторический процесс универсален, он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений

Функции истории   1. Познавательная и интеллектуально-развивающая 2. Практически-политическая 3. Мировоззренческая 4. Воспитательная

Функции истории

1. Познавательная и интеллектуально-развивающая

2. Практически-политическая

3. Мировоззренческая

4. Воспитательная

Концепции движения истории 1) Христианская концепция. Автор – Августин Блаженный, труд «О граде Божием». Общество развивается по божественной воле, развитие человечества определено Богом .

Концепции движения истории

1) Христианская концепция. Автор – Августин Блаженный, труд «О граде Божием». Общество развивается по божественной воле, развитие человечества определено Богом .

2) Прогрессивная концепция. Мыслители эпохи Просвещения (18 в.). Движение истории – прогресс, смена низших форм высшими. 3) Концепция Г.Гегеля. Движение истории – этапы развития абсолютной идеи, воплощающейся в государстве. 4) Формационная концепция К.Маркса. История – процесс смены общественно-экономических формация

2) Прогрессивная концепция. Мыслители эпохи Просвещения (18 в.). Движение истории – прогресс, смена низших форм высшими.

3) Концепция Г.Гегеля. Движение истории – этапы развития абсолютной идеи, воплощающейся в государстве.

4) Формационная концепция К.Маркса. История – процесс смены общественно-экономических формация

Периодизация истории Периодизация – это деление процессов развития общества на основные качественно отличающиеся друг от друга периоды. Виды периодизаций: 1) дикость, варварство, цивилизация (18 век); 2) формационная теория К. Маркса (сер. 19 в.): первобытная, античная, феодальная, капиталистическая и социалистическая формации; 3) Стадиальная (О. Тоффлер): традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество

Периодизация истории

  • Периодизация – это деление процессов развития общества на основные качественно отличающиеся друг от друга периоды.

Виды периодизаций:

1) дикость, варварство, цивилизация (18 век);

2) формационная теория К. Маркса (сер. 19 в.): первобытная, античная, феодальная, капиталистическая и социалистическая формации;

3) Стадиальная (О. Тоффлер): традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество

Периодизация истории: Первобытность (2,5 млн. лет назад – 4000-3000 до н.э.); Древность (4000-3000 до н.э.- 5 в. н.э.); Средневековье (5-конец 15 вв.); Новое время (конец 15- начало 20 вв.); Новейшее время (начало 20 – начало 21 вв.).

Периодизация истории:

  • Первобытность (2,5 млн. лет назад – 4000-3000 до н.э.);
  • Древность (4000-3000 до н.э.- 5 в. н.э.);
  • Средневековье (5-конец 15 вв.);
  • Новое время (конец 15- начало 20 вв.);
  • Новейшее время (начало 20 – начало 21 вв.).
Вспомогательные исторические дисциплины: Генеалогия – наука о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов . Геральдика – наука, занимающаяся изучением гербов. Дипломатика - изучающая исторические акты (юридические документы). Метрология – наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры — длины, площади, объёма, веса. Ономастика - наука, изучающая имена собственные и их происхождение. Нумизматика – наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения. Палеография – наука, изучающая историю письма. Сфрагистика – наука, изучающая печати и др…..

Вспомогательные исторические дисциплины:

  • Генеалогия – наука о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов .
  • Геральдика – наука, занимающаяся изучением гербов.
  • Дипломатика - изучающая исторические акты (юридические документы).
  • Метрология – наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры — длины, площади, объёма, веса.
  • Ономастика - наука, изучающая имена собственные и их происхождение.
  • Нумизматика – наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.
  • Палеография – наука, изучающая историю письма.
  • Сфрагистика – наука, изучающая печати и др…..
Подходы к изучению истории Формационная теория. Создатели: К. Маркс и Ф. Энгельс., труды «Капитал», «Происхождения семьи, частной собственности и государства. Дополнена В. Лениным и И. Сталиным. Суть: история – смена общественно-экономических формаций. Формация - стадия общественной эволюции ( содержит в себе надстройку (политические, культурные общественные отношения) и базис (экономика). 5 формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Подходы к изучению истории

  • Формационная теория.

Создатели: К. Маркс и Ф. Энгельс., труды «Капитал», «Происхождения семьи, частной собственности и государства. Дополнена В. Лениным и И. Сталиным.

Суть: история – смена общественно-экономических формаций.

Формация - стадия общественной эволюции ( содержит в себе надстройку (политические, культурные общественные отношения) и базис (экономика).

5 формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Д/З: «+» и «-» формационной теории

Д/З: «+» и «-» формационной теории

2. Школа «Анналов» (социальная история). Создатели: Люсьен Февр и Марк Блок. Эта историческая школа, сформировавшаяся вокруг журнала «Анналы» в 20-30-е гг. ХХ века.  М. Блок Л. Февр

2. Школа «Анналов» (социальная история).

Создатели: Люсьен Февр и Марк Блок. Эта историческая школа, сформировавшаяся вокруг журнала «Анналы» в 20-30-е гг. ХХ века.

М. Блок Л. Февр

Школа «Анналов» Суть: задача историка не в изучении событий, а в поиске причин, факторов, приведших к их появлению. Необходимо изучать не только политическую историю, но анализировать экономические, природные, духовные, демографические, социально-психологические факторы

Школа «Анналов»

Суть: задача историка не в изучении событий, а в поиске причин, факторов, приведших к их появлению. Необходимо изучать не только политическую историю, но анализировать экономические, природные, духовные, демографические, социально-психологические факторы

3. Цивилизационный подход Создатели: Н.Я. Данилевский, Отто Шпенглер, Альберт Тойнби, Отто Тоффлер. Н.Я. Данилевский О. Шпенглер А. Тойнби

3. Цивилизационный подход

Создатели: Н.Я. Данилевский, Отто Шпенглер, Альберт Тойнби, Отто Тоффлер.

Н.Я. Данилевский О. Шпенглер А. Тойнби

Суть: Цивилизационный подход считает, что государства развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития. В цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации: Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Стадии цивилизационного развития: рождение, расцвет, застой, гибель

Суть: Цивилизационный подход считает, что государства развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития. В цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Стадии цивилизационного развития: рождение, расцвет, застой, гибель

2. История Кыргызстана - составная часть всемирной истории История Кыргызстана, истоки которой уходят в седую древность, неотделима от истории народов соседних государств и всемирной истории.

2. История Кыргызстана - составная часть всемирной истории

  • История Кыргызстана, истоки которой уходят в седую древность, неотделима от истории народов соседних государств и всемирной истории.
История Кыргызстана – это история кыргызов и других народов, населяющих его территорию. Территория современного Кыргызстана в разное время входила в разные племенные или древние государственные объединения, поэтому история Кыргызстана и других регионов на Тянь-Шане рассматривается как часть истории племен и народов Центральной Азии.
  • История Кыргызстана – это история кыргызов и других народов, населяющих его территорию. Территория современного Кыргызстана в разное время входила в разные племенные или древние государственные объединения, поэтому история Кыргызстана и других регионов на Тянь-Шане рассматривается как часть истории племен и народов Центральной Азии.
3. ЭПОС «МАНАС» - НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ИСТОРИИ КЫРГЫЗСТАНА Эпос “Манас” - это уникальная сокровищница древней истории кыргызского народа. По своему объему эпос «Манас» превосходит все устно-поэтические произведения мира. Общий объем трех частей, записанных у манасчи Саякбая Карала уулу , составляет 500 тысяч стихотворных строк. Это в 20 раз больше греческих «Иллиады» и «Одиссеи», вместе взятых, и в два с половиной раза - индийской «Махабхараты», долгое время считавшейся самым объемным эпосом на планете.

3. ЭПОС «МАНАС» - НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ИСТОРИИ КЫРГЫЗСТАНА

  • Эпос “Манас” - это уникальная сокровищница древней истории кыргызского народа.
  • По своему объему эпос «Манас» превосходит все устно-поэтические произведения мира. Общий объем трех частей, записанных у манасчи Саякбая Карала уулу , составляет 500 тысяч стихотворных строк. Это в 20 раз больше греческих «Иллиады» и «Одиссеи», вместе взятых, и в два с половиной раза - индийской «Махабхараты», долгое время считавшейся самым объемным эпосом на планете.
Еще в XIX в. такие всемирно известные ученые, как Ч. Валиханов, В. Радлов, высказали мнение, что эпос является бесценным и уникальным источником для изучения и познания истории, философии, этнографии, языка, художественного творчества, психологии, географии, медицины, духовной культуры и разных сторон социальной жизни кыргызского народа - создателя этой драгоценной реликвии.
  • Еще в XIX в. такие всемирно известные ученые, как Ч. Валиханов, В. Радлов, высказали мнение, что эпос является бесценным и уникальным источником для изучения и познания истории, философии, этнографии, языка, художественного творчества, психологии, географии, медицины, духовной культуры и разных сторон социальной жизни кыргызского народа - создателя этой драгоценной реликвии.
Вопросы Расскажите о целях и задачах исторической науки. Каковы приципы изучения исторических фактов. Охарактеризуйте общественно-экономические формации согласно теории К. Маркса. Расскажите об объеме и значении эпоса «Манас». Что известно об эпохе сложения эпоса «Манас»? Как отражается жизнь кыргызского народа в эпосе «Манас»?

Вопросы

  • Расскажите о целях и задачах исторической науки.
  • Каковы приципы изучения исторических фактов.
  • Охарактеризуйте общественно-экономические формации согласно теории К. Маркса.
  • Расскажите об объеме и значении эпоса «Манас».
  • Что известно об эпохе сложения эпоса «Манас»?
  • Как отражается жизнь кыргызского народа в эпосе «Манас»?
Домашнее задание Повторение темы(параграфы 1-2)

Домашнее задание

  • Повторение темы(параграфы 1-2)