СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первые уроки с начинающим баянистом

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальный этап обучение игре на баяне, знакомство с инструметом , развитие первичных слуховых и двигательных навыков у ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Первые уроки с начинающим баянистом»









ДОКЛАД

На тему: «ПЕРВЫЕ УРОКИ С НАЧИНАЮЩИМ БАЯНИСТОМ»

Липко Н.И.






















Первая встреча педагога с учеником – волнующий момент для обоих. Для ребенка первое впечатление часто бывает решающим. Поэтому педагог должен сразу же расположить его к себе, вызвать у него доверие, дружеское отношение. Что для этого нужно? Очень мало и очень много - нужно любить детей.

Простое, открытое, дружелюбное отношение педагога раскроет ему душевное лицо ребенка, что является необходимым условием успешной с ним работы. С момента появления нового ученика в классе и во время работы с ним педагог становится наблюдателем и всесторонне изучает своего ученика. Педагогу многое скажет уже первое появление ученика в классе: его манера входить, реакция на окружающее, движение, речь, все это в какой-то степени раскроет преподавателю волевые качества и общий склад ребенка. На первой встрече важно расширить, углубить свое впечатление о ребенке, беседуя с ним на различные темы, стараясь затронуть его душу, определить степень его развития и подготовки к школьной жизни, его отношение к музыке, узнать о его семейной обстановке, о его времяпровождении и т.д. Такая беседа поможет педагогу найти правильный подход к ученику и подскажет наилучший для начала метод работы с ним. В течении беседы можно перейти к пению знакомой песенки, рассказать о предстоящих занятиях.

Если ребенок прощаясь выражает желание поскорее прийти еще раз, значит педагог сумел извлечь из первой встречи пользу для ученика и для себя.

Начальные занятия (не менее двух месяцев) лучше провести не в одиночку, а с группой по 3-4 человека. В дальнейшем, когда ученики уже начинают играть целесообразно проводить занятия одновременно с двумя учениками. При такой форме занятий внимание маленького ученика удерживается дольше, не наблюдается усталость и рассеянность.

Познакомившись друг с другом, дети становятся членами маленького спаянного коллектива. Обмен впечатлениями, взаимопомощь, соревнование помогают удерживать внимание и игровой интерес детей на уроке.

Ребенок приходит заниматься музыкой, которая в его представлении связана с песней, танцами, маршем, а ему почему-то предлагают запоминать трудные слова (клавиатура, октава, субконтроктава), которые не имеют связи с представлением о музыке. Поэтому первые занятия должны проходить в привычной для ребенка форме (пение, движение под музыку).

Первое, как и ряд последующих подготовительных занятий строится на музыкальном материале, уже знакомом детям, и новом, доступном их уровню развития. В процессе работы педагог развивает первичные слуховые и двигательные навыки (звучание песни, восприятие различного движения музыки - темпа и особенностей построения музыки –смены частей).

Прежде чем приступить к разучиванию пьес и исполнению, преподаватель проводит с учениками беседу по поводу названия пьесы и того, что он может рассказать. При этом ребенку предоставляется возможность свободно проявить свое воображение. Хочу напомнить, что, исходя из особенностей детской психологии, мышление детей начального школьного возраста конкретно. Композиторы, которым близок детский мир, пишут для них образные, программные пьесы и ребенок может вложить в них содержание, подсказанное ему воображением. А в занятиях искусством, а именно музыкой, необходимо поощрять работу воображения, без него искусство мертво.

Большое воспитательное значение на начальном этапе обучения учащегося имеет раздел слушания музыки. Преподаватель, играя детям доступную для понимания пьесу, организует их внимание, возбуждает активную эмоциональную реакцию на исполняемую музыку, расширяет общий и музыкальный кругозор ученика, а также развивает его музыкальное мышление.

Исполнение пьес должно сопровождаться доступной для детей по форме и содержанию беседе. Педагог может коротко рассказать о композиторе, коснуться характера и содержания пьесы, обратить внимание на ее особенности (метрические, темповые, ритмические и т.д.). Само собой разумеется, что исполнение педагога должно быть художественным, ярким, выразительным. Оно должно развивать у ученика хороший требовательный вкус, а в дальнейшем и критическое отношение к собственному исполнению.

В комплексе разделов первых занятий включается и подготовка к овладению игровыми движениями. Игровые движения баяниста требуют выработки не только определенного положения, состояния и движения рук. Здоровое самочувствие играющего зависит от ощущения собранности и в то же время свободы и гибкости всех частей тела - шеи, лопаток, спины, поясницы, ног. Даже незначительное напряжение челюстей, мышц лица, губ, отдельных пальцев (чаще всего большого, если он за грифом) влияет на психику играющего, на его душевное состояние, и следовательно, снижается качество работы.

На протяжении всех лет обучения педагог должен внимательно следить за его манерой сидеть за инструментом, за его мимикой, за состоянием рук и предупреждать возможность какого- либо напряжения.

Ощущение правильного удобного положения корпуса зависит в значительной степени от посадки баяниста. Посадка маленького ученика –баяниста требует особых условий. Во - первых, должным образом следует отрегулировать высоту стула, чтобы ноги ученика не свисали, так как в этом случае инструмент будет надавливать на бедра и вызывать болевые ощущения. Высота стула может быть скомпенсирована наличием подставки под ноги. Соблюдение этих условий обеспечит устойчивость инструмента, удобную посадку, при котором он может спокойно, свободно и уверенно производить все необходимые игровые движения рук и корпуса.

Первые навыки игры

Основным положением исполнительства является раскрытие образно-эмоционального содержания музыкального произведения. Оно определяет направление музыкально-педагогического процесса на протяжении всего обучения и служит основой при решении исполнительских задач, а также охватывает многообразное содержание исполнительской техники.

Начиная изучать с учеником первые народные песни, педагог должен исходить из требования этого положения. Песенка в исполнении ученика должна звучать певуче, он должен определить ее строение, ее ударные и безударные звуки, овладеть основными видами звукоизвлечения.

Приступая к исполнению на баяне какой - либо протяжной мелодии ученик, пропев ее сам и прослушав в исполнении преподавателя, старается найти соответствующее звучание. Указания педагога для него являются помощью в разрешении поставленной задачи. Усвоение каждого игрового навыка должно быть связано для ученика с какой - нибудь интересной для него целью, например, с исполнением нравящейся ему музыкальной пьесы. Тогда педагог может рассчитывать на то, что ученик будет осмысленно выполнять вспомогательные упражнения, ведущие к достижению заданной цели. Поэтому в случае надобности, рекомендуется давать упражнения, вытекающие из разучиваемого учеником музыкального материала. Это поможет ученику преодолеть возникающие в процессе разучивания трудности.

Дети без труда усваивают способ связанного звучания – легато, если переходят к нему от несвязного звучания- нон легато-, которым они пользовались на первых занятиях, подбирая мелодии. Теперь при перестановке пальцев с одной клавиши на другую они все больше приближают их к поверхности клавиши, как бы шагают по ним, достигая таким путем связного звучания. Так, например, сравнение с ходьбой человека, с перемещением веса корпуса со ступни одной ноги на ступню другой ноги дает ученикам наглядное представление перемещения веса игрового аппарата (руки) с конца (подушечки)одного пальца на конец другого.

Извлекая на инструменте звучание легато, ученики должны прислушиваться к протяжности каждого извлекаемого звука, к его певучести, к слитному переходу звуков в последующие за ними. Ведение меха при этом должно быть без рывков, с постоянным нажимом, а смена меха – быстрой, скрытой и, желательно, по окончании фразы, мотива, но не на звуке.

Другой вид артикуляции – стаккато- заключается в умении извлекать короткий, упруго-отрывистый звук. Смысловое значение этого вида артикуляции педагог показывает своим ученикам, исполняя пьесы отрывистого звучания. В данном случае внимание ученика нужно сконцентрировать на двух факторах - это мышечное ощущение движения кисти, пальца и это способ ведения меха. И то и другое неразрывно связано между собой и находится в полном взаимодействии. Следует отметить, что в большинстве случаев у начинающих баянистов наблюдается одна и та же ошибка: вместо удара пальцем по клавише ученик резко или вяло отталкивается от нее. Это в корне неправильный прием, так как штрих, таким образом, становится бесконтрольным, вялым и нестабильным. Удар пальцем должен быть резким, быстрым и обязательно с отражением (отскоком). Маленькому ученику этот прием можно объяснить, как удар молоточком.

К числу исполнительских трудностей, которые на первых порах приходится преодолевать начинающему баянисту, относится переход от одного вида артикуляции к другому и координации различных артикуляций (движений) в обеих руках. В первом случае преодолевается инерция, во втором –симметрия.

После того как ученик понял смысловое значение пауз и характер различных артикуляций, легче выработать у него умение замечать в нотах все виды их обозначений. Однако это дается ученику не сразу. Преподавателю следует исходить их педагогического принципа развития навыка от простого к сложному. Прежде чем добиться сложного от ученика сочетания разнородных движений, необходимо укрепить у него непринужденную, четкую смену движений каждой рукой отдельно. Преодолевать на начальном этапе одновременно инерцию и симметрию обеих рук – задача для ребенка слишком трудная.

Хорошее звучание звука- одно из главных условий художественного исполнения. Работа над качеством звука проходит красной нитью через все годы обучения, т.к. требования в этом отношении повышаются и расширяются по мере прохождения более сложного репертуара. Также не следует требовать от ученика на первых порах сильного, яркого звука. Более важно другое – наполнение каждой ноты мягким движением меха, желание протяжного и устойчивого звучания.

Психофизические возрастные особенности маленького ученика определяют свойственное ему «детское» звучание баяна. Всякое форсирование звучности вызывает напряжение и связанные с ним вредные последствия. В тех случаях, когда звук слишком слаб, ниже нормы детского звучания, нужно найти причину такого вялого прикосновения к инструменту, клавише, меху.

При исполнении первых детских песенок нужно требовать равноценного звучания в правой и левой руке. А добиваться этого можно, репетируя относительно законченные музыкальные отрезки отдельно каждой рукой. При этом желательно вкладывать смысловое содержание в каждый мотив или фразу. Тогда активнее включается у ребенка сознание и работа становится более содержательной и полезной.