СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пьеса "На дне". Особенности жанра и конфликта

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к лекции № 32 по дисциплине ОДБ.02 "Литература" для студентов, обучающихся на базе основного общего образования по специальности "Сестринское дело"

Просмотр содержимого документа
«Пьеса "На дне". Особенности жанра и конфликта»

Пьеса М. Горького «На дне» Особенности конфликта и система персонажей

Пьеса М. Горького «На дне»

Особенности конфликта и система персонажей

История создания пьесы Драма «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. А.М.Горький отмечал, что пьеса – итог его почти 20-летних наблюдений над миром «бывших людей».

История создания пьесы

Драма «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. А.М.Горький отмечал, что пьеса – итог его почти 20-летних наблюдений над миром «бывших людей».

Смысл названия пьесы «Без солнца» «Ночлежка» «Дно» «На дне жизни» Почему «На дне»? Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Акт II. Спектакль Kleines Theater, Берлин.

Смысл названия пьесы

«Без солнца»

«Ночлежка»

«Дно»

«На дне жизни»

Почему «На дне»?

Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.

Акт II. Спектакль Kleines Theater, Берлин.

Новаторство Максима Горького Впервые перед зрителем предстал невиданный ранее мир воров, бродяг и проституток, а в нем отражение мира, откуда были извергнуты эти люди.  Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Типаж-группа стариков. Надпись Горького: «Костюм для Луки. Не забыть — Лука лысый». 1902

Новаторство Максима Горького

Впервые перед зрителем предстал невиданный ранее мир воров, бродяг и проституток, а в нем отражение мира, откуда были извергнуты эти люди.

Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливого общественного строя.

Типаж-группа стариков. Надпись Горького:

«Костюм для Луки. Не забыть — Лука лысый».

1902

Жанр произведения Развитие драматического конфликта определяют диалоги героев, обитателей ночлежки. Действие пьесы переведено во внесобытиный ряд – это характерно для жанра философской драмы .

Жанр произведения

Развитие драматического конфликта определяют диалоги героев, обитателей ночлежки.

Действие пьесы переведено во внесобытиный ряд –

это характерно для жанра философской драмы .

Проблематика драмы Тема униженных и оскорбленных .  В центре – спор о человеке . Главное в споре – проблема правды и лжи . Философский вопрос: «Что лучше – истина или сострадание»? Типаж-группа босяков. Фотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру

Проблематика драмы

Тема униженных и оскорбленных .

В центре – спор о человеке .

Главное в споре – проблема правды и лжи .

Философский вопрос:

«Что лучше – истина или сострадание»?

Типаж-группа босяков. Фотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру

 Конфликт пьесы Социальный конфликт :  общество виновато в существовании «дна». Философский конфликт : что важнее для человека – ложь или правда? Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру

Конфликт пьесы

Социальный конфликт :

общество виновато в существовании «дна».

Философский конфликт : что важнее для человека – ложь или правда?

Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру

Обитатели ночлежки Обитатели дна выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Их судьбы обозначены несколькими словами. Люди изуродованы, сломлены жизнью и обречены на гибель, хотя достойны лучшей участи. Перед нами – глубоко страдающие и одинокие люди. Каждый замкнут в своем горе.

Обитатели ночлежки

Обитатели дна выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе.

Их судьбы обозначены несколькими словами. Люди изуродованы, сломлены жизнью и обречены на гибель, хотя достойны лучшей участи.

Перед нами – глубоко страдающие и одинокие люди.

Каждый замкнут в своем горе.

Клещ и Анна  Клещ Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.  Андрей [греч. «мужественный, храбрый»]; клещ — насекомое разных видов, впивающееся в кожу; кровосос.  Анна, его жена, 30 лет.  Анна [др. евр. «грация, миловидность»; «милость»; «благодать»]. Акт I. Художник С. Гонков.

Клещ и Анна

Клещ Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.

Андрей [греч. «мужественный, храбрый»]; клещ — насекомое разных видов, впивающееся в кожу; кровосос.

Анна, его жена, 30 лет.

Анна [др. евр. «грация, миловидность»; «милость»; «благодать»].

Акт I. Художник С. Гонков.

Клещ и Анна Клещ – слесарь. Попал на «дно», потеряв работу. Мечтает выбраться из ночлежки и заняться честным трудом. Живет надеждой на освобождение, которое принесет ему смерть жены. Умирающая Анна всю жизнь «над каждым куском хлеба тряслась» и постоянно тревожится, «как бы больше другого не съесть». Акт I. Художник С. Гонков.

Клещ и Анна

Клещ – слесарь. Попал на «дно», потеряв работу. Мечтает выбраться из ночлежки и заняться честным трудом. Живет надеждой на освобождение, которое принесет ему смерть жены.

Умирающая Анна всю жизнь «над каждым куском хлеба тряслась» и постоянно тревожится, «как бы больше другого не съесть».

Акт I. Художник С. Гонков.

Барон, 33 года. Барон — низшая ступень титулованного дворянства. Баронить — важничать, величаться, пускать пыль в глаза, корчить вельможу. Предок - Густав Дебиль.  Густав — образовалось из перестановки слогов в имени Август — лат. «священный, величественный»; Дебиль - фр. débile — «слабый, хилый, немощный» Барон — В. Качалов. Спектакль Московского Художественного театра.

Барон, 33 года.

Барон — низшая ступень титулованного дворянства.

Баронить — важничать, величаться, пускать пыль в глаза, корчить вельможу.

Предок - Густав Дебиль.

Густав — образовалось из перестановки слогов в имени Август — лат. «священный, величественный»;

Дебиль - фр. débile — «слабый, хилый, немощный»

Барон — В. Качалов. Спектакль Московского Художественного театра.

Барон, 33 года. Разорившийся дворянин. Все его достояние – воспоминания о былом величии своего рода. Живет за счет Насти, но ее слезы и фантазии лишь забавляют его. Издевается над всеми и быстро теряет человеческий облик. Барон: «А…ведь зачем-нибудь я родился… а?» Барон — В. Качалов. Спектакль Московского Художественного театра.

Барон, 33 года.

Разорившийся дворянин. Все его достояние – воспоминания о былом величии своего рода.

Живет за счет Насти, но ее слезы и фантазии лишь забавляют его.

Издевается над всеми и быстро теряет человеческий облик.

Барон: «А…ведь зачем-нибудь я родился… а?»

Барон — В. Качалов. Спектакль Московского Художественного театра.

Актер, лет под 40 Приблизительно одного возраста с Сатиным. Сценический псевдоним — Сверчков-Заволжский . Как бы вы его расшифровали? Сверчок – (вспомните поговорки). Заволжье , славившееся обилием раскольничьих скитов, считалось одним из оплотов «старой веры».)

Актер, лет под 40

Приблизительно одного возраста с Сатиным.

Сценический псевдоним — Сверчков-Заволжский .

Как бы вы его расшифровали?

Сверчок – (вспомните поговорки).

Заволжье , славившееся обилием раскольничьих скитов, считалось одним из оплотов «старой веры».)

Актер Бывший театральный актер. Когда-то играл на сцене и носил звучную фамилию, а теперь спился. Живет воспоминаниями о прекрасном. Из всех ночлежников отличается тонкой душевной организацией. Актер — Э. Рейхер. Спектакль

Актер

Бывший театральный актер. Когда-то играл на сцене и носил звучную фамилию, а теперь спился.

Живет воспоминаниями о прекрасном.

Из всех ночлежников отличается тонкой душевной организацией.

Актер — Э. Рейхер.

Спектакль "Kleines Theater", Берлин.

Настя  девица, 24 года.  Анастасия [греч. «воскресшая, возрожденная»]. Настя — О. Книппер. Московский Художественный театр.

Настя

девица, 24 года.

Анастасия

[греч. «воскресшая, возрожденная»].

Настя — О. Книппер.

Московский Художественный театр.

Настя Проститутка. Пытается вырваться из грязного прошлого и настоящего , где «…опротивело все! Вся жизнь… все люди!..» в мир «чистой любви». Живет мечтами, которые заимствует из книги «Роковая любовь». Настя — О. Книппер. Московский Художественный театр.

Настя

Проститутка.

Пытается вырваться из грязного прошлого и настоящего , где «…опротивело все! Вся жизнь… все люди!..» в мир «чистой любви».

Живет мечтами, которые заимствует из книги «Роковая любовь».

Настя — О. Книппер.

Московский Художественный театр.

Васька Пепел, 28 лет.  Василий [греч. «царь, царский, царственный»]; Васька — мальчик, служка; распространенная кличка для кота. Пепел — изгарь, зола, все пережженное и перегорелое в прах. Васька Пепел — И. Сканке. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия.

Васька Пепел, 28 лет.

Василий [греч. «царь, царский, царственный»];

Васька — мальчик, служка; распространенная кличка для кота.

Пепел — изгарь, зола, все пережженное и перегорелое в прах.

Васька Пепел — И. Сканке.

Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия.

Васька Пепел Вор. Сын вора. Родился в тюрьме и обречен идти по этой дороге. Но жаждет правильной жизни: мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти Василисы. «…надо жить… иначе! Лучше надо жить! …чтобы самому себя можно мне было уважать…» Васька Пепел — И. Сканке. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия.

Васька Пепел

Вор. Сын вора.

Родился в тюрьме и обречен идти по этой дороге.

Но жаждет правильной жизни: мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти Василисы.

«…надо жить… иначе! Лучше надо жить! …чтобы самому себя можно мне было уважать…»

Васька Пепел — И. Сканке.

Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия.

Василиса Василиса — Э. Дузе, Васька Пепел — Морей. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Фото 1903

Василиса

Василиса — Э. Дузе, Васька Пепел — Морей. Спектакль Kleines Theater, Берлин.

Фото 1903

Наташа, 20 лет Наталья – лат. «родная» Наташа — М. Андреева. Спектакль Московского Художественного театра. Фото 1902

Наташа, 20 лет

Наталья – лат. «родная»

Наташа — М. Андреева.

Спектакль Московского Художественного театра. Фото 1902

 Картузник, 45 лет. Бубнов  Прозвище Бубен давали: мастеру, делающему ударный музыкальный инструмент; тому, кто беспрерывно болтает, неразборчиво бубнит, говоруну, вруну, мошеннику; промотавшемуся или проигравшемуся в карты (перенос на основе названия карточной масти) или разорившемуся бедолаге; глупцу (бубны в голове — без царя в голове), лентяю, прихлебателю. Ср. также выражение забубенная головушка, т. е. пропащий человек.

Картузник, 45 лет.

Бубнов

Прозвище Бубен давали:

  • мастеру, делающему ударный музыкальный инструмент;
  • тому, кто беспрерывно болтает, неразборчиво бубнит, говоруну, вруну, мошеннику;
  • промотавшемуся или проигравшемуся в карты (перенос на основе названия карточной масти) или разорившемуся бедолаге;
  • глупцу (бубны в голове — без царя в голове), лентяю, прихлебателю.
  • Ср. также выражение забубенная головушка, т. е. пропащий человек.
Бубнов Оказался в ночлежке, уйдя из дому «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника. Сам признается, что пьяница и ленив: «Страсть как работать не люблю!» Двор ночлежки. Карандашная зарисовка М.Горького

Бубнов

Оказался в ночлежке, уйдя из дому «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника. Сам признается, что пьяница и ленив: «Страсть как работать не люблю!»

Двор ночлежки.

Карандашная зарисовка М.Горького

Сатин, лет под 40. Приблизительно одного возраста с Актером. Сатин — от Сата, Сатя — сокращенные варианты имени Сатир (в греческой мифологии сатиры — боги плодородия из свиты Диониса, бога виноделия; они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, любят вино). Сатин — Р. Валентин. Спектакль Kleines Theater, Берлин.

Сатин, лет под 40.

Приблизительно одного возраста с Актером.

Сатин — от Сата, Сатя — сокращенные варианты имени Сатир

(в греческой мифологии сатиры — боги плодородия из свиты Диониса, бога виноделия;

они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, любят вино).

Сатин — Р. Валентин.

Спектакль Kleines Theater, Берлин.

Сатин Бывший телеграфист. Шулер. Попал на «дно», после того как отсидел в тюрьме за убийство (не веря в правосудие, отомстил негодяю, погубившему его сестру). Сатин — Р. Валентин. Спектакль Kleines Theater, Берлин.

Сатин

Бывший телеграфист.

Шулер.

Попал на «дно», после того как отсидел в тюрьме за убийство (не веря в правосудие, отомстил негодяю, погубившему его сестру).

Сатин — Р. Валентин.

Спектакль Kleines Theater, Берлин.

Лука, 60 лет Странник.  Лука [лат. «светлый, светящийся»]. Один из 70 учеников Христа, посланных Им «во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лук., X. 1), автор одного из канонических Евангелий и «Деяний Апостолов», искусный врач. Лука — И. Москвин. Спектакль Московского Художественного театра

Лука, 60 лет

Странник.

Лука

[лат. «светлый, светящийся»].

Один из 70 учеников Христа, посланных Им «во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лук., X. 1), автор одного из канонических Евангелий и «Деяний Апостолов», искусный врач.

Лука — И. Москвин.

Спектакль Московского Художественного театра

Лука В Евангелии от Луки подчеркнута любовь Христа к беднякам, блудницам, вообще грешникам: они дороже Ему, чем гордецы, хвалящиеся своей добродетелью . Лукавый — хитрый, умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный. Лука — И. Москвин. Спектакль Московского Художественного театра

Лука

В Евангелии от Луки подчеркнута любовь Христа к беднякам, блудницам, вообще грешникам: они дороже Ему, чем гордецы, хвалящиеся своей добродетелью .

Лукавый — хитрый, умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный.

Лука — И. Москвин.

Спектакль Московского Художественного театра

Философия Луки: для продолжения жизни человеку нужна ложь , утешение Философия Сатина: нужно принять горькую правду , не лгать ни себе, ни людям Философия автора: ? Три философии – три ответа на главный вопрос пьесы

Философия Луки: для продолжения жизни человеку нужна ложь , утешение

Философия Сатина: нужно принять горькую правду , не лгать ни себе, ни людям

Философия автора:

?

Три философии – три ответа на главный вопрос пьесы

Философия Луки Лука – носитель философии веры. Верит в любого человека. Вера может изменить реальную правду, так как она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий. Правда Луки проста:  «Во что веришь, то и есть». Акт II. Художник С. Гонков.

Философия Луки

Лука – носитель философии веры.

Верит в любого человека.

Вера может изменить реальную правду, так как она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий.

Правда Луки проста:

«Во что веришь, то и есть».

Акт II. Художник С. Гонков.

Философия Сатина Сатин верит в человечество. Вместо «любви к ближнему» он предлагает человеку мечты. Осознав трагедию своего существования, человек должен не отчаиваться, а бороться. Сатин : «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека» «Человек – вот правда! Человек! Это звучит… гордо!» Акт IV. Художник С. Гонков.

Философия Сатина

Сатин верит в человечество.

Вместо «любви к ближнему» он предлагает человеку мечты.

Осознав трагедию своего существования, человек должен не отчаиваться, а бороться.

Сатин : «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека»

«Человек – вот правда! Человек! Это звучит… гордо!»

Акт IV. Художник С. Гонков.

Философия автора А. М. Горький спорит с Лукой: жить в плену иллюзий нельзя, а прозрение всегда трагично. Самое страшное – то, что человек может примириться со своей беспросветной жизнью. Этого примирения допускать нельзя. Композиция пьесы разоблачает философию Луки.

Философия автора

А. М. Горький спорит с Лукой:

жить в плену иллюзий нельзя,

а прозрение всегда трагично.

Самое страшное – то,

что человек может примириться со своей беспросветной жизнью.

Этого примирения допускать нельзя.

Композиция пьесы разоблачает философию Луки.

Кто прав? Чья философия побеждает? А.М.Горький:  «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Это вопрос не субъективный, а общефилософский. Вечный вопрос…»

Кто прав? Чья философия побеждает?

А.М.Горький:

«Основной вопрос, который я хотел поставить,

это –

что лучше, истина или сострадание?

Что нужнее?

Это вопрос не субъективный, а общефилософский. Вечный вопрос…»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!