Первые этапы исторического развития человечества. Первобытные общины на территории Кыргызстана.
План
- История - как наука
- История Кыргызстана - составная часть всемирной истории
- Эпос «Манас» – неиссякаемый источник истории Кыргызстана
1. История - как наука
- «Отец истории» – Геродот (484-425 гг. до н.э.)
История (рассказ о прошлом)
Процесс развития природы и общества
Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всех его конкретности и многообразии
- «История- свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины» ЦИЦЕРОН
- «В истории черпаем мы мудрость…» Ф.БЭКОН
- «Для чего нужна история?- Для человеческого самопознания» Р.ДЖ. КОЛЛИНГВУД
Объект и предмет истории
Объект истории – прошлое человечества
Предмет истории - это:
- общество, т.к. история это социальная наука (наука об обществе);
- общество прошлого – история исследует социальную реальность, переставшую или перестающую быть настоящим;
- общество во всем его многообразии, т.к. история ищет не только повторение, типичность в прошедших эпохах, но и уникальность, единичность, неповторимость;
- человек в прошлом, т.к. история - это наука о человеке.
Определение исторического процесса
Исторический процесс
это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей
Исторический процесс универсален, он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений
Функции истории
1. Познавательная и интеллектуально-развивающая
2. Практически-политическая
3. Мировоззренческая
4. Воспитательная
Концепции движения истории
1) Христианская концепция. Автор – Августин Блаженный, труд «О граде Божием». Общество развивается по божественной воле, развитие человечества определено Богом .
2) Прогрессивная концепция. Мыслители эпохи Просвещения (18 в.). Движение истории – прогресс, смена низших форм высшими.
3) Концепция Г.Гегеля. Движение истории – этапы развития абсолютной идеи, воплощающейся в государстве.
4) Формационная концепция К.Маркса. История – процесс смены общественно-экономических формация
Периодизация истории
- Периодизация – это деление процессов развития общества на основные качественно отличающиеся друг от друга периоды.
Виды периодизаций:
1) дикость, варварство, цивилизация (18 век);
2) формационная теория К. Маркса (сер. 19 в.): первобытная, античная, феодальная, капиталистическая и социалистическая формации;
3) Стадиальная (О. Тоффлер): традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество
Периодизация истории:
- Первобытность (2,5 млн. лет назад – 4000-3000 до н.э.);
- Древность (4000-3000 до н.э.- 5 в. н.э.);
- Средневековье (5-конец 15 вв.);
- Новое время (конец 15- начало 20 вв.);
- Новейшее время (начало 20 – начало 21 вв.).
Вспомогательные исторические дисциплины:
- Генеалогия – наука о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов .
- Геральдика – наука, занимающаяся изучением гербов.
- Дипломатика - изучающая исторические акты (юридические документы).
- Метрология – наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры — длины, площади, объёма, веса.
- Ономастика - наука, изучающая имена собственные и их происхождение.
- Нумизматика – наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.
- Палеография – наука, изучающая историю письма.
- Сфрагистика – наука, изучающая печати и др…..
Подходы к изучению истории
Создатели: К. Маркс и Ф. Энгельс., труды «Капитал», «Происхождения семьи, частной собственности и государства. Дополнена В. Лениным и И. Сталиным.
Суть: история – смена общественно-экономических формаций.
Формация - стадия общественной эволюции ( содержит в себе надстройку (политические, культурные общественные отношения) и базис (экономика).
5 формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
Д/З: «+» и «-» формационной теории
2. Школа «Анналов» (социальная история).
Создатели: Люсьен Февр и Марк Блок. Эта историческая школа, сформировавшаяся вокруг журнала «Анналы» в 20-30-е гг. ХХ века.
М. Блок Л. Февр
Школа «Анналов»
Суть: задача историка не в изучении событий, а в поиске причин, факторов, приведших к их появлению. Необходимо изучать не только политическую историю, но анализировать экономические, природные, духовные, демографические, социально-психологические факторы
3. Цивилизационный подход
Создатели: Н.Я. Данилевский, Отто Шпенглер, Альберт Тойнби, Отто Тоффлер.
Н.Я. Данилевский О. Шпенглер А. Тойнби
Суть: Цивилизационный подход считает, что государства развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития. В цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:
Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.
Стадии цивилизационного развития: рождение, расцвет, застой, гибель
2. История Кыргызстана - составная часть всемирной истории
- История Кыргызстана, истоки которой уходят в седую древность, неотделима от истории народов соседних государств и всемирной истории.
- История Кыргызстана – это история кыргызов и других народов, населяющих его территорию. Территория современного Кыргызстана в разное время входила в разные племенные или древние государственные объединения, поэтому история Кыргызстана и других регионов на Тянь-Шане рассматривается как часть истории племен и народов Центральной Азии.
3. ЭПОС «МАНАС» - НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ИСТОРИИ КЫРГЫЗСТАНА
- Эпос “Манас” - это уникальная сокровищница древней истории кыргызского народа.
- По своему объему эпос «Манас» превосходит все устно-поэтические произведения мира. Общий объем трех частей, записанных у манасчи Саякбая Карала уулу , составляет 500 тысяч стихотворных строк. Это в 20 раз больше греческих «Иллиады» и «Одиссеи», вместе взятых, и в два с половиной раза - индийской «Махабхараты», долгое время считавшейся самым объемным эпосом на планете.
- Еще в XIX в. такие всемирно известные ученые, как Ч. Валиханов, В. Радлов, высказали мнение, что эпос является бесценным и уникальным источником для изучения и познания истории, философии, этнографии, языка, художественного творчества, психологии, географии, медицины, духовной культуры и разных сторон социальной жизни кыргызского народа - создателя этой драгоценной реликвии.
Вопросы
- Расскажите о целях и задачах исторической науки.
- Каковы приципы изучения исторических фактов.
- Охарактеризуйте общественно-экономические формации согласно теории К. Маркса.
- Расскажите об объеме и значении эпоса «Манас».
- Что известно об эпохе сложения эпоса «Манас»?
- Как отражается жизнь кыргызского народа в эпосе «Манас»?
Домашнее задание
- Повторение темы(параграфы 1-2)