Пьеса М. Горького «На дне»
Особенности конфликта и система персонажей
История создания пьесы
Драма «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. А.М.Горький отмечал, что пьеса – итог его почти 20-летних наблюдений над миром «бывших людей».
Смысл названия пьесы
«Без солнца»
«Ночлежка»
«Дно»
«На дне жизни»
Почему «На дне»?
Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.
Акт II. Спектакль Kleines Theater, Берлин.
Новаторство Максима Горького
Впервые перед зрителем предстал невиданный ранее мир воров, бродяг и проституток, а в нем отражение мира, откуда были извергнуты эти люди.
Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливого общественного строя.
Типаж-группа стариков. Надпись Горького:
«Костюм для Луки. Не забыть — Лука лысый».
1902
Жанр произведения
Развитие драматического конфликта определяют диалоги героев, обитателей ночлежки.
Действие пьесы переведено во внесобытиный ряд –
это характерно для жанра философской драмы .
Проблематика драмы
Тема униженных и оскорбленных .
В центре – спор о человеке .
Главное в споре – проблема правды и лжи .
Философский вопрос:
«Что лучше – истина или сострадание»?
Типаж-группа босяков. Фотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру
Конфликт пьесы
Социальный конфликт :
общество виновато в существовании «дна».
Философский конфликт : что важнее для человека – ложь или правда?
Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру
Обитатели ночлежки
Обитатели дна выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе.
Их судьбы обозначены несколькими словами. Люди изуродованы, сломлены жизнью и обречены на гибель, хотя достойны лучшей участи.
Перед нами – глубоко страдающие и одинокие люди.
Каждый замкнут в своем горе.
Клещ и Анна
Клещ Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.
Андрей [греч. «мужественный, храбрый»]; клещ — насекомое разных видов, впивающееся в кожу; кровосос.
Анна, его жена, 30 лет.
Анна [др. евр. «грация, миловидность»; «милость»; «благодать»].
Акт I. Художник С. Гонков.
Клещ и Анна
Клещ – слесарь. Попал на «дно», потеряв работу. Мечтает выбраться из ночлежки и заняться честным трудом. Живет надеждой на освобождение, которое принесет ему смерть жены.
Умирающая Анна всю жизнь «над каждым куском хлеба тряслась» и постоянно тревожится, «как бы больше другого не съесть».
Акт I. Художник С. Гонков.
Барон, 33 года.
Барон — низшая ступень титулованного дворянства.
Баронить — важничать, величаться, пускать пыль в глаза, корчить вельможу.
Предок - Густав Дебиль.
Густав — образовалось из перестановки слогов в имени Август — лат. «священный, величественный»;
Дебиль - фр. débile — «слабый, хилый, немощный»
Барон — В. Качалов. Спектакль Московского Художественного театра.
Барон, 33 года.
Разорившийся дворянин. Все его достояние – воспоминания о былом величии своего рода.
Живет за счет Насти, но ее слезы и фантазии лишь забавляют его.
Издевается над всеми и быстро теряет человеческий облик.
Барон: «А…ведь зачем-нибудь я родился… а?»
Барон — В. Качалов. Спектакль Московского Художественного театра.
Актер, лет под 40
Приблизительно одного возраста с Сатиным.
Сценический псевдоним — Сверчков-Заволжский .
Как бы вы его расшифровали?
Сверчок – (вспомните поговорки).
Заволжье , славившееся обилием раскольничьих скитов, считалось одним из оплотов «старой веры».)
Актер
Бывший театральный актер. Когда-то играл на сцене и носил звучную фамилию, а теперь спился.
Живет воспоминаниями о прекрасном.
Из всех ночлежников отличается тонкой душевной организацией.
Актер — Э. Рейхер.
Спектакль "Kleines Theater", Берлин.
Настя
девица, 24 года.
Анастасия
[греч. «воскресшая, возрожденная»].
Настя — О. Книппер.
Московский Художественный театр.
Настя
Проститутка.
Пытается вырваться из грязного прошлого и настоящего , где «…опротивело все! Вся жизнь… все люди!..» в мир «чистой любви».
Живет мечтами, которые заимствует из книги «Роковая любовь».
Настя — О. Книппер.
Московский Художественный театр.
Васька Пепел, 28 лет.
Василий [греч. «царь, царский, царственный»];
Васька — мальчик, служка; распространенная кличка для кота.
Пепел — изгарь, зола, все пережженное и перегорелое в прах.
Васька Пепел — И. Сканке.
Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия.
Васька Пепел
Вор. Сын вора.
Родился в тюрьме и обречен идти по этой дороге.
Но жаждет правильной жизни: мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти Василисы.
«…надо жить… иначе! Лучше надо жить! …чтобы самому себя можно мне было уважать…»
Васька Пепел — И. Сканке.
Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия.
Василиса
Василиса — Э. Дузе, Васька Пепел — Морей. Спектакль Kleines Theater, Берлин.
Фото 1903
Наташа, 20 лет
Наталья – лат. «родная»
Наташа — М. Андреева.
Спектакль Московского Художественного театра. Фото 1902
Картузник, 45 лет.
Бубнов
Прозвище Бубен давали:
- мастеру, делающему ударный музыкальный инструмент;
- тому, кто беспрерывно болтает, неразборчиво бубнит, говоруну, вруну, мошеннику;
- промотавшемуся или проигравшемуся в карты (перенос на основе названия карточной масти) или разорившемуся бедолаге;
- глупцу (бубны в голове — без царя в голове), лентяю, прихлебателю.
- Ср. также выражение забубенная головушка, т. е. пропащий человек.
Бубнов
Оказался в ночлежке, уйдя из дому «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника. Сам признается, что пьяница и ленив: «Страсть как работать не люблю!»
Двор ночлежки.
Карандашная зарисовка М.Горького
Сатин, лет под 40.
Приблизительно одного возраста с Актером.
Сатин — от Сата, Сатя — сокращенные варианты имени Сатир
(в греческой мифологии сатиры — боги плодородия из свиты Диониса, бога виноделия;
они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, любят вино).
Сатин — Р. Валентин.
Спектакль Kleines Theater, Берлин.
Сатин
Бывший телеграфист.
Шулер.
Попал на «дно», после того как отсидел в тюрьме за убийство (не веря в правосудие, отомстил негодяю, погубившему его сестру).
Сатин — Р. Валентин.
Спектакль Kleines Theater, Берлин.
Лука, 60 лет
Странник.
Лука
[лат. «светлый, светящийся»].
Один из 70 учеников Христа, посланных Им «во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лук., X. 1), автор одного из канонических Евангелий и «Деяний Апостолов», искусный врач.
Лука — И. Москвин.
Спектакль Московского Художественного театра
Лука
В Евангелии от Луки подчеркнута любовь Христа к беднякам, блудницам, вообще грешникам: они дороже Ему, чем гордецы, хвалящиеся своей добродетелью .
Лукавый — хитрый, умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный.
Лука — И. Москвин.
Спектакль Московского Художественного театра
Философия Луки: для продолжения жизни человеку нужна ложь , утешение
Философия Сатина: нужно принять горькую правду , не лгать ни себе, ни людям
Философия автора:
?
Три философии – три ответа на главный вопрос пьесы
Философия Луки
Лука – носитель философии веры.
Верит в любого человека.
Вера может изменить реальную правду, так как она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий.
Правда Луки проста:
«Во что веришь, то и есть».
Акт II. Художник С. Гонков.
Философия Сатина
Сатин верит в человечество.
Вместо «любви к ближнему» он предлагает человеку мечты.
Осознав трагедию своего существования, человек должен не отчаиваться, а бороться.
Сатин : «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека»
«Человек – вот правда! Человек! Это звучит… гордо!»
Акт IV. Художник С. Гонков.
Философия автора
А. М. Горький спорит с Лукой:
жить в плену иллюзий нельзя,
а прозрение всегда трагично.
Самое страшное – то,
что человек может примириться со своей беспросветной жизнью.
Этого примирения допускать нельзя.
Композиция пьесы разоблачает философию Луки.
Кто прав? Чья философия побеждает?
А.М.Горький:
«Основной вопрос, который я хотел поставить,
это –
что лучше, истина или сострадание?
Что нужнее?
Это вопрос не субъективный, а общефилософский. Вечный вопрос…»