СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Песня о купце Калашникове...." Лермонтов М.Ю. Урок литературы в 7 классе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок постоен по технологии АМО (активные методы обучения). Включает в себя не только учебный материал, но и учебные игры.

Просмотр содержимого документа
«"Песня о купце Калашникове...." Лермонтов М.Ю. Урок литературы в 7 классе.»

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет образования взрослых - www.train2.ru

Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО



Конспект АМО-урока (занятия).


Организационная информация

Автор урока

Шаповалова Ирина Владимировна

Предмет

Литература

Класс, профиль класса/группа, количество человек

7 «А» класс – 25 чел.

Продолжительность урока (занятия)

45 мин.

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия


М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Автор учебника или УМК, по которому ведётся обучение (если имеется)

В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Урок применения знаний и умений. Связан с предыдущим уроком как урок закрепления знаний теории по теме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», совершенствование навыков составления характеристики литературного персонажа, сравнительной характеристики героев, закрепление навыков выразительного чтения, умения строить высказывание, участвовать в дискуссии и развития речи.

Связан с последующим уроком как урок подготовки к письменной характеристике «Степан Калашников – носитель лучших качеств русского народа»

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы


В классе обучаются 14 девочек и 11 мальчиков.

В классе средняя успеваемость по всем предметам. На уроках учащиеся не всегда внимательны и сосредоточены, относятся к выполнению домашних заданий не всегда добросовестно. Учатся на «4» и «5» - 9 человек. Таким образом, качество знаний по классу составило – 36 %. Неуспевающих – нет.

Дисциплина на уроках удовлетворительная, активность учащихся на занятиях зависит от предмета.

У некоторых учеников в классе недостаточно развиты способности выделять главное, абстрагировать и классифицировать. Для развития этих умений построение урока выполнено с использованием активных методов, позволяющих наглядно систематизировать представленный материал.

Семиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.

Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер.

В познавательной сфере происходят следующие изменения:

1. Замедляется темп их деятельности, следовательно, на выполнение определенной работы требуется больше времени.

2. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают капризны и раздражены, у них часто меняется настроение.

Исходя из этих возрастных особенностей, урок ориентирован на класс, в котором обучаются ребята со средним уровнем способностей и смешанным типом восприятия. Мотивация учения невысокая, недостаточно развиты способности выделять главное, абстрагировать и классифицировать. Поскольку обучающиеся разного уровня самоорганизации, то оптимальный вариант проведения образовательного мероприятия – групповая форма работы с применением активных методов обучения, направляющих восприятие учебного материала в игровой технологии.

Цели урока/ занятия/ мероприятия


-повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Характеристика литературного персонажа»;

- формировать умение применять изученное на практике;

- развивать интерес к предмету, память, внимание, сообразительность;

- повысить мотивацию к обучению

- совершенствовать навыки устной культуры речи, выразительного чтения, работы с литературным материалом.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия


Обучающие – совершенствование практических умений использовать полученные знания по теме «Характеристика литературного персонажа» (умение составлять словесный портрет, составлять характеристику на основе речи, поступков героя, умения сравнивать героев); обогащение словарного запаса; активизирование самостоятельной деятельности обучающихся; отработка навыка взаимопроверки и взаимоконтроля;

Развивающие – совершенствование навыка работы с различными источниками информации с целью отбора необходимого материала; развитие самостоятельности мышления в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы.

Воспитательные – воспитание уважительного отношения к мнению других, собранности, чёткости действий в процессе работы.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия


Планируемые результаты: Ученик знает содержание «Песни…», свободно ориентируется в нём, владеет навыками выразительного чтения, владеет элементами анализа поэтического текста, умеет объяснять художественные особенности произведения; определяет тему и идею художественного произведения; умеет работать в группе, в паре над решением проблемных вопросов; имеет навыки публичного выступления – перед классом; владеет элементами сопоставительного анализа – может сравнивать героев по определённому признаку и делать выводы; умеет описывать произведения изобразительного искусства.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению


Фольклорные традиции в «Песне…» (семейные, исторические). Характеристика персонажей (речевая, по поступкам). Сопоставительная характеристика Калашникова и Кирибеевича (отношение к Алёне Дмитриевне, бой, поведение перед царём) – работа в группах/парах. Работа с иллюстрациями к «Песне…»

Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:


- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

- Варианты проведения метода


Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)


- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная



Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Приветствие

Развитие коммуникативной компетенции, создание положительного настоя на урок

2 мин.



«Здравствуйте»


Авторский

Технология проведения:

Учитель: «Здравствуйте» - говорим мы при встрече. А что это значит? Это пожелание здоровья и добра. Традиция это старая, русская. «Значит, день был по-доброму начат…» - как пелось в одной старой песне. Давай те и мы по-доброму начнём наш урок. Встаньте все, кто сидит за партой справа, и поздоровайтесь. НО… Каждый должен поздороваться по-своему, не повторяясь. И здороваемся не только словесно, но и жестами.

- Здравствуйте, привет, салют, приветствую, день добрый, будьте здравы и т.п.

- Поклон головы, поясной поклон, поднять раскрытую ладонь, рукопожатие, приподнять шляпу, приобнять и т.п.

Каждый должен поздороваться по-своему, не повторяясь. И здороваемся не только словесно, но и жестами.


Личностные и коммуникативные: развитие навыков вежливого общения, создание комфортного климата в коллективе, создание позитивного настроя на работу.


Коммуникативная и социальная: умение вежливо вести себя в коллективе, создавать комфортное общение

Нацеливает обучающихся на работу. Повышает мотивацию.

Вхождение в тему урока (определение целей урока)

Умение ставить цели.

Расширение кругозора и литературных и исторических знаний. Развитие связной речи учащихся.

Работа со справочным материалом

3 мин



















«Узнай героя»



















Заимствованный

«Ай, ребята, пойте – только гусли стройте! Ай, ребята, пейте – дело разумейте! Уж потешьте вы доброго боярина И боярыню его белолицую!»

Продолжаем обсуждать «Песню…», и сегодня мы поговорим о героях более подробно…


Цель: проверить готовность детей к решению учебных задач

Материалы: распечатанные характеристики

Технология проведения:

Зачитываем характеристику героя (учитель или подготовленный ученик). Класс должен догадаться, о ком идёт речь. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Правильный ответ отмечается жетоном. При неправильном ответе право отвечать передается следующему, кто первым среагировал на ошибку отвечавшего.

(Приложение 1)


Характеристики должны быть небольшого объёма и содержать отличительные черты, особенности героя.

Познавательные УУД: Расширение кругозора и литературных

Коммуникативные: Развитие связной речи учащихся.

Личностные:

осознание себя как личности в коллективе, группе

Познавательные:

понимание, осознание, умение выделить главное, искать пути решения учебной задачи, логически мыслить


Учебно-познавательная




2 мин









Но это Белинский. А что вы думаете о героях? Какими вы их видите? Вот об этом мы и поговорим сегодня. Давайте определим, чем же конкретно мы с вами займёмся…

(ставим цели на урок)



Регулятивные: составлять план действий по решению проблемы.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других


Познавательная:

организовать постановку целей

Коммуникативные:

уметь высказываться, вести диалог, выслушивать и принимать обоюдное решение

Социальные:

уметь вырабатывать собственное мнение, ставить цели и решать их


3 мин (90 сек – на поиски и 90 на ответы)

«Жокей и лошадь»


Заимствованный

Но сначала вспомним эпоху, о которой мы говорим.

Словарная работа – объясните значение слова

Цель: Развитие коммуникативной компетенции, развитие предметных знаний и умений.

Материалы: карточки с вопросами и ответами (Приложение 2)

Технология проведения:

Подготовить карточки с вопросами и ответами. Разделить класс на 2 группы: «лошадей» и «жокеев». Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». «Лошадь» может «скинуть» «жокея», т.е. отказаться от ответа, если считает его неверным.


Соблюдаем правила поведения, насколько это возможно. Стараемся не производить лишнего шума. В других классах тоже идут уроки.

Коммуникативные:

общение и взаимодействие, умение сообща решать учебные задачи

Личностные: осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; ориентирование в оценках себя, своего труда и вклада в общекомандную работу.

Регулятивные:

самоуправление и саморегуляция учебной деятельности; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его результата.


Развитие коммуникативной компетенции, развитие предметных знаний и умений

Познавательные: умение учиться и оперировать знаниями;

владением приемами учебно-познавательных проблем, задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования; решать учебные и самообразовательные проблемы.


Даёт эмоциональную и двигательную разрядку, разнообразие деятельности

2 мин.

(важно уметь не «растекаться мыслью по древу», т.е. не входить в ненужные подробности.

Словесное рисование

Заимствованный

Какие исторические детали использованы автором, чтобы передать эпоху Ивана Грозного?

(царский пир, опричники, кулачный бой, казнь)

А как вы представляете себе эти события? Давайте одно из них опишем: «Пир в палатах Ивана Грозного»

Цель: Развитие связной речи учащихся, воображения, умения мыслить и домысливать

Технология проведения: Ученикам даётся тема, например: «Пир в палатах Ивана Грозного». Нужно как можно подробнее и конкретнее описать сцену, как бы нарисовать, но словами. Укажите героев, предметы, интерьер, цвет. При недостаточном материале можно домысливать, но стараться придерживаться темы, не допуская слишком явных исторических или фактических ляпов.

Если кто-то заметил ошибку, дождитесь конца рассказа, а затем только выскажите свои замечания и дополнения

Коммуникативные: развитие связной речи, умение составлять своё высказывание.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска; умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

определение основной и второстепенной информации.


Коммуникативные: владеть различными видами речевой деятельности; владеть навыками совместной деятельности в группе; самовыражать себя в литературном произведении.



Социальная : ученик становится соавтором, чувствует свою сопричастность к произведению.


Детям очень нравится этот вид работы. Они с удовольствием не только придумывают, домысливают, но и находят исторические ошибки в сообщениях одноклассников (что прибавляет достаточно веселья), дополняют и уточняют ответы друг друга.

Фаза 2 «Работа над темой»

Закрепление изученного (обсуждение д/з)

Умение подбирать материал на заданную тему. Развитие навыков выразительного чтения. Умение составлять устное высказывание.


5 мин

«Давайте познакомимся» - Словесный портрет литературного героя.

Заимствованный

А теперь поговорим о героях более подробно. И начнём, пожалуй, с их портрета. На что мы обращаем внимание при знакомстве? Правильно, на внешность. С неё и начнём..

Итак, где и какими мы с вами впервые видим героев? Какими себе представляем?

Цель: Умение подбирать материал на заданную тему. Развитие навыков выразительного чтения. Умение составлять устное высказывание.

Материалы: карточки с заданием:

  1. Кирибеевич

  2. Алёна Дмитриевна

  3. Калашников

  4. Портрета царя нет в «Песне..», но вы же всё равно, когда читали, представляли его. Как, по-вашему, он выглядит?

листы для ответа

Технология проведения: На листе задания указан один из героев произведения. Нужно найти его портрет-описание в тексте. При необходимости домыслить, дополнить портрет – как вы представляете того или иного героя.

Если кто-то заметил ошибку, дождитесь конца рассказа, а затем только выскажите свои замечания и дополнения

Познавательные: Умение подбирать материал на заданную тему.

Коммуникативные: Развитие навыков выразительного чтения. Умение составлять устное высказывание.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осмысление обучающимися значимости решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями


Информационные: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.

Познавательные: умение учиться и оперировать знаниями;

владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях; умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования; решать учебные и самообразователь

ные проблемы.


Работа в группах. Позволяет развивать навык самостоятельного освоения знаниями, коллективной деятельности, проявление творческой инициативы; умение выражать свои мысли.

Проработка содержания

Умение работать в парах, в группе. Умение составлять высказывание. Умение отстаивать своё мнение в дискуссии.

Умение работать с текстом, подбирать материалы на заданную тему. Умение работать с иллюстрациями.


10 минут – 5 минут на подготовку и 5 минут на все выступления.

«Проблемные вопросы»


Заимствованный

А теперь давайте поговорим не только о внешности, но и о характере героев…

Цель: Развитие коммуникативной компетенции – умение работать в группах. Умение подбирать материал на заданную тему. Развитие навыков выразительного чтения. Умение составлять устное высказывание.

Материалы: Карточки-задания с вопросами (Приложение 3), листы для ответа

Технология проведения: Класс разбить на 4 группы. Группе выдается задание – лист с проблемными вопросами. Ребята в группе сами распределяют обязанности – кто подбирает материал, кто выступает, кто (в случае чего)- сможет дополнить ответ. Через отведённое время группа должна представить связный рассказ о данном герое. Другие группы могут задавать дополнительные вопросы, на которые ребята из этой группы обязательно должны ответить


Познавательные: ориентироваться в системе знаний; перерабатывать информацию (анализировать, оценивать, обобщать, сравнивать).

Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы);

договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.


Коммуникативные: владеть различными видами речевой деятельности; владеть навыками совместной деятельности в группе; самовыражать себя в литературном произведении.

Информационные: выступать устно и письменно о результатах своей работы; связывать воедино и использовать отдельные части знания; извлекать пользу из образовательного опыта; принимать на себя ответственность. Социальные: способность к сотрудничеству; способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей; развитие личностных качеств, саморегулирование; вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение.


5-8 мин

«Поединок»

Заимствованный

А теперь поговорим только о двух центральных героях – Кирибеевиче и Калашникове. Что, по-вашему, важнее, право на любовь или семейные обычаи? Кто же из них прав – Кирибеевич или Калашников?

Проведём свой поединок и докажем правоту «своего» героя.

Цель: Развитие коммуникативной компетенции – умение работать в группах. Умение подбирать материал на заданную тему. Развитие навыков выразительного чтения. Умение составлять устное высказывание. Умение участвовать в дискуссии. Умение отстаивать свою точку зрения

Материалы: Карточки-задания с вопросами (Приложение 4), листы для ответа.

Технология проведения: Разбить класс на 2 группы. Группа должна не только ответить на проблемные вопросы, но и суметь отстоять своё мнение в дискуссии, соблюдая правила ведения дискуссии. Выступление – ответ 1 группы, затем второй группы. Затем вопрос – ответ. Основная задача – доказать правоту своего героя, «защитить» его от нападок противника.



Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы);

договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

Личностные: осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; ориентирование в оценках себя, своего труда и вклада в общекомандную работу.

Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать

его.




2 мин























3 мин.

«Паззл»

Заимствованный, но изменённый

А теперь поработаем с иллюстрациями. Совпадает ли представление о героях знаменитых художников и наше?

Цель: Развитие коммуникативной компетенции – работа в команде. Умение работать с текстом, подбирать материалы на заданную тему. Умение работать с иллюстрациями.

Материалы: Распечатанные иллюстрации к тексту – 2-3. (Примечание 5)

Подготовка: Иллюстрации разрезаются на 5-6 частей неправильной формы и помещаются в конверт. Класс делится на команды.

Технология проведения: За отведённое время команды собирают из кусочков целую картинку. Работа на время. Кто первым собрал – поднимает руку. Но все команды должны довести работу до конца.


Почему именно эта сцена выбрана художником для иллюстрации?

Что общего в изображении героев, в композиции иллюстраций, и в чём различие?

Какая из иллюстраций ближе к вашему представлению о героях?



Регулятивные:

самоуправление и саморегуляция учебной деятельности; контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска; умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

определение основной и второстепенной информации.


Коммуникативные: владеть различными видами речевой деятельности; владеть навыками совместной деятельности в группе; самовыражать себя в литературном произведении.

Социальные: способность к сотрудничеству; навыки взаимопонимания; развитие личностных качеств, саморегулирования; вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение.

справляться с неопределенностью и сложностью

Смена деятельности, что мотивирует детей на дальнейшую работу.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Эмоциональная разрядка

Развитие коммуникативной компетенции, эмоциональная разрядка участников в конце занятия

2 мин

«Аплодисменты»


Заимствованный

Технология проведения: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Учитель начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже весь класс.



Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осмысление обучающимися значимости решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями

Личностные:

осознание себя как личности в коллективе, группе



Эмоциональная разрядка. Одобрение всегда даёт дополнительную мотивацию к дальнейшей работе над темой.

Рефлексия










Умение выражать своё мнение о прочитанном.

3 мин

«Сиквейн»

Заимствованный

Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.


Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска; умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

определение основной и второстепенной информации.


Коммуникативные: владеть различными видами речевой деятельности; владеть навыками совместной деятельности в группе; самовыражать себя в литературном произведении.

Информационные: выступать устно и письменно о результатах своей работы; связывать воедино и использовать отдельные части знания; извлекать пользу из образовательного опыта; принимать на себя ответственность. Социальные:

уметь вырабатывать собственное мнение, ставить цели и решать их

Можно кратко и ёмко высказать своё мнение. И это занимает мало времени, но приносит много пользы.


Аналитическая информация

Обоснование целесообразности использования технологии АМО для:

а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

- т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

Включение АМО в различные этапы урока способствует активизации всех участников образовательного процесса и положительной мотивации в успешной учебной деятельности. Это позволяет эффективно решить все поставленные задачи и достичь целей урока.

Применение АМО содействует обобщению и систематизации изученного материала, занимательные задания формируют умение применять полученные знания в новой учебной задаче; весь ход урока и АМО направлены на развитие интереса к литературе как предмету школьного преподавания, игровая технология и групповая работа содействуют развитию памяти, внимания и сообразительности. Обучающие задачи заключаются в совершенствовании умений применять полученные знания на практике: составление характеристики литературного героя, сопоставительной характеристики, внимание к художественным деталям и предполагают обогащение словарного запаса и самоконтроля учащихся.

Развивающие задачи решаются в специфике технологии АМО, предусматривающей в эмоционально насыщенной атмосфере урока активизировать все виды деятельности обучающихся: индивидуальные, ролевые, групповые.

Воспитательные: командная работа в игровой технологии учит самостоятельно принимать решения и проходить определённый этап игры, развивает взаимовыручку, а также толерантность.

Работа в группах развивает коммуникативные компетенции учеников, их умение самовыражаться. Разработанные АМО обращены как к образному, так и логическому мышлению учащихся. Они вырабатывают УУД и компетенции в соответствии с требованиями ФГОС.



Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося


анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества

актуализированы/приобретены/закреплены).

Результаты воспитания и социализации: умение работать в группах, самовыражение, самоанализ.

Результаты развития: повышение уровня креативности, эмоциональности, эстетических чувств, чувства солидарности, аналитического и абстрактного мышления.

1ФАЗА использует АМО: «Здравствуйте», «Узнай героя», «Жокей и лошадь», Словесное рисование отражают лексику данного времени, помогают войти в историческую эпоху, содействуют его логике и эмоциональности, а также организуют коллектив на работу, определяют цели и задачи урока.

2 ФАЗА основана на применении АМО «Давайте познакомимся», «Проблемные вопросы», «Поединок», «Паззл» и выполняют задачу проработки темы как основного этапа урока, они активизируют творческий потенциал обучающихся и способствуют проверке и систематизации знаний учащихся.

3 ФАЗА основана на применении АМО «Аплодисменты», «Сиквейн» и как итог урока представляет творческие работы обучающихся


Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).


В ходе урока с успехом реализовывался компетентностный подход в образовании, направленный на формирование ключевых компетентностей обучающихся: коммуникативной и учебно-познавательной. Использование в уроке видов приветствия, знаков одобрения формировало эмоциональность и эстетические чувства учащихся, виды приветствия , дискуссия формировали нравственную культуру. Работа над темой в сочетании групповой и индивидуальной работы обеспечивала деятельностный подход в обучении. Смена видов деятельности, игровые ситуации обеспечивали элемент здоровьесберегающих технологий.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО


Повышение интереса к работе со словом, формирование культуры речи и творческой активности. За счёт применения АМО повышается уровень дивергентности мышления и эмпатии, а также формированию УУД и компетентностей, что способствовало реализации принципов ФГОС.

Методическая ценность урока/занятия


Апробации новой технологии АМО

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

Приложение 1 - «Узнай героя» (распечатанный материал) - из сборника статей В.Г.Белинского

1.«…Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие падшего…но сильного и благородного по природе своей духа…»

2.»Какая сильная и могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь… - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить или погибнуть!»

3.»…Это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут… Есть души, лозунг которых – всё или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемневшей славы…»


Приложение 2 – Словарная работа («Жокей и лошадь»)

  1. Гой еси ---- привественный возглас

  2. Стольник ---- придворный, прислуживающий за царским столом

  3. Аргамак ---- конь для верховой езды

  4. Чай ---- видимо, наверное

  5. Охотницкий ---- добровольный, для тех, кто хочет

  6. Панихида ----церковная служба по умершему

  7. Фата ---- лёгкое головное покрывало

  8. Охульник ----человек, который порочит, позорит другого

  9. Бесталанный ---- несчастный

  10. Яхонт ---- старинное название драгоценного камня


Приложение 3 «Проблемные вопросы»

1 группа – Кирибеевич

  1. Каким мы видим его в сцене пира?

  2. Почему Кирибеевич не сказал царю всей правды?

  3. Как проявляется у Кирибеевича любовь к Алёне Дмитриене?

  4. Каким мы видим его в картине боя?___________________________________________________

2 группа – царь Иван Грозный

  1. Каким мы видим царя в сцене пира?

  2. Каким – в сцене боя?

  3. Почему царь приказал казнить победителя боя? Справедливо ли он поступил?_______________

3 группа – Алёна Дмитриевна

  1. Как воспринимает Алёна Дмитриевна ухаживания Кирибеевича?

  2. Любит ли она мужа?

  3. Важно ли для неё мнение окружающих? Считается ли она с общественным мнением?

  4. Как в характере Алёны Дмитриевны отражаются народные представления об идеальной женщине-жене?____________________________________________________________________

4 группа – Степан Калашников

  1. По каким приметам можно утверждать, что купец предчувствовал беду?

  2. О чём задумался Калашников «крепкой думою», когда он вечером пришёл домой?

  3. Почему Калашников принимает решение биться с опричником? У кого ищет поддержки в своём решении?

  4. Почему Калашников не сказал всей правды царю после боя, почему же убил он Кирибеевича?


Приложение 4 – «Поединок» Сравни героев по следующим параметрам:

  1. Как ведут себя перед царём?

  2. Как проявляют любовь к Алёне Дмитриевне?

  3. По какой причине вступают в кулачный бой?

  4. Как гибнет каждый из них?

  5. Какую память после себя оставляет?

  6. Можем ли мы назвать героя только положительным или только отрицательным?


Примечание 5

Примечания автора/ов


Авторские АМО соответствуют идее путешествия в эпоху 16 века и типу урока закрепления изученной темы.


1