СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первый русский царь. Преобразования в государстве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок о первом руссском царе Иване Грозном. Учащиеся знакомятся с символами власти, работают в 5 группах. Урок предполагает работу с дополнительным материалом.

Просмотр содержимого документа
«Первый русский царь. Преобразования в государстве.»

Тема: Первый русский царь. Преобразования в государстве.

Цели урока:

способствовать формированию представлений о личности Ивана Грозного и преобразованиях в России в период его правления; способствовать обучению школьников умению характеризовать объекты и явления применительно к теме урока, аргументировать свои предположения; развивать умения внимательно, вдумчиво воспринимать текст.

Сценарий урока:

  1. Организационный момент.

Я хочу начать урок со строк из стихотворения Петра Синявского «Россия» (под музыку).

Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

-А какие ассоциации у вас возникают при слове Россия?

(Огромная, богатая, красивая, сильная, многонациональная, родная, мужественная.)

-Молодцы, ребята. Действительно, наша Родина и могучая и великая. В её летописи много героических страниц.

- Сегодня мы продолжим наше путешествие во времени. Вы будете моя дружина - воины, а я буду старейшим (старшим), в поход мы отправимся не на врага, а за знаниями. Кто будет храбрым, решительным, исполнительным, мудрым( умным), того в конце урока, кроме отметки, ждёт награда.

- А в какой год мы попадем, вы должны догадаться сами.
- Первое число в этой дате 15, а второе в два раза больше. (30)
 (Правильно, это 1530 г.)

2. Проверка домашнего задания.

- Какое событие связано с именем Дмитрия Донского? ( Куликовская битва)

- В каком году она произошла? 8 сентября 1380 г. Расскажите нам о ней.

3. Мотивация и целеполагание.

Откройте маршрутный лист. Прочитайте название раздела, который нам предстоит разобрать. (Московское царство).

-Что такое государство?

Территория, управляемая центральной властью.

Прочитайте название первой темы раздела. (Иван Грозный - первый русский царь).

Слайд 1

Тема сегодняшнего урока - Первый русский царь. Преобразования в государстве

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

-Верно, молодцы! Сегодня на уроке мы узнаем:

1) Кто такой Иван Грозный, почему его так прозвали?

  1. Какие изменения произошли в управлении государством при Иване Грозном?

4. Изучение нового материала. (на доске «остаться с носом», «филькина грамота», «опричники».)

- Первое упоминание о Москве в15 веке связано с князем  Иваном  III , правнуком Дмитрия Донского.

1.Учебник стр. 36, 1 абзац. Прочитайте и задайте вопрос одноклассникам к данному абзацу.

- В каком году Иван III стал московским князем? ( в 1462 г.)

- Какие изменения произошли во время его правления?

Столицей единого Московского государства стала Москва.

Управлять государством помогала Боярская Дума-совет, состоящий из знатных бояр. В это время был создан свод законов- «Судебник» Впервые в государстве были приняты единые для всех законы.

  • Слайд (Кремль при Дмитрии Донском и Иван III )

  • Как изменился Кремль при Иван III? (опишите рис. Васнецова на стр. 36. и учебник 3 класса стр.70)

( В 15 веке кремлевские стены были построены из красного кирпича, так они выглядит и сейчас. Кремль окружали две реки: Москва и Неглинная, а также ров с водой.) Войти в Кремль можно было через 6 башен. Царь обычно въезжал через Спасские ворота.

  • А что такое кремль? (укреплённый центр города)

  • Какие постройки появились на Соборной площади (Соборная находится внутри Кремля, а Красная - снаружи. Собо́рная пло́щадь — исторический и архитектурный центр Московского Кремля.)( Успенский 9 венчали на царствование царей), Архангельский (усыпальница), Благовещенский (домовая церковь русских царей), Грановитая палата (из гранённого камня) проходили торжественные приёмы и заседания), колокольня (80 м) Иван Великий), Оружейная палата)

Слайд(Герб при Иване III и современный)

  • Что стало символом государства? (При Иване III- двуглавый золотой орёл-символ единения государства, смотрящий на восток и запад, над ним 2 короны)

  • Обратите внимание на герб современной России рис. на стр.36(Золотой двуглавый орел как символ единения народов западной и восточной частей , на красном щите. Над орлом три короны, в лапах скипетр и держава- сильная власть, способная защитить государство. На груди орла на красном щите -серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий копьём дракона-олицетворяет победу добра над злом-древний символ столицы России.).

  • Древность герба свидетельствует об истории нашего государства, богатой славными и героическими событиями.



Слайд

14 апреля 1502 года Иван III благословил своего сына Василия и посадил его на великое княжение Владимирское, Московское и всея Руси самодержцем.

У московского князя Василия ІІІ и его второй жены Елены Глинской 25 августа 1530 года родился долгожданный сын – их наследник Иоанн Согласно преданию, в тот самый момент, когда появился на свет первенец во всём царстве разразилась страшная гроза, в которой современники усмотрели дурное предзнаменование.

-Вспомните, какая дата была озвучена в начале урока? 1530 г.

Когда Ивану было 3 года, его отец умер, и воспитывала его мать, которая в 1538 году тоже умерла, когда ему было 8 неполных лет.

2. Распределение заданий:

1 группа. Используя текст учебника стр. 36 и стр. 37 1 абзац (2 строчки) и дополнительный материал, составьте рассказ по теме « Первый русский царь. Символы государства ».

(доп. )Шапка Мономаха-это головной убор, отороченный дорогим мехом, увенчанный крестом, украшенный золотом и драгоценными камнями.

Скипетр- жезл и Держава- золотой шар с короной или крестом.

2 группа. Используя текст учебника стр.37 и дополнительный материал, выполните задания по теме «Управление государством. Появление приказов. Стрелецкое войско»

(дополнительно) Стрельцы, так называли служилых людей, составляющих постоянное войско, изначально набирались из свободного сельского и городского населения, затем их служба стала пожизненной и наследственной. Так появляется регулярная армия.

3 группа Используя текст на стр. 38, расскажите об Опричниках.

(учитель)Иван Грозный, с одной стороны, мудрый реформатор, выдающийся и талантливый деятель Московского государства, с другой - кровавый тиран, настоящий душегуб, подвергавший своих подданных чудовищным репрессиям. Как происходило становление личности одного из самых неординарных правителей, оказавшей заметное влияние на ход российской истории? Вероятно, причины подозрительности, своеволия, мстительности и неоправданной жестокости Ивана IV кроются в событиях, произошедших с ним в детские и юношеские годы. Каким было детство правителя?

(дополнит) Иван остался круглым сиротой. Безрадостным было его детство. Мальчика воспитывали чужие люди, которые думали не о нём, а о том, как стать богаче и захватить власть. С детства он видел жестокое обращение с людьми. Только на людях бояре оказывали ему почтение.

Такое воспитание, а вернее не воспитание в последствии сделало Ивана тревожным, раздражительным и подозрительным. Только один старший друг был у него митрополит Макарий, который помог получить Ивану Грозному блестящее образование, привил в нем любовь к чтению и искусству.

В 12 лет озлобленный подросток мучал и калечил животных, бросая их с высоких теремов, в 13 отдал приказ убить одного из бояр. По свидетельству современника, с 15-летнего возраста у будущего царя появилась новая забава - скакать с юношами на конях по улицам и рынкам, бить и грабить простых людей .

-Рассказ учащихся стр.38 1 абзац

-(учитель-дополняю) Внешний вид опричников нагонял страх на людей. Черная одежда, черные кони, на седле метла и собачья голова.

Митрополит Московский Филипп, человек честный, прямой и бесстрашный. В своих многочисленных посланиях-грамотах к Грозному он убеждал царя распустить опричнину. Царь Непокорного Филиппа презрительно именовал – Филькой, а его грамоты – «филькиными грамотами». В наши дни выражение «филькина грамота» обрело значение «безграмотно составленный документ».

-В 1581 году Иван Грозный в гневе (состояние аффекта-человек теряет контроль над собой) ударил жезлом по голове своего сына Ивана. Считается, что царь очень сильно опечалился содеянным и долго раскаивался в убийстве старшего сына.

4 группа.

Обеспечив безопасность восточных рубежей Иван IV , ещё из-за этого получил прозвище Грозный - страшный для иноверцев и врагов Руси.

Используя текст учебника стр.38 2 и 3 абзац и дополнительный материал, расскажите о «Расширение территории Московского государства. Атаман Ермак Тимофеев».

-К России были присоединены Астраханское и Казанское ханство. Покорив Казань, русские вышли вплотную к границам Сибирского ханства — последнего осколка бывшей  Орды.

5 группа. Используя текст учебника стр.38 последний абзац и стр.39, дополнительный материал, составьте рассказ по теме «Начало книгопечатания. Иван Федоров».

(дополнит.) Первый русский царь – Иван Васильевич Грозный – один из самых образованных людей, у него была феноменальная память, в богословии был эрудитом. Он любил читать, был обладателем крупнейшей библиотеки в Европе, был хорошим оратором. Во времена правления Ивана IV даже многие священники были малограмотными или неграмотны вовсе. В связи с этим велено было создавать церковные училища. В 1551 году, по приказу царя, Московский собор обязал духовных лиц организовывать во всех городах школы для детей.



-Создание типографии было поручено Ивану Фёдорову. Иван Фёдоров узнал о печатном изготовлении книг от немецких мастеров, которые жили в Москве и перенял этот способ, изучив его. Десять лет работал он над устройством типографии. Сам строил станок, сам отливал формы для букв, сам набирал и правил текст.


- Русский народ очень умный и мудрый. Им на протяжении всей истории было создано много пословиц, поговорок, устойчивых выражений. Если вы внимательно слушали, назовите их.

7. Подведение итогов урока.

Иван Грозный, с одной стороны, мудрый царь, выдающийся и талантливый деятель Московского государства, за времена своего правления, осуществивший множество полезных для государства дел, с другой - кровавый тиран, настоящий душегуб, подвергавший своих подданных чудовищным гонениям.

Итак, сейчас давайте подведем итог проделанной на уроке работы и разгадаем кроссворд(печатная тетрадь с. 20 №35)


9. Домашнее задание 

Стр. 36-39 читать, ответить на вопросы. №6 по желанию, Т.с. 18-19 № 31, 33


-Вопросы для первой группы.

-Как назывались государственные учреждения? (Приказы)

-Какие появились приказы? (Посольский, Ямской, Разбойный, Аптекарский.)

-Чем занимались приказы? (Принимали и разбирали жалобы, переписывали важные бумаги.)

-Что означает «остаться с носом»? ( Чтобы решить свои тяжбы горожане нести в приказ подношение (по старинному – «нос». Если у просящего дары не принимали, он уходил домой со своим подношением, с «носом».)

-Как выглядели опричники ?(На чёрных лошадях , с метлой и с мёртвой головой собаки.)


-Вопросы для второй группы.

-При каком князе Русь полностью освободилось от зависимости Золотой орды? (При Иване III).

-Как всё чаще стали называть Русь?(Россией, Российским государством).

-Какой титул получил Иван IV? (Царь).

-Что стало символами власти? (Шапка Мономаха,скипетр,держава)

Как прозвали царя Ивана IV?(За свой жестокий нрав царь получил прозвище Грозный)


-Вопросы для третьей группы.

-По чьему приказу в Москве стал действовать Печатный двор? (По указу царя Ивана Грозного).

-Где находилась первая русская типография? (Около стены Китай-города).

-Кто были первые русские печатники? (Иван Фёдоров и его помощник Пётр Тимофеев.)

-Как назывались первые напечатанные книги? («Апостол», «Евангелие», «Псалтырь», «Букварь», «Грамматика».)


-Вопросы для четвёртой группы.

-Какие ханства присоединились к Московскому государству? (Казанское и Астраханское ханства.)

-Какой собор возведён в Москве на Красной площади в честь взятия города Казани? (Построен Покровский собор (храм Василия Блаженного).

-Кто поехал покорять Сибирское ханство по приказу царя? (Атаман Ермак Тимофеевич.)

-Какие русские города-крепости появились к концу XVI века? (Появились города Тюмень и Тобольск.)































1 группа. Используя текст учебника стр. 36 и стр. 37 1 абзац (2 строчки) и дополнительный материал, составьте рассказ « Первый русский царь. Символы государства ».

(доп. )Шапка Мономаха-это головной убор, отороченный дорогим мехом, увенчанный крестом, украшенный золотом и драгоценными камнями.

Скипетр- жезл и Держава- золотой шар с короной или крестом.

2 группа. Используя текст учебника стр.37 и дополнительный материал, подготовьтесь по теме «Управление государством. Появление приказов. Стрелецкое войско»

(дополнительно) Стрельцы, так называли служилых людей, составляющих постоянное войско, изначально набирались из свободного сельского и городского населения, затем их служба стала пожизненной и наследственной. Так появляется регулярная армия.

3 группа Используя текст учебника на стр. 38 1 абзац и дополнительную информацию, подготовьте рассказ об опричниках.

(дополнит) Иван остался круглым сиротой. Безрадостным было его детство. Мальчика воспитывали чужие люди, которые думали не о нём, а о том, как стать богаче и захватить власть. С детства он видел жестокое обращение с людьми. Только на людях бояре оказывали ему почтение.

Такое воспитание, а вернее не воспитание в последствии сделало Ивана тревожным, раздражительным и подозрительным. Только один старший друг был у него митрополит Макарий, который помог получить Ивану Грозному блестящее образование, привил в нем любовь к чтению и искусству.

В 12 лет озлобленный подросток мучал и калечил животных, бросая их с высоких теремов, в 13 отдал приказ убить одного из бояр. По свидетельству современника, с 15-летнего возраста у будущего царя появилась новая забава - скакать с юношами на конях по улицам и рынкам, бить и грабить простых людей .

4 группа.

Используя текст учебника стр.38 2 и 3 абзац и дополнительный материал, составьте рассказ по теме «Расширение территории Московского государства. Атаман Ермак Тимофеев».

5 группа. Используя текст учебника стр.38 последний абзац и стр.39, дополнительный материал, составьте рассказ по теме: «Начало книгопечатания. Иван Федоров».

(дополнит.) Первый русский царь – Иван Васильевич Грозный – один из самых образованных людей, у него была феноменальная память, в богословии был эрудитом. Он любил читать, был обладателем крупнейшей библиотеки в Европе, был хорошим оратором. Во времена правления Ивана IV даже многие священники были малограмотными или неграмотны вовсе. В связи с этим велено было создавать церковные училища. В 1551 году, по приказу царя, Московский собор обязал духовных лиц организовывать во всех городах школы для детей.