Организационная информация |
Автор урока | Шаповалова Ирина Владимировна |
Предмет | Литература |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 7 «А» класс – 25 чел. |
Продолжительность урока (занятия) | 45 мин. |
Методическая информация |
Тема урока /занятия/мероприятия | М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» |
Автор учебника или УМК, по которому ведётся обучение (если имеется) | В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. |
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) | Урок применения знаний и умений. Связан с предыдущим уроком как урок закрепления знаний теории по теме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», совершенствование навыков составления характеристики литературного персонажа, сравнительной характеристики героев, закрепление навыков выразительного чтения, умения строить высказывание, участвовать в дискуссии и развития речи. Связан с последующим уроком как урок подготовки к письменной характеристике «Степан Калашников – носитель лучших качеств русского народа» |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы | В классе обучаются 14 девочек и 11 мальчиков. В классе средняя успеваемость по всем предметам. На уроках учащиеся не всегда внимательны и сосредоточены, относятся к выполнению домашних заданий не всегда добросовестно. Учатся на «4» и «5» - 9 человек. Таким образом, качество знаний по классу составило – 36 %. Неуспевающих – нет. Дисциплина на уроках удовлетворительная, активность учащихся на занятиях зависит от предмета. У некоторых учеников в классе недостаточно развиты способности выделять главное, абстрагировать и классифицировать. Для развития этих умений построение урока выполнено с использованием активных методов, позволяющих наглядно систематизировать представленный материал. Семиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются. Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. В познавательной сфере происходят следующие изменения: 1. Замедляется темп их деятельности, следовательно, на выполнение определенной работы требуется больше времени. 2. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают капризны и раздражены, у них часто меняется настроение. Исходя из этих возрастных особенностей, урок ориентирован на класс, в котором обучаются ребята со средним уровнем способностей и смешанным типом восприятия. Мотивация учения невысокая, недостаточно развиты способности выделять главное, абстрагировать и классифицировать. Поскольку обучающиеся разного уровня самоорганизации, то оптимальный вариант проведения образовательного мероприятия – групповая форма работы с применением активных методов обучения, направляющих восприятие учебного материала в игровой технологии. |
Цели урока/ занятия/ мероприятия | -повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Характеристика литературного персонажа»; - формировать умение применять изученное на практике; - развивать интерес к предмету, память, внимание, сообразительность; - повысить мотивацию к обучению - совершенствовать навыки устной культуры речи, выразительного чтения, работы с литературным материалом. |
Задачи урока/ занятия/ мероприятия | Обучающие – совершенствование практических умений использовать полученные знания по теме «Характеристика литературного персонажа» (умение составлять словесный портрет, составлять характеристику на основе речи, поступков героя, умения сравнивать героев); обогащение словарного запаса; активизирование самостоятельной деятельности обучающихся; отработка навыка взаимопроверки и взаимоконтроля; Развивающие – совершенствование навыка работы с различными источниками информации с целью отбора необходимого материала; развитие самостоятельности мышления в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Воспитательные – воспитание уважительного отношения к мнению других, собранности, чёткости действий в процессе работы. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия | Планируемые результаты: Ученик знает содержание «Песни…», свободно ориентируется в нём, владеет навыками выразительного чтения, владеет элементами анализа поэтического текста, умеет объяснять художественные особенности произведения; определяет тему и идею художественного произведения; умеет работать в группе, в паре над решением проблемных вопросов; имеет навыки публичного выступления – перед классом; владеет элементами сопоставительного анализа – может сравнивать героев по определённому признаку и делать выводы; умеет описывать произведения изобразительного искусства. |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Фольклорные традиции в «Песне…» (семейные, исторические). Характеристика персонажей (речевая, по поступкам). Сопоставительная характеристика Калашникова и Кирибеевича (отношение к Алёне Дмитриевне, бой, поведение перед царём) – работа в группах/парах. Работа с иллюстрациями к «Песне…» |
Подробный конспект урока/занятия |
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная | Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Приветствие | Развитие коммуникативной компетенции, создание положительного настоя на урок | 2 мин. | «Здравствуйте» | Авторский | Технология проведения: Учитель: «Здравствуйте» - говорим мы при встрече. А что это значит? Это пожелание здоровья и добра. Традиция это старая, русская. «Значит, день был по-доброму начат…» - как пелось в одной старой песне. Давай те и мы по-доброму начнём наш урок. Встаньте все, кто сидит за партой справа, и поздоровайтесь. НО… Каждый должен поздороваться по-своему, не повторяясь. И здороваемся не только словесно, но и жестами. - Здравствуйте, привет, салют, приветствую, день добрый, будьте здравы и т.п. - Поклон головы, поясной поклон, поднять раскрытую ладонь, рукопожатие, приподнять шляпу, приобнять и т.п. | Каждый должен поздороваться по-своему, не повторяясь. И здороваемся не только словесно, но и жестами. | Личностные и коммуникативные: развитие навыков вежливого общения, создание комфортного климата в коллективе, создание позитивного настроя на работу. | Коммуникативная и социальная: умение вежливо вести себя в коллективе, создавать комфортное общение | Нацеливает обучающихся на работу. Повышает мотивацию. |
Вхождение в тему урока (определение целей урока) | Умение ставить цели. Расширение кругозора и литературных и исторических знаний. Развитие связной речи учащихся. Работа со справочным материалом | 3 мин | «Узнай героя» | Заимствованный | «Ай, ребята, пойте – только гусли стройте! Ай, ребята, пейте – дело разумейте! Уж потешьте вы доброго боярина И боярыню его белолицую!» Продолжаем обсуждать «Песню…», и сегодня мы поговорим о героях более подробно… Цель: проверить готовность детей к решению учебных задач Материалы: распечатанные характеристики Технология проведения: Зачитываем характеристику героя (учитель или подготовленный ученик). Класс должен догадаться, о ком идёт речь. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Правильный ответ отмечается жетоном. При неправильном ответе право отвечать передается следующему, кто первым среагировал на ошибку отвечавшего. (Приложение 1) | Характеристики должны быть небольшого объёма и содержать отличительные черты, особенности героя. | Познавательные УУД: Расширение кругозора и литературных Коммуникативные: Развитие связной речи учащихся. Личностные: осознание себя как личности в коллективе, группе Познавательные: понимание, осознание, умение выделить главное, искать пути решения учебной задачи, логически мыслить | Учебно-познавательная | |
2 мин | | | Но это Белинский. А что вы думаете о героях? Какими вы их видите? Вот об этом мы и поговорим сегодня. Давайте определим, чем же конкретно мы с вами займёмся… (ставим цели на урок) | | Регулятивные: составлять план действий по решению проблемы. Коммуникативные: доносить свою позицию до других | Познавательная: организовать постановку целей Коммуникативные: уметь высказываться, вести диалог, выслушивать и принимать обоюдное решение Социальные: уметь вырабатывать собственное мнение, ставить цели и решать их | |
3 мин (90 сек – на поиски и 90 на ответы) | «Жокей и лошадь» | Заимствованный | Но сначала вспомним эпоху, о которой мы говорим. Словарная работа – объясните значение слова Цель: Развитие коммуникативной компетенции, развитие предметных знаний и умений. Материалы: карточки с вопросами и ответами (Приложение 2) Технология проведения: Подготовить карточки с вопросами и ответами. Разделить класс на 2 группы: «лошадей» и «жокеев». Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». «Лошадь» может «скинуть» «жокея», т.е. отказаться от ответа, если считает его неверным. | Соблюдаем правила поведения, насколько это возможно. Стараемся не производить лишнего шума. В других классах тоже идут уроки. | Коммуникативные: общение и взаимодействие, умение сообща решать учебные задачи Личностные: осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; ориентирование в оценках себя, своего труда и вклада в общекомандную работу. Регулятивные: самоуправление и саморегуляция учебной деятельности; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его результата. | Развитие коммуникативной компетенции, развитие предметных знаний и умений Познавательные: умение учиться и оперировать знаниями; владением приемами учебно-познавательных проблем, задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования; решать учебные и самообразовательные проблемы. | Даёт эмоциональную и двигательную разрядку, разнообразие деятельности |
2 мин. (важно уметь не «растекаться мыслью по древу», т.е. не входить в ненужные подробности. | Словесное рисование | Заимствованный | Какие исторические детали использованы автором, чтобы передать эпоху Ивана Грозного? (царский пир, опричники, кулачный бой, казнь) А как вы представляете себе эти события? Давайте одно из них опишем: «Пир в палатах Ивана Грозного» Цель: Развитие связной речи учащихся, воображения, умения мыслить и домысливать Технология проведения: Ученикам даётся тема, например: «Пир в палатах Ивана Грозного». Нужно как можно подробнее и конкретнее описать сцену, как бы нарисовать, но словами. Укажите героев, предметы, интерьер, цвет. При недостаточном материале можно домысливать, но стараться придерживаться темы, не допуская слишком явных исторических или фактических ляпов. | Если кто-то заметил ошибку, дождитесь конца рассказа, а затем только выскажите свои замечания и дополнения | Коммуникативные: развитие связной речи, умение составлять своё высказывание. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; определение основной и второстепенной информации. | Коммуникативные: владеть различными видами речевой деятельности; владеть навыками совместной деятельности в группе; самовыражать себя в литературном произведении. Социальная : ученик становится соавтором, чувствует свою сопричастность к произведению. | Детям очень нравится этот вид работы. Они с удовольствием не только придумывают, домысливают, но и находят исторические ошибки в сообщениях одноклассников (что прибавляет достаточно веселья), дополняют и уточняют ответы друг друга. |
Фаза 2 «Работа над темой» | Закрепление изученного (обсуждение д/з) | Умение подбирать материал на заданную тему. Развитие навыков выразительного чтения. Умение составлять устное высказывание. | 5 мин | «Давайте познакомимся» - Словесный портрет литературного героя. | Заимствованный | А теперь поговорим о героях более подробно. И начнём, пожалуй, с их портрета. На что мы обращаем внимание при знакомстве? Правильно, на внешность. С неё и начнём.. Итак, где и какими мы с вами впервые видим героев? Какими себе представляем? Цель: Умение подбирать материал на заданную тему. Развитие навыков выразительного чтения. Умение составлять устное высказывание. Материалы: карточки с заданием: Кирибеевич Алёна Дмитриевна Калашников Портрета царя нет в «Песне..», но вы же всё равно, когда читали, представляли его. Как, по-вашему, он выглядит? листы для ответа Технология проведения: На листе задания указан один из героев произведения. Нужно найти его портрет-описание в тексте. При необходимости домыслить, дополнить портрет – как вы представляете того или иного героя. | Если кто-то заметил ошибку, дождитесь конца рассказа, а затем только выскажите свои замечания и дополнения | Познавательные: Умение подбирать материал на заданную тему. Коммуникативные: Развитие навыков выразительного чтения. Умение составлять устное высказывание. Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осмысление обучающимися значимости решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями | Информационные: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое. Познавательные: умение учиться и оперировать знаниями; владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях; умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования; решать учебные и самообразователь ные проблемы. | Работа в группах. Позволяет развивать навык самостоятельного освоения знаниями, коллективной деятельности, проявление творческой инициативы; умение выражать свои мысли. |
Проработка содержания | Умение работать в парах, в группе. Умение составлять высказывание. Умение отстаивать своё мнение в дискуссии. Умение работать с текстом, подбирать материалы на заданную тему. Умение работать с иллюстрациями. | 10 минут – 5 минут на подготовку и 5 минут на все выступления. | «Проблемные вопросы» | Заимствованный | А теперь давайте поговорим не только о внешности, но и о характере героев… Цель: Развитие коммуникативной компетенции – умение работать в группах. Умение подбирать материал на заданную тему. Развитие навыков выразительного чтения. Умение составлять устное высказывание. Материалы: Карточки-задания с вопросами (Приложение 3), листы для ответа Технология проведения: Класс разбить на 4 группы. Группе выдается задание – лист с проблемными вопросами. Ребята в группе сами распределяют обязанности – кто подбирает материал, кто выступает, кто (в случае чего)- сможет дополнить ответ. Через отведённое время группа должна представить связный рассказ о данном герое. Другие группы могут задавать дополнительные вопросы, на которые ребята из этой группы обязательно должны ответить | | Познавательные: ориентироваться в системе знаний; перерабатывать информацию (анализировать, оценивать, обобщать, сравнивать). Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды. | Коммуникативные: владеть различными видами речевой деятельности; владеть навыками совместной деятельности в группе; самовыражать себя в литературном произведении. Информационные: выступать устно и письменно о результатах своей работы; связывать воедино и использовать отдельные части знания; извлекать пользу из образовательного опыта; принимать на себя ответственность. Социальные: способность к сотрудничеству; способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей; развитие личностных качеств, саморегулирование; вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение. | |
5-8 мин | «Поединок» | Заимствованный | А теперь поговорим только о двух центральных героях – Кирибеевиче и Калашникове. Что, по-вашему, важнее, право на любовь или семейные обычаи? Кто же из них прав – Кирибеевич или Калашников? Проведём свой поединок и докажем правоту «своего» героя. Цель: Развитие коммуникативной компетенции – умение работать в группах. Умение подбирать материал на заданную тему. Развитие навыков выразительного чтения. Умение составлять устное высказывание. Умение участвовать в дискуссии. Умение отстаивать свою точку зрения Материалы: Карточки-задания с вопросами (Приложение 4), листы для ответа. Технология проведения: Разбить класс на 2 группы. Группа должна не только ответить на проблемные вопросы, но и суметь отстоять своё мнение в дискуссии, соблюдая правила ведения дискуссии. Выступление – ответ 1 группы, затем второй группы. Затем вопрос – ответ. Основная задача – доказать правоту своего героя, «защитить» его от нападок противника. | | Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды. Личностные: осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; ориентирование в оценках себя, своего труда и вклада в общекомандную работу. Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. | | |
2 мин 3 мин. | «Паззл» | Заимствованный, но изменённый | А теперь поработаем с иллюстрациями. Совпадает ли представление о героях знаменитых художников и наше? Цель: Развитие коммуникативной компетенции – работа в команде. Умение работать с текстом, подбирать материалы на заданную тему. Умение работать с иллюстрациями. Материалы: Распечатанные иллюстрации к тексту – 2-3. (Примечание 5) Подготовка: Иллюстрации разрезаются на 5-6 частей неправильной формы и помещаются в конверт. Класс делится на команды. Технология проведения: За отведённое время команды собирают из кусочков целую картинку. Работа на время. Кто первым собрал – поднимает руку. Но все команды должны довести работу до конца. Почему именно эта сцена выбрана художником для иллюстрации? Что общего в изображении героев, в композиции иллюстраций, и в чём различие? Какая из иллюстраций ближе к вашему представлению о героях? | | Регулятивные: самоуправление и саморегуляция учебной деятельности; контроль в форме сличения способа действия и его результата. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; определение основной и второстепенной информации. | Коммуникативные: владеть различными видами речевой деятельности; владеть навыками совместной деятельности в группе; самовыражать себя в литературном произведении. Социальные: способность к сотрудничеству; навыки взаимопонимания; развитие личностных качеств, саморегулирования; вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение. справляться с неопределенностью и сложностью | Смена деятельности, что мотивирует детей на дальнейшую работу. |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Эмоциональная разрядка | Развитие коммуникативной компетенции, эмоциональная разрядка участников в конце занятия | 2 мин | «Аплодисменты» | Заимствованный | Технология проведения: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Учитель начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже весь класс. | | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осмысление обучающимися значимости решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями Личностные: осознание себя как личности в коллективе, группе | | Эмоциональная разрядка. Одобрение всегда даёт дополнительную мотивацию к дальнейшей работе над темой. |
Рефлексия | | | | | | | | | |
Умение выражать своё мнение о прочитанном. | 3 мин | «Сиквейн» | Заимствованный | Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме: 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием. Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала. | | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; определение основной и второстепенной информации. | Коммуникативные: владеть различными видами речевой деятельности; владеть навыками совместной деятельности в группе; самовыражать себя в литературном произведении. Информационные: выступать устно и письменно о результатах своей работы; связывать воедино и использовать отдельные части знания; извлекать пользу из образовательного опыта; принимать на себя ответственность. Социальные: уметь вырабатывать собственное мнение, ставить цели и решать их | Можно кратко и ёмко высказать своё мнение. И это занимает мало времени, но приносит много пользы. |
Аналитическая информация |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия); b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология | Включение АМО в различные этапы урока способствует активизации всех участников образовательного процесса и положительной мотивации в успешной учебной деятельности. Это позволяет эффективно решить все поставленные задачи и достичь целей урока. Применение АМО содействует обобщению и систематизации изученного материала, занимательные задания формируют умение применять полученные знания в новой учебной задаче; весь ход урока и АМО направлены на развитие интереса к литературе как предмету школьного преподавания, игровая технология и групповая работа содействуют развитию памяти, внимания и сообразительности. Обучающие задачи заключаются в совершенствовании умений применять полученные знания на практике: составление характеристики литературного героя, сопоставительной характеристики, внимание к художественным деталям и предполагают обогащение словарного запаса и самоконтроля учащихся. Развивающие задачи решаются в специфике технологии АМО, предусматривающей в эмоционально насыщенной атмосфере урока активизировать все виды деятельности обучающихся: индивидуальные, ролевые, групповые. Воспитательные: командная работа в игровой технологии учит самостоятельно принимать решения и проходить определённый этап игры, развивает взаимовыручку, а также толерантность. Работа в группах развивает коммуникативные компетенции учеников, их умение самовыражаться. Разработанные АМО обращены как к образному, так и логическому мышлению учащихся. Они вырабатывают УУД и компетенции в соответствии с требованиями ФГОС. |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). | Результаты воспитания и социализации: умение работать в группах, самовыражение, самоанализ. Результаты развития: повышение уровня креативности, эмоциональности, эстетических чувств, чувства солидарности, аналитического и абстрактного мышления. 1ФАЗА использует АМО: «Здравствуйте», «Узнай героя», «Жокей и лошадь», Словесное рисование отражают лексику данного времени, помогают войти в историческую эпоху, содействуют его логике и эмоциональности, а также организуют коллектив на работу, определяют цели и задачи урока. 2 ФАЗА основана на применении АМО «Давайте познакомимся», «Проблемные вопросы», «Поединок», «Паззл» и выполняют задачу проработки темы как основного этапа урока, они активизируют творческий потенциал обучающихся и способствуют проверке и систематизации знаний учащихся. 3 ФАЗА основана на применении АМО «Аплодисменты», «Сиквейн» и как итог урока представляет творческие работы обучающихся |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | В ходе урока с успехом реализовывался компетентностный подход в образовании, направленный на формирование ключевых компетентностей обучающихся: коммуникативной и учебно-познавательной. Использование в уроке видов приветствия, знаков одобрения формировало эмоциональность и эстетические чувства учащихся, виды приветствия , дискуссия формировали нравственную культуру. Работа над темой в сочетании групповой и индивидуальной работы обеспечивала деятельностный подход в обучении. Смена видов деятельности, игровые ситуации обеспечивали элемент здоровьесберегающих технологий. |
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО | Повышение интереса к работе со словом, формирование культуры речи и творческой активности. За счёт применения АМО повышается уровень дивергентности мышления и эмпатии, а также формированию УУД и компетентностей, что способствовало реализации принципов ФГОС. |
Методическая ценность урока/занятия | Апробации новой технологии АМО |
Дополнительная информация |
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Приложение 1 - «Узнай героя» (распечатанный материал) - из сборника статей В.Г.Белинского 1.«…Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие падшего…но сильного и благородного по природе своей духа…» 2.»Какая сильная и могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь… - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить или погибнуть!» 3.»…Это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут… Есть души, лозунг которых – всё или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемневшей славы…» Приложение 2 – Словарная работа («Жокей и лошадь») Гой еси ---- привественный возглас Стольник ---- придворный, прислуживающий за царским столом Аргамак ---- конь для верховой езды Чай ---- видимо, наверное Охотницкий ---- добровольный, для тех, кто хочет Панихида ----церковная служба по умершему Фата ---- лёгкое головное покрывало Охульник ----человек, который порочит, позорит другого Бесталанный ---- несчастный Яхонт ---- старинное название драгоценного камня Приложение 3 «Проблемные вопросы» 1 группа – Кирибеевич Каким мы видим его в сцене пира? Почему Кирибеевич не сказал царю всей правды? Как проявляется у Кирибеевича любовь к Алёне Дмитриене? Каким мы видим его в картине боя?___________________________________________________ 2 группа – царь Иван Грозный Каким мы видим царя в сцене пира? Каким – в сцене боя? Почему царь приказал казнить победителя боя? Справедливо ли он поступил?_______________ 3 группа – Алёна Дмитриевна Как воспринимает Алёна Дмитриевна ухаживания Кирибеевича? Любит ли она мужа? Важно ли для неё мнение окружающих? Считается ли она с общественным мнением? Как в характере Алёны Дмитриевны отражаются народные представления об идеальной женщине-жене?____________________________________________________________________ 4 группа – Степан Калашников По каким приметам можно утверждать, что купец предчувствовал беду? О чём задумался Калашников «крепкой думою», когда он вечером пришёл домой? Почему Калашников принимает решение биться с опричником? У кого ищет поддержки в своём решении? Почему Калашников не сказал всей правды царю после боя, почему же убил он Кирибеевича? Приложение 4 – «Поединок» Сравни героев по следующим параметрам: Как ведут себя перед царём? Как проявляют любовь к Алёне Дмитриевне? По какой причине вступают в кулачный бой? Как гибнет каждый из них? Какую память после себя оставляет? Можем ли мы назвать героя только положительным или только отрицательным? Примечание 5 |
Примечания автора/ов | Авторские АМО соответствуют идее путешествия в эпоху 16 века и типу урока закрепления изученной темы. |