СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Песочная терапия. Виды игр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов - педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы, не случайно ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. 

Просмотр содержимого документа
«Песочная терапия. Виды игр.»

 Дошкольное отделение  ГБУ ОО КРЦ ППМСС   ПЕСКОТЕРАПИЯ Выполнила: учитель-дефектолог ГАСПАРОВА ФАТМА ЭДЕМОВНА

Дошкольное отделение ГБУ ОО КРЦ ППМСС

ПЕСКОТЕРАПИЯ

Выполнила:

учитель-дефектолог

ГАСПАРОВА ФАТМА ЭДЕМОВНА

«Только руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум»

«Только руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Большебратская, Э. Э. Песочная терапия / Э. Э. Большебратская // Педагогическая библиотека. – URL: http://pedlib.ru/Books/6/0136/index.shtml?from_page=12 (дата обращения: 25.05.2020). Грабенко, Т. М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева // Педагогическая библиотека. – URL: http://pedlib.ru/Books/3/0001/index.shtml?from_page=18 (дата обращения: 25.05.2020). Монина, Г Б. Психологическое консультирование детей и подростков / Г. Б. Монина. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2011. – 210 с. Наренкова, О. В. Что такое песотерапия? / О. В. Наренкова // Дефектология-Проф. – URL: https://www.defectologiya.pro/personal/articles/chto_takoe_peskoterapiya/ (дата обращения: 24.05.2020).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Большебратская, Э. Э. Песочная терапия / Э. Э. Большебратская // Педагогическая библиотека. – URL: http://pedlib.ru/Books/6/0136/index.shtml?from_page=12 (дата обращения: 25.05.2020).
  • Грабенко, Т. М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева // Педагогическая библиотека. – URL: http://pedlib.ru/Books/3/0001/index.shtml?from_page=18 (дата обращения: 25.05.2020).
  • Монина, Г Б. Психологическое консультирование детей и подростков / Г. Б. Монина. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2011. – 210 с.
  • Наренкова, О. В. Что такое песотерапия? / О. В. Наренкова // Дефектология-Проф. – URL: https://www.defectologiya.pro/personal/articles/chto_takoe_peskoterapiya/ (дата обращения: 24.05.2020).
ИСТОРИЯ ПЕСКОТЕРАПИИ Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом. Данный метод лечения искусством, строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного». А вот идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми – была реализована Маргарет Ловенфельд (в 1930 годах). Также, М. Ловенфельд, разработала и описала диагностическую и терапевтическую методику – «техника построения мира». Формирование концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Она считала, что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

ИСТОРИЯ ПЕСКОТЕРАПИИ

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом. Данный метод лечения искусством, строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного».

А вот идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми – была реализована Маргарет Ловенфельд (в 1930 годах). Также, М. Ловенфельд, разработала и описала диагностическую и терапевтическую методику – «техника построения мира».

Формирование концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Она считала, что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

ИСТОРИЯ ПЕСКОТЕРАПИИ Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги – Санкт – Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме: Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», «Игры в сказкотерапии», «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь «особому» ребенку».

ИСТОРИЯ ПЕСКОТЕРАПИИ

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги – Санкт – Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме:

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», «Игры в сказкотерапии», «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь «особому» ребенку».

Песочная терапия – это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, которые позволяют: раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, решить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Песочная терапия

это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, которые позволяют:

раскрыть индивидуальность каждого ребёнка,

решить его психологические затруднения,

развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Этот метод объединяет множество упражнений и игр, направленных: на общую релаксацию; на снятие двигательных стереотипов и судорожных движений;  на повышение концентрации внимания и усидчивости;  на повышение уверенности в себе; на выражение эмоций и чувств, которые трудно передать словами.

Этот метод объединяет множество упражнений и игр, направленных:

  • на общую релаксацию;
  • на снятие двигательных стереотипов и судорожных движений;
  • на повышение концентрации внимания и усидчивости;
  • на повышение уверенности в себе;
  • на выражение эмоций и чувств, которые трудно передать словами.
Для проведения песочной терапии необходимы: песочница чистый просеянный песок набор маленьких фигурок, игрушек цветная морская соль цветной песок

Для проведения песочной терапии необходимы:

песочница

чистый просеянный песок

набор маленьких фигурок, игрушек

цветная морская соль

цветной песок

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИГР НА ПЕСКЕ: 1.         Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. 2.        «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. 3.        Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИГР НА ПЕСКЕ:

1.         Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

2.        «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.

3.        Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

1. Первый шаг – демонстрация песочницы. Первый шаг – демонстрация песочницы. 2. Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок. Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок. 3. Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке. Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке. 4. Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия. Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия. 5. Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода. Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода. Пять шагов организации игрового процесса:

1.

  • Первый шагдемонстрация песочницы.
  • Первый шагдемонстрация песочницы.

2.

  • Второй шагдемонстрация коллекции фигурок.
  • Второй шагдемонстрация коллекции фигурок.

3.

  • Третий шагзнакомство с правилами игр на песке.
  • Третий шагзнакомство с правилами игр на песке.

4.

  • Четвертый шагформулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.
  • Четвертый шагформулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.

5.

  • Пятый шагзавершение занятия, ритуал выхода.
  • Пятый шагзавершение занятия, ритуал выхода.

Пять шагов организации игрового процесса:

Виды игр

Виды игр

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК: «ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ЛАДОШКИ» Отпечатки ваших рук  На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК:

«ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ЛАДОШКИ»

Отпечатки ваших рук

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях:

«Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»

Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. 

Что же спрятано в песке? Взрослый может закапать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается догадаться, что же было закопано. Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек, и наощупь узнавать: что или кто это? (вариация игры «Чудесный мешочек») и т.п.

Что же спрятано в песке?

Взрослый может закапать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается догадаться, что же было закопано.

Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек, и наощупь узнавать: что или кто это? (вариация игры «Чудесный мешочек») и т.п.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, КОРРЕКЦИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ. «ПЕСОЧНАЯ ГРАМОТА» Игра «Город волшебных букв»  (Стихи Д.Фролова) «Давайте строить Город Букв! Песок у нас здесь есть. Пусть каждый нарисует сам Какие буквы есть! На пары делимся друзья, Здесь ты сидишь, а рядом - я, Ты лепишь буквочку мою, А я должна слепить твою. Вот так мы весело играем Из букв мы Город собираем!» Перед началом игры взрослый и ребенок берут из набора каждый себе по букве. Называют их, а потом обмениваются, говоря: «Вылепи, пожалуйста, мою букву!». Сгребая песок ребрами ладоней, на поверхности песочницы ребенок и взрослый формируют, лепят буквы. Закончив работу, сверяют песочную букву с оригиналом, и идут за следующими. И так, пока в песочнице не образуется целый Город Букв.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, КОРРЕКЦИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ.

«ПЕСОЧНАЯ ГРАМОТА»

Игра «Город волшебных букв»  (Стихи Д.Фролова)

«Давайте строить Город Букв!

Песок у нас здесь есть.

Пусть каждый нарисует сам

Какие буквы есть!

На пары делимся друзья,

Здесь ты сидишь, а рядом - я,

Ты лепишь буквочку мою,

А я должна слепить твою.

Вот так мы весело играем

Из букв мы Город собираем!»

Перед началом игры взрослый и ребенок берут из набора каждый себе по букве. Называют их, а потом обмениваются, говоря: «Вылепи, пожалуйста, мою букву!». Сгребая песок ребрами ладоней, на поверхности песочницы ребенок и взрослый формируют, лепят буквы. Закончив работу, сверяют песочную букву с оригиналом, и идут за следующими. И так, пока в песочнице не образуется целый Город Букв.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ НА ПЕСКЕ. «ПЕСОЧНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» 1. Игры на знакомство с окружающим миром. Через них мы познаем то, что рядом с нами: животных (диких и домашних), насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, острова, профессии, город, транспорт, быт и пр. 2. Географические игры. Здесь мы узнаем как живут люди в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них. 3. Фантастические игры. В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и пр. 4. Исторические игры. Мы восхищаемся диарамами сражений, представленных в крупных музеях, а ведь это ни что иное, как застывшая песочная картина.  5. Игры-экскурсии по городу. Родина начинается с родного города, селения. История города, как и жизненный путь человека, имеет свои радости и печали. Эти события можно разыгрывать на песке.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ НА ПЕСКЕ.

«ПЕСОЧНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»

1. Игры на знакомство с окружающим миром.

Через них мы познаем то, что рядом с нами: животных (диких и домашних), насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, острова, профессии, город, транспорт, быт и пр.

2. Географические игры.

Здесь мы узнаем как живут люди в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.

3. Фантастические игры.

В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и пр.

4. Исторические игры.

Мы восхищаемся диарамами сражений, представленных в крупных музеях, а ведь это ни что иное, как застывшая песочная картина. 

5. Игры-экскурсии по городу.

Родина начинается с родного города, селения. История города, как и жизненный путь человека, имеет свои радости и печали. Эти события можно разыгрывать на песке.

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

ПРОЕКТИВНЫЕ ИГРЫ НА ПЕСКЕ Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры — есть проекция внутреннего мира ребенка. То есть перенос вовне переживаний, желаний, умений, возможностей. Поэтому эти игры называют ПРОЕКТИВНЫМИ. Оказывается, что строя картину из песка, ребенок переносит на песочный «лист» ландшафт внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, ребенок приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

ПРОЕКТИВНЫЕ ИГРЫ НА ПЕСКЕ

Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры — есть проекция внутреннего мира ребенка. То есть перенос вовне переживаний, желаний, умений, возможностей. Поэтому эти игры называют ПРОЕКТИВНЫМИ.

Оказывается, что строя картину из песка, ребенок переносит на песочный «лист» ландшафт внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, ребенок приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу или стеллажу с «коллекцией» фигурок и выбрать те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание. Инструкция не ограничивает ребенка выбором только того, что нравится. Он может выбирать и «злые» фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Время выбора обычно не ограничивается. Каждый выбирает в своем темпе. Бессознательное уже «ощупывает» фигурки, ища в них персоналии внутренних процессов.

Взрослый в таинстве выбора не участвует. Он как-будто «растворяется», но обращает внимание на то, что и как выбирает ребенок.

Далее, ребенок приглашается к ящику с песком и ему дается «сказочная» инструкция: «…и задумал Волшебник превратить ее в сказочную страну и населить ее разными существами... Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь» / «Создай то, что хочешь», /«Создай свою семью и расскажи о ней» и др.

Можно дать дополнение к инструкции: «Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего не достает».

Когда ребенок заканчивает создание сказочной страны, мы просим его рассказать о ней.

ГРУППОВЫЕ ИГРЫ

Игры с песком в группе направлены, в основном, на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

Группа может состоять та 2-х, 4-х и более детей. Если Вы имеете дело со “сложными” детьми (агрессивные, гиперактивные) лучше не собирать группу более 3-х человек - Вы будете четвертым.

Детям дается следующая инструкция: «Вы – Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в путешествие. Для того чтобы найти страну, в которой еще никто не жил – пустыню. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберите себе по ТРИ героя, которых вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, дома – все, что будет вам нужно для создания сказочной страны.» Образ Волшебника в данной инструкции является «нормирующим»: его «кодекс чести» не позволяет ссориться, бросаться песком, разрушать то, что создает волшебник рядом, актуализирует потенциальные творческие части личности и др.

Когда дети выберут фигурки, можно им предложить создавать сказочную страну либо всем вместе, либо по очереди.

Итак, для нас важно понаблюдать за тем, как дети проявляют себя в игре и контакте друг другом. Вы заметите, что в песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Так формируется эмпатия – способность к пониманию ближнего и сопереживания ему.

Итак, для нас важно понаблюдать за тем, как дети проявляют себя в игре и контакте друг другом. Вы заметите, что в песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия.

Дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Так формируется эмпатия – способность к пониманию ближнего и сопереживания ему.

Итоги: Итак, стоит отметить, что во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Итоги:

Итак, стоит отметить, что во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.

Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!