Просмотр содержимого документа
«Первые проблемы подросткового возраста»
Задумайтесь, пожалуйста…
- Всегда ли Вы находите время выслушать своего ребенка?
- Знакомы ли вы с теми сверстниками вашего ребенка, с кем он проводит свое свободное время?
- Обращается ли к вам ваш ребенок за помощью в решении своих проблем?
- Были ли случаи, когда ребенок жаловался вам на несправедливость к нему со стороны сверстников?
- Пытаетесь ли вы совместно с ребенком искать выход из конфликтной ситуации?
- Удавалось ли вам находить удовлетворяющий вашего ребенка выход из сложной ситуации?
Первые проблемы подросткового возраста
Родительское собрание
в 6 классе
Я не верю, что жизнь человека предопределена его детством. Я думаю,что существуют ещё очень важные периоды: отрочество, юность…
Ж.-П. Сартр
Статистика, которую родители должны знать:
- Подростковый период характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.
- В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
- 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
- 60% девочек беспокоятся по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности .
Статистика, которую родители должны знать:
- Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
- В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости.
- Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.
- Большинство подростков отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников, компании дворовых ребят.
Подростковый возраст (11-15 лет)
- Перестройка организма ребенка – половое созревание
- Границы этого периода достаточно неопределенны
- Протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых
Подростковый возраст называют затянувшимся кризисом
Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса.
Новый образ физического «Я»
Резко повышается интерес к своей внешности:
- Ребенок остро переживает все изъяны внешности , действительные и мнимые
- Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает , а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
- Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность
Подросток
- Умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи
- Способен на системный поиск решений
- Проверять логическую эффективность подходов к решению новой задачи
- Находить способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач
- Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др.
Устойчиво проявляется рефлексивный
характер мышления: дети
анализируют операции, которые они
производят, способы решения задач.
Развитие самосознания
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания : чувство взрослости и « Я-концепция »
Подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально, но он стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права.
Подражание взрослым
- Внешний облик
- Манеры
- Развлечения (поездки за город, дискотеки)
- Романтические отношения (свидания, записки)
Ситуации для обсуждения
1. Вредна ли свобода для подростка?
В отношениях с детьми, особенно в подростковом возрасте, необходимо придерживаться умеренности во всем – не лишать детей того, что им необходимо, но и не потакать всем их желаниям.
2. Влияние улицы на поведение детей.
Не секрет, что уличные компании, как правило, пагубно влияют на подростков. Дети в таких группах безнадзорны, связаны друг с другом поверхностными отношениями, которые формируют недостойный стиль поведения. Если подростки проводят много времени на улице, в компании случайных людей, они привыкают к такому времяпровождению и начинают получать удовольствие от такой «свободы».
Ситуации для обсуждения
3. Компания для ребенка.
Ребенок не должен чувствовать постоянного контроля со стороны родителей и пытаться вырваться из-под опеки на улицу. Для этого взрослые должны поощрять домашние занятия, разрешать приглашать в дом друзей. Надо стараться правильно распланировать свободное время ребенка, обеспечить его развлечениями и организовать ему досуг
4. Подросток дома.
Родителям необходимо интересоваться, с кем общается их ребенок, знать имена и интересы друзей. Взрослые должны вести с подрастающим ребенком беседы о вредных привычках, о последствиях дурных компаний, помогать ему разбираться в людях и поступках.
Отношения «ребенок»-«родитель»
Памятка для родителей
- Слушайте, выслушивайте своих детей. Слушайте терпеливо, заинтересованно и бесконечно долго. Выслушайте до конца всё, что говорит ваш ребёнок. Нашим детям непременно нужны внимательные и доброжелательные слушатели. Слушатели не критикующие и не осуждающие, а принимающие; слушатели не поучающие и упрекающие, а внимающие и понимающие.
- Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
- Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
- Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
- « Ящик пожеланий » своему ребенку.
Памятка для родителей
- В период полового созревания мальчикам нужно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
- Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
- Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
- Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.