Просмотр содержимого документа
«Первые годы правления Александра I»
«Первые годы правления Александра I»
План урока
- 1. Личность императора Александра I. Негласный комитет.
- 2. Реформы начала XIX века.
«Дней Александровых прекрасное начало»
А. С. Пушкин
Александр I
- Александр Первый (1801-1825 гг.) был любимым внуком Екатерины II, но и общался и со своим отцом – Павлом I.
- Александр был осторожным, дальновидным, чрезвычайно осмотрительным.
Фредерик Лагарп
- Воспитатель Александра I, был приверженец Просвещения республиканец. Привил наследнику либеральные идеи.
АЛЕКСАНДР ПЕРВЫЙ
(Благословенный)
1801 - 1825
Современники об Александре 1:
«Сфинкс, неразгаданный до гроба», «властитель слабый и лукавый»,
«в лице и в жизни Арлекин»
(А.С. Пушкин)
«республиканец на словах и самодержец на деле» (А. Тургенев)
«тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, и фальшив, как пена морская» (шведский дипломат)
«Александр умен, приятен, образован. Но ему нельзя доверять. Он неискренен. Это - истинный византиец, тонкий притворщик, хитрец» (Наполеон)
2 апреля 1801 год Александр I издал 5 важных указов
- Восстанавливалась в полном объеме «Жалованная грамота дворянству»;
- Восстанавливалась жалованная грамота городам;
- Дворяне освобождались от телесных наказаний, которые ввел Павел I.
- Улучшилось содержание заключенных;
- Упразднялась тайная экспедиция, и все судебные дела рассматривал Сенат.
1802 год.
- Сенат – получил полномочия высшего административного, судебного и контролирующего органа, Синода.
19 октября 1811 г. открылся знаменитый Александровский (или Царскосельский) лицей
Расписание лицеиста
- 6:00 – подъем и утренняя молитва;
- 7:00 – 9:00 – занятия;
- 9:00 – 10:00 – чай и прогулка;
- 10:00 –12:00 – занятия;
- 12:00 – 13:00 – прогулка
- 13:00 – обед;
- 14:00 – 15:00 – чистописание, рисование;
- 15:00 – 17:00 – занятия;
- 17:00 – чай, повторение уроков, прогулка;
- 20:30 – ужин, чтение, игры;
- 22:00 – молитва и отход ко сну.
Вывод
- Таким образом, новый император продемонстрировал намерение с помощью реформ улучшить положение дел в стране.
Из письма Н.М. Карамзина П.А. Вяземскому.
- «...Двадцать пять лет мы, невинные и неподлые, жили мирно, не боясь ни тайной канцелярии, ни Сибири: скажем ему спасибо. Могущество России также при нем не упало. В душе его было что-то ангельское. Если он, как человек, не был лучше всех нас, то и мы вместе не лучше его. Кто умел так прощать и не мстить за личные оскорбления? Любя Россию, желаю, чтобы будущие государи её уподобились ему в великодушии и во многих прекрасных свойствах».
Вопросы:
1. Назовите имя императора, о котором пишет Н.М. Карамзин. Укажите годы его царствования.
2. Используя текст источника и знания из курса истории, назовите не менее трёх итогов деятельности указанного императора в области внутренней политики.
Задание в формате ЕГЭ
1. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.
- 1) патриарх Никон;
- 2) Александр I;
- 3) А. И. Солженицын;
- 4) Жак Ширак.