Открытый урок по предмету
Уроки гражданственности и духовности Донбасса
«Поклонимся великим тем годам»
История и символы моего города
Цель: расширить представление детей о роли своего города в развитии Республики, об исторических событиях Великой Отечественной войны, которые проходили в нашем городе Снежное и окрестных сёлах, побуждать желание детей изучать историю своей Родины, беречь память о героических событиях 1941-1945 годов, героях войны, формировать патриотические чувства гордости за старшее поколение, желание расти достойным гражданином своей Родины.
Тип урока: комбинированный, интерактивный.
Оборудование: фото героев, фото памятников военной тематики, музыкальные произведения о ВОВ, детские рисунки о войне, о мире, презентация о ВОВ, подборка стихов о войне.
Ход урока
I. Орг. момент.
Дедушкин портрет (Каренякина М.)
Бабушка надела ордена
И сейчас красивая такая!
День Победы празднует она,
О войне великой вспоминая.
Грустное у бабушки лицо.
На столе солдатский треугольник.
Дедушкино с фронта письмецо
Ей читать и нынче очень больно.
Смотрим мы на дедушкин портрет
И разводим ручками с сестрёнкой:
- Ну какой, какой же это дед?
Он же был совсем ещё ребёнком!
Беседа по стихотворению. Определение темы урока.
II.Актуализация.
Рассказ с элементами беседы о ВОВ.
На рассвете 22 июня 1941года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.
Грозный сорок первый. Как он изменил людские судьбы, обагрил кровью и слезами детство, оборвал жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил мечты семнадцатилетних, которые прямо «из детства» ушли в «грязную теплушку», в эшелоны с пехотой, в санитарные взводы!
Кто был на войне. (Угарова А.)
Дочь обратилась однажды ко мне:
- Папа, скажи мне, кто был на войне?
- Дедушка Лёня – военный пилот –
В небе водил боевой самолет.
Дедушка Женя десантником был.
Он вспоминать о войне не любил
И отвечал на вопросы мои:
- Очень тяжелые были бои.
- Бабушка Соня трудилась врачом,
Жизни спасала бойцам под огнем.
Прадед Алёша холодной зимой
Бился с врагами под самой Москвой.
Прадед Аркадий погиб на войне.
Родине все послужили вполне.
Много с войны не вернулось людей.
Легче ответить, кто не был на ней.
Презентация о ВОВ.
Подготовка к теме.
Через наш город (поселок С.-Бродская) и далее: села Дмитровка, Мариновка, Степановка, Саур-Могила… проходил Миус-фронт. Протяженность его была 375 км вдоль реки Миус и дальше.
III. Работа по теме.
Главное сражение за освобождение Снежного и Донбасса.
Сообщения уччащихся.(Игринев А., Прокопенко К., Мокрый Д.)
С 30 октября 1941 года, когда фашисты заняли Саур-Могилу, начались бои за взятие этой высоты. Она была главным наблюдательным пунктом фашистов, и они крепко здесь закрепились.
Шли очень тяжелые бои. Битва шла за каждую пядь земли. Полыхали огни в Дмитровке, Мариновке, Степановке. Не было клочка земли, куда бы не упал снаряд.
Наша армия много раз пыталась прорвать Миус-фронт, но это не удавалось. Только самые смелые, мужественные и решительные пытались пробраться к Саур-Могиле ночью.
31 августа 1943 года Саур-Могила была освобождена. Враг отступил под натиском нескольких армий, объединившихся у Миус-фронта.
Чтение стихов о войне. (Подготовленные уч-ся)
(Рак О.)
Отстояли Родину в годы суровые
Нет следов далеких, дорог боевых
Нужно чтобы помнили, мы с тобою помнили
Имена героев своих…
(Сурина Н.)
Запомним всех героев поименно,
Кем сломлена фашистская орда!
Вот падают фашистские знамена,
Чтоб больше
Не подняться никогда!
«Их именами названы улицы»
Сообщения учащихся о героях-партизанах нашего города.
(Фотовыставка)
Презентация детских рисунков о войне.
Исполнение песни «Журавли». (Угарова А.,Рак О.,Диковенко А.,Игринёв А., Золотарёв В., Каренякина М.)
IV.Рефлексия.
Работа с пословицами.
Из предложенных пословиц выберите те, которые подходят к теме нашего урока и аргументируйте свой выбор.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.
Родина-мать, умей за неё постоять.
Семь раз отмерь, один-отрежь.
V. Итог урока.
- О чём говорили на уроке?
- Что нового узнали?
- Когда началась ВОВ?
- Где проходили решающие сражения за освобождение Донбасса?
- Когда был освобождён наш город и весь Донбасс?
- Какое значение для нас имеет победа над фашизмом?
(Ответы детей)
Урок окончен. Спасибо за активность, интересные сообщения, рисунки.