Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка.
К.Д. Ушинский
Песочная терапия
как
здоровьесберегающая технология
в работе
с дошкольниками
с ОВЗ
Прищепа Ольга Николаевна,
Учитель - логопед,
МБДОУ Детский сад № 25
р.п. Переяславка
Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.
Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно. К. Г. Юнг
В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери ведут в бессознательные и скрытые в нем тайны.
Дональд Сандер
Более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции
Совершенствуется предметно-
игровая деятельность
ИГР
С ПЕСКОМ
ЭФФЕКТ
Усиливается
желание
узнавать что-то новое, эксперементи-ровать, работать самостоятельно
Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию
В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность
Атмосфера
Зрелой
семьи
Песок трансформирует агрессию в положительные заряды
Работа с песчинками активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев
Песок – демократичный материал, позволяющий работать с собой каждому
Песок – природный материал, наполняющий энергией каждого прикоснувшегося
В ЧЁМ СИЛА ПЕСКА?
Песок обладает рядом совершенно особенных свойств
в силу необычности самого материала:
Песок – очень податливыйинструмент творчества
Работа с песком развивает у ребенка саморегуляцию и терпеливость
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
– один из методов психотерапии, возникший
в рамках аналитической психологии
Это способ общения с миром
Песочная Терапия
и самим собой;
дает возможность прикоснуться
к глубинному, подлинному Я,
способ снятия внутреннего
напряжения, воплощения его
восстановить свою психическую
ценность, собрать свой
на бессознательно символическом
уникальный образ, картину мира.
уровне, что повышает
уверенность в себе.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
«КИНЕТИЧЕСКИЙ (ЛУННЫЙ)
ПЕСОК»
ВИДЫ ПЕСКА
ЦВЕТНОЙ ПЕСОК
ТРАДИЦИОННЫЙ ПЕСОК
Создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.
Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие.
Песочная анимация
Кинетический («лунный»)песок
Кому помогает песочная терапия?
Песочную терапию для детей дошкольного и школьного возраста можно рекомендовать,
если ребенок
Испытывает трудности с коммуникацией
Замкнут,
чрезмерно застенчив
Неусидчивый,
гиперактивность
Проблемы с запоминанием
Особенности
познавательного развития детей
с ОВЗ
Основные принципы игры в песке
Создание естественной
стимулирующей среды
2.
Оживление
Абстрактных
символов-букв,
Цифр, геометрических фигур
Эмоциональная комфортность,
максимальное
поощрение
фантазии
3.
1
Реальное
проживание,
проигрывание
ситуаций
вместе с персонажами
4.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в Детство не пропала.
Простейший ящик от стола –
покрасим голубой мы краской,
Горсть золотистого песка
туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
возьмем в игру…
Подобно Богу
мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания дорогу!!!
- Люди, разного возраста и пола.
2. Наземные животные;
3. Летающие животные;
4. обитатели водного мира;
5. Жилища и дома с мебелью;
6. Домашняя утварь и продукты;
7. Деревья и другие растения;
8. Транспортные средства;
9. Объекты среды обитания человека;
10. Аксессуары;
11. Естественные природные объекты.
Игры-занятия с песком
Разогревающие игры
Дидактические
игры-упражнения
Адаптационные
игры в песке
Игры
с погружением
в песок
Требования к занятиям:
1.Создание условий для сознательно регулируемой деятельности детей.
2.Оречевление деятельности как педагогом, так и ребенком.
3.Предъявление детям доступных по сложности и объему заданий.
4.Использование достаточно большого количества наглядного материала разной фактуры.
Занятия проводятся в группе, на участке детского сада, в кабинете специалиста.
Длительность для старших дошкольников-
25-30 мин.
Структура занятий с песком:
1.Ритуал входа
2.Основная часть:
- развитие мелкой моторики,
- ознакомление с окружающим,
- ФЭМП.
- 3.Ритуал выхода.
Ритуал входа
Правила взаимодействия с песком
- Песок не разбрасывать;
- Не сыпать;
- Не есть;
- Не разрушать постройки других;
- Не уносить игрушки;
Основная часть
Ознакомление с окружающим
Формирование элементарных математических представлений
Развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики
- Действия с песком;
- Отыскивание в песочнице предметов;
- Рисование на песке;
- Работа с контурами и шаблонами;
- Упражнения по работе с песком системы М. Монтессори;
- Закрепление образа букв через «печатанье» их на песке;
Занятия по ознакомлению
с окружающим
- с элементами исследовательской деятельности;
- Тематические занятия;
- Ознакомление с природой- географические игры, игры-экскурсии по городам ;
Формирование элементарных математических представлений
- Закрепление порядкового и количественного счета
до 10;
- Учить решать задачи с помощью арифметических действий (сложения и вычитания),закреплять знания знаков (+, -)
Ритуал выхода
В процессе познавательно-исследовательской деятельности детей с использованием песочной терапии происходит развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики у детей, ведь именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность.
Вредных нет детей в стране –
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок – мирная страна!
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была!