СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»»

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка.

«Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Игры с песком: развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;снимают мышечную напряжённость; помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде; развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации); стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию; позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации; преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок (всегда можно подправить рисунок, и результат исправления незаметен); развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату; совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности; способствуют расширению словарного запаса; помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; позволяют развивать фонематический слух и восприятие; способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).
Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать чьи они?
Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.

Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, нужно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию тактильной чувствительности, речи, произвольного внимания и памяти.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты: Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

«ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ» От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

«ЧТО ПОД ПЕСКОМ?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

«ЯМКА» Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.

«ПОМОГИ ЗАЙЦУ» В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«СЕКРЕТ» В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН» Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.

«ПУТЕШЕСТВИЕ» На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места.

ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

«ЛОШАДКА» Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

«КАЧЕЛИ» Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«ЧАСИКИ» Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК» Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.

«СИЛЬНЫЙ МОТОР» Произносить звук Р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«ГОРОЧКА» Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

«ДОРОЖКА» Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ.

«СПРЯЧЬ РУЧКИ» Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«ДВА ГОРОДА» Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

"МОЙ ГОРОД". Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе.

ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ и пространственных представлений

«СТРОИТЕЛИ» Цель: Учить правильно употреблять в речи грамматические категории: предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ; наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО. Оборудование: Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики. Ход игры: Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости, проговаривая его маршрут вслух.

«Робот» Дети должны чётко, как роботы, выполнить инструкцию логопеда: нарисуй квадрат в правом верхнем углу, нарисуй треугольник в левом нижнем углу и т.д. Рисовать можно цифры, буквы, простые картинки.

развитие СВЯЗНой РЕЧи При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь. «ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«НАЧНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).

«ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?» При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»)

ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

«ПОЛОСКИ» Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово, состоящее из заданного количества слогов.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ» Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«РАЗДЕЛИ СЛОВО НА СЛОГИ» Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

«НАЧЕРТИ НА ПЕСКЕ» Логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения и наоборот. Логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям. Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков.


(Материал: Черткова И. Ю.)

МАДОУ Детский сад №9 «Теремок»









«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими

нарушения речи»



Подготовила учитель-логопед

Будникова Т.В.









Кувандык, 2023