Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Манычская средняя общеобразовательная школа
Зерноградского района Ростовской области
«Песня — душа народа»
(сборник внеурочных занятий «Хоровая студия Радуга»)
Автор-составитель: Безручко Татьяна Юрьевна,
учитель музыки высшей квалификационной категории
2019год
Печатается по решению методического совета
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Манычская средняя общеобразовательная школа
Зерноградского района Ростовской области
Песня — душа народа
(сборник внеурочных занятий «Хоровая студия Радуга»)
Автор-составитель: Безручко Татьяна Юрьевна,
учитель музыки высшей квалификационной категории
2019год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Конспект занятия «Работа над двухголосием».……....4
2. План-конспект занятия по теме «Художественный образ»…………………………………………………………...6
3. Конспект занятия «Там, где музыка живет»………………………………………………..………..10
4. Конспект занятия «Эмоционально-образная направленность хоровых занятий с учащимися младших классов»……………………………………………………….13
5. Конспект занятия «Развитие певческих навыков…..15
6. Конспект занятия «Весело поем»……………………....18
7. Конспект занятия «Работа над дыханием и звукообразованием на начальном этапе обучения»……..23
Конспект занятия «Работа над двухголосием»
Задачи:
1. Образовательная. Научить детей петь двухголосие. 2. Развивающая. Закрепить навык пения в унисон в хоровой партии и слышать себя в двухголосном хоре .
3. Воспитательная. Воспитание культуры хорового исполнительства, высокоразвитого вокального слуха.
План.
Организация урока – 3 мин.
Распевание – 10 мин.
Работа по голосам и над двухголосием на сольфеджио - 10 мин.
Работа над текстом произведения – 17 мин.
Обобщение и оценивание работы учащихся на уроке – 3 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Ход занятия
Организация занятия: отметка в журнале присутствующих, приготовление детей к занятию (ноты песни «Сапа»).
2. Распевание:
Тянем звук на гласную «у» от ноты «до1», идем по полутоновым секвенциям вверх до ноты «до2»;
Гласные «у», «о», «а» на стаккато - до1-ре1-до1 и т.д. по полутонам вверх до до2-ре2-до2;
Слоги «ма-мэ-ми-мо-му» на одном звуке от «до1» до «ре2»;
Слоги «ми-и, йа-а» от «ля1» по гамме вниз, начало каждой гаммы на полутон выше до Фа-мажора («фа2»);
Слоги «ми» и «йа» чередуя – на стаккато по мажорному трезвучию и по мажорному квартсекстаккорду и на легато по этим же аккордам - от «ля малой» по полутонам до «ля-бемоль1»;
Слоги «ми-и-и, йа-а-а» на легато – ля1-си1-ля1 по гамме вниз, начало каждой гаммы на полутон выше до Ре-мажора («ре2»);
Гаммы: от До-мажора («до1») до Фа-мажора («фа1»);
Упражнение на слух: «целый тон вверх поем, целый тон вниз поем, лишь полтона вверх поем, лишь полтона вниз поем» от разных звуков первой октавы.
3. Работа по голосам и над двухголосием на сольфеджио:
повторение песни «Сапа» на сольфеджио по партиям с дублированием педагога партий на инструменте, с игрой педагогом другого голоса, а работающая партия поет a cappella – работа над чистым интонированием, высокой позицией звука, над слышанием себя в партии;
повторение песни на сольфеджио двухголосно с дублированием педагога партий на инструменте и a cappella – работа над сохранением чистой интонации, над выделением тем в голосах, над строем двухголосия.
Пение со словами: a cappella (с частичным дублированием педагога партий на инструменте), с фортепианным сопровождением, в сдержанном и в более подвижном темпах:
работа над дикцией, чистым и ритмичным пением распевов, скачков; динамикой во фразировках, характером песни;
работа над пением вокализа в песне – над интонацией, высокой позицией звука в партиях.
Исполнение детьми песни, оценка педагога исполнения детей двухголосия.
6. Домашнее задание: повторять свою партию на сольфеджио и со словами.
План-конспект занятия по теме «Художественный образ»
Тема занятия: « Художественный образ ».
Цель занятия: Систематизировать навыки исполнительской выразительности.
Задачи: 1. Закрепить понятия тембр, динамика, темп, интонация, размер, ритм, гармония как средства музыкальной выразительности для создания художественного образа.
2. Развивать у учащихся навык выразительного исполнения хорового произведения.
3. Работать над ансамблем между хоровыми партиями, чуткой реакцией на дирижерский жест.
4. Воспитывать у учащихся чувство правильного, красивого и
выразительного пения.
5.Активизировать интерес к процессу совместного творчества –
Коллективному вокальному музицированию.
Методы работы: - словесный - объяснение педагогом, диалог;
- наглядный – личный показ педагогом, дидактические материалы (мультимедиа, аудио-файлы);
- практический – применение детьми теоретических знаний на практике.
Методические приёмы:
- применение индивидуального подхода, наблюдение за работой учащихся на занятии, опрос групповой и индивидуальный;
- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
- вариативность заданий при повторении упражнений;
Оборудование: музыкальный инструмент фортепиано, хоровые партитуры и сборники, стулья по количеству учащихся, экран, мультимедиа, аудио-файлы, ноутбук.
План занятия:
I. Организационный этап.
а) приветствие, психологический настрой учащихся
б) сообщение темы занятия
II. Подготовительный этап
1. Дыхательные упражнения.
2. Вокально-хоровые упражнения.
III. Основная часть.
1.Работа над художественным образом в хоровых произведениях.
IV. Заключительная часть
1.Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока).
2. Оценка учащимся. Цели и задачи к следующему занятию.
Ход занятия:
Этап | Содержание | Частная задача | время | Музыкальный материал |
I | 1. Приветствие. 2.Сообщение темы занятия. | Настроить учащихся на коллективную работу | 1-2 мин. | |
II | 1. Дыхательная гимнастика: «Насос», «Лыжи», «Бабушкин пирог». 2. Распевание: -«закрытым ртом», -«ма-ме-ми-мо-му», -«мя-а-ми-я», -«да-де-ди-до-ду» -«Ми-и-и» -«Мы перебегали берега» -«Че-о-че-о» -«Хитрая мышка» | 1.Подготовка дыхательного аппарата: - активный вдох, ровный спокойный выдох. 2 .Подготовка артикуляционного, голосового аппарата: -звуковедение, -ровность дыхания, - фразировка, - внутреннее движение, -ритмическая пульсация, -атака звука, -цепное дыхание, -реакция на дирижерский жест | 7-10 мин | 1. «Регтаймы» Джоплин, «Польки» Рахманинов, Глинка, «Марши» Дунаевского. 2.Попевки по полутонам вверх и вниз(C, Cis….) «Хитрая мышка» канон |
III | 1. «Уж ты прялица» - исполнение a capella; - анализ исполнения; - беседа о средствах музыкальной выразительности; - исполнение по дирижерскому жесту. 2 «Утренняя серенада» -беседа о произведении (эпоха, стиль и т.д.); - прослушивание аудио материала, - ритмические особенности, - гармония, -исполнение по партиям сложных интонационных элементов, - исполнение на два голоса, - концертное исполнение 3. «Русские пейзажи» -беседа об авторах (композитор, поэт) - роль исполнителя, - роль дирижера, -концертное исполнение. | 1.Работа над исполнительской выразительностью: - интонация, - ритм, - темп, -динамика. 2.Работа над художественным образом: -тембр, -унисон в партии, -звуковедение, фразировка -куплетная форма, -связь с текстом, -связное и мягкое исполнение скачков. -дикционный ансамбль 3.Работа над ансамблем: - ритмический ансамбль в партиях, - темповой ансамбль, -динамический ансамбль, -ансамбль в партиях, - дирижер, хор, пианист. | 25-30 мин | 1. «Уж ты прялица» русская народная песня 2. «Утренняя серенада» Ф. Шуберт 3. «Русские пейзажи» М.Р. Раурхвергер |
IV | Подведение итогов: 1.Оценка успешности, поощрение учащихся. 2.Перспективы. | 1.Проанализировать исполнительскую деятельность. 2.Поставить дальнейшие цели и задачи | 2-3 мин | |
План занятия.
I.Организационный этап.
1.Приветствие.
2.Сообщение темы и задач.
II. Подготовительный этап.
1. Дыхательная гимнастика:
а) «Насос»,
б) «Лыжи»,
в) «Бабушкин пирог»
2. Вокально-хоровые упражнения:
-«закрытым ртом»,
-«ма-ме-ми-мо-му»,
-«я-а-ми-я»,
-«да-де-ди-до-ду»
-«Ми-и-и»
-«Мы перебегали берега»
-«Че-о-че-о»
-«Хитрая мышка»
III. Основной этап.
1. «Уж ты прялица»
- исполнение a capella;
- анализ исполнения;
- беседа о средствах музыкальной выразительности;
- исполнение по дирижерскому жесту.
2 «Утренняя серенада»
-беседа о произведении
(эпоха, стиль);
- прослушивание аудио материала,
- ритмические особенности, гармония,
-исполнение по партиям сложных интонационных элементов,
- исполнение на два голоса,
- концертное исполнение
3. «Русские пейзажи»
-беседа об авторах
(композитор, поэт)
- роль исполнителя,
- роль дирижера,
-концертное исполнение.
IV. Итоговый этап.
Подведение итогов:
1.Оценка успешности, поощрение учащихся.
2.Перспективы.
Конспект занятия «Там, где музыка живет»
Тема: «Там, где музыка живет»
«Нетрадиционные формы обучения в вокально-хоровой студии «Настроение»
Цель: Проверка и закрепление знаний. Практическое использование музыкальной грамоты, навыков, вокально-хорового пения, знаний мировой художественной культуры.
Задачи: обучающая - расширение и закрепление знаний об отечественной
и мировой культуре, стимулирование интереса к искусству, литературе
развивающая - развитие творческих способностей: умение оценивать, размышлять, анализировать музыкальные произведения
воспитательная - формирование художественного вкуса, любви к музыкальному искусству, воспитание слушателя.
Форма занятия: - п у т е ш е с т в и е.
Ход занятия:
Педагог: Ребята! Сегодня у нас необычное занятие, мы с Вами отправимся в интересный путь! Хотите попутешествовать?
Дети: Да!
Педагог: Тогда вперед, нас ждут интересные встречи с музыкальным искусством. Итак, вперед туда, где живет музыка! Наше путешествие не будет простым, чтобы попасть во все разделы нужно иметь с собой запас знаний, т.к. у нас на пути будут встречаться зашифрованные слова, отгадать и объяснить - главная наша задача. Только так мы сможем отправиться дальше в путь. Справитесь?
Дети: Да!
Педагог: Ну, тогда вперед!
Ребята подходят к инструменту. На крышке фортепиано находится зашифрованное слово, нужно вписать пропущенные буквы. Самый древний музыкальный инструмент
(Голос)
Педагог: Верно, это голос, а для того чтобы можно было исполнять, нужно настроить музыкальный инструмент. Дети расселись (дыхательные упражнения по А. Н. Стрельниковой) Распевание.
Педагог: Молодцы! Я думаю нам можно отправиться дальше. (Дети подходят к сцене). Предлагаю отправиться в путь на автомобиле! Звучит песня «Папа купил автомобиль» муз.А.Пугачевой, сл.Ю.Энтина
(На сцене находится уголок старого мастера. На столе среди стружек - музыкальные инструменты – скрипка и флейта)
Педагог: Ребята!. Что же это за место похоже на мастерскую, где изготавливают музыкальные инструменты. Услышать как звучит один из них мы можем только разгадав загадку: (на каком инструменте играл легендарный Орфей?, причем нужно вспомнить старинное название этого инструмента)
Как только дети разгадали название, на сцене появляется музыкант. Он держит в руках флейту. Слушание
Педагог: Давайте послушаем, какую мелодию играл Орфей для своей возлюбленной. Послушайте и скажите, какие чувства эта музыка пробуждает в вашем сердце? О чем говорит музыка?
(Звучит З.В Глюк "Мелодия" ) фортепиано - Корж Т.А., флейта- Дубовик Л. П.
Педагог: Я готова услышать ваши впечатления
Дети: Эта музыка очень волнительная, чувствительная, плавная, но в то же время очень печальная.
Педагог: Верно, вы все помните, чем закончилась эта история?
Дети: Когда Орфей стал вести Эвридику из царства тьмы, он не выполнил главного условия - не оглядываться назад. Сердце Орфея переполняли чувства, он оглянулся и Эвридика растаяла для него навсегда... Но осталась музыка, которую донес, до нас композитор З.В.Глюк, он написал первую оперу "Орфей".
Педагог: Я ваше внимание хочу обратить на то, что руки человека могут творить замечательные инструменты, но как вы думаете, только ли руки участвуют в создании музыки? Как рождается музыка?
Дети: Конечно, музыкант рождает звуки в своем сердце, а потом переносит их на нотный лист, а после исполняет на музыкальном инструменте.
Педагог: Верно, я вас всех прошу запомнить выражение «Музыка рожденная сердцем».
(учитель подводит ребят к новому стенду).
На стенде расположены картины в 3-х цветовых тонах: красный, голубой, желтый.
Педагог: Ребята! а не свернули ли мы с пути? А какая связь между музыкой и живописью? Ведь картины не умеет ни петь, ни разговаривать? Давайте разгадаем слово: Чем пользуется художник, чтобы пере дать настроение в своей работе, картине? /Краски/
Педагог: Давайте посмотрим на нашу выставку и проанализируем цветовые решения художников, Какими цветами пользуются художники, когда хотят изобразит море? /голубой, синий/ А скажите, бывает ли море желтым, золотым? /Бывает, если в нем отражается лунная дорожка/
А какого цвета будет больше, если мы рисуем осень? / желтого/
Педагог: Все верно, выбор того или иного цвета зависит от восприятия человека, от настроения, внутреннего мира художника.
Пение произведения.
Педагог: А сейчас я прошу вас пройти на ваши места, мы попробуем поработать над нашим произведением: муз. Р. Паулс сл. Аспазии "Колыбельная". Мы не зря говорили сейчас о картинах, красках, а чем пользуется музыкант, чтобы передать настроение произведения
Дети: Звуком.
Педагог: Верно. Музыкант тоже может придать звучанию различные оттенки
Ребята исполняют по партитуре
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА:
1. Работа с партитурами
- отдельно по голосам.
Исполняют только альты до цифры 4.
Педагог использует в обращении с ребятами муз.термины: : унисон, пиано, форте, звуковедение.
Педагог: А теперь скажите, если бы вы были художниками, и у вас были бы сейчас краски, какие цвета больше всего присутствовали в вашей работе?
Дети: Голубой, золотой.
Педагог: Теперь исполним это произведений, но придадим звучанию именно эти цветовые оттенки.
Дети подымаются на сцену и исполняют произведение целиком
Педагог: Спасибо, сегодня наше путешествие подтвердило то, что без знаний музыкальной грамоты, уважения к искусству нам было бы просто не интересно. Но наше путешествие и встречи с музыкой не закончились. Я думая, что мы сможем смело продолжить путешествовать по этой чудесной стране. Расставаться всегда грустно, на память об этом дне я дарю вам эти маленькие нотки, пусть они сольются со звуками вашего сердца и наполнят его добротой и любовью. Мы побывали с вами, в мастерской старого мастера, послушали как звучит настоящая флейта, поговорили о картинах, красках а конечно исполнили наши произведения. Я очень довольна, а вы?
Дети: Да!
Педагог: Я говорю вам до свидания!
Список использованной литературы
1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2007.
2. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009.
Конспект занятия
«Эмоционально-образная направленность хоровых занятий с учащимися младших классов»
Тип урока: урок применения знаний и формирования навыков и умений.
Цель урока: формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях с эмоционально-образным оформлением.
Задачи: обучающие –
обучать приобретению интонационных навыков;
формировать навыки певческого дыхания;
развивающие –
развивать эмоционально-образную сферу учащихся;
приобретать навыки коллективного музицирования;
воспитывающие –
воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у обучающихся;
обогащать музыкальный кругозор обучающихся;
воспитывать музыкально-художественный вкус.
Методы реализации поставленных задач:
словесный;
наглядный;
практический.
Приемы обучения:
ПЛАН УРОКА:
Организационный момент.
Вокально-хоровые упражнения.
Работа над произведением «Колыбельная» из цикла «Три шотландские песни» (В. Огороднов, перевод И. Токмаковой).
Работа над произведением «Спляшем, Пегги» из цикла «Три шотландские песни» (В. Огороднов, перевод И. Токмаковой).
Работа над произведением «Так уж получилось» (Г. Струве, сл. Н. Соловьевой).
Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас! Сегодня у нас необычный урок. Постарайтесь быть внимательными, активными и дружно работать.
2. Вокально-хоровые упражнения:
- певческая установка: «Петь приятно и удобно» (Л. Абелян, сл. В. Степанова);
- дыхательные упражнения «Обезьянки» (веселые, любопытные) по методу Стрельниковой;
- Упражнение «Слоники» (произносить звук У с разной эмоциональной окраской);
- А (вкусно), Е (невкусно), О (удивленно), У (ветер);
- «Пошел кот под мосток…» (I-II ст.);
- «Солнышко вставало, глазки умывало» (I-II-III ст. в мажоре);
- «Солнышко устало, глазки закрывало» (I-II-III ст. в миноре).
3. Работа над произведением «Колыбельная» из цикла «Три шотландские песни» (В. Огороднов, перевод И. Токмаковой).
- Это рассказ о Крошке Вилли Винке из страны сновидений, который каждый вечер с фонариком в руке заглядывает к ребятам, проверяет все ли легли спать.
Звук – надувать шар (фраза); высокие ноты пропевать коту (на высокой ветке); движения мелодии плавные как у Вилли Винки; певческий звук светлый, тонкий как свет фонарика.
4. Работа над произведением «Спляшем, Пегги» из цикла «Три шотландские песни» (В. Огороднов, перевод И. Токмаковой).
- На картинке передаются активные танцевальные движения девочки Пегги, с подскоком и ударениями.
1 куплет – звук вперед, клюв гуся.
2 куплет – дудочка, на которой играет щенок.
3 куплет – неторопливые движения, слово «умён» надо пропеть более выразительно.
Мелодия на словах «Спляшем, Пегги, спляшем» пропевается более ритмично, с активностью, следит за четкостью звука «л» (подскок, щелкание языка).
5. Работа над произведением «Так уж получилось» (Г. Струве, сл. Н. Соловьевой).
- надо стараться видеть то, что поёшь: облако, солнце… Звук округлый, льющийся вверх
- внимание пристальное на звуковедение, фразировку и артикуляцию.
6. Подведение итогов урока.
Методическая литература:
1. Абелян Л. Как Рыжик научился петь. М., Советский композитор, 1989
2. Жданова Т.А. Организация учебно-воспитательной работы в детских хоровых студиях. М., 1987.
3. Землянский Б.Я. О музыкальной педагогике. М., 1987.
4. Струве, Г.А. Школьный хор: Книга для учителя / Г.А.Струве.- М.:Музыка, 1981. -240с.
5.Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П.Стулова. –М.: Прометей, 1992. -132с.
6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
Конспект занятия «Развитие певческих навыков»
Цель:
Развитие певческих навыков с использованием здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
Образовательная: Дать возможность детям применить на практике полученные представления и знания об охране здоровья и бережного отношения к голосовому аппарату.
Развивающая: Формировать умения правильно произносить гласные и согласные звуки в словах и их окончаниях. Закреплять умение правильно пользоваться дыханием при исполнении песни.
Воспитательная: Воспитывать у детей исполнительскую культуру.
Оздоравливающая: создать условия для профилактики и коррекции здоровья детей путём обучения методиками: дыхательная гимнастика по методу А. Н Стрельниковой, вокальные упражнения, логопедические упражнения (скороговорки, артикуляционная гимнастика.
Оборудование, музыкальный материал:
- фортепиано
- магнитофон
- проэктор
- мультимидийная доска
- ноты песни «Зимняя колыбельная» сл. и муз. Л. А. Старченко.
Ход:
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проводим очередное занятие вокально-хоровой студии «Весёлые нотки». К нам на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем их. Музыкальное приветствие «Здравствуйте гости» Ответ детей:
Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы думаете, что нужно, чтобы стать настоящим артистом, певцом?
Ответ детей:
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята! Для этого нужно много заниматься. И сегодняшнее занятие мы начнём с дыхательной гимнастики. А почему говорят, что правильное дыхание – основа пения?
Ответ детей:
Музыкальный руководитель: Кроме того, правильное дыхание позволяет реже болеть. А в обычной, повседневной жизни нужно уметь правильно дышать?
Ответ детей:
Музыкальный руководитель: Значит, будем стараться помнить об этом не только на занятиях вокала.
Первое упражнение: «Обними себя»
Второе упражнение: «Насос»
Третье упражнение: «Большой маятник»
Четвертое упражнение: «Снежинка»
Пятое упражнение: «Комарик»
И помните ребята, что активный вдох носом и неслышный через рот.
Музыкальный руководитель: Следующее упражнение мы с вами выполним для артикуляции.
Скажите, а зачем нужны артикуляционные упражнения?
Ответ детей:
Музыкальный руководитель: А какие органы речевого аппарата участвуют в формировании звука?
Ответ детей:
Музыкальный руководитель: Правильно, то есть работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией.
Первое упражнение: «Зарядка для язычка» (дети выполняют движения по тексту игры)
Повернулся язычок
Вправо, влево, на бочок. (дети гладят язычком щёчки - правую и левую)
Ротик открываем, (выполняют упражнение «Болтушка»)
Язычком болтаем,
А теперь, друзья, без шутки,
Язычком почистим зубки. (проводят язычком несколько раз по верхним зубам, потом по нижним)
Улыбнёмся всем друзьям, (улыбаются, широко растягивая зубы)
Без улыбки петь нельзя.
Второе упражнение: «Скачет лошадка»
Третье упражнение: «Недовольная лошадка»
Четвертое упражнение: «Хомяк»
Пятое упражнение: «Рыбка»
Вокальные упражнения (распевки)
Переходим к непосредственному разогреванию голосовых связок.
Как спортсмен перед соревнованием разогревает все мышцы, чтобы не потянуть их, не получить травму, так и певец перед пением разогревает весь аппарат, участвующий в работе.
Подумайте, а для чего мы разогреваем свои голосовые связки?
Ответ детей:
Первое упражнение: «Закрытым ртом»
Второе упражнение: «Ми-и-и-и-я-а-а»
Третье упражнение: «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»
Четвертое упражнение: «От топота копыт пыль по полю летит»
Пятое упражнение: «Акула каракула распахнула свою пасть …»
Вот мы с вами распелись, наполнили свой организм кислородом.
И сейчас мы с вами исполним «Воздушный шар»
Музыка и слова М. Картушиной.
Вокально-хоровая работа.
Знакомство с новой песней «Зимняя колыбельная» сл. и муз. Л. А. Старченко.
I этап работы над песней – ознакомление восприятие;
*выразительный показ нового произведения целиком
*беседа о характере песни, стремясь этим пробудить интерес к ней, желание её выучить. (Обращаю внимание, на настроение, переданное в музыке, побуждаю детей к высказыванию о характере песни в целом). Эта беседа об эмоционально – образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное исполнение на выбор соответствующего характера песни звукообразования, дикции, дыхания.
II этап – разучивание песни.
*песню учим частями: фразами, предложениями, куплетами;
*приёмы «Спойте про себя», «Покажите движение мелодии рукой», «Пение по цепочке»
*разъяснение и показ, где и как нужно брать дыхание, как его распределять по музыкальным фразам. Обращаю внимание на певческую установку.
* для выработки правильной дикции используется выразительное прочтение текста, разъясняю смысл некоторых незнакомых слов, правильное и отчетливое их произношение, чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией.
III Этап – исполнение песни.
Закрепление пройденного материала.
Исполнение песни «Мама» музыка и слова П. Рожновой.
Исполнение песни «Не отнимайте солнце у детей» музыка Е. Бондаренко слова В. Попкова.
Подведение итогов.
Конспект занятия «Весело поем»
Основная часть
Тема программы: « Подготовка к концертному выступлению».
Тема занятия: «Развитие эмоциональности и творческой свободы».
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: « Урок - игра».
Цель занятия: всестороннее развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся навыков хорового пения, эмоционального отклика на музыку.
Задачи:
обучающая;
- дать понятие о правильной работе певческого аппарата;
- дать понятие об использовании дыхания в пении;
- дать понятие о разнообразности музыкальных образов и настроений;
- научить эмоционально, исполнять произведения, используя различные приемы (инсценировка, мимика, сценическое движение);
развивающая:
- создать условия для развития эмоциональной сферы;
- развить творческую фантазию, воображение;
- активизировать слуховое восприятие;
- развить чувство ритма;
воспитывающая:
- воспитать эмоциональное отношение к исполняемому произведению;
- сформировать навык общения в группе детей;
- расширить музыкальный кругозор;
- воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности.
Оборудование для организации занятия:
- синтезатор;
- музыкальный центр;
- микрофон;
- компьютер.
Методы обучения:
наглядный (слуховой и зрительный);
словесный ( обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
индуктивный;
дедуктивный;
проблемно – поисковый;
объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
-творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
-применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;
- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
сопоставление песен, различных по характеру;
- вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
- представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
вокализация песен на слог и сольфеджио;
- задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона («Уж, как шла лиса по травке», «Кукушечка»), а так же выстраивание созвучий в двухголосии ( «Во поле берёза стояла»);
- образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением младших школьников;
- юмор ,одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Ход занятия:
Первая часть урока (работа с распевками)
Организационный момент, приветствие детей, настрой на работу на уроке.
Распевка « Здравствуйте, ребята!»
Задачи распевки: добиться четкого произношения согласной «Р», пропевания гласных. Индивидуальная работа: определить по манере исполнения попевки настроение каждого учащегося. Дать общий позитивный настрой на урок.
Разминка упражнения: «Кривляка»; «Язычок»; «Замочек»;
«Лошадка (большая);
«Лошадка (маленькая) (дети всё делают по руке)
Распевка « Уж, как шла лиса по травке», «Кукушечка», «Весёлые гласные»,
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.
Упражнение «Чайка»(«немой» звук);
Цель: поднять нёбо, сформировать положение «зевка», высокая позиция.
«Восьмёрки»;
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работа над дыханием, удлинением фраз.
Скороговорка («дуб тупогуб, тупогубенький бычок»)
Цель: работа над унисоном, округлым звуком, чёткой дикцией, длиной дыхания, работа над многоголосием в каноне.
Цель: отработка активного выдоха, активного окончания, округлого звука.
Задачи: использовать в пении приобретенные вокально-хоровые навыки, знать и уметь применять на практике динамические оттенки, уметь анализировать собственное исполнение.
Инсценирование распевки «Такси» (оборудование – 3 стула) - определение образа каждого героя предлагаемой распевки, исполнение распевки с использованием актерского мастерства.
Распевка «Едет, едет паровоз» (приложение № 1, оборудование – детская дудочка).
Задачи распевки: учащиеся исполняют песню в разных темпах, с разным эмоциональным настроением, двигаясь по кругу, положив руки на плечи друг другу.
Распевка «Во поле берёза стояла»
Задачи распевки: учащиеся исполняют песню в разных темпах, с разным эмоциональным настроением, двигаясь по кругу, положив руки на плечи друг другу. Петь не крикливо, а значит на хорошей опоре, активно; исполнение 1 куплета в характере от начала до конца; 1-4 фразы с остановками на высоких звуках, отрабатывать круглый звук ,острую дикцию в 1-ом куплете, в 5-6 фразах активное дыхание, как «пружинка», окончание фраз «подкинуть»; 7-8 фразах внимание к низким нотам: петь их высоко; Канон петь медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос;
исполнение песни от начала и до конца
Вторая часть урока (работа с песенным материалом)
Закрепление понятий постановки корпуса во время пения
Если хочешь стоя петь –
Головою не вертет
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись
Если хочешь сидя петь-
Не садись ты как медведь,
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей.
Эмоциональный настой на работу с песней «Песенка о медведях» (музыка и слова Д.Тухманова, Ю.Энтина)
Исполнение учащимися песни «Песенка о медведях» - работа над вокально- хоровыми навыками.
Исполнение песни с танцевальными движениями.
Упражнение на артикуляцию.
Шепотом, выразительно произносить текст.
Тс, тише, слушайте ребята,
Жил великан один когда – то,
Во сне вздохнул он, что есть сил,
И мышь живую проглотил
Физкультминутка: речевая игра «Аты-баты»
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Исполнение песни «Дорога к солнцу» (музыка и слова Н.Ахмерова)
Задачи: исполнение песни от начала до конца (под фонограмму минус),
выразительно.
Задание детям: ярко и сочно вести свою мелодию, которая не
поддерживается аккомпанементом.
Исполнение песни «Маленькая кошечка» (музыка и слова А. Пельской)
Задачи: исполнение песни от начала до конца (под аккомпанемент учителя),
выразительно. Задание детям: внимательно прослушать вступление, настроиться на выразительное исполнение, стараться правильно интонировать мелодию, брать дыхание только после окончания фразы.
Третий раздел (активизация слухового восприятия, образного мышления)
Игра « Живые ноты»
Цель игры: активизация слухового восприятия. Проверка теоретических знаний. Формирование вокально-хоровых навыков.
Ход игры: Разложить на полу 5 веревочек в виде нотного стана. Восемь учащихся (по количеству используемых нот) с ободками на голове встают по порядку на нотный стан. Педагог указывает на несколько нот в нужном ему порядке и ритме. Ребята – ноты в соответствии со своей нотой и ритмом поют музыкальную фразу. Остальные учащиеся угадывают название песни, музыкальная фраза из которой была озвучена.
Итог игры: угаданные песни дети поют со словами и показывают рукой направление движения мелодии.
Игра « Угадай настроение»
Задачи игры: эмоционально развить учащихся и сформировать навыки слухового восприятия, активизировать творческое образное мышление, развить у детей внимание, умение различать эмоциональный настрой речи.
Ход игры: учащиеся стоят, повернувшись спиной с закрытыми глазами. Педагог поет попевку. На последней строчке он подходит к любому учащемуся и гладит его по спине. Выбранный учащийся должен определить эмоциональный настрой последней пропетой педагогом строки, настроение поющего.
Эмоциональная подготовка учащихся к работе над произведением «Песенка про хомячка».
Исполнение песни учащимися в соответствующем эмоциональном настроении (использование фонограммы «минус», оборудование – музыкальный центр, микрофон).
Исполнение песни с танцевальными движениями.
А сейчас мы исполним песню «Дружа» автор Любаша. И с таким замечательным настроением, мы завершаем наш урок.
Рефлексия: Спасибо ребята вы замечательно сегодня работали. А вам понравился урок?
Ответы учеников.
До свиданье 1в (пропевает учитель).
До свиданье (пропевают ребята).
Использованная литература
«Золотая горка» Д.Тухманов, Ю.Энтин –Москва, 2004.
Агабабова Е. « Волшебная луна». Песни для детей младшего и среднего школьного возраста. – М., « КОМПОЗИТОР», 2002.
Дмитриев Л. «Основы вокальной методики» - М., «Музыка», 2004
Живов В. Л. «Трактовка хорового произведения» - М., «Советская Россия», 2010.
Меньших И. «С музыкой растем, играем и поем». – Ростов- на-Дону «Феникс», 2007
Струве Г. «Школьный хор» - М., «Просвещение», 1981
Шереметьев В.А. «Эстетические критерии и постановка певческого звука в детском хоре» - Санкт-Петербург, 2006.
Конспект занятия «Работа над дыханием и звукообразованием на начальном этапе обучения»
Тема урока: Работа над дыханием и звукообразованием на начальном этапе обучения
Форма проведения: коллективная.
Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.
Цель урока: формирование у обучающихся основных певческих навыков.
Задачи :
Образовательные: формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:
певческую установку;
певческое дыхание и опору звука;
высокую вокальную позицию;
точное интонирование;
ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
Развивающие:
· продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
· продолжение развития гармонического слуха;
· развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
Воспитательные:
- воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;
- воспитание организованности;
- внимания, естественности в момент коллективного музицирования.
Методы обучения:
· наглядный (слуховой и зрительный);
· словесный ( образные сравнения, словесная оценка исполнения);
· проблемно – поисковый;
- объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
· творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
· применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;
· побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
· вариативность заданий при повторении упражнений;
· представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
Психологические условия на уроке:
· психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;
· личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
· учёт индивидуальных особенностей;
· дифференцированный подход.
Оборудование: фортепиано, стулья, ноты упражнений и попевок, хоровые партии.
План занятия
I.Организационный этап.
а) приветствие, психологический настрой учащихся;
б) сообщение темы урока и его задач;
в) вступительная часть.
II. Основная часть.
1. Дыхательная разминка
2. Вокальные упражнения
3. Работа над песней «Дедушка Мороз» муз. А.Данилевской
4. Работа над песней «Кто пасется на лугу?» муз. А .Пахмутовой
III. Заключительная часть
Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока). Домашнее задание.
ХОД УРОКА.
На первоначальном этапе необходимо воспитывать вокальные навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков.
Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.
Работать надо постепенно, без торопливости.
Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.
Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).
Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.
Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.
Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.
1. Проверка домашнего задания: упражнение с книгой.
2. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой :а) упражнение «Ладошки». Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.
3. «Погончики» , «Насос»
4. Руку держать перед губами ладонью вверх параллельно полу, пальцами вперед. Дуть на ладошку, выдох на звук «с», как на свечку дозируя выдох.
5. Задание тоже только на звук «з» .Следить за ровностью звука, чтобы не было толчков и провалов.
6. Упражнение на « нахождение» верхних(головных) и нижних(грудных) резонаторов: постукивание пальцами по лбу,
носу, грудной клетке, спине с пением с закрытым ртом.
7. Упражнение закрытым ртом : поступенное движение вверх в диапазоне до-фа первой октавы. Следить за формированием зевка, ощущение купола.
8. Упражнения из «Фонопедического метода В.В.Емельянова
9.Работа над песней А.Данилевской «Дедушка Мороз»
10. Работа над песней А.Пахмутовой «Кто пасется на лугу?»
Подведение итогов урока.
Домашнее задание :выучить слова песни «Дедушка Мороз»
31