Дата___________________ Класс_____________________________ Урок № ___
Тема. Первые известия о Руси
Цели урока: воспитание трудолюбия и упорства в достижении цели, ответственности человека за свои поступки, патриотизма, воспитание взаимного уважения друг к другу; тренировка внимания и восприятия; умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки; изучить историю происхождения терминов «русь», «русский», познакомиться с норманнской теорией.
Задачи:Образовательные:ввести представление о происхождении слова «русь», закрепить знания о древних славянах. Изучить норманнскую теорию (проблему). Изучить вопрос о легендарном призвании варягов.
Развивающие:умение извлекать информацию из текста, электронного документа, изображений, карты; умение анализировать данные, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий; осуществлять самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений;
Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения упражнений, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность при выполнении заданий, продолжить формирование знаний учащихся об истории становления Российского государства.
Планируемые результаты:
Предметные: Учащийся научится использовать историческую карту как источник информации, проводить поиск информации в исторических текстах, в том числе в учебнике, объяснять причины и следствия исторических событий (призвание варягов), анализировать различные теории о происхождении варягов и Руси.
Метапредметные: Обучающийся научится самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; выполнять опорный конспект; развивать способность к формированию собственных взглядов на исторические теории и проблемы.
Личностные: Обучающийся научится осознавать, уважать и гордиться историей России; ответственному отношению к учению; уважительному отношению к труду; способности вести диалог, уважать собеседника; правилам спора и диалога; получит возможность определить свою дальнейшую образовательную траекторию с учетом устойчивых познавательных интересов
Оборудование: учебник, карта «Расселение славян и их соседей в VI–IX вв.».
Тип урока: изучение новых знаний
Структура урока
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
III. Изучение нового материала
1. Происхождение государства Русь.
2. О чём говорит археология.
3. Споры норманистов и антинорманистов.
IV. Подведение итогов урока
V. Домашнее задание
ХОД УРОКА
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие, проверка готовности к уроку. Учитель отмечает отсутствующих. Эмоциональный настрой на урок.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вступительное слово учителя
В жизни любого государства есть такие этапы, как рождение, юность, зрелость и смерть. Где же начало всех начал русской истории? Где тот росток, из которого выросло раскидистое и могучее «древо российское»? Это поистине вопрос вопросов, на который много лет ищут ответ лучшие умы исторической науки. Попробуем и мы поразмышлять на нашем уроке.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Происхождение государства Русь.
Рассказ учителя
Первое государство в землях восточных славян получило название «Русь». Большинство историков относит начало сложения государства к IX веку. По имени его столицы – города Киева, ученые стали впоследствии называть его Киевской Русью, хотя само оно никогда себя так не называло.
Одним из самих ранних древнерусских источников, дошедших до нашего времени, является «Повесть временных лет», написанная монахом Нестором в начале XII века на основе летописного свода XI века. В ней записаны легенды о происхождении славян, их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов с Рюриком во главе (призвание варягов) и образовании государства Русь.
Работа с историческим документом
Из «Повести временных лет»
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие назывались шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы,-вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
Вопросы
1. Какая дата принята в качестве точки отсчёта в истории Древнерусского государства? (6370 (862г)г.)
2. Кого пригласили славяне для управления своей территорией? (старший Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске.)
3. Как вы думаете, можно ли опираться только на «Повесть временных лет» для изучения русского государства? (нет)
Из «Бертинских анналов»
Прибыли также греческие послы, отправленные императором Феофилом, (…) везя императору письмо с достойными дарами (…). Их посольство вело переговоры о подтверждении договора и мира, а также вечной дружбы и любви между обоими императорами и их подданными (…). Он также послал с ними неких людей, которые говорили, что их, то есть их народ, называют рос, что их король по имени хакан, послал их к нему, как они заявляли, дружбы ради (…). Очень тщательно исследовав причину их прихода, император узнал, что они из народов свеонов (шведов).
Вопрос: Какой народ назвался себя росами согласно данному документу? (свеоны (шведы))
Арабы о русах
Ибн Хордадбек «О русских купцах»
Что же касается купцов русских, - они же суть племя из славян (…).
Ал-Исгархи
И русы – народ, сжигающий своих мертвых (…) и одежда их короткие куртки (…) и эти русы торгуют с Хазарам, Румом (Византией) и Булгаром Великим, и они граничат с северными пределами Рума, их так много и они столь сильны, что наложили дань на пограничные районы Рума, внутренние булгары же христиане.
Вопросы
1. Из какого народа произошли русские, согласно версии арабов? (они же суть племя из славян)
2. С какими государствами они торгуют?( Хазарам, Румом (Византией) и Булгаром Великим)
3. Какие версии происхождения народа Русь есть в данных документах?( они же суть племя из славян)
2. О чём говорит археология.
Работа с учебником (стр. 37)
Вопросы и задания
1. О чём свидетельствуют находки археологов в Ладоге и Новгороде?(В северных землях восточных славян в XVIII-IX в. Появляются поселения пришельцев из-за моря)
2. Кто такие норманны? (Выходцы Скандинавии- норманны, люди севера.)
3. Назовите главные занятия норманнов.(война и торговля)
3. Споры норманистов и антинорманистов.
Задание
Работая с текстом пункта «Споры норманистов и антинорманистов» § 4, заполните таблицу «Теории возникновения государства у восточных славян»:
Вопросы для сравнения | Норманская теория | Антинорманская теория |
Основоположники теории | Г.Миллер, Г.Байер | В.Ломоносов |
Содержание теории | Варяги-русь – это норманны, точнее, шведы. Считали, что без приглашения правителе – норманнов славяне не смогли бы создать свое государство и культуру. | Считали, что варяги приплыли в Новгородскую землю с южного или восточного берега балтийского моря. |
Вопросы и задания
1. Можно ли считать какую-то одну теорию происхождения термина «Русь» окончательно верной? Обоснуйте своё мнение.
2. Приведите аргументы в защиту антинорманнской или норманнской теории, которую вы считаете более убедительной.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Рефлексия «Незаконченное предложение»
Закончите следующие предложения:
сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог…
было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… и т.д.
Выставление оценок
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 4 (читать). Выполнить задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» стр. 39 в тетрадь. Определенным ученикам роздано опережающее задание, подготовить небольшое сообщение о князьях Игоре, Олеге, Ольге и Святославе.