СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первые русские классики в музыке. М.И. Глинка и А.С. Даргомыжский

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткий творческий облик композиторов. Можно использовать, как конспект для уроков музыки.

Просмотр содержимого документа
«Первые русские классики в музыке. М.И. Глинка и А.С. Даргомыжский»



. Русская музыкальная культура.


Михаил Иванович Глинка ( 1804-1857 )

Великий русский композитор – родоначальник национальной классической музыки.

Закончив университетский благородный пансион, он много путешествовал по странам Европы, изучая музыку зарубежных стран (Италии, Германии, Австрии). Вернувшись на Родину, Глинка задался целью создать русскую национальную музыкальную школу и ему удалось это сделать.

Глинка собирал и обрабатывал русские народные песни и свои произведения писал, используя их интонации, облачив их в строгие классические формы.

Глинка автор около 80 романсов и песен, среди которых такие шедевры, как «Сомнение», «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок» и другие.

Первая его опера на исторический сюжет «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

От этой оперы пошла ветвь русской исторической оперы (она стала образцом этого жанра). Вторая опера Глинки написана на сюжет сказки А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Она заложила основу для русской сказочной оперы.

Кроме того «Вся русская симфоническая музыка заключена в «Камаринской» Глинки, как дуб в желуде». - писал П.И.Чайковский. Это действительно так. Кроме «Камаринской» Глинка написал две увертюры на испанские темы «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», а его «Вальс-фантазия» - это образец прекрасной лирики в инструментальной музыке.

Подытожив все, что было создано до него русскими композиторами, Глинка поднял отечественную музыку на качественно новую ступень и добился признания русской музыки на мировом уровне.


Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)

Последователь и младший современник Глинки, он вошел в историю русской музыкальной культуры, как создатель социально – обличительных произведений. Среди них опера на сюжет одноименной трагедии Пушкина «Русалка», где композитор передал трагедию простой крестьянской девушки Наташи, брошенной князем, горе её отца. Еще одна опера положена на текст маленькой трагедии Пушкина «Каменный гость». Это тоже социально-психологическая драма. В своих операх Даргомыжский ввел новый принцип сквозного музыкального развития. Он заключался в том, что музыкальные номера: арии, ариозо, дуэты, хоры – плавно и без остановки переходят в речитатив и наоборот, а оркестровая партия часто досказывает то, что не выражено словами.

Даргомыжский автор около 100 романсов и песен. Среди них очень популярны: «Мне грустно», «Старый капрал», «Титулярный советник», «Червяк» и другие.

В своей музыке Даргомыжский опирался на народную песню, но вместе с тем и на интонации живой человеческой речи. «Хочу чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды!» - это творческое кредо Даргомыжского.